Задачи по генетике
материал по биологии (9 класс) по теме
Подборка задач по генетике разного уровня сложности для решения на уроках и подготовки к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_genetike.docx | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи по генетике
Задача 1. От скрещивания белого кролика с черной крольчихой получены как белые, так и черные крольчата. Объясните, почему расщепление произошло в первом же поколении. Каковы генотипы родителей и крольчат?
Задача 2. В потомстве от скрещивания серой дрозофилы с черной получено одинаковое количество черных и серых дрозофил.
Задача 3. У фасоли черная окраска семенной кожуры доминирует над белой. Определите вероятность появления семян разной окраски при скрещивании:
1) Аа x Аа; 2) АА x аа; 3) аа x АА; 4) аа x Аа.
Задача 4. У коров безрогость (А) доминирует над рогатостью, а черная окраска (В) над рыжей. От скрещивания рыжих рогатых коров с черным безрогим быком получено 84 теленка. Известно, что бык гетерозиготен по обоим признакам.
а) Сколько будет телят, похожих на быка?
б) Сколько будет разных генотипов у телят?
в) Сколько будет рыжих телят?
г) Сколько будет полных гомозигот?
д) Сколько будет неполных гомозигот?
е) Какое расщепление будет по фенотипу, если гаметы с двумя доминантными генами окажутся нежизнеспособными?
Задача 5. Мужчина – левша, родители которого были правшами, женился на женщине – правше, отец которой был левшой, а мать была правшой. Каких детей можно ожидать от этого брака?
Задача 6. Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резусположительную кровь, а отец – IV резусотрицательную?
Задача 7. В семье кареглазых родителей четверо детей. Двое голубоглазых имеют II и IV группы крови, а двое кареглазых – II и III. Определите вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с I группой крови.
Задача 8. У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с Xхромосомой. Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:
а) отец – гемофилик, а мать – здорова;
б) отец – гемофилик, а мать – носительница?
Задача 9 Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате скрещивания красноплодных растений нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак, желтый – рецессивный. Нормальный рост – доминантный, карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны, гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.
Задача 10. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая:
- Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам.
- Когда он по ним гетерозиготен.
Задача 11 У морской свинки длинная шерсть доминирует над короткой, окрашенная шерсть – над белой. Неаллельные гены расположены в разных хромосомах. Самец морской свинки, имеющий короткую окрашенную шерсть, скрещивается с длинношерстной (Аа) белой самкой. Какое потомство можно ожидать от этих двух свинок?
Задача 12 Оперенность ног у кур – доминантный признак, а голоногость – рецессивный. Гороховидный гребень доминирует над простым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных кур с гороховидным гребнем и голыми ногами с петухами с простым гребнем и оперенными ногами? Какая часть птиц в F2 будет иметь гороховидный гребень и оперенные ноги?
Задача 13 Растение гороха с желтыми морщинистыми семенами скрещено с растением, у которого зеленые гладкие семена. В потомстве ¼ растений имеют желтые гладкие семена, ¼ - желтые морщинистые, ¼ - зеленые гладкие и ¼ - зеленые морщинистые. Определите генотипы исходных растений.
Задача 14 При скрещивании черных мохнатых кроликов получено 13 крольчат: 7 черных мохнатых, 3 белых мохнатых, 2 черных гладких и 1 белый гладкий. Каковы генотипы родителей и потомства?
Задача 15 У собак короткошерстность доминирует над длинношерстностью, черная окраска – над коричневой, а висячие уши – над стоячими. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания гомозиготного короткошерстного черного животного со стоячими ушами с гетерозиготным длинношерстным животным с висячими ушами.
Задача 16 От брака мужчины и женщины, фенотипы которых остались неизвестными, родилось четверо детей: черноволосый кареглазый, черноволосый голубоглазый, светловолосый голубоглазый, светловолосый кареглазый. Определите генотипы и фенотипы родителей.
Задача 17 У человека цветовая слепота (дальтонизм) обусловлена рецессивным геном (а), а нормальное цветовое зрение его доминантной аллелью (А). Ген цветовой слепоты локализован в Х-хромосоме.
а) Женщина, страдающая цветовой слепотой вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?
б) От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок, страдающий цветовой слепотой. Установить генотипы родителей.
в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установите вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.
Задача 18 У яблони высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 30 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
Задача 19 Для семьи с наследственным заболеванием составлена родословная:
а) Существует ли родство между II -2 и II - 4? Между III - 1 и III - 5? Между пробандом и его женой?
б) Наследуется ли болезнь как доминантный или как рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом признак?
в) Какие члены по родословной с несомненностью гетерозиготны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Решение задач по генетике
Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...
"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "
Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....
программа элективного курса "Решение задач по генетике"
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...
Урок решения задач по генетике.
План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....
Задачи по генетике.
Задачи по генетике. Представлены несколько карточек. В каждой карточке четыре типа генетических задач....