Рабочая программа по биологии11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Евсеева Маргарита Алексанровна

Рабочая программа по биологии 11 класс рассчитана на 34 час

УМК Учебник «Общая биология»; В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Базовый уровень. 10-11 классы Москва. Дрофа. 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_11_klass.docx508.76 КБ

Предварительный просмотр:

G:\сканы М.А\Scan1.JPG

Пояснительная записка

Для составления рабочей программы были использованы следующие документы:                                                                                                                                                      - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ                                                                                                                               - Приказ Министерства образования  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями;                                                                                                                                                                                                                                                                    - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями 2008-2012 г.г.;                                                                                                                                                                                                                                                                          Основная образовательная программа общего или (выбрать одно) среднего общего образования МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.         Авторская программа по биологии И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина)                                                                                                                      Учебный план МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа рассчитана на 34 час

УМК Учебник «Общая биология»; В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Базовый уровень. 10-11 классы Москва. Дрофа. 2011г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии:                                                                                                                                                           - освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Учебные возможности класса

Характеристика класса: В 11 классе 18 учащихся. Учащиеся имеют разный уровень знаний полученных в основной школе, разный уровень мотивации. Большинство учащихся могут хорошо учиться и имеют  неплохой уровень ЗУН, к  сожалению у большинства учащихся мотивация на низком уровне. Настроены учиться хорошо и имеют высокий уровень мотивации  3-ое учащихся.                                                                                                                                                                      В классе есть учащиеся которые имеют неплохой уровень ЗУН, но не всегда с достаточной домашней подготовкой. Программа предусматривает и задания для учащихся с недостаточной мотивацией и уровнем подготовки. Это учащиеся способные усваивать учебный материал на I-II уровне, поэтому предполагается использование следующих методов – Р, ОИ, ЧП.  Особого внимания требуют учащиеся со слабыми знаниями. Это учащиеся, которые не всегда могут самостоятельно справиться с заданием и нуждаются в помощи более «сильных»  учащихся или учителя.                                                                                                                                                                                                                                          На I уровне усваивают материал  3 учащихся, это учащиеся с низкой мотивацией, обычно без домашней подготовки, плохо ориентирующиеся в материале учебника, имеющие низкие навыки самостоятельной работы.                                                                                                                                                                                                                                Для учащихся с хорошей подготовкой и высокой   мотивацией Программа предлагает усвоение материала на более высоком уровне, что позволяет использовать методы – П, ЧП, И.  Методы контроля – тесты с частями А и В (ЕГЭ); разноуровневые контрольные работы (II и III уровни), творческие, проектные работы, проверочные работы, требующие взаимо - и самоконтроля. Для 4-х учащихся., которые выбрали предмет для сдачи экзамена в 11 классе программа предусматривает индивидуальные задания для каждого учащегося и в целом на более высоком уровне для подготовки и сдачи ЕГЭ.

Особенности организации учебного процесса.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.                                                                                            Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.                                                                                                                                                            Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.                                                                                                          Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.                                                                                                                                    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.  Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Механизмы формирования образовательных ключевых компетенций:

1. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.                                                                                                                                                          В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:                                                                       - самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.                                                              - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.                                                                   - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.                                                                                                                                                   - формулирование полученных результатов. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип.                                                                                                                                                                                                                                                                                                2. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.                                                                                                                                                                                                                          Ученика необходимо научить:                                                                                                                                                                                                                                  -извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий;                                                                                                                                                                                                         - работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.                                                                                                     – уметь пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.                                                                   - уметь делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.                                                                                                                                                                                                       - уметь пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.                                                                                                            - способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.                                                                 3.Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:                 - способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.                                             - уметь перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).                                                                                                                                                            – иметь осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.                                           - использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).                                                                                                  – иметь выбор и использовать  выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)  в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.                                                                                                                                    - владеть монологической и диалогической речью.                                                                                                                                                                                   - уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).                                                                                                   4. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.                                                                              В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:                                                                    - самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).                                                                                                                                                                                                                                      - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.                                                                                                                                                                   - соблюдение норм поведения в окружающей среде.                                                                                                                                                                   - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).                                                                                                                                                                                                                                                          -  оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

I. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.                                                                                                                                                                                                                                               Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Положения клеточной теории, основные функции ядра, цитоплазматической мембраны, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом;Роль основных неорганических и органических веществ;

Особенности строения клеток прокариот и эукариот; Сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков); Значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении приемственности между поколениями; Закономерности индивидуального развития; Типы скрещивания, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции, медицины и здравоохранения; Причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции Вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека; Особенности методов селекции растений и животных, успехи селекции, основные направления в биотехнологии.                                                                                                                                                                                                                                                   Учащиеся должны уметь                                                                                                                                                                                                                                                             Применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции. С позиции генетики и учения об онтогенезе обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотиков; Использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, всеобщего характера связей в природе; Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты; Сравнивать растительную и животную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы потомства, методы селекции растений и животных.

Виды и формы контроля

 Оценка учебных достижений – процесс  по установлению  степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.  Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития навыков, умений, компетенций, характеризующий учебные достижения учащегося  в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                              В процессе обучения (предмет) на основании школьного «Положения о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.) осуществляются следующие виды контроля результатов обучения:

• Текущий контроль успеваемости – систематическая диагностика уровня сформированности предметных результатов у обучающихся;

• Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания отдельной части или всего объема учебного предмета через выставление годовых отметок как среднего арифметического полугодовых  отметок  в соответствии с правилами математического округления по пятибалльной системе;

• Итоговая аттестация - представляет собой форму оценки степени  и уровня  освоения  учащимися основной образовательной программы соответствующего уровня обучения.

1.Текущий контроль успеваемости

1.1.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится:

– поурочно,

– потемно,

- по изучении раздела,         

– по полугодиям в 10-11 классах.

1.2. Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ учащимися являются:

– письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, лабораторные, практические, контрольные, творческие, диагностические работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; рефераты)

– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, доклад, устное сообщение, защита проекта).

1.3.        В ходе текущего контроля успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5-"отлично", 4-"хорошо", 3-"удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно",1-"единица". Устанавливаются следующие нормы оценок по предмету:

Отметка "5" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебного предмета; выделят главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а так же в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно.                                                                                                                                                                                                                             Отметка "4" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебного предмета; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Примечание:                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Знания, оцениваемые баллами "4" и "5", как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, достаточным уровнем сформированности учебных компетенций, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий.

Отметка "3" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня учебного предмета, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "3", зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий.

Отметка "2" ставится, когда у учащегося имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не  усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; приответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросыучителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основаниифактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применятьполученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правилакультуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;                                                                                                                                                                              3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубыенарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:                                                                                                                                                                                                                                                                1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская однудвегрубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или

допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена

оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических и лабораторных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, всеопыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не

принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или невыполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), котораяисправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильныхвыводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

II. Содержание программы

Вид (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Экосистемы (12 + 1 заключительный урок )

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.                                                                                                                                                                    Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

III. Календарно-тематическое планирование

ВИД (21 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа)

Тема урока

Тип урока

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Измерители

Информационно-методическое обеспечение

Элементы дополнительного содержания

1.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

Красная книга РБурятия

05.09

Ключевые понятия

Эволюция

Креационизм

Трансформизм

Классификация

Таксоны

Факты

История эволюционных идей. Введение термина эволюция» Ш.Бонне.

Представления о сущности жизни и её развитии (Конфуций, Диоген, Фа лес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель);

Господство идеалистичес ких идей.

Закономерности

«Система природы» К.Линнея

Давать определения ключевым понятиям.

Задания со свободным ответом.

Текст учебника

§4.1.

Значение работ К.Линнея.

Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.

Вопросы №1-4  на стр.200учебника.

Текст учебника

§4.1.

[1]:Развитие биологии в додарвиновский период.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

Задания со свободным ответом.

Вопрос №5 на стр.200учебника.

Текст учебника.

§4.1.

2.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

14.09

Ключевые понятия

Эволюция

Факты

Критика теории Ж.Б.Ла марка его современниками.

Законы

«Упражнение и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков».

Теории

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Давать определения ключевым понятиям.

Формулировать законы «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков».

Задания со свободным ответом.

Вопросы №1,2 на стр.204учебника.

Текст учебника

§4.2.

Текст учебника

§4.2.

Значение  учения Ж.Б.Ламарка.

Теория катастроф Ж.Кювье.

Объяснять единство живой и неживой природы.

Задания со свободным ответом.

Текст учебника

§4.2.

3.

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.

21.09

Ключевые понятия

Эволюционная палеонто  логия.

Определенная изменчивость

Факты

Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Давать определения ключевым понятиям.

Задания со свободным ответом.

Текст учебника

§4.3.

Называть естественно-на учные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Вопрос №1,2,3,5 на стр.209 учебника.

Текст учебника

§4.3.

[1]:Научные предпосылки учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биоло гии в формировании научного мировоззрения.

Находить информацию в различных источниках.

Вопросы семинара, индивидуальные задания.

Текст учебника

§4.3.

[1]:Научные предпосылки учения Ч.Дарвина.

4.

Эволюционная теория Ч.Дар

вина.

28.09

Ключевые понятия

Искусственный  отбор

Наследственная изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Факты

Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Процессы

Искусственный  отбор, естественный отбор.

Теории

Эволюционная теория

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественный отборе.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

Сравнивать искусствен ный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.

Объяснять вклад эволюциионной  теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Задания со свободным ответом.

Вопросы №2,4,5,6 на стр.217учебника.

Вопрос №3 на стр.217учебника.

Вопросы семинара, индивидуальные задания.

Текст учебника

§4.4.

Текст учебника

§4.4.

[1]: Учение Ч.Дар вина о естественном отборе.

[1]: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Текст учебника

§4.4.

ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов)

5.

6.

Вид. Критерии и структура.

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

05.10

12.10

Ключевые понятия

Вид

Критерии вида

Генофонд

Популяция

Объекты

Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.

Факты

Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, ре продуктивная изоляция, неравномерное распре деление особей в пределах ареала.

Ключевые понятия

Вид

Популяция

Генофонд популяции

Объекты

Популяция

Факты

Популяция – структурная единица вида, единица   эволюции.

Процессы

Эволюционные изменения в популяциях.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

 

Составлять характерис тику видов с использованием основных критериев.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

  • популяцию как структурную единицу вида;
  • популяцию как единицу эволюции;

Находить информацию о популяции в различных источниках и критически её оценивать.

Вопросы №1,5,7 на стр.221учебника.

Задания со свободным ответом.

Вопрос №4 на стр.221учебника.

Вопрос №9 для обсуждения  на стр.301

Лабораторная работа №4 «Описание особей вида по морфологическому критерию» и выводы к ней. Вопрос №6 на стр.221 учебника.

Задания со свободным ответом.

Вопрос №2на стр.228учебника.

Вопросы №1,4,5 на стр.225учебника.

Вопросы №1,3,4 на стр.228учебника.

Вопросы №2,3 на стр.225учебника.

Текст учебника

§4.5.

Текст учебника

§4.5.

[1]:Вид, его критерии и структура.

Текст учебника

§4.5.

Текст учебника

§4.5.

[1]:Морфологический критерий вида.

Текст учебника

§4.6,4.7.

Текст учебника

§4.6,4.7.

[1]: Вид, его критерии и структура.

Текст учебника

§4.6,4.7.

7.

8.

Факторы эволюции.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

19.10

26.10

Ключевые понятия

Наследственная изменчивость

Мутации

Популяционные волны

Дрейф генов

Изоляция

Факты

Движущие силы (факто ры) эволюции, их влияние на генофонд популяции

Процессы, явления

Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс,

популяционные волны,

дрейф генов, изоляция.

Ключевые понятия

Борьба за существование

Естественный отбор

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Факты

Движущие силы (факто ры) эволюции, их влияя ние на генофонд популяции.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Процессы

Направленный эволюционный процесс закрепления определенных измене ний.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции.

Характеризовать факторы эволюции.

Объяснять причины изменчивости видов.

Выявлять изменчивость у  особей одного вида.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование

Характеризовать:

  • естественный отбор как результат борьбы за существование;
  • формы естественного отбора.

Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Задания со свободным ответом.

Вопрос №6 на стр.232учебника.

Вопрос №5 на стр.228учебника.

Вопрос №21 на стр.232учебника.

Вопросы №2,4,5,7 на стр.232учебника.

Вопрос №7 на стр.232учебника.

Лабораторная работа №5 «Выявление изменчивости у особей одного вида» и выводы к ней.

Вопросы №1,3 на стр.238учебника.

Задания со свободным ответом.

Вопросы №2,4,5 на стр.238учебника.

Вопрос №4 на стр.238 учебника.

Текст учебника

§4.8.

Текст учебника

§4.8.

Текст учебника

§4.8.

Рис.109 учебника.

Текст учебника

§4.8.

Текст учебника

§4.9.

Текст учебника

§4.9.

Текст учебника

§4.9.

[1]:Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Текст учебника

§4.9.

Рис. 111, 112 учебника.

Синтетическая теория эволюции.

9.

Адаптация

организмов к условиям обитания.

Приспособления живых организмов Бурятии к определенным условиям республики.

02.11

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, фи зиологические, поведен ческие)

Факты

Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания.

Процессы

Процесс формирования приспособленности.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

  • приспособленность как закономерный результат эволюции;
  • виды адаптаций.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:

  • механизм возникновения приспособлений;
  • относительный харак тер  приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Определять относительный характер приспособленности.

Задания со свободным ответом.

Вопросы №1,2,3,4,6 на стр.246учебника.

Вопрос №5 на стр.246учебника.

Вопрос №7 на стр.246учебника.

Лабораторная работа №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» и выводы к ней.

Текст учебника

§4.10.

Текст учебника

§4.10.

Рис. 114 - 123 учебника.

Текст учебника

§4.10.

[1]:Приспособлен ность организмов – результат действия естественного отбора.

Текст учебника

§4.9

10.

Видообразование.

16.11

Ключевые понятия

Видообразование

Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Факты

Видообразование – результат эволюции.

Процессы

Видообразование.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных путей видообразования.

Задания со свободным ответом.

Вопросы №1,4 на стр.250учебника.

Задания со свободным ответом.

Вопросы №2,3,5 на стр.250учебника.

Текст учебника

§4.11.

Текст учебника

§4.11.

Таблицы, иллюстрирующие видообразование.

Текст учебника

§4.11.

11.

Сохранение многообразия видов.

Красная книга РБурятия

23.11

Ключевые понятия

Биологический прогресс

Биологический регресс

Генетическая эрозия

Факты

Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное отношение людей к живой природе – важнейшее условие сохранения  многообразия видов.

Процессы

Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезающих видов растений и животных.

Характеризовать:

  • причины процветания или вымирания видов;
  • условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

*Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

Вопросы №1,2,4,6 на стр.254учебника.

Вопрос №10 для обсуждения на стр.301учебника.

Вопрос №5 на стр.254учебника.

Задание со свободным ответом.

Задание со свободным ответом.

Текст учебника

§4.12.

Текст учебника

§4.12.

Рис. 127, 128 учебника

Текст учебника

§4.12.

Текст учебника

§4.12.

12.

Доказательства эволюции органического мира.

30.11

Ключевые понятия

Цитология

Сравнительная морфология

Палеонтология

Эмбриология

Биогеография

Факты

Прямые и косвенные до казательства эволюции.

Законы

Закон К.Бэра о сходстве зародышей  и эмбриона льной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых дока зательст вах эволюции.

Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

Задание со свободным ответом.

Тезисный конспект.

Текст учебника

§4.13.

Таблицы,  иллюстрирующиедоказательства эволюции

13.

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».

07.12

Тестовая контрольная работа в нескольких  вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

14.

Развитие представлений о про исхождении жизни на Земле.

14.12

Ключевые понятия

Материализм

Идеализм

Креационизм

Факты

Происхождении жизни на Земле – вечная и гло бальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличите льные признаки живого.

Теории

Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Задание со свободным ответом.

Вопросы №2,3,4,5,6 на стр.266учебника.

Вопрос №3 на стр.266учебника.

Текст учебника

§4.14.

Текст учебника

§4.14.

Текст учебника

§4.14.

Научно-популяр ная литература и статьи по проблеме происхождения жизни.

15.

Современные представления о возникновении жизни.

21.12

Ключевые понятия

Абиогенез

Биогенез

Коацерваты

Теории

Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оцени вать работы С.Миллера и А.И.Опарина по разреше нию проблемы происхож дения жизни на Земле.

Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно - научной картины мира.

Задание со свободным ответом.

Тезисный конспект.

Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Вопросы №1,2,3,4,5,6 на стр.273учебника.

Текст учебника

§4.15.

Текст учебника

§4.15.

Портреты учёных, научно – популяр ная  литература и статьи по проблеме происхождения

жизни.

[1]: Современные представления о происхождении жизни на Земле.

16.

Развитие жизни на Земле.

28.12

Ключевые понятия

Биологическая эволюция Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой.  

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Факты

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое мезозое, кайнозое.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими факторами.

Задание со свободным ответом.

