разработка план-конспекта урока "Кровь. Кровообращение" для учащихся 8 классов, авторы учебника Н.И. Сонин, Сапин М.Р.
методическая разработка по биологии (8 класс)
Конспект комбинированного урока по теме "Кровь. Кровообращение" включает элементы заданий по функциональной грамотности, работу с текстом, таблицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 138.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка план-конспекта урока
Учитель: Ракицкая Елена Геннадьевна, учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Усолье-Сибирское.
Предмет: биология, 8 класс
Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Человек», издательство «Дрофа» 2018г.
Тема урока: Кровь. Система кровообращения.
Цель: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; изучить особенности строения органов кровообращения.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о составе и функциях крови;
- познакомить с системой кровообращения человека.
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умения работать с текстом и рисунками, схемами и таблицами;
- формировать функциональную грамотность учащихся (естественнонаучную, читательскую компетенции).
Воспитательные:
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- побуждать к изучению физиологических процессов человеческого организма.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: поиск информации, сравнение, анализ табличной информации, самостоятельная работа с рисунками, текстами, практическая работа по составлению схемы.
Предполагаемые результаты урока:
Предметный результат:
- Знают отличия большого и малого круга кровообращения;
- Называют и показывают на рисунках и таблице крупные сосуды большого и малого кругов кровообращения;
- Понимают значения крови и кровообращения.
Метапредметный результат:
- Отрабатываются навыки работы с текстом, таблицами, схемами, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Личностный результат:
-обогащение личного опыта учащихся;
- привитие интереса к познавательной деятельности;
- развитие умения оценивать свою деятельность;
- развитие личной ответственности за своё здоровье.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), таблица «Кровообращение» или презентация по теме, учебники.
План урока:
- Организационный момент.
- Целевая установка.
- Актуализация знаний.
- Основной этап – получение новых знаний.
- Закрепление материала.
- Подведение итогов.
- Выдача домашнего задания.
- Рефлексия.
Структура и ход урока
- этап. Организационный момент (приветствие, положительный настрой на урок) – 1мин.
- этап. Тема урока. Целеполагание (1 мин.)
- этап. Актуализация знаний на основе повторения темы «Состав крови», проанализировать вопросы 1 и 2 карточки, озвучить ответы. (4-6 мин.)
- В справочной литературе по гематологии (науке о крови) экспериментатор нашёл данные плотности некоторых компонентов крови: нейтрофилы – 1,082; плазма – 1,026; тромбоциты – 1,058; эритроциты – 1.100; моноциты – 1,062; лимфоциты – 1,070.
Расположите эти компоненты крови по уменьшению скорости их оседания в процессе центрифугирования.
- СОЭ – показатель, определяющий скорость и интенсивность склеивания эритроцитов при тех или иных патологических процессах. Этот анализ является одной из обязательных величин общего анализа крови, ранее анализ носил название РОЭ и определял реакцию оседания эритроцитов, один из показателей здоровья или нездоровья человека.
Нормы СОЭ для разных категорий людей | |
Возраст | СОЭ, мм/ч |
Новорожденные | 0-2 |
Дети до 6 месяцев | 12-17 |
Женщины до 60 лет | Средний показатель до 12 |
Женщины после 60 лет | До 20 |
Мужчины до 60 лет | До 8-10 |
Мужчины после 60 лет | До 15-20 |
Что означает СОЭ 19 в анализе крови девушки 16 лет?
Деятельность учащихся:
Учащиеся анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (познавательная деятельность обучающихся);
Формулируют высказывания (коммуникативная деятельность);
Принимают и сохраняют учебную задачу (регулятивная деятельность).
- этап.
Новый материал.
Актуализация знаний на основе материала предыдущих курсов о животных: (3 мин.)
- Что такое кровообращение?
(движение крови по сосудам)
- Какова роль кровообращения в жизни млекопитающих животных?
(кровь, двигаясь по сосудам разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит из организма углекислый газ и другие продукты распада)
- Назовите органы кровообращения.
