ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека»
методическая разработка по биологии по теме
В представленной выпускной работе описано использование дидактического материала, который в свою очередь способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий; хотя, в настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом.Так же в данной работе рассмотрены варианты уроков с применением дидактических и технических средств обучения, таковыми являлись таблицы, компьютерные презентации, схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА естественнонаучного образования
(полное наименование кафедры)
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека»
Выполнил слушатель: Алена Васильевна Леонова ___________
(И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Дополнительная профессиональная программа «Переподготовка по программе «Биология»»
Форма обучения очно-заочная
Научный руководитель старший преподаватель Оксана Викторовна Курта ___________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Новосибирск 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основания методики использования дидактических
средств обучения при изучении биологии……………………………………..5
1.1 Дидактические средства обучения в школьном курсе биологии………..5
1.2 Анализ возможности школьной программы и учебника биологии
для формирования понятий по теме: «Опорно-двигательная
система человека»………………………………………………………………12
2. Особенности использования дидактических средств, при изучении
темы: «Опорно-двигательная система человека»…………………………….17
2.1 Организация эксперимента………….……………………………………17
2.2 Результаты эксперимента…………………………………………....……20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..…25
Приложение 1……………………………………………………………………28
Приложение 2……………………………………………………………………32
Введение
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.
Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью дидактических средств обучения.
На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Биологические знания рассматриваются как составная часть биологического образования общеобразовательных школ. Изучение взаимосвязей объектов и явлений, динамический характер равновесия живых систем помогают раскрыть роль влияния человека на окружающую среду. Кроме того, биологические знания носят многоаспектный характер, на что и обращается внимание в ряде педагогических работ за последние годы.
На примерах содержания биологических понятий учащиеся убеждаются в материальном единстве живой и неживой природы, неразрывной связи явлений, в противоречивом характере взаимодействий организмов и среды. Движение экологических понятий в пределах курса биологии способствует усилению его мировоззренческой нагрузки.
Актуальность: рассмотрение данной темы в школьном курсе биологии и недостаточная оснащенность кабинета, привели к выбору темы.
Объектом исследования являются дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме.
Предмет исследования - методика использования дидактических средств, при изучении опорно-двигательной системы человека.
Цель работы - описать методику использования дидактических средств, при изучении биологии 8 класса по теме: «Опорно-двигательная система человека».
Задачи работы:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить основные приемы работы с дидактическим средствами и определить их место в учебном процессе.
3. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературных источников и документов; проведение педагогического эксперимента; анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: если применять дидактические средства на уроках биологии при изучении темы «Опорно-двигательная система человека», то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.
1. Теоретические основания методики использования дидактических средств обучения при изучении биологии.
- Дидактические средства обучения в школьном курсе биологии.
Средства обучения - разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства. [11].
Выделение этих трех видов соответствует концепции теории познания (теории отражения) и стадиям развития мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации в процессе непосредственных практических действий с реальными объектами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а образами восприятий и представлений, накопленными опытом учащихся. На третьей, высшей, стадии ведущая роль в мыслительной деятельности принадлежит отвлеченному, абстрактно-теоретическому мышлению. Оно выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, в вербальной форме, в форме слова.
Познавательная нагрузка и функции дидактических средств:
1. В наглядных образах отражается многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;
2. Организует восприятие и наблюдения учеником реальной действительности;
3. Оказывает значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивает его наблюдательность, мышление, воображение;
4. Стимулирует познавательную и творческую активность, способствует развитию интереса к учению;
5. Создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью;
6. С помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием;
7. Способствует обобщениям;
8. Повышает качество усвоения, способствует оснащенности знаний, их ясному и сознательному пониманию.
Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность - универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования.
Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педагогической практике широко используются технические средства, функциональные возможности и ценность которых подробно будут представлены далее. [6].
Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-воспитательной деятельности:
1. Реальные, или натуральные, объекты - это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие; надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся непосредственно на уроке или во время экскурсии, используют их и общаются с ними. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.
2. Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки, организмов, экосистем, круговорота веществ и пр. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группа изобразительных выступают компьютерные мультимедийные (многоканальные) средства обучения
3. Словесные, или вербальные, средства - это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле- или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради. Непосредственное восприятие учащимися реальных объектов или их изображений обеспечивает путь познания в виде наблюдений или практических действий с ними. А восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, проникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное и аксиологическое раскрытие учебного содержания. Н. А. Рыков всегда подчеркивал большое значение слову учителя.
Средства обучения, которые фиксируют учебное содержание, обычно используются для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. [11].
При работе с наглядными пособиями учителю следует:
1. Организовывать восприятие таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в пособии информацию;
2. Создавать условия для перехода мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, умело управлять мыслительной деятельностью учащихся;
3. Связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи. Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования:
1) Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению:
- ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;
- эстетическое оформление наглядного средства;
2) Адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче:
- мера в использовании на одном уроке (занятии);
- при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного момента;
- наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
- учет возраста и уровня развития и обученности учащихся.
Дидактические материалы - достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся. [8].
Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, "свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего "развертывания", полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таблиц.
Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете. Впечатляющий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительными средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления.
Живое и образное описание событий с зарисовкой деталей обстановки, применение "словесного рисования", отрывков из художественных произведений с ярким и красочным описанием образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, использование крылатых выражений, метких эпитетов - все это наглядные средства, имеющие своим назначением создание представлений, эмоциональных впечатлений, ярких образов. [6].
Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Эта закономерность уже давно выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад. [9].
Я. А. Коменский обосновал "золотое правило дидактики": привлекать к обучению все органы чувств. И. Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д.Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. В.В. Половцов обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Б.Е.Райков создал первую классификацию средств обучения биологии. Варианты возможных сочетаний слова и наглядности для активизации развития учащихся показал Л.В. Занков, а С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения не по внешним атрибутам, а с учетом их роли в учебном процессе.
И.П. Подласый, Н.И. Ремизова пишут, что дидактический материал, взятый из дополнительной литературы, способствует мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности, концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий [18]. В этой связи И.П. Подласый выделяет две группы мотивов учения: внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей учащихся, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий и принуждения. Они, как правило, действуют, но их воздействие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому процесс усвоения знаний не может быть плодотворным [16]. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, а использование на уроках дополнительного материала из научно-популярной литературы способствует развитию внутренней мотивации. Н.И. Ремизова утверждает, что успех любой познавательной деятельности, а значит и усвоения понятий, в значительной степени зависит от ее мотивации [9].
А.В. Усова отмечает, чтобы обеспечить высокий уровень усвоения учащимися биологических и экологических понятий, необходимо ясно представлять сущность процесса формирования понятий, его цель и общие требования, которым должно удовлетворять качество усвоения учащимися формируемых умений. Сущность процесса усвоения биологических и экологических понятий заключается в усвоении содержания (существенных признаков), существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями системы. Овладение понятием предполагает еще и овладение умением оперировать им в решении разнообразных задач познавательного и практического характера [18]. А.В. Усова считает, что критерии усвоения понятий могут быть определены, исходя из анализа сущности процесса формирования понятия и его основных характеристик как логической категории. Исходя из этого, А.В. Усовой установлены основные критерии усвоения понятий:
- полнота усвоения содержания понятия;
- степень усвоения содержания понятия;
- полнота усвоения связей и отношений данного понятия с другими [26].
Данными критериями не исчерпывается вся совокупность критериев усвоения понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека».
Главной ролью дидактического материала на первом этапе формирования биологических понятий, является возникновение ощущения, след от которого остается в сознании человека и тогда, когда предмет или явление исчезает из сферы восприятия. Благодаря оставленному следу, предмет или явление может восстанавливаться в памяти. В этом случае формируется представление (2 этап). Представление является начальной формой мыслительной деятельности и переходным моментом от чувствительного познания к логическому. Посредством второй сигнальной системы, происходит обобщение представлений об изучаемом объекте и формируется понятие (3 этап). Таким образом, понятие есть форма мышления, обобщенное представление о предмете или явлении природы. Дополнительный материал из научно-популярной и научно-художественной литературы, на четвертом этапе может быть эффективно использован в качестве создания и последующего решения проблемных ситуаций, для применения понятия на практике, что способствует формированию обще - учебных и специальных умений. Таким образом, понятие переходит из кратковременной памяти в долговременную. [26].
Итак, использование материала из дополнительной литературы способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дополнительной литературой, но методисты выделяют приемы работы с дополнительным материалом в различных организационных формах обучения: аналогичные с работой по учебнику и характерные только для работы с дополнительной литературой.
1.2 Анализ возможности школьной программы и учебника биологии для формирования понятий по теме: «опорно-двигательная система человека».
В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения биологических знаний.
Проанализировав программу по биологии (6 – 11 классы; автор: В. В. Пасечник и др.) выяснилось, что «Опорно-двигательная система» занимает раздел тематического планирования 8-го класса, на изучение которого отводится 8 часов (Таблица 1) [21].
В содержание данного раздела входят следующие понятия: скелет и мышцы, их функции; химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей; скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности; изменения, связанные с развитием мозга и речи; типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы), строение мышц и сухожилий; обзор мышц человеческого тела; мышцы антагонисты и синергисты; работа скелетных мышц и их регуляция; понятие о двигательной единице; изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии; энергетика мышечного сокращения; динамическая и статическая работа; причины нарушения осанки и развития плоскостопия; их выявление, предупреждение и исправление; первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
При проведении уроков в рамках данного раздела, предполагается: демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Так же, при изучении раздела: «Опорно-двигательная система», проводится ряд лабораторных опытов, а так же самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
№ | наименование раздела (темы) | общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
Глава 4. ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 8 | 3 | 5 | |
11 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | 1 | ||
12 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Лабораторный опыт № 2 «Строение скелета» | 1 | ||
13 | Соединение костей. | 1 | ||
14 | Строение мышц. Лабораторный опыт № 3 «Мышцы, их строение и функции». | 1 | ||
15 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторный опыт № 4 «Утомление при статической работе» | 1 | ||
16 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторный опыт № 5 «Осанка и плоскостопие» | 1 | ||
17 | Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | ||
18 | Урок обобщения по теме: «Опорно-двигательная система» | 1 |
Таблица 1 Тематическое планирование (8 класс)
Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были технические средства обучения, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний.
Активное применение дидактических и технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей, такие средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где данные средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. [28].
К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ: увеличительная техника (микроскопы, лупы), лабораторное оборудование (штативы, нагревательные приборы, посуда и др.), препаровочный инструментарий (пинцеты, препаровальные иглы, лупы и пр.), а также различную аппаратуру, называемую техническими средствами обучения (ТСО). Важное место среди них для обучения биологии занимают мультимедиа.
Использование мультимедиа в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.
Основные обучающие функции мультимедиа на уроках биологии:
1. Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
2. Обобщение изученного материала по теме или разделу;
3. Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других;
4. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры;
5. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе;
6. Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве;
7. Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины;
8. Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные;
9. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника.
Рациональное применение мультимедиа на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и др. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с интерактивной доской показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства. [27].
Все перечисленные возможности мультимедиа могут быть реализованы при одном условии — заинтересованном, вдумчивом, нешаблонном их использовании. При планировании предстоящего урока нужно очень чётко определить, для выполнения каких познавательных задач предназначается видеофильм. Познакомившись с содержанием видеофильма, следует отобрать оптимальный объём информации, учитывая такие факторы как общий уровень развития учащихся, подготовленность их к восприятию данного содержания, интересы и особенности детей, умение работать с фильмом. Глубина понимания содержания видеофрагмента будет зависеть и от качества усвоения ранее пройденного материала. Одна из задач, возникающих при использовании видеофильма, это установление тесной связи его содержания с другими источниками учебной информации.
Глава 2. Особенности использования дидактических средств, в 8 классе при изучении «опорно-двигательной системы человека» по биологии.
2.1 Организация эксперимента
Исходя из действующей традиционной школьной программы по биологии и учебника "Биология. Человек" (автор В.В. Пасечник и др.), педагогический эксперимент проводился в два этапа:
1) Разработка и проведение уроков по теме: «Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей» и «Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей» с применением дидактических средств;
2) Опрос и анкетирование учащихся.
Главной задачей моего исследования, является выявление уровня знаний.
Педагогический эксперимент проводился в учебно-воспитательном процессе в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №2» г. Куйбышева.
В исследовании приняли участие 47 учащихся восьмых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» г. Куйбышева.
Первый этап эксперимента:
Урок 1
Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.
Конспект урока (Приложение 1)
Урок 2
Цели урока: изучить строение скелета человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
Развивающие: развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье
Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.
Конспект урока (Приложение 2)
Второй этап эксперимента:
На данном этапе эксперимента проводились беседы, анкетирование учащихся восьмых классов и учителей биологии. Мною было опрошено 47 учащихся восьмых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» г. Куйбышева и 8 учителей биологии г. Куйбышева.
Анкетирование включало ответы на ряд вопросов.
Количество анкетируемых:
- учащихся 8 класса – 47 человек;
- учителей биологии г. Куйбышева – 8 человек.
Вопросы анкеты для учащихся:
1. Ваше отношение к предмету биология?
2. Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии?
2.1. Почему вы не используете дополнительную литературу при подготовке к занятиям по биологии?
3. Где вы приобретаете и читаете дополнительную литературу?
4. Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?
4.1. Почему вы не любите решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?
5. Какие задания дает Вам учитель на уроке биологии с дидактическим материалом?
Вопросы анкеты для учителей:
1. Как часто Вы используете дидактический материал на уроках биологии?
2. С какой целью Вы используете дидактический материал при изучении биологии?
3. На каких этапах урока Вы используете дидактический материал?"
4. Какие задания Вы даете учащимся по работе с дидактическим материалом?
5. Как Вы считаете, можно ли учить учащихся составлять экологические задачи?
2.2 Результаты эксперимента:
Ответы учащихся, участвовавших в эксперименте:
1 вопрос: 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к биологии и считают его увлекательным. 30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение к предмету, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к биологии и к предъявляемым требованиям учителя.
2 вопрос: 36% учащихся пользуются дополнительной литературой, 21% - редко пользуются, 33% - не пользуются, 10% - часто пользуются. Данный вопрос вскрыл возможности учащихся пользоваться дополнительным материалом.
Достаточно большое количество детей, не пользующихся или редко пользующихся дополнительной литературой (33% и 21% соответственно), потребовало выяснение причин.
2.1 вопрос: позволил выделить три основных причины:
- нет интереса к предмету;
- нет доступа к дополнительной литературе;
- затрудняюсь ответить.
Следующий вопрос был направлен на выявление того, где учащиеся приобретают и читают дополнительную литературу.
3 вопрос: 55 % учащихся пользуются литературой из библиотеки, 36 % пользуются как библиотекой, так и домашней литературой, 9 % учащихся пользуются только домашней литературой.
4 вопрос: 90 % учащихся ответили "да", а "нет" - всего 10 %.
Достаточно большое количество детей, не любящих решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале (10%), потребовало выяснение причин.
4.1 вопрос: Позволил выделить три основных причины:
- нет интереса к предмету;
- нет доступа к дополнительной литературе;
- затрудняюсь ответить.
5 вопрос: (Таблица 2).
Написать | Составить | |||||
реферат | доклад | тесты | таблицу | сообщение | кроссворд | конспект |
24 | 19 | 32 | 27 | 43 | 23 | 31 |
Таблица 2 Учебные задания с дидактическим материалом.
Ответы учителей, участвовавших в эксперименте:
1 вопрос: 75 % опрошенных учителей часто используют дидактический материал на уроках биологии, 60 % - регулярно, а ответы "иногда" и "никогда" ни один из анкетированных не отметил.
2 вопрос: 95 % анкетированных учителей используют дидактический материал при обучении биологии с целью развития у учащихся интереса к предмету, 30 % - для проверки биологических знаний и 40 % - для формирования экологических знаний.
3 вопрос: 100 % учителей используют дидактический материал при изучении нового материала, 27 % - при обобщении и систематизации, 45 % - при закреплении изученного материала, 25 % - при проверке изученного материала и 32 % задают домашнее задание
4 вопрос: (Таблица 3)
Составление | |||||||
чтение | пересказ | написание рефератов | вопросов | тестов | кроссвордов | рассказов | конспектов |
90% | 80% | 65% | 84% | 90% | 45% | 76% | 63% |
Таблица 3 Учебные задания с дидактическим материалом.
Исходя из результатов анкетирования, мы видим, что всеми учителями в большей или меньшей степени на уроках биологии используется с дидактическим материалом.
Беседы, проведенные с учителями биологии, показали, что все учителя понимают важность влияния дидактического материала на усвоение биологических понятий.
Обобщение итогов бесед свидетельствует о хорошей материальной базе учебных заведений для проведения уроков, наличием отдельного кабинета биологии с соответствующим оборудованием (влажными препаратами, коллекциями, муляжами, скелетами, таблицами, наглядными пособиями и др.), наличием картотеки с дидактическими карточками и наглядными пособиями. Наиболее часто в кабинетах биологии присутствуют следующие книги: энциклопедии, различные учебники, журнал "Юный натуралист", "Биология в школе" и "Сельское хозяйство", Сосновский И.П. "Редкие и исчезающие виды: по страницам Красной книги СССР".В. В. Зотов "Лесная мозаика", Петров В.В. "Растительный мир нашей Родины".
В качестве недостатка в материальном оснащении многие учителя указывают на отсутствие методических разработок по составлению и применению биологических знаний.
Итак, эксперимент показал, что в целом учащихся 8 классов пользуются дидактическим материалом; в ходе опроса учащихся, выяснилось, что использование дидактического материала учителем на уроке, позволяет им лучше усваивать темы уроков, вызывает интерес к данному предмету и стимулирует к проявлению творческих способностей как при выполнении домашней работы, так и на уроках биологии.
Большинство учителей биологии часто используют дидактический материал на уроках биологии с целью развить у учащихся интерес к предмету, все учителя используют дидактический материал при изучении нового материала и 45 % учителей при закреплении изученного материала.
Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становится одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знания. Комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся.
В выпускной работе рассмотрен вариант урока с применением дидактических и технических средств обучения, таковыми являлись таблицы, компьютерные презентации, схемы.
Проблема использования дидактического материала при изучении биологии 8 класса является актуальной в методике обучения биологии, так как материально-техническая база школы устаревает и требует обновления, что в свою очередь сказывается на качестве усвоения знаний учащихся и вызывает затруднения при подготовке к уроку учителя.
Дидактический материал используется чаще на уроках, при выполнении домашних заданий, при проведении ЕМЭ и ЕГЭ, при подготовке к внеклассным мероприятиям: олимпиадам, научно-практическим конференциям.
Итак, эксперимент показал, что большинство учащихся 8 классов проявляют средний интерес к урокам биологии, редко пользуются дидактическим материалом при подготовке к занятиям по биологии; большинство учителей биологии часто используют дидактический материал на уроках биологии с целью развить у учащихся интерес к предмету, все учителя используют дидактический материал при изучении нового материала и 45 % учителей при закреплении изученного материала. Изучение состояние проблемы использования дидактического материала при формировании экологических знаний в практике работы школ показало, что учителя применяют приемы работы с дидактическим материалом при повышении мотивации к изучению биологии. Анкетирование показало, что наиболее часто учителя используют такие приемы работы с дидактическим материалом, как написание конспектов, чтение, пересказ, составление рассказов, тестов, сообщений, вопросов, кроссвордов.
Использование дидактического материала способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом.
Список использованной литературы
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько – М.: 1989. – 327 с.
- Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. / А.В. Бинас, - М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
- Верзилинн Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.:Просвещение,1972.–288с.
- Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская – СПб, 1994.
- Денисова, А. В. Применение модели "Таксономия Блюма" в оценке эффективности обучения. / А. В. Денисова - Управление персоналом, 2005, № 12.
- Загвязинский, В.И. Дифференцированный подход в обучении. / В.И. Загвязинский. Народное образование,1968.-№10.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация. / В.И. Загвязинский. – М.,2001.- 186 с.
- Ильинская, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. / И.А. Ильинская,–М.,:Знание,1985.–80с.
- Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. / Е.Н. Кабанова-Меллер, М .,1968.–288с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко– СПб.: Каро.,2004. – 367с.
- Комиссаров, Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образование. / Б.Д. Комиссаров. М.:просвещение,1991.–160с.
- Крейг Г. Психология развития. / Г. Крейг– СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 292с.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. / Д.Г. Левитес - М, 1998. –288с.
- Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения./ И.Я. Лернер -М., Знание, 1976.–64с.
- Марина В.П. Соломин П.В. Станкевич А.В. Школьное биологическое бразование: Проблемы и пути их решения: учебное пособие по курсу методики преподавания биологии. СПб., 2000. 132 с.