Вопросы №2,3,5,6 на стр.281учебника.

Вопросы №4,8,9 на стр.281учебника.

Вопросы №1-3 для обсуждения на стр.301.

Текст учебника

§4.16.

Таблицы,  иллюстрирующиебиологический прогресс и регресс.

Текст учебника

§4.16.

[1]: Жизнь в архейс кую, протерозой скую, палеозойс кую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

17.

Гипотезы происхождения человека.

18.01

Ключевые понятия

Антропогенез

Факты

Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно-научная и филосовская проблема. Гипотезы происхождения человека.

Теории

Современная теория антропогенеза.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть положения гипотез

происхождения человека.

Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.

Находить и систематизировать информацию

из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Задание со свободным ответом

Задание со свободным ответом

Вопросы №1,2,4,5, на стр.285учебника.

Тезисный конспект. Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

Научно-популяр ная литература и статьи по проблеме происхождения человека.

18.

Положение человека в системе животного мира.

25.01

Ключевые понятия

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

Факты

Систематическое положе ние человека согласно критериям зоологичской систематике. Доказательства живот ного происхождения человека.  Сравнительно-анатоми ческие доказательства родства человека с мле копитающими животны ми.    Сравнительно–эмбриологиические доказательства живот ного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть место человека в системе животного мира.

Обосновывать принадлежность человека к живот ному миру, используя данные сравнительной анатомии и других наук.

Доказывать, что человек – биосоциальное существо.

Задания со свободным ответом

Вопрос №1 на стр.290учебника.

Вопросы №1, 2,3  на стр.290учебника.

Вопросы №1-4 для обсуждения на стр.301.

Вопрос №4 на стр.290 учебника.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

Текст учебника

§4.17.

19.

Эволюция человека.

01.02

Факты

Естественное положение чело века от общих пред ков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо – физиологическая эволюция человека. Роль факторов анторопогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.

Процессы

Антропогенез

Называть:          

  • стадии эволюции человека;
  • представителей каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:  

  • особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных положений;
  • роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Задания со свободным ответом

Вопросы № 2,3,4,5,6  на стр.296учебника.

Задания со свободным ответом

Текст учебника

§4.18.

Текст учебника

§4.18.

20.

Человеческие расы.

08.02

Ключевые понятия

Расы и нации

Расизм

Факты

Принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный.

Расы – крупные система тические полразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть и различать человеческие расы.

Объяснять механизмы формирования расовых признаков.

Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма  социал-дарвинизма.

Вопрос №5 на стр.300учебника.

Вопрос №1 на стр.300учебника.

Вопросы №2,3 на стр.300учебника.

Задания со свободным ответом

Вопросы №4-6 для обсуждения на стр.301учебника.

Текст учебника

§4.19.

Текст учебника

§4.19.

Текст учебника

§4.19.

Текст учебника

§4.19.

Гипотезы происхождения человеческих рас.

21.

Зачет №2 «Происхождение человека».

15.02

Тестовая контрольная работа в нескольких  вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

РАЗДЕЛ 5.ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)

ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3часа)

22.

Организм и среда. Экологические факторы.

22.02

Ключевые понятия

Экология

Среда обитания

Экосистема

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Ограничивающий фактор: экологическая ниша.

Объекты

Экосистемы

Факты

Экосистема – функциональная  единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы – определённые компоненты среды, способные влиять на живые организмы.

Закономерности

Влияние экологических факторов на организмы.

Законы

Закон минимума К.Либиха.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:  

  • задачи экологии;
  • экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.

Выявлять закономерности влияния факторов на организмы.

*Прогнозировать результаты изменения действия факторов.

Задания со свобод ным ответом

Вопрос №5 на стр.309 учебника

Вопросы №1,2 на стр.308 учебника

Задания со свобод ным ответом

Задания со свобод ным ответом

Вопросы №3,4 на стр.308-309учебника

Текст учебника

§5.1.

Текст учебника

§5.1.

[1]: Экология как наука

Текст учебника

§5.1.

Текст учебника

§5.1.

Рис.151, 152 учебника

Текст учебника

§5.1.

23.

Абиотические факторы

среды.

01.03

Ключевые понятия

Абиотические факторы

 Биотические факторы

Фотопериодизм

Факты

 Экологические факторы – определённые компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определённому комплексу абиотических факторов.

