Эти непростые простые предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Занятия проводились  в профильном летнем лагере г. Выборг (2014 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие первое.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ  ОДНОСОСТАВНЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Возрастная группа: 13-15 лет.

Предположительное количество детей: 20-25.

Время: 3 астрономических часа.

Цель занятия:

  1. Дидактическая.

Подготовка к восприятию ОП в программе 8 класса. Для ребят, окончивших 8 класс – повторение и открытие для себя стилистических возможностей ОП. Получение новой информации и закрепление полученных знаний через игровые  технологии.

  1. Воспитательная.

Воспитание любви и внимательного отношения к языку: к слову в составе предложения и предложению как осмысленной части текста.

  1. Познавательно-практическая.

Подведение итогов через практикум. Подготовка к части «С2» ГИА ОГЭ (сочинение на лингвистическую тему). Развитие устной и письменной речи.

Оборудование: Тексты различных стилей, карточки с разрезанным текстом (игра в «Пазлы»), компьютер с выходом в Интернет, проектор, колонки для аудио восприятия.

Полезная перемена:

Подготовка к практикуму в школе и школьном парке.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Слово учителя: «Ребята, сегодня мы открываем летнюю школу в профильном лагере, в котором вы совместите отдых и интересные занятия. Первые две недели вы будете набираться знаний на уроках русского языка.

Сегодня, 2 июня, у нас первое занятие. Как именно называется тема, вы мне скажете сами. Подсказку я уже дала в начале своей речи. У нас будет и теория, и практика, и интересные игры.

  А теперь за дело…»

    Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь. Один сказал: “Eo rus”

(Еду в деревню ), второй ответил: “I” (Езжай ).

В чём же изюминка этих предложений ?

Ученики. Эти предложения односоставные, у них только один главный член предложения.

Учитель. формулируйте тему нашего урока.

Ученики. Тема нашего урока – односоставные предложения.

  1. Начнём с разминки. (Брейн-ринг)

3. Сравните два отрывка (выведено на доску)

 1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

 (А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего  момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

  • КАКАЯ ТЕМА СЕГОДНЯ БУДЕТ ОСНОВНОЙ?

(простое предложение)

  • ДА,ЭТО ТАК. НО НЕ ТОЛЬКО ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЫ РАССМОТРИМ, НО И ОСОБУЮ РОЛЬ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

  1. Тема.

Столы сдвинуты. Разложены тексты различной стилевой принадлежности. (приложение 1)

Задания:

  • Распределить тексты на 4 группы, основываясь на своих знаниях по стилистике.
  • Обосновать различия между группами текстов.
  • Найти общие синтаксические характеристики.

(Дети должны сделать выводы, что все тексты можно разделить на научные, деловые, художественные, публицистические.  Рассказывают о задачах каждого стиля).  

В помощь ребятам слайды с характеристикой стилей (приложение 2).

Далее  ребята должны отметить, что во всех текстах присутствуют односоставные предложения.

Учитель: Как вы думаете, имеют ли односоставные предложения какое-то практическое значение? Нужны ли они нам ? Где используются?

Ученики: Односоставные предложения встречаются в художественных произведениях, люди используют их в разговоре.

Учитель: Правильно. Но сфера их распространения гораздо шире и богаче.

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы ?

Учащиеся: Надо проанализировать тексты.

Учитель: Верно. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа. А как вы это будете делать ? Вам,  ребята, предстоит не только обсудить задания, но и выработать коллективную позицию по предложенным вопросам, а также подготовить развёрнутое научное сообщение(презентацию), с которым вы выступите на конференции.

Как вы думаете, ребята, от чего зависит успешный ответ?

Успех команды зависит от успеха каждого. Как вы будете планировать работу в группе ?

Учащиеся: “Распределим задания”, “проведём поэтапное обсуждение”, “выработаем коллективное мнение”, “письменно сформулируем вывод”.

