Урок биологии в 6 классе "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по биологии.
Данный урок разработан на основании Государственного стандарта образования и не ограничивается какой-либо определенной программой. При разработке урока использовался учебник под редакцией Пасечника В.В. Биология. 6 кл. бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997. – 272 с.: ил. и методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н.Лебедев. – М.: Глобус, 2008. – 108 с. – (Современная школа). Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_golosemennye.doc | 118 КБ |
test_k_uroku_golosemennye.xls | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии МБОУ Сусатская СОШ Семикаракорского района Ростовской области
Балкова Елена Александровна
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по биологии.
6 класс.
Тема: Голосеменные растения.
Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.
Задачи урока:
- расширить знания о многообразии голосеменных растений;
- раскрыть преимущества семенного размножения;
- сформировать умение распознавать голосеменные растения;
- обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;
- развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;
- использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;
- интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;
- формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;
- воспитывать экологически неравнодушного человека.
Оборудование:
ПК, мультимедийное оборудование, гербарии голосеменных растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.
Структура урока.
- Организация внимания учащихся.
- Актуализация знаний.
- Демонстрация картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
- М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
- «Ликвидация чистого листа»
- Определение задач урока.
- Проверка домашнего задания.
- Первичная самооценка.
- Устный опрос с последующим рецензированием ответов.
- Тестирование.
- Взаимопроверка, выставление отметки.
- Работа по теме урока.
- Работа по таблице «Филогенетическое древо растительного мира»
- Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.
- Скрытая динамическая пауза.
- Объяснения учителя.
- Гимнастика для глаз.
- Решение проблемы.
- Закрепление нового материала.
- Анализ полученных знаний в игровом варианте (скрытая динамическая пауза).
- Групповая практическая работа.
- Пальминг (отдых для глаз), чувственно-эмоциональное восприятие информации.
- Ответы на вопросы, решение проблемы.
- Самостоятельная работа с информацией в учебнике.
- Заполнение таблицы.
- Минутка отдыха.
- Подведение итогов урока.
- Проверка таблицы.
- Обратная связь.
- Домашнее задание.
Конспект урока.
- Организация внимания учащихся.
Учитель:
Здравствуйте, поклонившись, мы друг другу сказали.
Здравствуйте, что особенного мы сказали?
Просто – здравствуйте.
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире.
Отчего же на капельку света прибавилось в мире.
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.
Владимир Соловухин.
Актуализация знаний.
Демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».
Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?
Ученик: О хвойных растениях.
Учитель: Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)
Учитель: По ходу урока вы, как обычно, заполняете таблицу. Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу. В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)
Отдел | Представители | Значение |
Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:
- Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.
- Раскрыть преимущества семенного размножения.
- Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.
- Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.
Проверка домашнего задания.
Учитель: До появления голосеменных растений на нашей планете господствовали папоротникообразные. (Демонстрирует рисунок, на котором изображены древовидные папоротники, а на их фоне изображение каменного угля) Прокомментируйте рисунок.
Ученик: Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.
(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).
Учитель: Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? Ученик: Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия. Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка. Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок. Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.
(Выставление оценки отвечающему).
Учитель: Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».
Выберите правильный вариант ответ. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим растениям, так, как:
- Они имеют ризоиды.
- Растут во влажных местах.
- Имеют листья, стебли, корни.
- Многолетние растения.
Исключите лишнее:
- Корневище.
- Вайя.
- Таллом.
- Спорангий.
Установите последовательность процесса размножения:
- Созревание спор.
- Слияние гамет (оплодотворение)
- Образование заростка.
- Образование спорангиев.
Установите последовательность развития растений в процессе эволюции:
- Голосеменные.
- Папоротники.
- Мхи.
- Водоросли.
Взаимопроверка. Выставление отметки.
+ + + + «5»
+ + + «4»
Учитель: Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).
Объяснение нового материала
Учитель: Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные – один из самых древних отделов высших растений. Первые появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками – им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу. Отдел голосеменных объединяет 6 классов .Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Демонстрирует фотографии разных видов хвойных). Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений. В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это - колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.
Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент.
(Просмотр видеофрагмента " Гигантская секвойя"). Вот самое большое растение на всем земном шаре – Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.
Учитель: Знаете ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не березаДело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница – одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге. Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге. На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы – не что иное, как листья. Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.
Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.
А сейчас представьте, что мои ладошки – это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка, быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, посмотрите в окошко, видите ли вы там хвойные растения? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их – все равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек.
На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки. Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко. Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.
За год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.
Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее. Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года. Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением. Как вы думаете, почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?
Ученик: Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.
Закрепление.
Анализ полученных знаний в игровом варианте.
Учитель: Разделимся на команды (динамическая пауза, групповая практическая работа). Правила игры:
- Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.
Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.
- Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.
- Бежит следующий участник.
- Побеждает та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.
Учитель: Скоро «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение под сопровождение величественного музыкального произведения Вивальди «Зима». (Пальминг.).
Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,
Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).
По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник! А как поступают в вашей семье? - Как поступили бы вы, если бы были взрослыми? (Ответы на вопросы, решение проблемы) И ребята делают вывод, что можно:
- купить искусственную ель;
- посадить ель или сосну дома во дворе;
- обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;
- купить елочку в горшке и т.д.
Учитель: Откройте учебник, смостоятельно прочтите значение голосеменных растений и выпишите в тетрадь. (Дети работают самостоятельно).
Учитель: Давайте обсудим, каково же значение голосеменных?
- Выделяют О2
- Ценный строительный материал
- Искусственные волокна
- Изготавливают бумагу
- Сырье для промышленности
- Кедровое масло
- Выделяют фитонциды («фитон»-
растение, «цидо» – убиваю)
(Уч-ся проверяют, корректируют свои записи).
Учитель: И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Комментарии к видеофрагменту "Исполинские сосны" ) На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле – Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю – и произошло это четыре тысячи лет назад.
Подведение итогов урока
Учитель: Проверим вашу работу по заполнению таблицы.
Отдел | Представители | Значение |
Голосеменные | Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя… |
|
Д/з. Уч-ся записывают в дневники д/з.
Учитель: Урок окончен, спасибо за сотрудничество.
(Желающим уч-ся предлагается кроссворд, который вывешивается в кл. до следующего урока).
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| 10 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали.
1. В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.
2. Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.
3. Хвойное дерево произрастает в Гималаях.
4. Птица, живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.
5. Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.
6. Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",
Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются особенности строения данного органа и предусмотрена проверка знаний...
Презентация к уроку биологии"Отдел голосеменные растения" 6 класс
Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение голосеменных...
урок на тему " Строение растений. Семенные и споровые растения." биология – 6 класс
знакомлю учащихся с разнообразием растений;формирую понятие "орган"; углубляю знания о вегетативных и генеративных органах растений;показываю различия между споровыми и семенными растениями;учу школьн...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...
Презентация к уроку биологии по теме "Растения "
Презентация к уроку биология: программа БИОЛОГИЯ, 5 касс .Автор И.Н.Пономарева –М.:Вентана-Граф,2012Учебник: Биология: 5 класс: И.Н. Пономарева,И.В.Николаев,О.А.Корнилов.-М.;Вентана-Граф, ...