Закономерности

Влияние абиотических факторов на организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определённому комплексу абиотических факторов.

Выявлять:

  • действие местных абиотических факторов на живые организмы;
  • и оценивать практическое значение ограничивающего фактора.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организмы.

Задания со свобод ным ответом

Задания со свобод ным ответом

Вопросы №1,2,3 на стр.313учебника.

Вопрос 2 для обсуждения на стр.364учебника.

Задания со свобод ным ответом

Задания со свобод ным ответом

Вопрос №4 на стр.313учебника.

Текст учебника

§5.2.

Текст учебника

§5.2.

Текст учебника

§5.2.

Рис.153,154 учебника.

Текст учебника

§5.2.

[1]:Абиотические факторы.

Текст учебника

§5.2.

Биологические ритмы.

24.

Биотические факторы среды.

Локальные факторы среды.

08.03

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество

Паразиты

Конкуренция

Симбиоз

Антропогенный фактор

Объекты

Экосистемы

Факты

Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть виды взаимо отношений между организмами.

Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.

Задания со свобод ным ответом

Вопрос №1 на стр.319учебника.

Вопросы №,2,3,4,5 на стр.319учебника.

Вопрос №6 на стр.319учебника.

Текст учебника

§5.3.

Текст учебника

§5.3.

Текст учебника

§5.3.

Рис.155-160 учебника.

[1]:Биотические факторы.

Текст учебника

§5.3.

25.

Структура экосистем.

Байкал – уникальная экосистема.

15.03

Ключевые понятия

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Объекты

Экосистемы, биоценоз,

Биогеоценоз.

Факты

Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и эко логической структуры эко системы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Задания со свобод ным ответом

Задания со свобод ным ответом

Вопросы №,2,5 на стр.325учебника.

Вопросы №2,3,4 на стр.325учебника.

Текст учебника

§5.4.

Текст учебника

§5.4.

[1]: Биогеоценоз. Биоценоз.

Текст учебника

§5.4.

Рис.161,162 учебника.

Текст учебника

§5.4.

[1]: Биогеоценоз.

26.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

22.03

Ключевые понятия

Пищевые, или трофические связи, сети. Пищевые цепи :пастбищная и детритная.

Трофические уровни

Экологическая пирамида.

Объекты

Трофическая структура биоценоза.

Факты

Пищевые связи – регуля тор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Направление тока веще ства в пищевой сети.

Процессы

Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности

Экологическая пирамида.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать:

  • трофическую структуру биоценоза;
  • роль организмов            ( продуцентов  консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;
  • солнечный свет как энергетический ресурс.

Составлять схемы передачи веществ и  энергии (цепей питания).

Использовать правило 10% для расчёта потребности организма в веществе.

Задания со свобод ным ответом

Вопрос №3 на стр.329учебника.

Задания со свобод ным ответом

Практическая работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Вопросы №3, на стр.329 учебника.

Текст учебника

§5.5.

Текст учебника

§5.5.

Текст учебника

§5.5.

Рис. 164 учебника.

[1]: Биогеоценоз.

Текст учебника

§5.5.

Рис. 164 учебника.

27.

Причины устой чивости и смены экосистем.

Локальные проблемы живых экосистем.

05.04

Ключевые понятия

Динамическое равновесие.

Факты

Экосистема – динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем.

Процесс

Смена популяций различных видов.

Закономерности

Смена экосистем в природе

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять:

  • причину устойчивости экосистем;
  • причины смены экосистем;
  • необходимость сохранения многообразия видов.

Описывать этапы смены экосистем.

Выявлять изменения в экосистемах.

Решать простейшие экологические задачи.

Задания со свобод ным ответом

Вопросы №1,2 на стр.332учебника.

Задания со свобод ным ответом

Лабораторная работа №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» и выводы к ней (выполняется дома)

Практическая работа №8 «Решение экологических задач»

Текст учебника

§5.6.

Текст учебника

§5.6.

Текст учебника

§5.6.

Вопросы №3,4 на стр.332учебника.

Текст учебника

§5.6.

Дидактические материалы.

28.

Влияние человека на экосистемы.

12.04

Ключевые понятия

Аборигенные виды

Агроценозы.

Объекты

Агроэкосистемы (агроценозы).

Факты

Экологические нарушения, вызванные необдуманным  вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

  • способы оптимальной эксплуатации агроценозов;
  • способы сохранения естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

*Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Задания со свобод ным ответом

Вопрос №1 на стр.335учебника.

