Программа ДО "Экология города".
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Программа «Экология города» разработана в МКОУ СОШ №25с УИОП г. Россоши. Срок реализации программы 1 год. Данный курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе организован с целью углубления знаний по биологии и носит экологический , проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_ekologiya_goroda.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс программно-методических разработок по работе с одаренными детьми.
Программа дополнительного образования «Экология города»
5 класс
(социальное направление)
Рассчитана на один год обучения для детей 11-12 лет.
Номинация: развитие детской одаренности в системе дополнительного образования.
Учитель биологии МКОУ СОШ № 25 с УИОП,
ВКК, Шишова Ирина Анатольевна.
Контактный телефон:8-920-410-46-42.
Россошь,2014г.
ПрограммаДополнительного образования «Экология города»
для 5 классов
I.Пояснительная записка.
Статус документа:
программа составлена на основе нормативных документов:
1.Постановления Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 .
2. Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Приказа «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус областной инновационной площадки по направлению «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от27 сентября 2010 года №795 .
3. Постановления Правительства РФ «Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 гг.» от 23.12.2005г.
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897).
5.Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы.
6.УставаМКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.
7.Локальных актов школы.
8.Конвенции о правах ребёнка;
9.Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
10.Программы развития МКОУ СОШ №25 с УИОП
11.Гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса» (СанПиН, раздел 2.9).
Испокон веков сложилось так на Руси, что ее душа – в малых городах. Подобно небольшим ручейкам, дающим жизнь полноводным рекам, они питают величие нашей Отчизны. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства сопровождается значительными нарушениями свойств природной среды, окружающей человека. По мере своего развития город растет и расширяется. В основном увеличение территории города происходит за счет уничтожения зеленых насаждений. Вырубка лесов, уничтожение зелени в городах и как следствие животных, могут повлечь за собой разрушительные последствия, которые будут сказываться на людях, природе,- словом, на будущем.
Любое правительство заботится об экологической обстановке в стране, а, следовательно, и об экологии больших и малых городов. И одна из главных задач – это путь к развитию гармонических отношений между человеком и природой.
Экологическое образование – это не только комплекс естественно научных знаний, умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое нравственное и гуманистическое значение.
Проблема экологического образования и воспитания, взаимодействия природы и общества – важнейшие проблемы современности. В настоящее время главной целью экологического образования стало воспитание экологической культуры у подростков. Это особое свойство личности исходит в своих действиях из признания абсолютной ценности жизни, всего живого. Такое отношение к природе возникает как результат усвоенных экологических знаний и умений рационального природопользования, как проявление экологического сознания.
Познание истории, природы, Родины начинается с познания особенностей «малой» Родины, где вы родились, выросли и живете. В этом плане эколого-краеведческие занятия дают кружковцам возможность узнать и изучить более глубоко свою «малую» Родину, принять участие в охране природы своего родного края, помогает усвоить школьную программу, имеет для учащихся эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Программа «Экология города» разработана в МКОУ СОШ №25с УИОП г. Россоши. Срок реализации программы 1 год. Данный курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе организован с целью углубления знаний по биологии и носит экологический , проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом. Программа носит пропедевтический (готовит к изучению предметов естественного цикла) и прикладной (применение полученных знаний на практике, выполнение творческих работ) характер; знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты.. При изучении курса реализуются метапредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология, краеведение. По функциональному предназначению – учебно – познавательной. Рассчитана на один год обучения для детей 11-12 лет. Занятия проводятся с сентября по май. Используются различные формы работы:
групповая, индивидуальная, теоретическая, практическая, творческая; используется общественно полезная работа в течение учебного года; проводятся экскурсии, викторины, конференции, оформление тематических плакатов, газет, выпуск листовок, написание рефератов , научно-исследовательских работ, проектов и их защита, тематические беседы; праздники, конкурсы, выставки, практикумы. Используются наглядные и практические методы. Данные методы позволяют развивать логическое мышление ребенка, знакомит детей с различными природными системами, особенностями их функционирования, в воздействии человека на них.
Количество детей в группе – 15 человек. На занятия дети записываются по желанию. Состав может быть как возрастной, так и разновозрастной. Программа предусматривает 2 часа занятий в неделю. Реализация программы предусматривает следующие педтехнологии: сотрудничества, проблемно-поисковые, групповые, технологии творческой деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает создание педагогом проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее решению. Программа рассчитана на 74 часа и включает 8 тем. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
цели и задачи программы
Цель программы:
1.Формирование экологической культуры личности, развитие новой экологически-целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности к своей Родине.
2. Формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования.
Логика освоения учебных тем определяется задачами:
- Обучающие: обучение экологическим знаниям, умение самостоятельно приобретать новые знания, использование научного подхода в решении экологических проблем. Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия.
- Начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- Воспитательные: формирование позитивного и ответственного отношения к природе, непримиримого отношения к безответственному поведению людей, результатам человеческой деятельности в природе; воспитание гармоничной личности на основе единения с природой. Формирование нравственной экологической позиции личности, включение детей в экологическое движение, улучшение состояния окружающей среды.
- Развивающие: развитие у детей гуманистического отношения к миру природы и осознанию своей пригодности в природных процессах, с активным участием в практической деятельности по охране окружающей среды.
II.Общая характеристика курса.
В программе курса «Экология города» участвуют дети, познающие и улучшающие окружающий мир. Программа построена на теоретическом, научно-исследовательском, проектном изучении природы и экологии как науке , практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии своей малой Родины, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
Направления работ:
- Познавательные
- Природоохранные
- Здоровьесберегающие
- Научно-исследовательские
Познавательная часть программы
Встречи с интересными людьми: краеведом А.Я.Морозовым, П.Е. Болотовым.
- Конкурсы рисунков, фотографий «Окно в природу», выпуск стенгазет «Услышь природы голос!», конкурс стихов «Природа в поэзии»
- Экскурсии в краеведческие музеи, в «Дом ремёсел», знакомство с разнообразием животного мира области и с историей развития и изменения внешнего облика города Россошь.
- Экологические игры, викторины, беседы. Например, «Экологический светофор», где речь идет о редких и исчезающих видах животных и растений (красный цвет), о видах, численность которых усилиями человека восстановлена (зелёный цвет), о видах, численность которых достаточно велика, но неуклонно сокращается (желтый цвет). Викторина «Город опасный и безопасный».
Перед проведением викторины проводится подготовительная работа:
- Организуется экскурсии по микрорайону ул. Свердлова, ул. Крупской. Проводится беседа «Зоны экологической опасности нашего района».
- Учащимся предлагается выполнить домашнее задание: описать свой маршрут «дом-школа» и отметить на нём «опасные участки».
- Познавательная экологическая игры «Знакомые незнакомцы», так как через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.
- Выступление агитаторских бригад.
- Видеолектории с использованием экологических мультипликационных фильмов «Сказка старого дуба», «Лесные путешественники» и серии фильмов ВВС «Живая природа».
- Встречи с работниками библиотек, старожилами города, краеведами: Морозовым А.Е., Болотовым П.Е..
- Организация выставок народного творчества местных умельцев.
- Тематический курс занятий согласно разработанному плану.
- Природоохранная часть программы
- Мусор -это бич наших зон отдыха (парка). После человека остаётся огромное количество мусора, потому организуют уборку парка, экологические субботники. Но и не забывают об урочище «Сосновый бор», который так же находится в районе школы №25.К сожалению, многие люди забывают о такой проблеме и сами страдают от последствия бытового мусора.
- Озеленение.
С этой целью кружковцы связываются с администрацией МУП «Городское благоустройство». Как результат такой работы – закладка цветочной клумбы. Часть клумбы должна быть засажена луковицами тюльпанов, часть семян -собрана усилиями детей. В основном это семена однолетних растений, таких как астры(3 сорта) и циннии. Несмотря на небольшое видовое разнообразие растений на клумбе, детям будет приятно видеть осенью плоды своего труда.
- День Земли. Этот день ежегодно проводится 22 апреля во всём мире. Все дела школы и нашего кружка направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, экологические субботники. Планируется организация встреч с главным специалистом по ООС администрации Россошанского района . Организация выпуска листовок, фотовыставки на тему: «А природа горько плачет», социологического опроса населения района ул. Свердлова г.Россоши о роли растительных сообществ в жизни горожан.
- «Их нужно беречь!» Основное направление работ нашего кружка-это знакомство учащихся с природными экосистемами на примере Урочища сосна, река Калитва, изучение их компонентов и воздействие человека на них. С наступлением весны считаем своим долгом печатать листовки об охране природы. Сохранить природу –значит сохранить жизнь во всех её проявлениях. Например, «Спасите ландыши», «Сборщикам берёзового сока -нет!»
- Кормушки, поилки для птиц. Это очень хорошая и известная всем форма работ и не стоит от неё отказываться. Через эту форму работ проявляется забота о братьях наших меньших, привитие трудовых навыков.
- Уход за поврежденными растениями, прокладывание экологически троп, биологический способ борьбы с вредителями растений.
- Выступление учащихся кружка перед детьми школы с сообщениями о роли животных, растений в городе и их значении для его жителей. Самостоятельный подбор информации такого рода всегда вызывает живой интерес учащихся и находит отклики в сердцах слушателей. Сообщения учащихся сопровождается показом слайдов, фотографий, оказывает неизгладимое впечатление на детей и в дальнейшем, считаем, даёт свои плоды: дети будут проявлять заботу об окружающей природе и самостоятельно заниматься пропагандой экологических знаний среди населения.
- Здоровьесберегающая часть программы
- Эколого – познавательные подходы.
- Экологические игры на местности.
- Формирование здорового образа жизни
- Научно-исследовательские часть программы
- Написание рефератов, проектов.
Методы и приемы
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить применяя разнообразные методы и приемы обучения.
На первых занятиях целесообразно проводить лекции, самостоятельные работы, познавательные беседы, экскурсии, анкетирование.
Остановлюсь на некоторых методах, которые применяются при обучении:
Лекция. Это изучение нового материала посредством демонстрации всех этапов исследования.
Обучающая лекция. Получая блок новой информации учащиеся осваивают логику поиска решения проблемы, поэтапно проходя через весь цикл научного исследования. Тем самым формируются основы проблемного мышления на уровне знаний, представлений.
Беседа. Изучение нового материала через совместную деятельность педагога и обучающегося.
Учебно – практическая конференция. Это занятие, которое характеризуется особой формой организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося, требует подготовки и становится результатом чего – либо.
Защита научно – исследовательской работы. Обучающиеся проявляют свое творчество в формах защиты своей работы. Вырабатывается собственный стиль работы. Ребята показывают свои теоретические знания, их практическое использование.
В течение всего обучения с детьми ведется различная работа: индивидуальная, коллективная, по группам, с приглашением гостей и ребяит из других классов.
Экскурсии. Проводить экскурсию с детьми в природу сложнее, чем заниматься с ними на уроке. Поэтому при подготовке к экскурсии учитель своим интересным эмоциональным рассказом должен настроить учащихся на экскурсию, показать её значение для усвоения знаний и подготовки к самостоятельному изучению природы в любых природных условиях, куда могут попасть учащиеся. Каждому ученику должно быть ясно, что ему необходимо сделать, чтобы сдать отчет о проделанной работе.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения
- Сентябрь, октябрь -экскурсии в естественные и искусственные природные сообщества г. Россоши, встречи с работниками библиотек школьной и районной, организация уборок по сбору мусора. Организация борьбы с насекомыми-вредителями растений, практические занятия, экскурсии в краеведческий музей г. Россоши.
- Ноябрь, декабрь-организация выставок: поделки из природного материала; «Любимый уголок парка», экскурсии в парк, в «Дом ремесел», изготовление поделок из природного материала; конкурс стихов «Природа в поэзии», викторина «Город опасный и безопасный», «Береги елку», «Покормите птиц зимой» - сбор корма для птиц.
- Январь, февраль-экскурсия в краеведческий музей г. Россоши, «Мастерская кормушек»: изготовление и размещение кормушек для птиц; видеолекторий; выступление агитаторских бригад; ролевая игра «Знакомые и незнакомые»;цикл бесед « Зоны экологической опасности города», «Всегда ли собака друг человека»;конкурс листовок «Мы в ответе за тех, кого мы приручили», «Тот, кто слабых обижает, лишь презрение вызывает», «Где мой друг»; «Кто объяснит животным их права?»; викторина «Экологический светофор», конкурс « Окно в природу».
- Март, апрель, май -праздник «День птиц», экологические игры, изготовление листовок «Их нужно беречь», «Спасите ландыши!», «Сборщикам березового сока - нет!», «А природа горько плачет!»; озеленение парка, беседы, экологические субботники в парке и части соснового леса в микрорайоне ул. Свердлова; проведение акции «Укрась кусочек планеты»; урок-путешествие и «цветы России» (посадка луковиц тюльпанов); акция «Чистая Земля» (закладка аллеи каштанов и рябины); выпуск стенгазеты «Услышь природы голос»; прокладывание экологических троп; социологический опрос.
- В течение года – научно-исследовательская работа , написание рефератов, социальнозначимых проектов.
III. Место предмета в учебном плане образовательного учреждения.
В учебном плане ОУ отводится часов 74ч/год.., в неделю 2 ч.
IV.При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- -умение работать с разными источниками информации;
- -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- • • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
- • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
- • • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- • выявление приспособлений растений к среде обитания;
- • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- 2. В ценностно-ориентационной сфере:
- • знание основных правил поведения в природе;
- • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- 3. В сфере трудовой деятельности:
- • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- 4. В сфере физической деятельности:
- • 5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
V.Содержание курса.
1.Введение.(1ч)
Знакомство с планом работы кружка. Цели и задачи курса. Правила техники безопасности на занятиях. Знакомство с источниками знаний о своем городе.
Организация сборов материалов краеведения.
2. Городские экосистемы как среда жизни горожанина.(13ч)
Организация сборов материалов краеведения. Город природный дом горожан. Город как экосистема, основные понятия и термины: «экология», «окружающая среда», «компоненты окружающей среды», «факторы среды», «качество окружающей среды», «здоровье человека». Структура наземных экосистем города (лесопарки, городские парки, бульвары, скверы). Связь человека с природой города: история развития поселений и формирование наземных экосистем. Экосистемы города, созданные руками человека: объединенные единым художественным замыслом, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей города, созданные жителями с рекреационной деятельностью.
Экскурсии.
Изучение ПК на местности. Составление плана парка. Провидение физико-географического описания парка . Посещение краеведческого музея.
Практические работы.
Работа на пришкольном участке.
3.Природные сообщества и сообщества видов парка.(13ч)
Зеленые насаждения парка. Их функции: средообразующая, архитектурно-художественная, эстетическая. Деревья и кустарники, используемые в озеленении: местные и интродуцированные виды. Влияние основных загрязнителей на различные породы деревьев и кустарников. Растения-индикаторы чистоты воздуха. Виды деревьев, используемые в строительстве и архитектуре. Социологические исследования учащихся по изучению мнения горожан об экологическом состоянии в г. Россоши.
Экскурсии.
Искусственное сообщество «Урочище сосна». Природное сообщество луг р. Черная Калитва. Исследование воды в р. Черная Калитва. Экскурсия в« Дом ремесел» для ознакомления школьников с деревянным зодчеством, с поделками местных умельцев.
Практическая работа.
Уход за поврежденными деревьями.
4.Растения и человек.(13ч)
Экологические условия города. Влияние абиотических факторов среды на видовой состав растений и животных сообщества. Влияние антропогенных факторов на формирование сообщества видов.
Пространственные и пищевые взаимосвязи организмов в сообществе. Организмы-создатели, потребители и нарушители органического вещества. Укороченные пищевые цепи. Незамкнутый цикл круговорота веществ как показатель неустойчивости сообщества парка.
Экскурсия.
Изучение экологических особенностей и ареала растений. Описание растительности ПК. Любимый уголок парка осенью. Практическая работа .Подсчет количества дождевых червей в почве различных участках парка. Зависимость количества видов животных от степени вытаптывания почвы.
5. Животные и человек.(15ч)
Связь человека с животными животные в развитии культуры.. Пути проникновения животных в урбанизованную среду. Экологические группы животных. Прослушивание музыкальных произведений различных жанров, включающих звуковые образы животных. Экскурсия в районную библиотеку г. Россоши. Краеведческий отдел. Многообразие птиц, их роль в сообществе и значение для человека. Влияние жизни человека на многообразие животных. Экскурсия на станцию юннатов г. Россоши.
Практическая работа.
Мастерская кормушек. Привлечения в парк птиц: установка и развешивание порхалищ и поилок.
6. Природа и отдых горожан.(11ч)
Составление картосхемы дорожно -тропиночной сети. Оценка влияния вытаптывания на растительную и почвенную фауну. Изучение видов отдыха на территории парка. Подсчет количества отдыхающих.
Практические работы. Укрась кусочек планеты. Цветник в городе. Загрязнение атмосферы в городе. Исследование атмосферного воздуха г. Россоши.
7.Промышленность города.(8ч)
Экскурсионная деятельность. Экскурсии по промышленным объектам г. Россоши.
VI.Тематическое планирование работы по программе «Экология города».
№ п/п | Название раздела | Количество часов. |
1. | Введение | 1ч |
2. | Городские экосистемы как среда жизни горожанина | 13ч |
3. | Природные сообщества и сообщества видов парка. | 13ч |
4. | Растения и человек. | 13ч |
5. | Животные и человек. | 15ч |
6. | Природа и отдых горожан. | 11ч |
7. | Промышленность города. | 8ч |
Итого:74 ч.