(сосуды и сердце – органы кровообращения)
Проанализировать вопросы 3-5 карточки. Озвучить ответы (4 мин.)
- Назовите возможные способы введения лекарств в организм человека.
- Через какие системы органов вводятся лекарственные средства, имеющие жидкую консистенцию? Назовите не менее двух систем.
- Почему внутривенный путь введения лекарства чаще всего применяют при оказании экстренной медицинской помощи? Приведите не менее двух аргументов.
Деятельность учащихся:
Учащиеся анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (познавательная деятельность обучающихся);
Формулируют высказывания, вступают в диалог, обмениваются мнениями (коммуникативная деятельность);
Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают ответы (регулятивная деятельность).
Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками в учебнике на стр. 146-147 (3-4 мин.)
- Прочитать текст учебника на стр. 146-147
- Ответить на 2и 3 вопросы в рубрике «Проверь свои знания» на стр. 150 учебника.
– Чем артерии отличаются от вен?
(Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены несут кровь к сердцу. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки, у вен стенки тонкие и мягкие. Это объясняется тем, что у артерий слой гладких мышц значительно толще, чем у вен, и у артерий две эластические мембраны, а у вен – одна. Давление в артериях выше, чем в венах.)
– Какую функцию выполняют капилляры?
(Капилляры связывают артерии и вены между собой, замыкают круг кровообращения и обеспечивают непрерывную циркуляцию крови. В капиллярах происходит обмен жидкостями, питательными веществами и газами между кровью и тканями.)
Деятельность учащихся:
Учащиеся находят необходимую информацию, понимают и принимают её;
Формулируют ответы, дополняют ответы одноклассников;
Удерживаю учебную задачу.
Пояснения учителя. Строение и функции сердца (3-4 мин)
Сердце – полый мышечный четырехкамерный орган. Его масса у взрослого человека составляет 250–300 г.
Сердце лежит в грудной полости между легкими, немного левее средней линии тела.
По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей: правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек.
Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания в сторону предсердий. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердий в желудочки. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении – из желудочков в аорту и легочную артерию.
Основной функцией сердца является обеспечение непрерывного тока крови по сосудам.
Деятельность учащихся: Обучающиеся слушают и понимаю рассказ учителя, задают вопросы.
Самостоятельная работа учащихся с текстом на стр. 148 «Круги кровообращения» (6-7 мин.)
1) Чтение текста «Схема кровообращения».
2) Заполнение таблицы «Изменения крови в кругах кровообращения».
3) Самопроверка.
Круги | Органы, | Направление | Вид крови |
Большой круг кровообращения | Левый желудочек → аорта → артерии → капилляры → мелкие вены → крупные вены → верхняя и нижняя полые вены → правое предсердие | От левого желудочка к правому предсердию | От левого желудочка до капилляров – артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия – венозная кровь |
Малый круг кровообращения | Правый желудочек → легочный ствол → правая и левая легочные артерии → легочные капилляры → легочные вены → левое предсердие | От правого желудочка до левого предсердия | От правого желудочка до легочных капилляров – венозная кровь. |
От легочных капилляров до левого предсердия – артериальная кровь |
Деятельность учащихся:
Учащиеся находят необходимую информацию, анализируют, сравнивают, систематизируют знания; учатся работать с таблицей, переводят текстовую информацию в табличную (познавательная деятельность);
Представляют результат своей деятельности (коммуникативная деятельность);
Осознают недостаточность своих знаний (регулятивная деятельность).
- этап. Закрепление знаний (9-10 мин.).
Ответить на вопрос № 6 из карточки: опишите путь лекарственного препарата в организме человека, введенного внутривенно в области предплечья. Составьте схему. (5 мин.)
Экспресс-опрос из рубрики «Проверь свои знания» (4-5 мин.).
1) Каково значение кровеносной системы?
2) Чем артерии отличаются от вен?
3) Как устроено сердце?
5) Какую роль играют створчатые клапаны?
6) Как работают полулунные клапаны?
7) Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
8) Что происходит с кровью в малом круге кровообращения?