- Маркова, А.К. Психология обучения подростка./ А.К. Маркова. М.: Знание. 1975. – 62 с.
- Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. / А.М. Матюшкин. Вопросы психологии. 1982. №4. c - 5-17.
- Мягкова, А.Н., Орлов, В.А, Дифференциация обучения биологии в школе./ А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. 1990.-№1.
- Никишов, А.И., Внеклассная работа по биологии. / А.И. Никишов, З.А. Мокеева – М.: Просвещение, 1980. –75с.
- Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 2. Психология образования. М./ Р.С. Немов. Просвещение ВЛАДОС, 1995. –496с.
- Пасечник В.В. Биология. 8 класс. Человек. М.: Дрофа. 2000
- Полат, Е.С. Педагогические технологии 21 века //Современные проблемы образования./ Е.С. Полат – Тула, 1997.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П Общая методика обучения биологии: уч. Пособие для пед. ВУЗов. М.:, 2003. 272с.
- Рабунский, Е.С. Исследовательский подход в процессе обучения школьников./ Е.С. Рабунский М.,:Педагогика,1975.–184с.
- Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. / М.А. Резниченко. Вопросы психологии. 1986. -№3.
- Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. // Биология в школе. - 2001. - №5. - С.28.
- Соломин В.П., Мариной А.В., Станкевич П.В. Биологическое образование в средней школе: Современное состояние и перспективы развития. Арзамас, 2006. 212 с.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: / Н.Е. Щуркова - М., 1992
- Фрагменты из видеофильма «Опорно-двигательный аппарат человека».
- BoneLab – компьютерная программа.
Приложение 1[30]
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учителя)
2. Объяснение нового материала (1 слайд)
Вопрос к классу:
– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)
Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».
Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.
1. Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
3. Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
4. Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения. (2 слайд)
Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу (Таблица 2)
| Трубчатые длинные | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные |
Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа |
Таблица 2 Форма костей.
(3слайд) Строение трубчатой кости
Рассмотрите на слайде разные – Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части?
(Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.
(4слайд) – Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки?
(Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается?
(Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы).
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.
(5 слайд) Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.
Демонстрация опыта.
При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.
– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)
– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
(6 слайд) Внутреннее строение костей.
– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
– Посмотрите фрагмент фильма. (7 слайд)
– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей? Учащиеся высказывают свои предположения.
Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.
Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах. (8 слайд)
– Как соединяются между собой кости в скелете?
Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь (Таблица 3).
Неподвижное | Полуподвижное | Подвижное |
Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов |
Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения |
Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазобедренный сустав |
Таблица 3 Типы соединения костей
(9 слайд) – Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)
Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.
– Рассмотрим движение в локтевом суставе. (10 слайд 3).
Задания на закрепление материала
– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.
4. Домашнее задание Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11.
Приложение 2[30]
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
Вопросы к классу:
Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
Назовите, какие бывают кости по форме?
Каково внутреннее строение костей?
Каков химический состав костей?
Назовите типы соединения костей?
Назовите части сустава?
3. Объяснение нового материала (11 слайд)
Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?
Записываем в тетрадь:
Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей (12 слайд)
Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная, теменная, и непарные – затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные – нижняя челюсть.
Вопрос к классу.
– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?
(Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).(13 слайд)
Скелет туловища
Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма.
И ответьте на вопрос, какая особенность в строении позвоночника смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках? (14 слайд)
– Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков). (15 слайд)
Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.
АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).
АКСИС (2-й шейный позвонок)
Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка. (16 слайд)
– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?
Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).
– Какие функции выполняет грудная клетка?
(Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.) (17 слайд)
Скелет верхней конечности.
Задание классу:
По учебнику назовите основные кости верхней конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.
Вопрос классу.
Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).(18 слайд)
Скелет нижней конечности.
Задание классу.
По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный) (19 слайд)
4. Задания на закрепление материала
Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности. (20 слайд)
Правильно соберите скелет человека.
5. Домашнее задание: Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд по теме: «Скелет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Итоговый тест 8 клаас по теме "Опорно - двигательная система"
Итоговый тест для 8 класса по теме "Опорно - двигательная система"...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Зачет по теме "Опорно-двигательная система человека"
Материалы к зачету по теме "ОДС" в 8 классе...
Презентация. Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека»
Представленная презентация показывает основное содержание ИТОГОВОЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека»...
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...