VII. Материально-техническое обеспечение программы.
техническое оснащение программы
Учебный кабинет – 1 шт.
Компьютер – 1 шт.
Принтер – 1шт.
Сканер -1 шт.
Телевизор -1шт.
Видеомагнитофон -1 шт.
Магнитофон – 1 шт.
Фотоаппарат -1 шт.
Бумага цветная – 15 наборов.
Картон – 15 наборов.
Фломастеры – 10 наборов.
Маркеры – 19 шт.
Ножницы – 10 шт.
Краски акварельные- 5 наборов.
Ватман – 15 шт.
Простые карандаши – 15 шт.
Ластик – 5 шт.
Альбом для рисования – 15 шт.
Лейки – 3 шт.
Поливочный шланг – 1 шт.
Лопата -5 шт.
Грабли – 5 шт.
Тяпка – 5 шт.
Рулетка – 1 шт.
Шпаг
VIII. требование к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся научатся характеризовать:
- Понятия и термины «экосистема», «экология», «окружающая среда», «компоненты окружающей среды», «качество окружающей среды», «здоровье человека».
- Историю развития г. Россошь.
- Особенности географического положения города, площадь, конфигурацию.
- Основные виды растений и животных своего города. Экологические группы животных.
- Правила поведения в природе.
- Ведущие предприятия города и их центры.
Учащиеся получат возможность научиться:
1.Выполнять правила природоохранительного поведения.
2.Определять растения, составлять инвентаризационные карточки.
3.Пропагандировать экологические знания среди населения.
4.Объяснять причины размещения отдельных предприятий.
Ожидаемые результаты
- Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
- Формирование ценностного отношения к своей малой Родине.
- Воспитание экологической культуры.
- Пропаганда экологических знаний среди населения.
- Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием и над тем как сохранит природу родного края. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную жизненную позицию.
IX.Учебно-методическое обеспечение программы:
литература
1.Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М.: Наука,1986
2.Благосклонов К.В. Птицы в городе//Природа.1981.№5
3.Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы. М.: Прогресс.1983.с.173-185.
4.Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яркина З.Н.Город и ландшафт. М.: Мысль,1986.с.187-207.
5.Воронцов А.И., Харитонова Н.З. «Охрана природы». – М. Высшая школа,1989г
6.Дорогань Л.В., Филлитов В.П. «Экологический практикум», Воронеж,1994г
7.Ежегодник «Лес и человек» М.: Лесная промышленность, Воронеж,1998г
8.Жердев В.Н., Дорогань Ф.В., Успенский «Экология», пособие-практикум, Воронеж,2002 г
9.Ключи к экологию Л.:Гидрометеоиздат,1982
10.Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение,1985.с.13-24
11.Константинов В.М. Наблюдения за птицами в городских условиях// Биология в школе.1968.№4
12.Небел Б. «Наука об окружающей среде». – М. «Мир»,1998г
13.Осетров Е. Мое открытие Москвы. М.: Детская литература,1985
14.Охрана природы. Учебник для ВУЗов. М.: «Педагогика»,1987
15.Плотников В.В. на перекрестках экологии. М.: Мысль,1985.с.43-59
16.Пономарева З.В., Федотов С.В., Овчаренко В.Ф. «География Россошанского района», Воронеж,2003г
17.Смирнова Л.Я., Бородкин А.И. «Экология подземных вод бассейна Верхнего Дона», Воронеж,2003г
18. Филипченко Ф.П. Поделки с природного материла. М.: Просвещение,1976
19.Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Педагогика,1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Город Мастеров"
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования в школе 8 вида....
Рабочая программа кружка "Город мастеров"
Программа составлена с учетом того, что на кружке будут заниматься учащиеся начальных классов. Они будут учиться работать с картоном, выполнять аппликаци., вышивать на картоне, делать поделки из ваты ...
Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе
В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чуде...
Программа "Цветочный город"
Образовательная программа духовно-нравственного воспитания детского лагеря отдыха "Цветочный город"...
программа ДОО Город мастеров имени Героя Советкого Союза П.И.Шавурина
Данная программа расчитана для детей 5-8 классов, срок реализации программы-3 года...
приложения к программе ДОО Город мастеров
В приложения программы ДОО "Город мастеров" входят: устав детского объединения, модель самоуправления в детском объединении, договора о сотрудничетве д.о.о с администрацией школы,администрац...
Рабочая программа факултатива "Город мастеров"
Рабочая программа составлена на основе:Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской ...