Эти непростые простые предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Занятия проводились в профильном летнем лагере г. Выборг (2014 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие первое.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Возрастная группа: 13-15 лет.
Предположительное количество детей: 20-25.
Время: 3 астрономических часа.
Цель занятия:
- Дидактическая.
Подготовка к восприятию ОП в программе 8 класса. Для ребят, окончивших 8 класс – повторение и открытие для себя стилистических возможностей ОП. Получение новой информации и закрепление полученных знаний через игровые технологии.
- Воспитательная.
Воспитание любви и внимательного отношения к языку: к слову в составе предложения и предложению как осмысленной части текста.
- Познавательно-практическая.
Подведение итогов через практикум. Подготовка к части «С2» ГИА ОГЭ (сочинение на лингвистическую тему). Развитие устной и письменной речи.
Оборудование: Тексты различных стилей, карточки с разрезанным текстом (игра в «Пазлы»), компьютер с выходом в Интернет, проектор, колонки для аудио восприятия.
Полезная перемена:
Подготовка к практикуму в школе и школьном парке.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Слово учителя: «Ребята, сегодня мы открываем летнюю школу в профильном лагере, в котором вы совместите отдых и интересные занятия. Первые две недели вы будете набираться знаний на уроках русского языка.
Сегодня, 2 июня, у нас первое занятие. Как именно называется тема, вы мне скажете сами. Подсказку я уже дала в начале своей речи. У нас будет и теория, и практика, и интересные игры.
А теперь за дело…»
Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь. Один сказал: “Eo rus”
(Еду в деревню ), второй ответил: “I” (Езжай ).
В чём же изюминка этих предложений ?
Ученики. Эти предложения односоставные, у них только один главный член предложения.
Учитель. формулируйте тему нашего урока.
Ученики. Тема нашего урока – односоставные предложения.
- Начнём с разминки. (Брейн-ринг)
3. Сравните два отрывка (выведено на доску)
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?
(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.
(А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
- КАКАЯ ТЕМА СЕГОДНЯ БУДЕТ ОСНОВНОЙ?
(простое предложение)
- ДА,ЭТО ТАК. НО НЕ ТОЛЬКО ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЫ РАССМОТРИМ, НО И ОСОБУЮ РОЛЬ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
- Тема.
Столы сдвинуты. Разложены тексты различной стилевой принадлежности. (приложение 1)
Задания:
- Распределить тексты на 4 группы, основываясь на своих знаниях по стилистике.
- Обосновать различия между группами текстов.
- Найти общие синтаксические характеристики.
(Дети должны сделать выводы, что все тексты можно разделить на научные, деловые, художественные, публицистические. Рассказывают о задачах каждого стиля).
В помощь ребятам слайды с характеристикой стилей (приложение 2).
Далее ребята должны отметить, что во всех текстах присутствуют односоставные предложения.
Учитель: Как вы думаете, имеют ли односоставные предложения какое-то практическое значение? Нужны ли они нам ? Где используются?
Ученики: Односоставные предложения встречаются в художественных произведениях, люди используют их в разговоре.
Учитель: Правильно. Но сфера их распространения гораздо шире и богаче.
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы ?
Учащиеся: Надо проанализировать тексты.
Учитель: Верно. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа. А как вы это будете делать ? Вам, ребята, предстоит не только обсудить задания, но и выработать коллективную позицию по предложенным вопросам, а также подготовить развёрнутое научное сообщение(презентацию), с которым вы выступите на конференции.
Как вы думаете, ребята, от чего зависит успешный ответ?
Успех команды зависит от успеха каждого. Как вы будете планировать работу в группе ?
Учащиеся: “Распределим задания”, “проведём поэтапное обсуждение”, “выработаем коллективное мнение”, “письменно сформулируем вывод”.
Учитель: Какие качества личности могут помочь, по-вашему, добиться успеха ?
Учащиеся: Доброжелательность, вежливость, терпимость, готовность помочь, умение не навязывать своё мнение, а доказывать, ответственность, стремление добиться цели, сотрудничество.
11 января 1968 года.
Здравствуй, мой друг Алик! Вот и приехала из Ленинграда. Чудо-город! Где мы только не были! Измучились, но довольны. А как твои каникулы ? Как отметки ? У меня без троек. Досмотрела, наконец, нашу “ Войну и мир ”. Ууууууууууу... Читаю сейчас только Л.Толстого и Евтушенко “ Братская ГЭС” (Читал ?) Кстати, я достала слова песен из “Вертикали ”и “ Чудо-Юдо”. Если хочешь, пришлю. Спасибо за поздравление. Да, напиши, каким был для тебя 1967 год? Обязательно. И заполни и пришли анкету дочери Маркса “Познай самого себя”. Очень прошу. Пиши !
