карта-путеводитель по теме "Эукариотическая клетка" для учащихся 10 класса УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Разработка путеводителя по теме "Эукариотическая клетка" разработана для использования на уроках и для подготовки домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta-putevoditel_ntspm._odnomembrannye.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта-путеводитель
по теме «Эукариотическая клетка»
Внимательно прочтите текст учебника §5.2: 5.2.1
По ходу изучения темы заполните данную карту.
Клетка – элементарная единица строения и функционирования живых систем, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Часть1.
1. Эукариотическая клетка – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эукариотические клетки состоят из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей - ______________________________ и __________________________.
3. Цитоплазма. Внутренняя клеточная среда, заполняющая всё содержимое клетки. Химический состав:60% воды + белки, жиры, углеводы, неорганические вещества в виде ионов.
Цитоплазма состоит из трёх фаз: гиалоплазмы, органоидов, включениё.
Гиалоплазма – бесцветный слизистый густой и прозрачный коллоидный раствор, в котором протекают все обменные процессы, обеспечивает связь ядра и органоидов клетки.
Органоиды – это________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Включения – это__________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цитоплазма объединяет в единое целое все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие.
4. В основе структурной организации клетки лежит ____________________________
Принцип строения, т.е. клетка построена из мембран.
Общий принцип строения мембран
Рассмотрите рис.5.6. и объёмную модель строения мембраны. Укажите, из каких химических веществ состоит мембрана:
1 слой ______________________
2 слой ______________________
3 слой ______________________
Снаружи мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных она образована гликокаликсом, у растений – _________________, у грибов и членистоногих______________
Наружная цитоплазматическая мембрана (НЦПМ).
НЦПМ представляет собой морфофункциональную мозаику, т.е ____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя текст учебника с146-147, заполните таблицу «Функции НЦПМ»
Функция | Описание |
Цитоплазматическая мембрана пронизана порами, через которые осуществляется проникновение ионов и мелких молекул внутрь клетки. Этот процесс протекает с затратой энергии. | |
Клеточная мембрана хорошо проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Концентрация ионов К+ внутри клетки выше, а ионов Na+ -выше в межклеточной среде. Транспорт осуществляется по градиенту концентрации, т.е., из области более высокой концентрации веществ в область более низкой | |
Мембрана клеток образует выпячивания, края их смыкаются, захватывая твёрдые частички | |
Мембрана клеток образует выпячивания, края их смыкаются, захватывая межклеточную жидкость. Это один из важнейших и основных механизмов проникновения в клетку высокомолекуярных соединений. |
Запишите фазы цикла внутриклеточного пищеварения:
1__________________________________________________________________
2__________________________________________________________________
3__________________________________________________________________
4__________________________________________________________________
Функции мембран:
- Отделяют клеточное содержимое от внешней среды
- Регулируют обмен веществ между клеткой и средой
- Делят клетки на компартаменты.
Компартамент- реакционное пространство клетки, отделяющееся от остального пространства клетки мембраной, что способствует упорядочению внутриклеточных процессов.
Часть2.
Органоиды клетки:
Одномембранные Двумембранные Немембранные
ЭПР, КГ, лизосомы митохондрии рибосомы, клеточный центр
Реснички, жгутики пластиды цитоскелет
вакуоли
Заполните таблицу, используя текст учебника и дополнительную литературу.
По описанию строения и свойств, определите , о каком органоиде идёт речь и запишите его функции.
Одномембранные органоиды клетки.
ОРГАНОИДЫ | СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА | ФУНКЦИИ |
Система мембран, формирующих цистерны и каналы, соединённые друг с другом и ограничивающие единое пространство – полости. Гладкий и шероховатый | ||
Обычно располагается вблизи клеточного ядра. Представляет собой стопку уплощённых цистерн с расширенными краями, с которой связана система мелких одномембранных пузырьков. Каждая стопка состоит из 4-6 цистерн, число стопок колеблется от одной до нескольких сотен. | ||
Самые мелкие одномембранные органоиды,содержат до 60 гидролитических ферментов. Образуется в комплексе Гольджи. | ||
Органоиды движения, характерные для одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов. Представляет собой цилиндр из 9пар микротрубочек, в центре – 2 осевые микротрубочки. | . | |
Одномембранный органоид растительных клеток, содержащий соли, органические кислоты, аминокислоты, белки и соли, воду. |
Ответьте на вопросы:
- Чем представлена оболочка растительной клетки?
- Что такое пиноцитоз?
- Перечислите одномембранные органоиды клетки
- Каковы виды ЭПР?
- Каковы его функции?
- Какова функция КГ?
Домашнее задание: §5.2: 5.2.1, термины, материал карты-путеводителя.
Часть3.
Двумембранные органоиды | ||
Органоиды, состоящие из двух мембран – наружной и внутренней, образующей многочисленные складки и выросты – кристы. Длина 1,5 – 10 мкм, количество в клетке зависит от её энергопотребления. Внутренне пространство митохондрий заполнено матриксом, где содержатся кольцевая молекула митохондриальной ДНК, специфические иРНК, тРНК и рибосомы прокариотического типа.Эти факты свидетельствуют в пользу происхождения мтх от бактерий – окислителей (согласно гипотезе симбиогенеза) | ||
Возможны взаимопревращения, невозможно лишь превращение хромопластов в лейкопласты и хлоропласты | ||
Бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений | ||
Оранжевой, жёлтой и красной окраски | ||
Зелёные пластиды. Внутренняя среда – строма – содержит кольцевую ДНК и рибосомы прокариотического типа, таким образом, они способны к автономному делению, как и митохондрии.Это свидетельствует о происхождении пластид от цианобактерий. | ||
Немембранные органоиды клетки | ||
Мелкие органеллы, состоящие из двух субъединиц неравного размера – большой и малой, на которые они могут диссоциировать. В составе данных органелл выделяют белки, рРНК, составляющие 50-63% и образующие каркас органоида. Различают рибосомы эукариот и прокариот. В составе рибосом эукариот – 4 молекулы рРНК и около 100 молекул белка, у прокариот – 3 молекулы рРНК и 55 молекул белка. Синтез субъединиц происходит в ядрышке, а их объединение – в цитоплазме во время биосинтеза белка. | ||
Центриоли + уплотнённая цитоплазма – центросфера. Цилиндр, стенка которого образована 9 группами из 3хслившихся микротрубочек, соединённых поперечными сшивками.. Центриоли объединены в пары, где они расположены под прямым углом. Самовоспроизводящиеся структуры. | ||
Скелетные образования в виде микротрубочек и пучков белковых волокон. Образуют сложные переплетения в цитоплазме. |
- как происходят взаимопревращения пластид?
- как называется внутренняя среда митохондрий?
- Перечислите немембранные органоиды клетки.
- В каких клеточных органоидах имеется ДНК?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ для учащихся 10класса
Как показывает практика уже не первого года подготовки к ЕГЭ, одного года по часу в неделю в 11 классе для глубокого освоения того обширного материала, который предъяляет нам экзамен недостаточно, поэ...
Карточки с тестовыми заданиями для учащихся 5 класса по природоведению- тема "Вселенная" (программа Плешакова А.А., Сонина Н.И.)
Карточки с тестовыми заданиями для учащихся 5 класса по природоведению- тема "Вселенная" (программа Плешакова А.А., Сонина Н.И.). Самостоятельная работа содержит 5 заданий , рассчитана на 5-7 минут пр...
Викторина" Насколько хорошо ты знаешь Англию?" для учещихся 10класса и "Мозговой штурм "-для учащихся 6 класса на уроках английского языка .
Это дополнительный материал для учителей английского языка.Данный мтериал можно использовать как на уроках ,так и на внеклассных мероприятиях.....
Конспект урока по баскетболу для учащихся 10классов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13728963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"395","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13728949","...
"Психогеометрия" Исследовательская работа учащейся 10класса Тимофеевой Елены
В процессе работы над исследовательским проектом автором была поставлена цель: определить тип личности одноклассников.В основе работы лежит анализ характера по значению выбранной им фигуры.Даны характ...
Внеклассное мероприятие «Имею право» для учащихся 10класса
Цели: Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; Формировать уважительное отношение друг к другу.Во...
разработка план-конспекта урока "Кровь. Кровообращение" для учащихся 8 классов, авторы учебника Н.И. Сонин, Сапин М.Р.
Конспект комбинированного урока по теме "Кровь. Кровообращение" включает элементы заданий по функциональной грамотности, работу с текстом, таблицами....