Учитель: Какие  качества личности могут помочь, по-вашему, добиться успеха ?

Учащиеся: Доброжелательность, вежливость, терпимость, готовность помочь, умение не навязывать своё мнение, а доказывать, ответственность, стремление добиться цели, сотрудничество.

11 января 1968 года.

Здравствуй, мой друг Алик! Вот и приехала из Ленинграда. Чудо-город! Где мы только не были! Измучились, но довольны. А как твои каникулы ? Как отметки ? У меня без троек. Досмотрела, наконец, нашу “ Войну и мир ”. Ууууууууууу... Читаю сейчас только Л.Толстого и Евтушенко “ Братская ГЭС” (Читал ?) Кстати, я достала слова песен из “Вертикали ”и “ Чудо-Юдо”. Если хочешь, пришлю. Спасибо за поздравление. Да, напиши, каким был для тебя 1967 год? Обязательно. И заполни и пришли анкету дочери Маркса “Познай самого себя”. Очень прошу. Пиши !

Надя Рушева.

(Письмо с фронта.)

Дорогие мои родные! Жена и детки мои Витя и Юля, здравствуйте! Наконец-то появилась возможность писать вам. Много чего со мной произошло. Как-нибудь потом опишу. Сейчас еду опять на фронт. У меня всё хорошо. Очень по вам скучаю. Как вы там у меня ? Как твоё здоровье, Пелагеюшка? Ребята, наверное, сильно подросли. Скажи им, чтобы слушались.Вот пока и всё. Скоро напишу вам большое письмо. Остаюсь ваш любящий муж и отец.

Матвей.

(Письмо А.П.Чехова.)

Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву, где ем устриц. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

1. К какому жанру принадлежат данные тексты ?

(К эпистолярному.)

2. Проанализируйте синтаксический рисунок писем. Какие предложения преобладают в текстах этого жанра?

(Простые, односоставные.)

3. Подсчитайте количество односоставных предложений. Какие из них преобладают? Чем это можете объяснить?

(Определённо-личные. Письмо–адресно направленный текст, поэтому много определённо-личных предложений.)

4. По какой причине, на ваш взгляд, происходило упрощение синтаксических конструкций?

(По причине острого дефицита времени адресанта. В силу этого мысь развивалась ассоциативно, отрывисто, импульсивно, спонтанно.)

5. Определите стилистическую принадлежность этих текстов.

(Разговорный, обиходно-бытовой стиль.)

6. Согласны ли вы с утверждением, что в разговорном стиле действует закон “экономии речевых средств”?

(Да. Предложения состоят в среднем из 1–7 слов.)

7. Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, которые считают, что в текстах эпистолярного жанра специфическим элементом является диалогический монолог?

8. Знаком (+) отметьте признаки разговорного стиля:

  • Вопросительные и восклицательные предложения.
  • Междометия.
  • Причастия и деепричастия.
  • Вводные слова.
  • Слово(а) с оценочным словообразовательным суффиксом.
  • Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях.
  • Обращения.
  • Эмоциональная лексика.
  • Абстрактная лексика.
  • Иноязычная лексика.
  • Общеупотребительная лексика.
  • Сложный синтаксический рисунок.

9. Обобщив всё, сформулируйте вывод. (Односоставные предложения активно используются в текстах эпистолярного жанра.)

Задания 2-й группе.

а) Внимательно прочитайте тексты.

1. Сделай паузу – скушай “Twix!”.
2. Собирай друзей – летим в Монако !
3. Попробуйте нашу селёдку. Нежную! Ароматную!
4. Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности ?
5. Батончик Nuts. Заряди свои мозги!
6. Ariel.Безупречный вид одежды. Надолго.
7. Где отдохнуть вечером вдвоём?
Попробовать изысканное блюдо?
Потанцевать под негромкую музыку?
Ресторан,. Тет-а-тет ”.
8. Легко включить, трудно остановиться!
9. Приходите посмотреть на наши обструганные цены!

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания внесите соответствующие записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

1. Определите жанр данных текстов.

(Наружная реклама.)

2. Из “Стилистического энциклопедического словаря русского языка” выпишите лексическое значение слова РЕКЛАМА.

(Реклама (фр.reklame от лат. reklamare – выкрикивать ) – текст, представляющий фирмы, товары, услуги и др.)

3. Согласны ли вы с определением, данным рекламным агентством “ акан Эриксон Инкорпарейтед” : “Реклама – это “хорошо пересказанная правда”?

(Мнения разделились. Некоторые учащиеся приводили примеры несоответствия того, что было заявлено в рекламе, и качеством рекламируемого товара.)

4. Как вы думаете, можно ли утверждать, что реклама -это скрытый диалог ?

(Учащиеся согласились с этим утверждением. По их мнению, реклама – это невербальное средство общения между рекламодателем и покупателем. В этом коммуникативный характер односоставных предложений.)

5. Какова цель рекламного текста ?

(Цель рекламы – привлечь внимание адресата, заинтересовать его, убедить в преимуществе рекламируемого объекта по сравнению с другим.)

6. Рекламный текст – это особый вид творчества. Какие, на ваш взгляд, требования предъявляются к рекламному тексту ? Каким он должен быть ?

(Кратким, интересным, достоверным, понятным, динамичным, оригинальным.)

7. Какие и с какой целью используются изобразительно-выразительные средства в следующих рекламных текстах:
№ 3 – (Точные 
эпитеты усиливают выразительность рекламного образа, подчёркивают индивидуальный признак товара; парцелляция– выделяется из общего речевого потока, усиливает речь.);
№ 4, 5, 6 – (
Сегментированная конструкция-1 часть – односоставные назывные предложения);
№ 7 – (
Вопросно– ответная конструкция. Три предложения-безличные, четвёртое– назывное);
№ 8 – (
Антитеза ).

8. Определите структуру предложенных текстов.

(Предложения простые, односоставные.)

9. Определите предложения по цели высказывания. Какие преобладают ? Чем вы это можете объяснить ?

(Побудительные. Они активизируют потенциального потребителя, стимулируют его к действию.)

8. Определите лицо глаголов в рекламных текстах. Сделайте вывод.

(В большинстве случаев употребляются глаголы 2 лица ед.ч. или мн. ч. Потребитель лучше реагирует, если обращаются к нему лично.)

10. Вопрос о стилевом статусе рекламных текстов в настоящее время является дискуссионным. В.Ю. Липатова считает, что рекламным текстам присущи признаки многих стилей. Е.С.Кара – Мурза убеждён в том, что рекламный стиль должен быть выделен в отдельную функциональную разновидность языка.Д.Э Розенталь относит рекламные тексты к публицистическому стилю речи, потому что, несмотря на всю их специфичность, они очень близки к публицистическому стилю.

Какие признаки публицистического стиля вы можете отметить в данных рекламных текстах ?

(Информирование, воздействие на чувства, побуждение к действию; общедоступность, образность, прямое обращение к собеседнику; предложения, различные по цели высказывания и по интонационной окраске.)

Задание 3-й группе.

а) Выразительно прочитайте тексты.

“Ночь, улица, фонарь, аптека...” Александр Блок.

Ночь, улица, фонарь, аптека, 
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала 
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

“Родная картина” Константин Бальмонт.

Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.

Ряд берёз, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнётом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак, –
И невольно рвёшься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова “Мыслитель”.

Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!

То есть почему же-с ?...Хотя и много знаков, но каждый из них имеет своё значение и место.

– Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки! Одно только мудрование... Наставит десяток запятых в одной строке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурор Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая... Тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах тоже самое... Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже! А иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд... Для чего это?... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали...пыль в глаза пущать.

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте соответствующие записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

1. Определите жанр текстов (1, 2 – лирика, 3 – проза) и их стилистическую принадлежность. (1, 2 – художественный стиль, 3 – разговорный стиль в художественном произведении.)

