разработка план-конспекта урока "Кровь. Кровообращение" для учащихся 8 классов, авторы учебника Н.И. Сонин, Сапин М.Р.
методическая разработка по биологии (8 класс)

Ракицкая Елена Геннадьевна

Конспект комбинированного урока по теме "Кровь. Кровообращение" включает элементы заданий по функциональной грамотности, работу с текстом, таблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока138.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка план-конспекта урока

Учитель: Ракицкая Елена Геннадьевна, учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Усолье-Сибирское.

Предмет: биология, 8 класс

Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Человек», издательство «Дрофа» 2018г.

Тема урока: Кровь. Система кровообращения.

Цель: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; изучить особенности строения органов кровообращения.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания о составе и функциях крови;

- познакомить с системой кровообращения человека.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умения работать с текстом и рисунками, схемами и таблицами;

- формировать функциональную грамотность учащихся (естественнонаучную, читательскую компетенции).

Воспитательные:

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- побуждать к изучению физиологических процессов человеческого организма.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: поиск информации, сравнение, анализ табличной информации, самостоятельная работа с рисунками, текстами, практическая работа по составлению схемы.

Предполагаемые результаты урока:

Предметный результат:

- Знают отличия большого и малого круга кровообращения;

- Называют и показывают на рисунках и таблице крупные сосуды большого и малого кругов кровообращения;

- Понимают значения крови и кровообращения.

Метапредметный результат:

- Отрабатываются навыки работы с текстом, таблицами, схемами, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Личностный результат:

-обогащение личного опыта учащихся;

- привитие интереса к познавательной деятельности;

- развитие умения оценивать свою деятельность;

- развитие личной ответственности за своё здоровье.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), таблица «Кровообращение» или презентация по теме, учебники.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка.
  3. Актуализация знаний.
  4. Основной этап – получение новых знаний.
  5. Закрепление материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Выдача домашнего задания.
  8. Рефлексия.

Структура и ход урока

  1. этап. Организационный момент (приветствие, положительный настрой на урок) – 1мин.
  2. этап. Тема урока. Целеполагание (1 мин.)
  3. этап. Актуализация знаний на основе повторения темы «Состав крови», проанализировать вопросы 1 и 2 карточки, озвучить ответы. (4-6 мин.)
  1. В справочной литературе по гематологии (науке о крови) экспериментатор нашёл данные плотности некоторых компонентов крови: нейтрофилы – 1,082; плазма – 1,026; тромбоциты – 1,058; эритроциты – 1.100; моноциты – 1,062; лимфоциты – 1,070.

Расположите эти компоненты крови по уменьшению скорости их оседания в процессе центрифугирования.

  1. СОЭ – показатель, определяющий скорость и интенсивность склеивания эритроцитов при тех или иных патологических процессах. Этот анализ является одной из обязательных величин общего анализа крови, ранее анализ носил название РОЭ и определял реакцию оседания эритроцитов, один из показателей здоровья или нездоровья человека.

Нормы СОЭ для разных категорий людей

Возраст

СОЭ, мм/ч

Новорожденные

0-2

Дети до 6 месяцев

12-17

Женщины до 60 лет

Средний показатель до 12

Женщины после 60 лет

До 20

Мужчины до 60 лет

До 8-10

Мужчины после 60 лет

До 15-20

Что означает СОЭ 19 в анализе крови девушки 16 лет?

Деятельность учащихся:

Учащиеся анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (познавательная деятельность обучающихся);

Формулируют высказывания (коммуникативная деятельность);

Принимают и сохраняют учебную задачу (регулятивная деятельность).

  1. этап.

Новый материал.

Актуализация знаний на основе материала предыдущих курсов о животных: (3 мин.)

- Что такое кровообращение?

(движение крови по сосудам)

- Какова роль кровообращения в жизни млекопитающих животных?

(кровь, двигаясь по сосудам разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит из организма углекислый газ и другие продукты распада)

- Назовите органы кровообращения.

(сосуды и сердце – органы кровообращения)

Проанализировать вопросы 3-5 карточки. Озвучить ответы (4 мин.)