Надя Рушева.
(Письмо с фронта.)
Дорогие мои родные! Жена и детки мои Витя и Юля, здравствуйте! Наконец-то появилась возможность писать вам. Много чего со мной произошло. Как-нибудь потом опишу. Сейчас еду опять на фронт. У меня всё хорошо. Очень по вам скучаю. Как вы там у меня ? Как твоё здоровье, Пелагеюшка? Ребята, наверное, сильно подросли. Скажи им, чтобы слушались.Вот пока и всё. Скоро напишу вам большое письмо. Остаюсь ваш любящий муж и отец.
Матвей.
(Письмо А.П.Чехова.)
Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву, где ем устриц. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. К какому жанру принадлежат данные тексты ?
(К эпистолярному.)
2. Проанализируйте синтаксический рисунок писем. Какие предложения преобладают в текстах этого жанра?
(Простые, односоставные.)
3. Подсчитайте количество односоставных предложений. Какие из них преобладают? Чем это можете объяснить?
(Определённо-личные. Письмо–адресно направленный текст, поэтому много определённо-личных предложений.)
4. По какой причине, на ваш взгляд, происходило упрощение синтаксических конструкций?
(По причине острого дефицита времени адресанта. В силу этого мысь развивалась ассоциативно, отрывисто, импульсивно, спонтанно.)
5. Определите стилистическую принадлежность этих текстов.
(Разговорный, обиходно-бытовой стиль.)
6. Согласны ли вы с утверждением, что в разговорном стиле действует закон “экономии речевых средств”?
(Да. Предложения состоят в среднем из 1–7 слов.)
7. Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, которые считают, что в текстах эпистолярного жанра специфическим элементом является диалогический монолог?
8. Знаком (+) отметьте признаки разговорного стиля:
- Вопросительные и восклицательные предложения.
- Междометия.
- Причастия и деепричастия.
- Вводные слова.
- Слово(а) с оценочным словообразовательным суффиксом.
- Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях.
- Обращения.
- Эмоциональная лексика.
- Абстрактная лексика.
- Иноязычная лексика.
- Общеупотребительная лексика.
- Сложный синтаксический рисунок.
9. Обобщив всё, сформулируйте вывод. (Односоставные предложения активно используются в текстах эпистолярного жанра.)
Задания 2-й группе.
а) Внимательно прочитайте тексты.
1. Сделай паузу – скушай “Twix!”.
2. Собирай друзей – летим в Монако !
3. Попробуйте нашу селёдку. Нежную! Ароматную!
4. Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности ?
5. Батончик Nuts. Заряди свои мозги!
6. Ariel.Безупречный вид одежды. Надолго.
7. Где отдохнуть вечером вдвоём?
Попробовать изысканное блюдо?
Потанцевать под негромкую музыку?
Ресторан,. Тет-а-тет ”.
8. Легко включить, трудно остановиться!
9. Приходите посмотреть на наши обструганные цены!
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания внесите соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр данных текстов.
(Наружная реклама.)
2. Из “Стилистического энциклопедического словаря русского языка” выпишите лексическое значение слова РЕКЛАМА.
(Реклама (фр.reklame от лат. reklamare – выкрикивать ) – текст, представляющий фирмы, товары, услуги и др.)
3. Согласны ли вы с определением, данным рекламным агентством “ акан Эриксон Инкорпарейтед” : “Реклама – это “хорошо пересказанная правда”?
(Мнения разделились. Некоторые учащиеся приводили примеры несоответствия того, что было заявлено в рекламе, и качеством рекламируемого товара.)
4. Как вы думаете, можно ли утверждать, что реклама -это скрытый диалог ?
(Учащиеся согласились с этим утверждением. По их мнению, реклама – это невербальное средство общения между рекламодателем и покупателем. В этом коммуникативный характер односоставных предложений.)
5. Какова цель рекламного текста ?
(Цель рекламы – привлечь внимание адресата, заинтересовать его, убедить в преимуществе рекламируемого объекта по сравнению с другим.)
6. Рекламный текст – это особый вид творчества. Какие, на ваш взгляд, требования предъявляются к рекламному тексту ? Каким он должен быть ?
(Кратким, интересным, достоверным, понятным, динамичным, оригинальным.)
7. Какие и с какой целью используются изобразительно-выразительные средства в следующих рекламных текстах:
№ 3 – (Точные эпитеты усиливают выразительность рекламного образа, подчёркивают индивидуальный признак товара; парцелляция– выделяется из общего речевого потока, усиливает речь.);
№ 4, 5, 6 – (Сегментированная конструкция-1 часть – односоставные назывные предложения);
№ 7 – (Вопросно– ответная конструкция. Три предложения-безличные, четвёртое– назывное);
№ 8 – (Антитеза ).
8. Определите структуру предложенных текстов.
(Предложения простые, односоставные.)
9. Определите предложения по цели высказывания. Какие преобладают ? Чем вы это можете объяснить ?
(Побудительные. Они активизируют потенциального потребителя, стимулируют его к действию.)
8. Определите лицо глаголов в рекламных текстах. Сделайте вывод.
(В большинстве случаев употребляются глаголы 2 лица ед.ч. или мн. ч. Потребитель лучше реагирует, если обращаются к нему лично.)
10. Вопрос о стилевом статусе рекламных текстов в настоящее время является дискуссионным. В.Ю. Липатова считает, что рекламным текстам присущи признаки многих стилей. Е.С.Кара – Мурза убеждён в том, что рекламный стиль должен быть выделен в отдельную функциональную разновидность языка.Д.Э Розенталь относит рекламные тексты к публицистическому стилю речи, потому что, несмотря на всю их специфичность, они очень близки к публицистическому стилю.
Какие признаки публицистического стиля вы можете отметить в данных рекламных текстах ?
(Информирование, воздействие на чувства, побуждение к действию; общедоступность, образность, прямое обращение к собеседнику; предложения, различные по цели высказывания и по интонационной окраске.)
Задание 3-й группе.
а) Выразительно прочитайте тексты.
“Ночь, улица, фонарь, аптека...” Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
“Родная картина” Константин Бальмонт.
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берёз, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнётом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, –
И невольно рвёшься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова “Мыслитель”.
Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!
То есть почему же-с ?...Хотя и много знаков, но каждый из них имеет своё значение и место.
– Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки! Одно только мудрование... Наставит десяток запятых в одной строке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурор Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая... Тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах тоже самое... Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже! А иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд... Для чего это?... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали...пыль в глаза пущать.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр текстов (1, 2 – лирика, 3 – проза) и их стилистическую принадлежность. (1, 2 – художественный стиль, 3 – разговорный стиль в художественном произведении.)
2. Отметьте синтаксические особенности этих текстов.
а) (В художественных текстах используется весь арсенал имеющихся в языке синтаксических средств, в частности, односоставных предложений.)
1-й текст.
Назывные: (Ночь, улица, фонарь, аптека, ледяная рябь канала), безличное (Исхода нет), определённо-личные (Живи ещё хоть четверть века; уумопомрачение, а не наукамрёшь – начнёшь опять сначала).
2-й текст.
Назывные (Стаи птиц, дороги лента, повалившийся плетень, ряд берёз, вид унылый придорожного столба, полусвет и полусумрак), определённо-личное (И невольно рвёшься вдаль).
3-й текст.
Назывные.(Одно только мудрование; умопомрачение, а не наука), безличное (В глазах рябит; пыль в глаза пущать), неопределённо-личное (Для форсу выдумали... ), определённо-личное (Что ни говорите).
б) Широко используются изобразительно-выразительные средства :
1-й текст.
Эпитеты (Бессмысленный свет, ледяная рябь); кольцевая композиция (стихотворение начинается и заканчивается одной и той же строчкой).
2-й текст.
Эпитеты (С отуманенного неба,тусклый день, бесконечная печаль), метафоры (Дороги лента ), олицетворение (День смотрит, душу давит печаль), сравнение (3–4 строчки 2 строфы ).
3-й текст.
в) Разговорные и просторечные слова (Натыкает, тьфу!, мудрование), частицы (уж, же-с, даже, же), фразеологический оборот (Пыль в глаза пущать), диалог(разговор двух героев ), восклицательные предложения – их 7 в тексте (Уж это вы оставьте! Противно читать даже!), риторический вопрос – 2 раза (Для чего это?), обращение (Филипп Максимыч), использование слова в несвойственном ему значении (Франт – человек, любящий наряжаться ).
3. Определите сферу применения этих текстов.
(Художественные произведения (№ 1и 2) и разговорно-бытовая сфера (№ 3)).
4. Какова же роль односоставных предложений в анализируемых вами текстах? (3-й текст. Цель разговорного стиля – общение, обмен мнениями. Речь заранее не готовится, поэтому она спонтанна, не отличается строго выдержанной лигикой, последовательностью, очень эмоциональна, следовательно, в речевом общении нужны синтаксические конструкции, способные передать динамику мысли. Таковыми являются односоставные предложения.
В поэтической речи номинативные предложения используются для детализации картины мира. В стихах часто используются о-л предложения, так как местоимения не прибавили бы нового смысла, но сделали бы контекст более громоздким.)
Задание 4-й группе.
а) Прочитайте предложенные тексты.
Правила поведения на улице и во дворе.
- Гуляй поблизости от своего дома.
- Возвращайся домой засветло.
- Старайся обходить овраги и заброшенные дома.
- Остерегайся входить с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
- Отказывайся садиться в чужую машину.
- Не вступай в диалог с незнакомыми людьми.
Правила пользования Библиотекой. (Обязанности читателей.)
- Бережно относиться к книгам: не делать пометок, подчёркиваний,
- не вырывать, не загибать страницы.
- Возвращать книги в установленные сроки.
- Обнаружив дефекты в книге, сообщить об этом дежурному библиотекарю.
- Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в Библиотеке.
- Отключать мобильные телефоны в читальных залах.
- Не вносить продукты питания и напитки в помещение Библиотеки.
- Не входить в помещение Библиотеки в верхней одежде и головных уборах, с сумками и пакетами.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Определите жанр данных текстов.
(Инструкция (от лат. cлова instructio – 'устройство, наставление').)
2 Выпишите из “Толкового словаря” С.И.Ожегова толкование этого слова.
(Инструкция – 1) свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь; 2) правовой акт, которым регламентируется какая-либо деятельность.)
3. Определите тип односоставных предложений в 1 и во 2 текстах.
(В 1-ом – определённо-личные; во 2-ом – безличные (инфинитивные ).)
4. Объясните, почему в инструкциях не используются неопределённо – личные, обобщённо-личные и назывные предложения?
(Инструкция – адресно направленный документ, в нём содержатся советы и приказания лица лицу. В этом её коммуникативный характер.)
5. Определите стиль данных текстов.
(Официально-деловой стиль.)
6. С какой целью составлены инструкции ?
(Цель: сообщение информации, имеющей практическое значение.)
7. Какие языковые средства подчёркивают стремление автора воздействовать на читателя (текст №1)?
(Употребляются глаголы повелительного наклонения.)
(Точность речи, логичность, сжатость, употребление слов в прямом значении,отсутствие эмоциональной лексики, использование глаголов повелительного наклонения, прямой порядок слов, повествовательные предложения.)
9. Обобщив всё сказанное, сделайте вывод .
(Инструкция – это текст официально-делового стиля, используемый в административно-правовой сфере.)
Задания 5-й группе.
а) Прочитайте текты.
(Отрывок из статьи В. Пескова “Чувство Родины”.)
Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений
Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной...Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине””.)
Вот тут, у этого тополя, будешь впервые в жизни ждать девчонку...Натопчешься, накуришься. Не идёт !... Ты этот тополь-то...запомни. Пройдёт лет тридцать, приедешь откуда-нибудь... и этот тополёк поцелуешь.А ещё, парень, погляди на эту дорогу... Внимательно погляди...
Это – из села. Вот столбы туда пошагали. Послушай, подойди, как гудят провода... Не торопись. Может, и уйдёшь, только не торопись...
Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, я думаю, чтобы постоянно ощущать в себе житейский “ запас прочности” : всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу.
Родина... Благослави тебя, моя родина... Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
Какой общей темой объединены эти тексты ?
(Тема родины.)
Определите стилистическую принадлежность текстов.
(Тексты публицистического стиля. Они передают патриотические чувства авторов, эмоционально воздействуют на слушателей и читателей, призывая их к действию.)
Какие лексические, морфологические и синтаксические средства речи использованы в этих текстах ?
(С помощью типичной для этого стиля торжественной лексики: Родина – это очень много, наш общий дом – Родина, благослави тебя, моя родина; речевых штампов: это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга, будь счастлива; тропов: метафора (“столбы пошагали пошагали”), статьи пронизаны пафосом гражданской гордости за страну, которой “неистово хлопают во всех городах Земли”, чувством тревоги, обиды, грусти из-за бесхозяйственности и безответственности “Иванов, не помнящих родства” (“бережём плохо то, что надо непременно беречь”), желанием сделать страну счатливой (“забота об облике нашей земли мне представляется очень важной”. “будь счастлива! ”; в текстах использованиы синтаксические языковые средства: ряды однородных членов предложения (“Кучу мусора, ржавую сеялку, кучу... мешков”), повтор союзов И, ИЛИ.)
Докажите, что авторы ведут доверительный разговор с читателями, проанализируйте синтаксический рисунок текстов.
(В 1 тексте преобладают односоставные назывные предложения, потому что автор раскрывает ёмкое понятие “ Родина ” через указанные им предметы; во втором тексте преобладают односоставные определённо-личные предложения,так как автор обращается непосредственно к человеку, скорее всего, к крестьянскому пареньку, предостерегая его от ошибки, которую тот может совершить, покинув “ малую родину”.)
Определите жанровую принадлежность и сферу употребления текстов публицистического стиля.
(Жанр – статья, сфера применения – общественно-политическая.)
С чего начинается ваша малая родина ? Составьте 7–10 предложений на эту тему, используя односоставные предложения.
Задание 6-й группе.
а) Прочитайте предложенные тексты.
Ещё в глубокой древности некоторые учёные высказывали предположения о строении вещества. Греческий учёный Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частиц.
Многие опыты подтверждают представления о строении вещества.
Рассмотрим некоторые из них. Проделаем опыт. Возьмём медный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдёт. Остыв, шарик уменьшится в объёме и вновь пройдёт сквозь кольцо.
(Из учебника.)
Земноводные питаются подвижной животной пищей. Основой питания лягушек служат насекомые, слизни, пауки, черви. Сами земноводные служат объектами питания некоторых птиц и млекопитающих. Так, лягушек едят аисты, цапли, барсуки, ежи, енотовидные собаки и некоторые рептилии.
Во Франции люди используют в пищу съедобных лягушек. Крупных лягушек в США разводят на специальных фермах, как карпов в прудах.
Учёные используют земноводных для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Этим страдалицам науки в Сорбонне, во всемирно известном Парижском университете, поставлены памятники.
(Из учебника.)
б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.
Задания.
1. Что объединяет первый и второй текст ?
(Это учебные тексты.)
2. Определите стилевую принадлежность текстов.
(Научный стиль речи.)
3. Определите цель текста научного стиля речи.
(Сообщить научную информацию, объяснить её, представив научную аргументацию.)
4. В чём особенность представленной в научных текстах информации ?
(Она точна, доказательна, объективна, правдива.)
5. Какие языковые средства научного стиля можно отметить ?
(Используются научные термины : вещество, мельчайшие частицы, млекопитающие, биологические опыты; отвлечённые существительные: предположение, строение, представление, питание; практически отсутствует эмоциональная лексика (пожалуй, только во 2 тексте употреблено одно оценочное слово: “страдалица”.)
6. Подсчитайте количество двусоставных и односоставных предложений, количество слов в них. Сделайте вывод.
(В текстах научного стиля преобладают двусоставные предложения, односоставных мало. Научный текст не предполагает недосказанности, поэтому предложения отличаются распространённостью: количество слов в предложении от 7 и более.)
Учитель.
Сейчас вам, ребята, предстоит защита коллективных позиций. Ваше научное аргументирование мы оформим в виде таблицы.
Жанрово-стилистические особенности текстов с односоставными предложениями и сфера их использования.
Текст | Жанр. | Стиль. | Сфера применения. |
1. | Эпистолярный. | Эпистолярный стиль речи. | Личное письмо. |
2. | Наружная реклама. | Публицистический стиль речи. | Массовая коммуникация. |
3. | Лирика и проза. | Художественный стиль речи. | Произведения художественной литературы. |
4. | Инструкция. | Официально-деловой стиль | Административно-правовая |
5. | Статья. | Публицистический стиль речи. | Общественно-политическая (газета, журнал),брошюра ) |
6. | Научная статья. | Научный стиль речи. | Учебная литература. |
Подведение итогов.
Учитель: Прослушав выступления своих товарищей, кратко сформулируйте общий ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос.
Учащиеся: Односоставные предложения употребляются во всех стилях речи. Ограниченно – в текстах научного стиля. Они используются в текстах, отличающихся жанровым многообразием.
Учитель: Вы хорошо потрудились, ребята. Молодцы!
Весёлая переменка (Мимическая физкультминутка)
ПРАКТИКУМ (с выходом на пришкольный участок)
Ребята делятся на группы и подготавливают различные тексты:
- Интервью на тему: должны ли учащиеся помогать содержать в чистоте пришкольный участок (собирать мусор, бороться с сорняками, поливать цветы и т.п.)
- Текст в научном стиле о школьном парке отдыха.
- Текст в публицистическом стиле (заметка) о полезности зелёного парка возле школы(с ярким названием и скрытой рекламой).
- Инструкция о правилах поведения на пришкольном участке.
- Рекламные слоганы на тему профильного лагеря для любознательных.
- Научная статья о зелёных насаждениях возле жилых домов.
- Художественная пейзажная зарисовка на тему: «Школьный парк».
- Стихи: лирические, хвалебные (оды), игровые (каламбуры) и т.д.
- Художественный рассказ: «Как я провёл первый день в профильном лагере».
- Деловой отчёт: «Как я провёл первый день в профильном лагере».
В качестве домашней работы вы можете выбрать одно из заданий:
- проведите текстоведческий анализ небольшого отрывка из школьного учебника;
- составьте инструкцию “ Как правильно расставить знаки препинания в предложении”, отметьте жанрово-стилистические особенности вашего текста;
- Проанализируйте тексты эпиграмм, афоризмов, эпитафий, каламбуров, используя ресурсы Интернета. Отметьте жанрово-стилистические особенности текстов.
(Можно использовать предложенные примеры.)
Эпиграмма:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
(А.С.Пушкин )
Каламбур:
Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу.
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.С.Пушкин )
Афоризмы.
Завтракайте по-королевски, обедайте, как принц, и ужинайте, как нищий.
Эпитафия. (Надгробная надпись с родового кладбища Салтыковых, у поместья писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина.)
Прохожий, ты идёшь, а не лежишь, как я.
Постой и отдохни на гробе у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе.
Как ты, был жив и я. Умрёшь и ты, как я...
Учитель:
Закончить урок я хочу притчей, мудрый смысл которой, я уверена, вы поймёте.
Мудрец поселился на вершине горы, к нему приходили люди, и он им помогал советом. Но одному человеку стало завидно. Он стал говорить, что живший на горе человек вовсе не мудрец и что он докажет это.
“Я поймаю бабочку, спрячу её в ладони и спрошу у “мудреца”, что у меня там лежит. Если он скажет: “Бабочка”, я его спрошу: “Живая она или мёртвая?”.
Если он скажет: “Живая, – я её сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит”.
Пришли к мудрецу... Что у меня в ладони? ”– спросил завистник. “Бабочка” –, ответил мудрец. “А какая она, живая или мёртвая?” “ Всё в твоих руках!” – ответил мудрец.
Разложены карточки с разрезанными текстами различного стиля.
Ребята должны как можно быстрее собрать тексты и понаблюдать: какие особенности в подаче информации, какие предложения преобладают. Сделать вывод о большем количестве ОП в научном и деловом стилях и о роли односоставных предложений в художественном стиле (диалогическая речь героя) и публицистическом (лозунги и риторические вопросы).
При проведении занятий частично использовались материалы и презентации Карповой С.Н. - учителя русского языка МОУ «СОШ №5 г. Суворова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"
материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...
Электив "Это непростое простое предложение"
Работа представляет собой краткую пояснительную записку и учебно-тематический план по углубленному изучению простого предложения....
Это непростое простое предложение
Урок русского языка в 5 классе посвящен обобщению и систематизации знаний о простом предложении...
Это непростое простое предложение
Сборник таблиц по русскому языку по теме "Простое предложение" для 8 класса....
"Это непростое простое предложение" презентация для 8 класса
Данная презентация поможет провести урок обобщения знаний по теме "Простое предложение" в 8 классе...
Презентация "Непростые" простые предложения
Материал для уроков русского языка в 9-11классе.Презентация рассматривает теоретические вопросы:Способы выражения подлежащего.и сказуемого.Простое глагольное сказуемое.Составное глагольное сказуемое.С...
Урок "Это непростое простое предложение"
Урок русского языка в 5 классе - закрепление знаний о простом пердложении....