Урок по биологии 6 класс по теме "Лишайники"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме
Лишайники
1 Лишайники.
Цели урока:
Образовательные:
1.Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию, размножению лишайников, как симбиотических организмов, об их экологическом и практическом знании.
2.Развивать умение доказывать особенности строения лишайников.
Развивающие:
1.Создавать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.
2.Способствовать формированию аналитического мышления, умению сравнивать, сопоставлять, структурировать и обобщать, делать выводы, умение составлять опорные конспекты.
Воспитательные:
1.Приобретение опыта работы в парах. (лабораторная работа)
2.Формировать опыт продуктивного слушания, и составления опорных конспектов по тексту учебника.
3.Воспитывать интерес, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
1.Должны получить представление о лишайниках(строении, питании, размножении)
2.Должны научиться узнавать их в природе, на рисунках, на таблицах, в гербариях.
Форма работы урока:
1.Самостоятельная работа.
2.Практическая работа с коллекцией.
3.Лабораторная работа с образцами лишайников.
4.Просмотр слайдовой презентации.
Оборудование:
1.Таблица «Лишайники».
2.Раздаточные коллекции лишайника.
3.Образцы лишайников (есть).
4.Слайдовая презентация о многообразии лишайников.
5.Лабораторная работа слайды презентации (фото!) самой сделать.
Ход работы урока:
1.Организационный момент: на парты раздаются ручные лупы, образцы и коллекции лишайников, на доске таблица «Лишайники»
Актуализация знаний:
Ребята, вспомните какого цвета старые шиферные крыши?
-жёлтые, серые.
А знаете почему?
-На крышах любят селиться очень интересные организмы, да и не только на крышах. У вас на партах образцы коры деревьев, они тоже жёлтые. Камни, скалы,заборы, крыши, почва- это всё те места, где живут эти удивительные организмы, то есть, мы можем утверждать, что встречаются они везде, и называют их как?(лишайники). Записываем тему урока в маршрутных листах: «Лишайники»
(Вид работы - работа с вопросами перед сказкой).
Что же о них мы узнаем?
На доске нарисованы три представителя живых организмов:
Цветок, рыба,человек.
Говоря, корень, стебель, лист, голова, туловище, плавники, конечности мы перечисляем признаки относящиеся к чему?
-к строению.
Значит мы узнаем о строении лишайников, выясним как они питаются.
Вспомните, если поставить листочек узамбарской фиалки воду, то через неделю появятся корни и мы можем посадить растение в почву, вырастет новое растение. Мы рассказали как размножаются растения. А мы знаем как размножаются лишайники?
-нет.
Следующий вопрос который мы будем разбирать-это размножение лишайников.
Мы не знаем пользу или вред приносят нам эти организмы и поэтому постараемся выяснить значение лишайников в природе и жизни человека.
Итак наш план по которому мы будем работать: (я пишу на доске)
1) Что такое лишайники?
2) Где они встречаются?
3) Каково их строение, питание, как они размножаются?
4) Значение лишайников в природе и жизни человека?
Чтобы ответить на вопросы 1-3 нашего плана мы посмотрим и прослушаем сказку о лишайниках, правда она без названия и ваша задача озаглавить сказку и в маршрутном листе, они у вас на столах под цифрой 1 оформить опорный конспект по вопросам 1,2,3. Вам помогут символы при оформлении конспекта.
Итак, вы прослушали сказку, как её можно назвать?
-предлагается название.( как дружили гриб и водоросли)
После оформления конспекта мы возвращаемся в сказку слайд № 3 и смотрим как должен выглядеть этот конспект.
Дети смотрят и сами себя оценивают в маршрутных листах. ( самооценка)
А вот мы написали, что лишайники встречаются везде, где чистый воздух, поэтому их ещё называют индикаторами-показателями чистоты воздуха и не случайно место лишайника занял гриб- трутовик, который может жить в загрязнённых условиях.
Но вернёмся к нашему плану, пункт №2, как устроены и как питаются лишайники, мы выясним, а теперь прочитаем по учебнику как они размножаются и заполним нашу схему в маршрутном листе
- работа с книгой
- заполним схему
А теперь посмотрим видеосюжет и дополним ещё один способ размножения. Какой?
- половой.
Вывод: каково строение- это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и грибов.
Как они питаются?
- водоросли – создают органические вещества путём фотосинтеза.
- грибы- добывают воду и минеральные соли.
Какие три способа размножения известны у лишайников.
- вегетативный
- бесполый
- половой.
Лишайники внешне отличаются друг от друга. Вы сейчас посмотрите видеосюжет о формах лишайника и заполните схему в маршрутном листе под №3.
Давайте повнимательнее рассмотрим лишайники и выясним на какие 3 группы делятся лишайники по внешнему виду.
Формы лишайников
Кустистые- в виде кустиков на почве (в тундре)
|
Листовые- пластинки на коре деревьев |
Накипные- налёт на камнях, скалах |
Размножение
Вегетативное- кусочками слоевища |
Особыми группами клеток |
Половой способ- Гаметами (редко) |
Практическая работа(опыт)
«Определение формы лишайника и его способность впитывать влагу»
1)Рассмотрите образец лишайника .Какой он на ощупь(сухой ,хрупкий)
2)Определите какая это форма лишайника : кустистый
накипной
листовой
3)Положите кусочек лишайника в воду и понаблюдайте, произойдут ли с ним изменения, если да, то изменились ли размер и цвет лишайника
Отвечая на вопросы ,используйте слова, написанные на доске:
1)мягкий, эластичный
2)сухой ,хрупкий
3)тёмный ,серый ,жёлтый ,зелёный
4)кустистый ,листовой ,накипной
Закрепление. Самостоятельная работа
I Выберите правильный ответ
Лишайники относят:
1)к растениям
2)к грибам
3)животным
4)симбиотическим организмам
II Вставьте пропущенные слова
Лишайники занимают особое место. Тело лишайника состоит из _____ и _______ ,живущих в _________
III В рисунке подпишите составные части лишайника
IV Выберите правильные суждения
1)Лишайники селятся на камнях и скалах
2)Лишайники растут очень быстро
3)Лишайники чувственны к загрязнённому воздуху
4)Лишайники размножаются спорами и кусочками тела(слоевищем)
V
1)Лишайники состоят из 2_ух организмов: гриба и водоросли
2)Лишайники поселяются на плодородных почвах
3)лишайники играют важную роль в почвообразовании
4)Лишайники бывают кустистыми ,листовыми ,накипными
VI
Школьники пришли в лес, который находится рядом с заводом и обнаружили там лишайники ,о чём говорит этот факт?
Учащиеся заполняют схему, а затем с целью закрепления выполняют практическую работу по инструктивной карточке, где определяют форму лишайника и изменения, которые происходят с ним в воде, делают выводы, оформляют работу.
Учитель задаёт вопросы: «Что за форма лишайника?»
-Листовой, почему? – в виде листиков. Как ведёт себя в воде?
-размокает, становится мягким, эластичным, зеленеет. Почему?
-водоросли просовываются, и готовы к фотосинтезу, если есть свет.
Возвращаясь к вопросу №4 нашего плана,прочитав текст учебника на стр. 45, нужно найти связь между лишайниками и предлагаемыми профессиями?
Оленеводы – корм
Медики – спирт, сахар, глюкоза
Химики – краска, лакмус
Парфюмеры – духи
Геологи – возраст
Почвоведы – почва
Человек – пища(сообщения учащихся «Легенда о манне небесной»
Самостоятельная работа (Задание к ГИА), где взаимопроверка по вариантам.
1 вариант: 2 вариант:
1)Г. 2) гриб, водоросли, симбиоз.
3) водоросли, гриб. 4) 1,3,4
5) 1,3,4 5) грязный воздух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 сентября лишайники открытый урок | 294.74 КБ |
Дополнение | 190.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Лишайники
1 Лишайники.
Цели урока:
Образовательные:
1.Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию, размножению лишайников, как симбиотических организмов, об их экологическом и практическом знании.
2.Развивать умение доказывать особенности строения лишайников.
Развивающие:
1.Создавать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.
2.Способствовать формированию аналитического мышления, умению сравнивать, сопоставлять, структурировать и обобщать, делать выводы, умение составлять опорные конспекты.
Воспитательные:
1.Приобретение опыта работы в парах. (лабораторная работа)
2.Формировать опыт продуктивного слушания, и составления опорных конспектов по тексту учебника.
3.Воспитывать интерес, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
1.Должны получить представление о лишайниках(строении, питании, размножении)
2.Должны научиться узнавать их в природе, на рисунках, на таблицах, в гербариях.
Форма работы урока:
1.Самостоятельная работа.
2.Практическая работа с коллекцией.
3.Лабораторная работа с образцами лишайников.
4.Просмотр слайдовой презентации.
Оборудование:
1.Таблица «Лишайники».
2.Раздаточные коллекции лишайника.
3.Образцы лишайников (есть).
4.Слайдовая презентация о многообразии лишайников.
5.Лабораторная работа слайды презентации (фото!) самой сделать.
Ход работы урока:
1.Организационный момент: на парты раздаются ручные лупы, образцы и коллекции лишайников, на доске таблица «Лишайники»
Актуализация знаний:
Ребята, вспомните какого цвета старые шиферные крыши?
-жёлтые, серые.
А знаете почему?
-На крышах любят селиться очень интересные организмы, да и не только на крышах. У вас на партах образцы коры деревьев, они тоже жёлтые. Камни, скалы ,заборы, крыши, почва- это всё те места, где живут эти удивительные организмы, то есть, мы можем утверждать, что встречаются они везде, и называют их как? (лишайники). Записываем тему урока в маршрутных листах: «Лишайники»
(Вид работы - работа с вопросами перед сказкой).
Что же о них мы узнаем?
На доске нарисованы три представителя живых организмов:
Цветок, рыба ,человек.
Говоря, корень, стебель, лист, голова, туловище, плавники, конечности мы перечисляем признаки относящиеся к чему?
-к строению.
Значит мы узнаем о строении лишайников, выясним как они питаются.
Вспомните, если поставить листочек узамбарской фиалки воду, то через неделю появятся корни и мы можем посадить растение в почву, вырастет новое растение. Мы рассказали как размножаются растения. А мы знаем как размножаются лишайники?
-нет.
Следующий вопрос который мы будем разбирать-это размножение лишайников.
Мы не знаем пользу или вред приносят нам эти организмы и поэтому постараемся выяснить значение лишайников в природе и жизни человека.
Итак наш план по которому мы будем работать: (я пишу на доске)
- Что такое лишайники?
- Где они встречаются?
- Каково их строение, питание, как они размножаются?
- Значение лишайников в природе и жизни человека?
Чтобы ответить на вопросы 1-3 нашего плана мы посмотрим и прослушаем сказку о лишайниках, правда она без названия и ваша задача озаглавить сказку и в маршрутном листе, они у вас на столах под цифрой 1 оформить опорный конспект по вопросам 1,2,3. Вам помогут символы при оформлении конспекта.
Итак, вы прослушали сказку, как её можно назвать?
-предлагается название. ( как дружили гриб и водоросли)
После оформления конспекта мы возвращаемся в сказку слайд № 3 и смотрим как должен выглядеть этот конспект.
Дети смотрят и сами себя оценивают в маршрутных листах. ( самооценка)
А вот мы написали, что лишайники встречаются везде, где чистый воздух, поэтому их ещё называют индикаторами-показателями чистоты воздуха и не случайно место лишайника занял гриб- трутовик, который может жить в загрязнённых условиях.
Но вернёмся к нашему плану, пункт №2, как устроены и как питаются лишайники, мы выясним, а теперь прочитаем по учебнику как они размножаются и заполним нашу схему в маршрутном листе
- работа с книгой
- заполним схему
А теперь посмотрим видеосюжет и дополним ещё один способ размножения. Какой?
- половой.
Вывод: каково строение- это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и грибов.
Как они питаются?
- водоросли – создают органические вещества путём фотосинтеза.
- грибы- добывают воду и минеральные соли.
Какие три способа размножения известны у лишайников.
- вегетативный
- бесполый
- половой.
Лишайники внешне отличаются друг от друга. Вы сейчас посмотрите видеосюжет о формах лишайника и заполните схему в маршрутном листе под №3.
Давайте повнимательнее рассмотрим лишайники и выясним на какие 3 группы делятся лишайники по внешнему виду.
Формы лишайников
Размножение
Практическая работа(опыт)
«Определение формы лишайника и его способность впитывать влагу»
1)Рассмотрите образец лишайника .Какой он на ощупь(сухой ,хрупкий)
2)Определите какая это форма лишайника : кустистый
накипной
листовой
3)Положите кусочек лишайника в воду и понаблюдайте, произойдут ли с ним изменения, если да, то изменились ли размер и цвет лишайника
Отвечая на вопросы ,используйте слова, написанные на доске:
1)мягкий, эластичный
2)сухой ,хрупкий
3)тёмный ,серый ,жёлтый ,зелёный
4)кустистый ,листовой ,накипной
Закрепление. Самостоятельная работа
I Выберите правильный ответ
Лишайники относят:
1)к растениям
2)к грибам
3)животным
4)симбиотическим организмам
II Вставьте пропущенные слова
Лишайники занимают особое место. Тело лишайника состоит из _____ и _______ ,живущих в _________
III В рисунке подпишите составные части лишайника
IV Выберите правильные суждения
1)Лишайники селятся на камнях и скалах
2)Лишайники растут очень быстро
3)Лишайники чувственны к загрязнённому воздуху
4)Лишайники размножаются спорами и кусочками тела(слоевищем)
V
1)Лишайники состоят из 2_ух организмов: гриба и водоросли
2)Лишайники поселяются на плодородных почвах
3)лишайники играют важную роль в почвообразовании
4)Лишайники бывают кустистыми ,листовыми ,накипными
VI
Школьники пришли в лес, который находится рядом с заводом и обнаружили там лишайники ,о чём говорит этот факт?
Учащиеся заполняют схему, а затем с целью закрепления выполняют практическую работу по инструктивной карточке, где определяют форму лишайника и изменения, которые происходят с ним в воде, делают выводы, оформляют работу.
Учитель задаёт вопросы: «Что за форма лишайника?»
-Листовой, почему? – в виде листиков. Как ведёт себя в воде?
-размокает, становится мягким, эластичным, зеленеет. Почему?
-водоросли просовываются, и готовы к фотосинтезу, если есть свет.
Возвращаясь к вопросу №4 нашего плана,прочитав текст учебника на стр. 45, нужно найти связь между лишайниками и предлагаемыми профессиями?
Оленеводы – корм
Медики – спирт, сахар, глюкоза
Химики – краска, лакмус
Парфюмеры – духи
Геологи – возраст
Почвоведы – почва
Человек – пища(сообщения учащихся «Легенда о манне небесной»
Самостоятельная работа (Задание к ГИА), где взаимопроверка по вариантам.
1 вариант: 2 вариант:
1)Г. 2) гриб, водоросли, симбиоз.
3) водоросли, гриб. 4) 1,3,4
5) 1,3,4 5) грязный воздух.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист урока
I Задание.Продолжить схему по строению лишайника, используя символы; стрелками обозначьте питание.
Г-гриб
В-водоросль
Органические вещества
Вода и минеральные соли
Лишайник - симбиотический организм.
Продолжить схему по строению лишайника, используя символы; стрелками обозначьте питание.
II Задание.Разделить лишайники на группы по форме слоевища
Формы лишайника
Оценка
III Задание. Практическая работа
«Определение формы лишайника и его способность впитывать влагу»
Используя слова, выполните работу по инструктивной карточке
(мягкий, эластичный,увеличился в размерах, стал зелёным,хрупкий, сухой)
Инструктивная карточка
1)Рассмотрите образец лишайника, какой он на ощупь?
________________________________________________
2)Определите форму лишайника, подчеркните форму
А)кустистый
Б)накипной
В)листовой
3)Положите кусочек лишайника в воду и понаблюдайте произойдут ли с ним изменения, если да, то опишите как изменится его цвет и размеры? Оценка
IV Задание.Самостоятельная работа
I Bариант
I Выберите правильный ответ.Лишайники относят:
1)к растениям 3) к животным
2) к грибам 4)к симбиотическим организмам
III В рисунке подпишите составные части лишайника
V Выберите правильные суждения
1)Лишайники состоят из двух организмов: гриба и водоросли
2)Лишайники поселяются на плодородных почвах
3) Лишайники играют важную роль в почвообразовании
4)Лишайники бывают кустистыми, листовыми,накипными
II Bариант
II Вставьте пропущенные слова
Лишайники занимают особое место. Тело лишайника состоит из ___________ и _________ ,
IV Выберите правильные суждения
1)Лишайники селятся на камнях и скалах
2)Лишайники растут очень быстро
3)Лишайники чувственны к загрязнённому воздуху
4)Лишайники размножаются спорами и кусочками тела(слоевищем)
VI. Школьники пришли в лес, который находится рядом с заводом и не обнаружили там лишайники,о чём говорит этот факт?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...