Задания со свобод ным ответом

Лабораторная работа №8 «Выявление ант ропогенных измене ний в экосистемах своей местности» (выполняется дома).

Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика при родных экосистем и агроэкосиситем своей местности».

Текст учебника

§5.7.

Текст учебника

§5.7.

Текст учебника

§5.7.

Текст учебника

§5.7.

Вопросы №2,3,4,5 на стр.335 учебника.

Текст учебника

§5.7.

ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ( 2 часа)

29.

Биосфера – глобальная экосистема.

19.04

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество

Живое вещество

Факты

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы.

Распространение живого вещества в биосфере.

Биомасса.

Теория

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

  • структурные компоненты и свойства биосферы;
  • границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

Характеризовать:

  • живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;
  • разделение биомассы на земном шаре.

Задания со свобод ным ответом.

Вопросы №1,2,3 на стр.339учебника.

Вопрос №5 на стр.339учебника.

Текст учебника

§5.8.

Текст учебника

§5.8.

Рис.168. на стр.338 учебника.

[1]: Структура биосферы.

Текст учебника

§5.8.

30.

Роль живых организмов в биосфере.

26.04

Ключевые понятия

Круговорот веществ и элементов.

Ноосфера.

Факты

Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого  вещества в  биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать:

  • биохимические циклы воды, углерода;
  • проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Характеризовать:

  • сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии;
  • роль живых организмов в жизни планеты и устойчивости биосферы.

*Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

Задания со свобод ным ответом

Вопросы №1,2,3,4 на стр.344учебника.

Задания со свобод ным ответом.

Описание рисунков №№170,171 учебника.

Текст учебника

§5.9.

Текст учебника

§5.9.

[1]: Круговорот веществ в природе.

Текст учебника

§5.9.

[1]: Круговорот веществ в природе.

Эволюция биосферы. Ноосфера.

ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (3+1 час на заключительный урок)

31.

32.

Биосфера и человек.

Проблемы Байкала.

Основные экологические проблемы сов ременности, пути их решения.

03.05

10.05

Факты

Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис.

Процессы

Экологический кризис и его последствия.

Ключевые понятия

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

Факты

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почвы.

Пути решения экологических

 проблем.

Процессы

Рациональное использование природных ресурсов.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу.

Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом.

Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде.

Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем.

Находить и синтезировать информацию в различных источниках о глобальных экологических  проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать глобальные экологические  проблемы и пути их решения

Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования.

*Предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики.

Вопросы №1,2,3 на стр.352учебника.

Задания со свобод ным ответом.

Тестовый конспект.

Практическая работа №11 (1 часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятель ности в окружающей среде»

Вопрос №4 на стр.352учебника.

Вопросы №1,2,3,4 на стр.358учебника

Тестовый конспект.

Практическая работа №11 (2 часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятель ности в окружающей среде»

Текст учебника

§5.10.

Текст учебника

§5.10.

Текст учебника

§5.10, 5.11.

Текст учебника

§ 5.11.

Научно -популяр ная литература, статьи. Интернет-ресурсы.

Региональные экологические проблемы,  их причины,  возможные последствия и пути решения.

33.

Зачёт №3. «Экосистема».

17.05

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к     уровню подготовки обучающихся:

1. Разноуровневая контрольная работа (I-VI вариантов)

2.Тест. [Т.С.Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии  Москва, Изд. дом «Дрофа», 2014]

34.

Роль биологии в будущем.

24.05

Ключевые понятия

Устойчивое развитие

Факты

Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста на селения.

Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность.

Экологические пробле мы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья.

Давать определения ключевым понятиям.

Оценивать последствия роста населения планеты;

Этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношение к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистема ми.

Характеризовать роль международногосотрудничества в решении экологи ческих проблем человечества.

Задания со свобод ным ответом.

Мини-проекты: инфо рмационные букле ты, памятки-рекомендации, мультимедийные презентации.

Вопросы №3,4 на стр.364учебника

Вопросы №1-5 для обсуждения на стр.365 учебника.

[1]: Проблемы экологии. Эволюция биосферы. Но осфера.

[1]: Проблемы экологии. Эволюция биосферы. Но осфера.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

1.        Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

2.        Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

3.        ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

4.        Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

5.        Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

1.        Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

2.        Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

1.        Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

2.        Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

3.        Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

4.        Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).

Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....