9) Почему у артерий более толстые стенки, чем у вен?
10) Почему мышечная стенка левого желудочка значительно толще мышечной стенки правого желудочка?
6 этап. Подведение итогов. Самооценка и оценка одноклассников.
7 этап. Домашнее задание (2 мин.): изучить материал учебника на с. 144–148; знать определения терминов «артерия», «вена», «капилляр», «предсердие», «желудок», «створчатые клапаны», «полулунные клапаны», «большой и малый круг кровообращения»; ответить на вопрос № 9 на стр.150 «Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?»
8 этап. Рефлексия (1-2 мин.).
Информационные источники:
Нормы СОЭ
https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=4629&ysclid=lzawzih2or146049503
Кровь. Состав и функции
https://www.novorosmk.ru/zanyatiya/krov-sostav-i-funktsii
Использованная литература:
Биология: Человек. 8 кл: учебник/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5 изд.,испр. – М.: Дрофа, 2018.
Физиология/ Под ред. С.А. Георгиевой, 2 изд. – М: Медицина, 1986.
Раздаточный материал
Кровь. Кровообращение.
- В справочной литературе по гематологии (науке о крови) экспериментатор нашёл данные плотности некоторых компонентов крови: нейтрофилы – 1,082; плазма – 1,026; тромбоциты – 1,058; эритроциты – 1.100; моноциты – 1,062; лимфоциты – 1,070.
Расположите эти компоненты крови по уменьшению скорости их оседания в процессе центрифугирования.
- СОЭ – показатель, определяющий скорость и интенсивность склеивания эритроцитов при тех или иных патологических процессах. Этот анализ является одной из обязательных величин общего анализа крови, ранее анализ носил название РОЭ и определял реакцию оседания эритроцитов, один из показателей здоровья или нездоровья человека.
Нормы СОЭ для разных категорий людей | |
Возраст | СОЭ, мм/ч |
Новорожденные | 0-2 |
Дети до 6 месяцев | 12-17 |
Женщины до 60 лет | Средний показатель до 12 |
Женщины после 60 лет | До 20 |
Мужчины до 60 лет | До 8-10 |
Мужчины после 60 лет | До 15-20 |
Что означает СОЭ 19 в анализе крови девушки 16 лет?
- Назовите возможные способы введения лекарств в организм человека.
- Через какие системы органов вводятся лекарственные средства, имеющие жидкую консистенцию? Назовите не менее двух систем.
- Почему внутривенный путь введения лекарства чаще всего применяют при оказании экстренной медицинской помощи? Приведите не менее двух аргументов.
- Опишите путь лекарственного препарата в организме человека, введенного внутривенно в области предплечья.
Заполните таблицу: ««Изменения крови в кругах кровообращения».
Круги | Органы, | Направление | Вид крови |
Большой круг кровообращения | Левый желудочек → аорта → ? → капилляры → ? → крупные вены → ?→ правое предсердие | От левого желудочка к правому предсердию | |
Малый круг кровообращения | Правый желудочек → легочный ствол → ? → легочные капилляры → ?→ левое предсердие | От правого желудочка до левого предсердия | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по учебнику В.П. Кузовлева "English"
На примере текста "В больнице", рассказывающем о возможных проблемах со здоровьем, учащиеся знакомятся с предлогами места и направления. В процессе обсуждения данной темы учащиеся впервые сталкиваются...
план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....
План - конспект урока географии в 5 классе,автор учебника - Летягин А.А. на тему: "Вулканы Земли"
Методическая разработка урока по географии "География. Начальный курс " 5 класс ( ФГОС). Автор учебника - А.А.Летягин, под редакцией В.П.Дронова, издательский центр "Вента-Граф",2012 " Муни...
Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"
Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...
План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»
Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...
План-конспект урока-проекта в 5 классе по учебнику «Английский язык» для 5 класса (авторы: И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева) «Parts of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland»
Урок в форме проекта показывает приемы парной и групповой работы по обобщению изученного материала по теме ...
Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)
Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)...