  1. Назовите возможные способы введения лекарств в организм человека.
  2.  Через какие системы органов вводятся лекарственные средства, имеющие жидкую консистенцию? Назовите не менее двух систем. 
  3. Почему внутривенный путь введения лекарства чаще всего применяют при оказании экстренной медицинской помощи? Приведите не менее двух аргументов.

Деятельность учащихся:

Учащиеся анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (познавательная деятельность обучающихся);

Формулируют высказывания, вступают в диалог, обмениваются мнениями (коммуникативная деятельность);

Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают ответы (регулятивная деятельность).

Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками в учебнике на стр. 146-147 (3-4 мин.)

  1. Прочитать текст учебника на стр. 146-147
  2. Ответить на 2и 3 вопросы в рубрике «Проверь свои знания» на стр. 150 учебника.

– Чем артерии отличаются от вен?

(Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены несут кровь к сердцу. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки, у вен стенки тонкие и мягкие. Это объясняется тем, что у артерий слой гладких мышц значительно толще, чем у вен, и у артерий две эластические мембраны, а у вен – одна. Давление в артериях выше, чем в венах.)

– Какую функцию выполняют капилляры?

(Капилляры связывают артерии и вены между собой, замыкают круг кровообращения и обеспечивают непрерывную циркуляцию крови. В капиллярах происходит обмен жидкостями, питательными веществами и газами между кровью и тканями.)

Деятельность учащихся:

Учащиеся находят необходимую информацию, понимают и принимают её;

Формулируют ответы, дополняют ответы одноклассников;

Удерживаю учебную задачу.

Пояснения учителя. Строение и функции сердца (3-4 мин)

Сердце – полый мышечный четырехкамерный орган. Его масса у взрослого человека составляет 250–300 г.

Сердце лежит в грудной полости между легкими, немного левее средней линии тела.

По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей: правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек.

Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания в сторону предсердий. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердий в желудочки. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении – из желудочков в аорту и легочную артерию.

Основной функцией сердца является обеспечение непрерывного тока крови по сосудам.

Деятельность учащихся: Обучающиеся слушают и понимаю рассказ учителя, задают вопросы.

Самостоятельная работа учащихся с текстом на стр. 148 «Круги кровообращения» (6-7 мин.)

1) Чтение текста «Схема кровообращения».

2) Заполнение таблицы «Изменения крови в кругах кровообращения».

3) Самопроверка.

Круги
кровообращения

Органы,
их образующие

Направление
движения крови

Вид крови

Большой круг кровообращения

Левый желудочек  аорта  артерии  капилляры  мелкие вены  крупные вены  верхняя и нижняя полые вены  правое предсердие

От левого желудочка к правому предсердию

От левого желудочка до капилляров – артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия – венозная кровь

Малый круг кровообращения

Правый желудочек  легочный ствол  правая и левая легочные артерии  

легочные капилляры  легочные вены  левое предсердие

От правого желудочка до левого предсердия

От правого желудочка до легочных капилляров – венозная кровь.

От легочных капилляров до левого предсердия – артериальная кровь

 

Деятельность учащихся:

Учащиеся находят необходимую информацию, анализируют, сравнивают, систематизируют знания; учатся работать с таблицей, переводят текстовую информацию в табличную (познавательная деятельность);

Представляют результат своей деятельности (коммуникативная деятельность);

Осознают недостаточность своих знаний (регулятивная деятельность).

  1. этап.  Закрепление знаний (9-10 мин.).

Ответить на вопрос № 6 из карточки: опишите путь лекарственного препарата в организме человека, введенного внутривенно в области предплечья. Составьте схему. (5 мин.)

Экспресс-опрос из рубрики «Проверь свои знания» (4-5 мин.).

1) Каково значение кровеносной системы?

2) Чем артерии отличаются от вен?

3) Как устроено сердце?

5) Какую роль играют створчатые клапаны?

6) Как работают полулунные клапаны?

7) Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?

8) Что происходит с кровью в малом круге кровообращения?

9) Почему у артерий более толстые стенки, чем у вен?

10) Почему мышечная стенка левого желудочка значительно толще мышечной стенки правого желудочка?

6 этап. Подведение итогов. Самооценка и оценка одноклассников.

7 этап. Домашнее задание (2 мин.): изучить материал учебника на с. 144–148; знать определения терминов «артерия», «вена», «капилляр», «предсердие», «желудок», «створчатые клапаны», «полулунные клапаны», «большой и малый круг кровообращения»; ответить на вопрос № 9 на стр.150 «Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?»

8 этап. Рефлексия (1-2 мин.).

Информационные источники:

Нормы СОЭ

https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=4629&ysclid=lzawzih2or146049503

Кровь. Состав и функции

https://www.novorosmk.ru/zanyatiya/krov-sostav-i-funktsii 

Использованная литература:

Биология: Человек. 8 кл: учебник/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5 изд.,испр. – М.: Дрофа, 2018.

Физиология/ Под ред. С.А. Георгиевой, 2 изд. – М: Медицина, 1986.

Раздаточный материал

Кровь. Кровообращение.

  1. В справочной литературе по гематологии (науке о крови) экспериментатор нашёл данные плотности некоторых компонентов крови: нейтрофилы – 1,082; плазма – 1,026; тромбоциты – 1,058; эритроциты – 1.100; моноциты – 1,062; лимфоциты – 1,070.

Расположите эти компоненты крови по уменьшению скорости их оседания в процессе центрифугирования.

  1. СОЭ – показатель, определяющий скорость и интенсивность склеивания эритроцитов при тех или иных патологических процессах. Этот анализ является одной из обязательных величин общего анализа крови, ранее анализ носил название РОЭ и определял реакцию оседания эритроцитов, один из показателей здоровья или нездоровья человека.

Нормы СОЭ для разных категорий людей

Возраст

СОЭ, мм/ч

Новорожденные

0-2

Дети до 6 месяцев

12-17

Женщины до 60 лет

Средний показатель до 12

Женщины после 60 лет

До 20

Мужчины до 60 лет

До 8-10

Мужчины после 60 лет

До 15-20

Что означает СОЭ 19 в анализе крови девушки 16 лет?

  1. Назовите возможные способы введения лекарств в организм человека.
  2.  Через какие системы органов вводятся лекарственные средства, имеющие жидкую консистенцию? Назовите не менее двух систем. 
  3. Почему внутривенный путь введения лекарства чаще всего применяют при оказании экстренной медицинской помощи? Приведите не менее двух аргументов.
  4. Опишите путь лекарственного препарата в организме человека, введенного внутривенно в области предплечья.

C:\Users\Ракицкие\Desktop\a674e10929809b42ea70a2c6d5f46208.jpeg

Заполните таблицу: ««Изменения крови в кругах кровообращения».

Круги
кровообращения

Органы,
их образующие

Направление
движения крови

Вид крови

Большой круг кровообращения

Левый желудочек  аорта   ?  капилляры  ?  крупные вены    ? правое предсердие

От левого желудочка к правому предсердию

Малый круг кровообращения

Правый желудочек  легочный ствол  ?  

легочные капилляры   ? левое предсердие

От правого желудочка до левого предсердия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по учебнику В.П. Кузовлева "English"

На примере текста "В больнице", рассказывающем о возможных проблемах со здоровьем, учащиеся знакомятся с предлогами места и направления. В процессе обсуждения данной темы учащиеся впервые сталкиваются...

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

План - конспект урока географии в 5 классе,автор учебника - Летягин А.А. на тему: "Вулканы Земли"

Методическая разработка урока по географии "География. Начальный курс "  5 класс ( ФГОС). Автор учебника - А.А.Летягин, под редакцией В.П.Дронова, издательский центр "Вента-Граф",2012 " Муни...

Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"

Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...

План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»

Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...

План-конспект урока-проекта в 5 классе по учебнику «Английский язык» для 5 класса (авторы: И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева) «Parts of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland»

Урок в форме проекта показывает приемы парной и групповой работы по обобщению изученного материала по теме ...

Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)

Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)...