Программа по ВНД " Быть здоровым"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vnd_byt_zdorovym.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха ( Якутия )
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 15 города Нерюнгри »
678962 Республика Саха ( Якутия ), г.Нерюнгри ул. Чурапчинская д.16 тел.7-45-16, факс 8(41147) 6-90-41
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
" Быть здоровым" ( юные Гиппократы)
на 2017-2018 учебный год
учитель Иванова Светлана Владимировна
___1___(категория)
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы”
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся.
Только здоровый человек может добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающее его мире. Однако в силу определенных причин здоровье современного человека желает быть лучше. Среди учащихся нашей школы также наблюдается увеличение хронических заболеваний. Особо настораживает снижение зрения учащихся, искривление позвоночника, болезни желудочно-кишечного тракта, плоскостопие.
Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Но 40% бремени заболеваний приходится именно на них
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности- задача школы. Современные дети, подростки, молодёжь часто не имеют чётких представлений о закономерностях протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой.
Программа курса предназначена для обучающихся 5–8-х классов.
Программа курса рассчитана на 70 часов. ( 5-6 кл. 2 часа в неделю, 7-8 кл. 2 часа в неделю)
Цель курса
- Формирование устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, к здоровому образу жизни как к одному из главных условий для достижения успеха.
- Формирование представлений о влиянии человека на внешний облик через влияние на здоровье.
Программа нацелена на достижение следующих результатов:
- Расширение кругозора школьника в области укрепления и сохранения здоровья
- Соблюдение обучающимися личной и общественной гигиены
- Формирование мотивационных основ к дальнейшему сохранению и укреплению здоровья
- Умение работать с информацией
- Умение переносить теоретические знания на себя
- Повышение информационной и коммуникативной компетентности
Задачи:
- Организация учебного пространства через анализ своих проблем и достижений
- Способствовать расширению кругозора в области сохранения и укрепления здоровья, влияния здоровья на внешний облик
- Способствовать развитию практических навыков
- Использовать различные формы рефлексии
Особенности курса.
- Практическая направленность. Не только сообщать теоретический материал, а формировать у обучающихся необходимость использования этих знаний на практике. Для этих целей курсом предусмотрены лабораторная работа, практические занятия по коррекции осанки, практико-ориентированные проекты, дебаты.
- Качественное отличие курса. Большинство школьных программ направлено только на вооружение школьников определенной суммой знаний гигиенического или медицинского характера. Данный курс направлен на формирования у них устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, отличие заключается как в тематическом содержании, так и технологиями обучения: развитие критического мышления, проектные задания, «Дебаты». В процессе обучения предполагается привлечение учителей технологии, физической культуры, преподавателя лечебной физкультуры и преподавателей дополнительного образования, врача дерматовенеролога.
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Исследовательская работа;
- Моделирование и конструирование ситуаций, их решение ;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Агитационная работа по охране здоровья;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов.
УУД:
Образовательные:
- Анализ состояния своего здоровья
- Составление программы по улучшению или поддержанию здоровья
- Совершенствование навыков работы с текстом
Воспитательные:
- Соблюдение правил и норм личной гигиены
- Применение знаний на практике.
- Воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.
Развивающие:
Развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
Ожидаемые результаты:
1. Умение ориентироваться в информационном пространстве.
2. Формирование навыков ЗОЖ.
3. Развитие практических навыков по оказанию доврачебной помощи.
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Участие в интеллектуальных конкурсах для обучающихся
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у обучающихся на овладения медицинских знаний по оказанию первой доврачебной помощи.
3. Конкурс портфолио «Мои достижения» (проектная, исследовательская и творческая деятельность детей ).
4. Защита мини – проектов на школьной научной конференции " 56 параллель"
Критерии эффективности курса.
Теоретическая часть.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- -фиксировать результаты исследований;
- -составлять программу здорового роста;
- -знать основные понятия материала курса;
- - самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- - выступать перед аудиторией;
Практическая часть.
- Умение работать со спецоборудованием;
- Умение изготовить наглядные пособия;
- Работа с биологическим рисунком.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень медицинских знаний и умений у учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий, исследование, наблюдения стимулируют познавательную активность и развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся. В основе данной программы лежат различные подходы к формированию ЗОЖ.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- Понятие здоровья, видов здоровья, факторов, влияющих на состояние здоровья; Определение здорового образа жизни
- Понятие гигиены и культуры питания
- Последствия хронической интоксикации организма от воздействия алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека;
- Группы витаминов и их влияние на здоровье человека.
- Знать виды пищевых добавок и их воздействие на здоровье человека.
Материал разбит на пять блоков. В каждом блоке рассматриваются темы по анатомии и валеологии соответственно данному возрасту учащихся и их умственному развитию.
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Мудрость здоровья | 10 7 3 | ||
2 | Окинь себя безжалостным взглядом | 41 29 12 | ||
3 | Азбука закаливания | 5 | ||
4 | Отдых и труд | 5 3 2 | ||
5 | Работа над проектом | 9 7 2 |
5-6 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Введение. Мудрость здоровья | 1 | |
2 | Факторы, определяющие здоровье. | 1 | |
3 | П/р « Мое Здоровье» тест | 1 | |
4 | Понятие здорового образа жизни. | 1 | |
5 | Экскурсия в парк. | 1 | |
6 | Наука Валеология. | 1 | |
7 | Великие русские врачи | 1 | |
8 | П/р « Анализ собственного образа жизни» | 1 | |
9 | Изготовление листовок «Здоровый образ жизни» | 1 | |
10 | Суд над вредными привычками. | 1 | |
11 | Вид - Человек разумный | 1 | |
12 | Правильная осанка | 1 | |
13 | П/р « Изучение своей осанки» | 1 | |
14 | Телосложение и физическое развитие человека. | 1 | |
15 | П/р « Как правильно сидеть, ходить, поднимать тяжести» | 1 | |
16 | Как построить свое тело( гимнастика, атлетика) | 1 | |
17 | Химический состав костей. | 1 | |
18 | Мышечная ткань | 1 | |
19 | П/р « Динамическая сила. Усталость» | 1 | |
20 | Рацион и режим питания. | 1 | |
21 | П/р « Мое меню» | 1 | |
22 | Болезни при ожирении и недоедании | 1 | |
23 | Чай не пьешь — откуда силы берешь? (традиции чаепития, польза напитка) | 1 | |
24 | Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при отравлениях. | 1 | |
25 | Генетически модифицированные продукты. | 1 | |
26 | П/р « Анализ состава колбасы, молочных продуктов» | 1 | |
27 | Витамины. | 1 | |
28 | Работа с энциклопедией « Анатомия человека» | 1 | |
29 | Кожа - зеркало здоровья | 1 | |
30 | Мода. Гигиена одежды. | 1 | |
31 | П/р « Первая помощь при ожогах и обморожении» | 1 | |
32 | Секреты Афродиты. | 1 | |
33 | Нервная система | 1 | |
34 | П/р « Функции головного мозга» | 1 | |
35 | Органы чувств | 1 | |
36 | П/р « Строение глаза. Заболевания глаз» | 1 | |
37 | Запахи в природе. Профилактика аллергии | 1 | |
38 | Органы кровообращения | 1 | |
39 | П/р « Пульс. Давление в сосудах» | 1 | |
40 | Первая доврачебная помощь при кровотечениях. | 1 | |
41 | П/р « Строение сердца» | 1 | |
42 | Органы дыхания. | 1 | |
43 | Первая помощь при повреждении органов дыхания и отравлении | 1 | |
44 | П/р « Дыхательная гимнастика» | 1 | |
45 | Стресс и адаптация организма. | 1 | |
46 | Паразиты человека. | 1 | |
47 | Вирусные заболевания. | 1 | |
48 | Бактериальные заболевания. | 1 | |
49 | Генетические заболевания | 1 | |
50 | Изготовление листовок « ЗОЖ» | 1 | |
51 | Закаливание организма | 1 | |
52 | Польза и вред загара. | 1 | |
53 | Русская баня. | 1 | |
54 | Иммунитет | 1 | |
55 | Зачем нужна прививка | 1 | |
56 | Режим дня школьника | 1 | |
57 | Утомление. Способы восстановления. | 1 | |
58 | Зарядка для ума. | 1 | |
59 | Отдых. Как его организовать | 1 | |
60 | Подвижные игры народов Саха | 1 | |
61 | Выбор темы , работа с литературой | 1 | |
62 | Экскурсия в мед. училище | 1 | |
64 | Работа с био. материалом | 1 | |
65 | Изготовление презентаций | 1 | |
66 | Работа над проектом. | 1 | |
67 | Работа над проектом. | 1 | |
68 | Работа с научной литературой. | 1 | |
69 | Практическая часть ( эксперимент) | 1 | |
70 | Защита проекта | 1 |
Список литературы
1. Балабанова,В.В., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии 7-9 классы.
2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии., физиологии и гигиене человека.
4. Интернет – сайт. http://med-lib.ru - Большая медицинская энциклопедия
5. Колесов Д. В.,Марш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 -10 кл.сред. шк.: Факультатив. Курс. – М.:Просвещение,1989.
6. Кондрашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1988.
7. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. М.:Аквариум,1997.
8. Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991.
9. Шишкова Т,Л. Твое питание и здоровье. Школьный справочник.М.:1996.
10. Хрипкова А.Г., Хрипкова Д.В. Гигиена и здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Программа «Сегодня модно быть здоровым!»
Программа «Сегодня модно быть здоровым!»...
Программа «Что значит быть здоровым? для учащихся 9 – 11
Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получения в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. ...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
Рабочая программа по здоровьесбережению "Быть здоровым здорово!"
Программа по здоровьесбережению....
Программа по здоровьесбережению "Быть здоровым - здорово!" для обучающихся воспитанников 1- 9 классов
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции...