Анализ контрольных работ
статья по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
« Диагностико – аналитическая деятельность учителя: Технологии составления анализа контрольных работ».
Башлыкова Валентина Ивановна
Учитель биологии ГБОУ СОШ № 285 СВАО города Москвы.
Существуют инструменты педагогического контроля традиционные и современные.
Традиционные: опрос, контрольная работа, экзамены. Оперируют 4- бальной шкалой отметок («2», «3», «4», «5»). Недостатки: шкала порядка, субъективность.
Современные требования: объективность, регулярность, индивидуальность, дифференцированность, единство требований к результатам контроля, целенаправленность, мобильность, активизация познавательной деятельности учащихся.
Для проведения контрольных работ использую тесты: нормативно – ориентированные и критериально – ориентированные и тетради на печатной основе.
Сравнивая контрольные работы, можно проследить динамику.
Технологию составления анализа контрольных работ предлагаю.
Анализ контрольной работы по ________________, проведённой в ___ «___» классе
учителем __________________ «___» ________________ 2013 года
№ | Ф.И. уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | Балл | Оценка | |
1. | ||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||||||||||||
Кол-во правильных ответов | Сумма оценок | |||||||||||||||||||||||||
Кол-во ошибок |
- Определение результативности (РЕЗ):
РЕЗ = | Ф х 100% | = | ___ х 100 | = % | |
Д | ___ |
Ф – фактически выполненное учащимися количество заданий; Д – данное учителем суммарное количество заданий (кол-во заданий х кол-во уч-ся)
- Определение оценочного показателя (ОЦ):
ОЦ = | Сумма оценок х 100% | = | __ х 100 | = % | |
«5» х кол-во уч-ся | «5» х __ |
- Определение количественного показателя уровня работы с сильными учащимися (УСВ):
УСВ = | Кол-во уч-ся, получивших «4» и «5» х 100% | = | __ х 100 | = __% | |
Общее кол-во уч-ся | __ |
- Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):
УРВ = | РЕЗ х 100% | = | __ х 100 | = ___% | |
ИРВ | __ |
- Количественный показатель сравнения со 100%:
___% - 100% | = | + (-) __% |
- Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП):
НЕУСП = | 100% - РЕЗ | = | 100% - __% | = | __% |
- Сравнение показателей:
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | ___% | РЕЗ | ___% |
ОЦ | ___% | ||
УСВ | ___% | ||
ИУСВ | ___% | УРВ | ___% |
± | ___% | ||
ИНЕУСП | ___% | НЕУСП | ___% |
- Анализ контрольной работы:
Результативность выполнения работы ______________; оценки выставлены _______________; сильные учащиеся ________________, их учебные возможности _______________; работа со слабыми учащимися проведена _____________; типичные ошибки – _______________________ (необходимо определить типологию знаний и умений). Уровень преподавания – _______________ (● ■ ▲).
Анализ ошибок (по типологии знаний и умений):
1.
2.
Приложение 1.
Характеристика показателей:
Показатели | Характеристика |
Результативность | Высокая (75 – 100%); Очень хорошая (70 – 74%); Хорошая (65 – 70%); Достаточная (60 – 64%); Низкая (45 – 59%); Неудовлетворительная (0 – 44%) |
Оценки выставлены | Объективно, РЕЗ = ОЦ или отличается не более чем на 10%; Необъективно, если разница между показателями РЕЗ и ОЦ более 10% |
Сильные учащиеся | УСВ = ИУСВ (справились с работой); УСВ < ИУСВ (не справились) |
Учебные возможности учащихся | РЕЗ = ИРВ (реализованы полностью); УРВ < 90% (не реализованы) |
Работа со слабыми учащимися | НЕУСП ≤ ИНЕУСП (проведена на должном уровне); НЕУСП > ИНЕУСП более, чем на 10% (проведена не на должном уровне) |
Типичные ошибки | По большему количеству невыполненных заданий (определить типологию) |
Уровень преподавания | Оптимальный (разница между показателями от 0 до 5%) - ●; Достаточный (разница от 5 до 10%) - ■; Критический (разница больше 10%) - ▲. (определяется по большинству условных обозначений ● ■ ▲) |
Приложение 2.
Типология знаний и умений как объект педагогического контроля
1. | Фактуальные знания | знание терминов и фактов, понятий и определений и их смысла, закономерностей и законов на всех уровнях организации природы |
2. | Сравнительные, сопоставительные знания и умения | распознавание и определение, сравнение и сопоставление особенностей объектов, включают не менее 2-х учебных элементов и операции с ними (сравнение) |
3. | Знание противоположностей, противоречий, антонимов и подобных объектов | такие знания ценны в обучении, особенно на самом начальном этапе. В некоторых сферах такие знания являются главными. Например, в школьном курсе ОБЖ надо точно знать - что ученикам можно делать, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах |
4. | Ассоциативные знания | свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий |
5. | Классификационные знания и умения | обобщённые, системными знания и умения, требуют развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов, включают один или несколько учебных элементов и операции с ними (сопоставление, анализ, синтез). Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов |
6. | Причинно-следственные знания | установление причинно-следственных связей, умение рассуждать логически. Включают не менее двух учебных элементов и операции с ними (умозаключение) |
7. | Алгоритмические знания и умения | использование известных алгоритмов для решения различных задач |
8. | Системные, интегративные знания и умения | установление межпредметных связей, выделение общего и главного, понимание сущности явлений, оценка последствий деятельности человека в природе. Такие знания обязательно включают не менее двух учебных элементов и сложные мыслительные операции с ними (анализ, синтез, нахождение аналогий) |
Диагностическая карта
учебных возможностей 5 «А» класса биология.
№ | Ф.И. уча-ся | Обучается на: | Индивидуальный балл |
1 | Баламутина А | 5 | 5 |
2 | Бедняшова А. | 3 и 4 | 3,5 |
3 | Богачев А. | 5 и 4 | 4,5 |
4 | Гаврилюк К. | 5 и 4 | 4,5 |
5 | Годлевский А. | 5 | 5 |
6 | Давыдов Д. | 5 и 4 | 4,5 |
7 | Данилов А. | 5 и 4 | 4,5 |
8 | Круглова А. | 5 и 4 | 4,5 |
9 | Кутюмова Е. | 5 | 5 |
10 | Липатова Е. | 5 | 5 |
11 | Надежина А. | 4 | 4 |
12 | Перлова М. | 5 | 5 |
13 | Пичугин Д. | 3 | 3 |
14 | Решетилов Д. | 4 | 4 |
15 | Саркисян Л. | 4 | 4 |
16 | Симонова Е. | 4 | 4 |
17 | Скорев Н. | 5 и 4 | 4,5 |
18 | Сперанская К. | 3 и 4 | 3,5 |
19 | Суворов М. | 3 и 4 | 3,5 |
20 | Сундатов В. | 4 и 5 | 4,5 |
21 | Хабирьянов А. | 4 | 4 |
22 | Царегородцева А. | 5 | 5 |
23 | Шаргородская А. | 5 | 5 |
24 | Шепдяпин М. | 5 | 5 |
25 | Шурыгин А. | 5 | 5 |
26 | Якунина В. | 5 | 5 |
Итого: | 111,5 |
ИРВ= | Сумма баллов х 100% | 111,5 х 100 | = 85,7 % | |
5 х кол-во уч-ся | 5 х 26 | |||
ИУСВ = | Кол-во уч-ся, имеющих 4; 4,5; 5 х 100% | 22 х 100 | = 85% | |
Общее кол-во уч-ся | 26 | |||
ИНЕУСП = | 100% - ИРВ | 100 - 86 | = 14 % |
ИРВ – индекс реальных возможностей учащихся;
ИУСВ – индекс полного усвоения учебного материала;
ИНЕУСП – индекс прогнозируемой неуспеваемости (неуспешности).
Анализ контрольной работы №1 по биологии, проведённой в 5 «а» классе
учителем Башлыковой В.И.
№ | Ф.И. уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Балл | Оценка |
1. | Баламутина А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
2. | Бедняшова А. | _ | _ | + | + | + | + | + | - | - | - | + | 6 | 3 |
3. | Богачев А. | + | + | + | + | + | + | + | _ | + | + | _ | 9 | 4 |
4. | Гаврилюк К. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | 9 | 4 |
5. | Годлевский А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
6. | Давыдов Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
7. | Данилов А. | + | + | _ | + | + | + | + | _ | + | + | + | 9 | 4 |
8. | Круглова А. | + | + | - | + | + | + | + | + | _ | + | + | 9 | 4 |
9. | Кутюмова Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
10. | Липатова Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
11. | Надежина А. | _ | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | 6 | 3 |
12. | Перлова М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
13. | Пичугин Д. | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | 9 | 4 |
14. | Решетилов Д. | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | 9 | 4 |
15. | Саркисян Л. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | 9 | 4 |
16. | Симонова Е. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | 9 | 4 |
17. | Скорев Н. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | 9 | 4 |
18. | Сперанская К. | + | + | - | + | - | - | + | - | - | + | + | 6 | 3 |
19. | Суворов М. | - | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | 6 | 3 |
20. | Сундатов В. | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 9 | 4 |
21. | Хабирьянов А. | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + | 6 | 3 |
22. | Царегородцева А. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | 9 | 4 |
23. | Шаргородская А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
24. | Шепдяпин М. | + | _ | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 9 | 4 |
25. | Шурыгин А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | 5 |
26. | Якунина В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 Итого: 237 | 5 Итого: 108 |
Кол-во правильных ответов | 22 | 23 | 23 | 22 | 20 | 20 | 23 | 19 | 22 | 22 | 22 | |||
- Определение результативности (РЕЗ):
РЕЗ = | Ф х 100% | = | 237 х 100 | = 83 % | |
Д | 11 Х 26 |
Ф – фактически выполненное учащимися количество заданий; Д – данное учителем суммарное количество заданий (кол-во заданий х кол-во уч-ся)
- Определение оценочного показателя (ОЦ):
ОЦ = | Сумма оценок х 100% | = | 108 х 100 | = 83 % | |
«5» х кол-во уч-ся | «5» х 26 |
- Определение количественного показателя уровня работы с сильными учащимися (УСВ):
УСВ = | Кол-во уч-ся, получивших «4» и «5» х 100% | = | 21 х 100 | = 81% | |
Общее кол-во уч-ся | 26 |
- Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):
УРВ = | РЕЗ х 100% | = | 83 х 100 | = 96% | |
ИРВ | 86 |
- Количественный показатель сравнения со 100%:
96 % - 100% | = | + (-) 4% |
- Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП):
НЕУСП = | 100% - РЕЗ | = | 100% - 83% | = | 17 % |
- Сравнение показателей:
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | 86 % | РЕЗ | 83 % |
ОЦ | 83 % | ||
УСВ | 81 % | ||
ИУСВ | 85 % | УРВ | 96 % |
± | -4 % | ||
ИНЕУСП | 14 % | НЕУСП | 17% |
- Анализ контрольной работы:
Результативность выполнения работы ВЫСОКАЯ; оценки выставлены ОБЪЕКТИВНО; сильные учащиеся (4%) не справились с работой, их учебные возможности реализованы не полностью; работа со слабыми учащимися проведена на должном уровне; типичные ошибки –задания №№ 5,6,8 (необходимо определить типологию знаний и умений). Уровень преподавания – оптимальный (● ) (● ■ ▲).
Анализ ошибок (по типологии знаний и умений):
1.Системные, интегративные знания и умения.
2. Фактуальные знания.
К/р№1
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | 86 % | РЕЗ | 83 % |
ОЦ | 83 % | ||
УСВ | 81 % | ||
ИУСВ | 85 % | УРВ | 96 % |
± | -4 % | ||
ИНЕУСП | 14 % | НЕУСП | 17% |
К/Р№2
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | 85 % | РЕЗ | 87 % |
ОЦ | 89 % | ||
УСВ | 93 % | ||
ИУСВ | 82 % | УРВ | 102 % |
± | +2 % | ||
ИНЕУСП | 15 % | НЕУСП | 13% |
К/Р№3
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | 88 % | РЕЗ | 90 % |
ОЦ | 90 % | ||
УСВ | 100 % | ||
ИУСВ | 89 % | УРВ | 102 % |
± | +2 % | ||
ИНЕУСП | 12 % | НЕУСП | 10% |
К/Р№4
Прогнозируемые результаты | Полученные показатели | ||
ИРВ | 88 % | РЕЗ | 92 % |
ОЦ | 90 % | ||
УСВ | 100 % | ||
ИУСВ | 100% | УРВ | 104 % |
± | +4 % | ||
ИНЕУСП | 12 % | НЕУСП | 8 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя по анализу контрольных работ
анализ контрольных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-40726-1612969012.jpg)
Анализ контрольной работы по физике
Предлагаую свой вариант оформления анализа контрольной работы по физике....
Анализ контрольной работы по физике
Предлагаю примерную форму анализа контрольных работ по физике....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-53882.jpg)
Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)
Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/26/picture-1098547-1719382953.jpg)
Технологическая карта урока "Анализ контрольной работы. Работа над ошибками" Spotlight, 6 Module 7
Данная разработка урока содержит тест, презентацию и упражнения и может использоваться как урок - обобщение и повторение материла перед контрольной работой по модулю 7 (Spotlight, 6) так и при р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-859346-1481475721.jpg)
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.
Как предупреждать ошибки? Какую работу следует проводить учителю?...