2. Отметьте синтаксические особенности этих текстов.

а) (В художественных текстах используется весь арсенал имеющихся в языке синтаксических средств, в частности, односоставных предложений.)

1-й текст.

Назывные: (Ночь, улица, фонарь, аптека, ледяная рябь канала), безличное (Исхода нет), определённо-личные (Живи ещё хоть четверть века; уумопомрачение, а не наукамрёшь – начнёшь опять сначала).

2-й текст.

Назывные (Стаи птиц, дороги лента, повалившийся плетень, ряд берёз, вид унылый придорожного столба, полусвет и полусумрак), определённо-личное (И невольно рвёшься вдаль).

3-й текст.

Назывные.(Одно только мудрование; умопомрачение, а не наука), безличное (В глазах рябит; пыль в глаза пущать), неопределённо-личное (Для форсу выдумали... ), определённо-личное (Что ни говорите).

б) Широко используются изобразительно-выразительные средства :

1-й текст.

Эпитеты (Бессмысленный свет, ледяная рябь); кольцевая композиция (стихотворение начинается и заканчивается одной и той же строчкой).

2-й текст.

Эпитеты (С отуманенного неба,тусклый день, бесконечная печаль), метафоры (Дороги лента ), олицетворение (День смотрит, душу давит печаль), сравнение (3–4 строчки 2 строфы ).

3-й текст.

в) Разговорные и просторечные слова (Натыкает, тьфу!, мудрование), частицы (уж, же-с, даже, же), фразеологический оборот (Пыль в глаза пущать), диалог(разговор двух героев ), восклицательные предложения – их 7 в тексте (Уж это вы оставьте! Противно читать даже!), риторический вопрос – 2 раза (Для чего это?), обращение (Филипп Максимыч), использование слова в несвойственном ему значении (Франт – человек, любящий наряжаться ).

3. Определите сферу применения этих текстов.

(Художественные произведения (№ 1и 2) и разговорно-бытовая сфера (№ 3)).

4. Какова же роль односоставных предложений в анализируемых вами текстах? (3-й текст. Цель разговорного стиля – общение, обмен мнениями. Речь заранее не готовится, поэтому она спонтанна, не отличается строго выдержанной лигикой, последовательностью, очень эмоциональна, следовательно, в речевом общении нужны синтаксические конструкции, способные передать динамику мысли. Таковыми являются односоставные предложения.
В поэтической речи номинативные предложения используются для детализации картины мира. В стихах часто используются о-л предложения, так как местоимения не прибавили бы нового смысла, но сделали бы контекст более громоздким.)

Задание 4-й группе.

а) Прочитайте предложенные тексты.

Правила поведения на улице и во дворе.

  • Гуляй поблизости от своего дома.
  • Возвращайся домой засветло.
  • Старайся обходить овраги и заброшенные дома.
  • Остерегайся входить с незнакомым человеком в подъезд, лифт.
  • Отказывайся садиться в чужую машину.
  • Не вступай в диалог с незнакомыми людьми.

Правила пользования Библиотекой. (Обязанности читателей.)

  • Бережно относиться к книгам: не делать пометок, подчёркиваний,
  • не вырывать, не загибать страницы.
  • Возвращать книги в установленные сроки.
  • Обнаружив дефекты в книге, сообщить об этом дежурному библиотекарю.
  • Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в Библиотеке.
  • Отключать мобильные телефоны в читальных залах.
  • Не вносить продукты питания и напитки в помещение Библиотеки.
  • Не входить в помещение Библиотеки в верхней одежде и головных уборах, с сумками и пакетами.

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

1. Определите жанр данных текстов.

(Инструкция (от лат. cлова instructio – 'устройство, наставление').)

2 Выпишите из “Толкового словаря” С.И.Ожегова толкование этого слова.

(Инструкция – 1) свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь; 2) правовой акт, которым регламентируется какая-либо деятельность.)

3. Определите тип односоставных предложений в 1 и во 2 текстах.

(В 1-ом – определённо-личные; во 2-ом – безличные (инфинитивные ).)

4. Объясните, почему в инструкциях не используются неопределённо – личные, обобщённо-личные и назывные предложения?

(Инструкция – адресно направленный документ, в нём содержатся советы и приказания лица лицу. В этом её коммуникативный характер.)

5. Определите стиль данных текстов.

(Официально-деловой стиль.)

6. С какой целью составлены инструкции ?

(Цель: сообщение информации, имеющей практическое значение.)

7. Какие языковые средства подчёркивают стремление автора воздействовать на читателя (текст №1)?

(Употребляются глаголы повелительного наклонения.)

(Точность речи, логичность, сжатость, употребление слов в прямом значении,отсутствие эмоциональной лексики, использование глаголов повелительного наклонения, прямой порядок слов, повествовательные предложения.)

9. Обобщив всё сказанное, сделайте вывод .

(Инструкция – это текст официально-делового стиля, используемый в административно-правовой сфере.)

Задания 5-й группе.

а) Прочитайте текты.

(Отрывок из статьи В. Пескова “Чувство Родины”.)

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на “ клочке земли, припавшем к трём берёзам”, частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной...Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

(Отрывок из статьи В.Шукшина“Слово о“малой родине””.)

Вот тут, у этого тополя, будешь впервые в жизни ждать девчонку...Натопчешься, накуришься. Не идёт !... Ты этот тополь-то...запомни. Пройдёт лет тридцать, приедешь откуда-нибудь... и этот тополёк поцелуешь.А ещё, парень, погляди на эту дорогу... Внимательно погляди...

Это – из села. Вот столбы туда пошагали. Послушай, подойди, как гудят провода... Не торопись. Может, и уйдёшь, только не торопись...

Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, я думаю, чтобы постоянно ощущать в себе житейский “ запас прочности” : всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу.

Родина... Благослави тебя, моя родина... Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями, договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

Какой общей темой объединены эти тексты ?

(Тема родины.)

Определите стилистическую принадлежность текстов.

(Тексты публицистического стиля. Они передают патриотические чувства авторов, эмоционально воздействуют на слушателей и читателей, призывая их к действию.)

Какие лексические, морфологические и синтаксические средства речи использованы в этих текстах ?

(С помощью типичной для этого стиля торжественной лексики: Родина – это очень много, наш общий дом – Родина, благослави тебя, моя родина; речевых штампов: это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга, будь счастлива; тропов: метафора (“столбы пошагали пошагали”), статьи пронизаны пафосом гражданской гордости за страну, которой “неистово хлопают во всех городах Земли”, чувством тревоги, обиды, грусти из-за бесхозяйственности и безответственности “Иванов, не помнящих родства” (“бережём плохо то, что надо непременно беречь”), желанием сделать страну счатливой (“забота об облике нашей земли мне представляется очень важной”. “будь счастлива! ”; в текстах использованиы синтаксические языковые средства: ряды однородных членов предложения (“Кучу мусора, ржавую сеялку, кучу... мешков”), повтор союзов И, ИЛИ.)

Докажите, что авторы ведут доверительный разговор с читателями, проанализируйте синтаксический рисунок текстов.

(В 1 тексте преобладают односоставные назывные предложения, потому что автор раскрывает ёмкое понятие “ Родина ” через указанные им предметы; во втором тексте преобладают односоставные определённо-личные предложения,так как автор обращается непосредственно к человеку, скорее всего, к крестьянскому пареньку, предостерегая его от ошибки, которую тот может совершить, покинув “ малую родину”.)

Определите жанровую принадлежность и сферу употребления текстов публицистического стиля.

(Жанр – статья, сфера применения – общественно-политическая.)

С чего начинается ваша малая родина ? Составьте 7–10 предложений на эту тему, используя односоставные предложения.

Задание 6-й группе.

а) Прочитайте предложенные тексты.

Ещё в глубокой древности некоторые учёные высказывали предположения о строении вещества. Греческий учёный Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частиц.

Многие опыты подтверждают представления о строении вещества.

Рассмотрим некоторые из них. Проделаем опыт. Возьмём медный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдёт. Остыв, шарик уменьшится в объёме и вновь пройдёт сквозь кольцо.

(Из учебника.)

Земноводные питаются подвижной животной пищей. Основой питания лягушек служат насекомые, слизни, пауки, черви. Сами земноводные служат объектами питания некоторых птиц и млекопитающих. Так, лягушек едят аисты, цапли, барсуки, ежи, енотовидные собаки и некоторые рептилии.

Во Франции люди используют в пищу съедобных лягушек. Крупных лягушек в США разводят на специальных фермах, как карпов в прудах.

Учёные используют земноводных для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Этим страдалицам науки в Сорбонне, во всемирно известном Парижском университете, поставлены памятники.

(Из учебника.)

б) Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Договоритесь о распределении работы. После коллективного обсуждения каждого задания делайте необходимые записи в свой Бортовой журнал.

Задания.

1. Что объединяет первый и второй текст ?

(Это учебные тексты.)

2. Определите стилевую принадлежность текстов.

(Научный стиль речи.)

3. Определите цель текста научного стиля речи.

(Сообщить научную информацию, объяснить её, представив научную аргументацию.)

4. В чём особенность представленной в научных текстах информации ?

(Она точна, доказательна, объективна, правдива.)

5. Какие языковые средства научного стиля можно отметить ?

(Используются научные термины : вещество, мельчайшие частицы, млекопитающие, биологические опыты; отвлечённые существительные: предположение, строение, представление, питание; практически отсутствует эмоциональная лексика (пожалуй, только во 2 тексте употреблено одно оценочное слово: “страдалица”.)

6. Подсчитайте количество двусоставных и односоставных предложений, количество слов в них. Сделайте вывод.

(В текстах научного стиля преобладают двусоставные предложения, односоставных мало. Научный текст не предполагает недосказанности, поэтому предложения отличаются распространённостью: количество слов в предложении от 7 и более.)

Учитель.

Сейчас вам, ребята, предстоит защита коллективных позиций. Ваше научное аргументирование мы оформим в виде таблицы.

Жанрово-стилистические особенности текстов с односоставными предложениями и сфера их использования.

Текст

Жанр.

Стиль.

Сфера применения.

1.

Эпистолярный.

Эпистолярный стиль речи.
(В деловой переписке-оф.-деловой стиль)

Личное письмо.

2.

Наружная реклама.

Публицистический стиль речи.

Массовая коммуникация.

3.

Лирика и проза.

Художественный стиль речи.
(Разговорный в худ-ом произведении)

Произведения художественной литературы.

4.

Инструкция.

Официально-деловой стиль

Административно-правовая

5.

Статья.

Публицистический стиль речи.

Общественно-политическая (газета, журнал),брошюра )

6.

Научная статья.

Научный стиль речи.

Учебная литература.

Подведение итогов.

Учитель: Прослушав выступления своих товарищей, кратко сформулируйте общий ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос.

Учащиеся: Односоставные предложения употребляются во всех стилях речи. Ограниченно – в текстах научного стиля. Они используются в текстах, отличающихся жанровым многообразием.

Учитель: Вы хорошо потрудились, ребята. Молодцы!

Весёлая переменка (Мимическая физкультминутка)

ПРАКТИКУМ (с выходом на пришкольный участок)

Ребята делятся на группы и подготавливают различные тексты:

  1. Интервью на тему: должны ли учащиеся помогать содержать в чистоте пришкольный участок  (собирать мусор, бороться с сорняками, поливать цветы и т.п.)

  1. Текст в научном стиле о школьном парке отдыха.
  2. Текст в публицистическом стиле (заметка) о полезности зелёного парка возле школы(с ярким названием и скрытой рекламой).
  3. Инструкция о правилах поведения на пришкольном участке.
  4. Рекламные слоганы на тему профильного лагеря для любознательных.
  5. Научная статья о зелёных насаждениях возле жилых домов.
  6. Художественная пейзажная зарисовка на тему: «Школьный парк».
  7. Стихи: лирические, хвалебные (оды), игровые (каламбуры) и т.д.
  8. Художественный рассказ: «Как я провёл первый день в профильном лагере».
  9. Деловой отчёт: «Как я провёл первый день в профильном лагере».

В качестве домашней работы вы можете выбрать одно из заданий:

  • проведите текстоведческий анализ небольшого отрывка из школьного учебника;
  • составьте инструкцию “ Как правильно расставить знаки препинания в предложении”, отметьте жанрово-стилистические особенности вашего текста;
  • Проанализируйте тексты эпиграмм, афоризмов, эпитафий, каламбуров, используя ресурсы Интернета. Отметьте жанрово-стилистические особенности текстов.

(Можно использовать предложенные примеры.)

Эпиграмма:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
(А.С.Пушкин )

Каламбур:

Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу.
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.С.Пушкин )

Афоризмы.

Завтракайте по-королевски, обедайте, как принц, и ужинайте, как нищий.

Эпитафия. (Надгробная надпись с родового кладбища Салтыковых, у поместья писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина.)

Прохожий, ты идёшь, а не лежишь, как я.
Постой и отдохни на гробе у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома. Ты в гостях. Подумай о себе.
Как ты, был жив и я. Умрёшь и ты, как я...

Учитель:

Закончить урок я хочу притчей, мудрый смысл которой, я уверена, вы поймёте.

Мудрец поселился на вершине горы, к нему приходили люди, и он им помогал советом. Но одному человеку стало завидно. Он стал говорить, что живший на горе человек вовсе не мудрец и что он докажет это.

“Я поймаю бабочку, спрячу её в ладони и спрошу у “мудреца”, что у меня там лежит. Если он скажет: “Бабочка”, я его спрошу: “Живая она или мёртвая?”.

Если он скажет: “Живая, – я её сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит”.

Пришли к мудрецу... Что у меня в ладони? ”– спросил завистник. “Бабочка” –, ответил мудрец. “А какая она, живая или мёртвая?” “ Всё в твоих руках!” – ответил мудрец.


Разложены карточки с разрезанными текстами различного стиля.

  Ребята должны как можно быстрее собрать тексты и понаблюдать: какие особенности в подаче информации, какие предложения преобладают.  Сделать вывод о большем количестве ОП в научном и деловом стилях и о роли односоставных предложений в художественном стиле (диалогическая речь героя) и публицистическом (лозунги и риторические вопросы).  

При проведении занятий частично использовались материалы и  презентации  Карповой С.Н. -  учителя русского языка МОУ «СОШ №5  г. Суворова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Электив "Это непростое простое предложение"

Работа представляет собой краткую пояснительную записку и учебно-тематический план по углубленному изучению простого предложения....

Это непростое простое предложение

Урок русского языка в 5 классе посвящен обобщению и систематизации знаний о простом предложении...

Это непростое простое предложение

Сборник таблиц по русскому языку по теме "Простое предложение" для 8 класса....

"Это непростое простое предложение" презентация для 8 класса

Данная презентация поможет провести урок обобщения знаний по теме "Простое предложение" в 8 классе...

Презентация "Непростые" простые предложения

Материал для уроков русского языка в 9-11классе.Презентация рассматривает теоретические вопросы:Способы выражения подлежащего.и сказуемого.Простое глагольное сказуемое.Составное глагольное сказуемое.С...

Урок "Это непростое простое предложение"

Урок русского языка в 5 классе - закрепление знаний о простом пердложении....