Урок Необыкновенное приключение Хлорофилла
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и биологическом значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растений
Задачи урока: закрепить знания о взаимосвязи строения и функций листа, раскрыть космическую роль растений и убедить в огромной значимости их фотосинтетической деятельности, продолжить развитие общеучебных умений, развивать познавательный интерес к предмету
Урок изучения нового материала
Методы урока: словесно-наглядный с элементами инсценировки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennye_priklyucheniya_khlorofilla.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №7
Ситникова Людмила Владимировна
Предмет: биология
Класс: 6
Программно-методическое обеспечение: программа для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Учебник: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.
Тема: Необыкновенное приключение Хлорофилла
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растений
Задачи урока:
- Закрепить знания о взаимосвязи строения и функций листа
- Раскрыть космическую роль растений и убедить в огромной значимости фотосинтетической деятельности растений
- Продолжить развитие общеучебных умений (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы)
- Расширять кругозор школьников
- Развивать познавательный интерес к предмету
Оборудование: таблица «Внутреннее строение листа», комнатные растения, костюмы и декорации к сценке, карточки для проверки усвоения знаний, компьютер, мультимедийный проектор
Методы урока: словесно-наглядный с элементами инсценировки
Ход урока: Слайд 1
- Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
1.Объясните, почему лист называют органом воздушного питания у цветковых растений.
2.Используя таблицу, проследите путь, по которому в лист поступают вода и углекислый газ.
3.Объясните, какую роль в воздушном питании выполняют хлорофилл и вода.
Работа у доски Слайд 2-3
1.Заполнить схему:
? Питание растений ?
Орган _____ _______ Орган
Исходные __________ ___________ Исходные
вещества вещества
2.Вставить пропущенные слова:
Фазы: Исходные вещества Продукты
… Хлорофилл, … Водород, АТФ, …
Фотосинтез
Темновая Углекислый газ …
Подведение итогов: в процессе воздушного питания растения поглощают неорганические вещества и на основе энергии солнечного света и хлорофилла создают органические вещества, а также выделяют кислород
2.Изучение нового материала
Цель: показать огромную значимость воздушного питания растений для животных и всей планеты в целом, раскрыв космическую роль растений.
1.Гетеротрофное и автотрофное питание
Задание:
Сравните способы питания растений и животных. Как они получают питательные вещества и энергию? Кто из организмов не способен к фотосинтезу и почему? Слайд 4
Организмы
Автотрофы Гетеротрофы
самостоятельно образуют органические вещества
органические вещества из получают с пищей
неорганических
Растения Животные
Вопросы:
Могут ли гетеротрофы существовать без автотрофов?
От каких факторов зависит успешность деятельности автотрофов – фотосинтез растений?
Можно ли повысить урожайность растений?
Подведение итогов: в процессе фотосинтеза зелёные растения улавливают солнечную энергию и превращают её в энергию химических связей органических веществ, доступную всем организмам-гетеротрофам, а выделенный в ходе фотосинтеза кислород используют для дыхания все живые существа. Интенсивность фотосинтеза зависит от факторов окружающей среды: интенсивности солнечного света, количества углекислого газа и минеральных веществ, водного режима, температуры и загрязнения воздуха.
2.Значение фотосинтеза
Театрализованная сценка «Необыкновенное приключение Хлорофилла» Слайд 5
Действующие лица: автор, судья, прокурор, адвокат, хлорофилл
Действие происходит на лесной поляне Слайд 6
Автор: Однажды, лет 200 назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.
Появляется Хлорофилл
Хлорофилл: Здравствуйте, я - Хлорофилл! Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зелёный!
Я - Хлорофилл, всегда зелёный.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заводной, и каждый раз иду, как в бой!
Лишь только солнышко проглянет
Я первый луч его ловлю
И сразу воздух чистым станет
И сразу всех я накормлю.
Автор: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?
Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.
Появляются судья, прокурор и адвокат
Судья: Кто здесь произнёс слово процесс? Какой процесс может обходиться без нас?
Прокурор: Какой-то фотосинтез. Слово непонятное, да и процесс, наверно вредный.
Судья: Кто его главный виновник?
Прокурор: Главный виновник он, Хлорофилл!
Судья: Странное имя.
Адвокат: Его имя в переводе означает «зелёный».
Судья: А отчество у него есть?
Прокурор: Да его отчество ещё более странное – Хлоропластович.
Судья: Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?
Адвокат: В хлоропластах листьев, зелёных стеблей и зелёных плодов.
Судья: Род занятий?
Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?
Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?
Хлорофилл: О, господин Судья! Мне для работы всего-то уж и нужно, что углекислый газ и …
Судья: Откуда ты его берёшь?
Хлорофилл: Из воздуха, господин Судья.
Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?
Адвокат: Но, господин Судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.
Судья: Каким образом?
Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и Прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зелёное растение, чтобы Вы могли нормально дышать, а Прокурор останется под колпаком один.
Накрывает Судью и Прокурора
Сидят под колпаками Судья и Прокурор,
А мы, ребята, с вами продолжим этот спор.
Прокурор: А-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я – прокурор. Мне дышать нужно.
Судья: Всем дышать нужно
Хлорофилл: Господин Судья, теперь вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ?
Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить. Наш суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что ещё вам нужно для работы?
Хлорофилл: Ещё мне нужна вода … чистая.
Прокурор: Вот- вот, я же говорил. Он ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство!
Ворует нашу воду и углекислый газ,
Ну, как же быть народу хочу спросить я вас.
Нет, я не понимаю, и в толк я не возьму.
Сейчас тебя поймаю и посажу в тюрьму.
Хлорофилл: Но я беру совсем немного воды.
Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит … жизнь.
Прокурор: Как это, не понимаю!
Хлорофилл: Но это же так просто.
Вода, по стеблям поднимаясь, идёт к зелёному листу
И с СО2 соединяясь даёт нам сахар на свету.
Вот так творение природы – волшебный добрый Хлорофилл
Способен накормить народы, хотя уж к вечеру без сил.
Судья: Как это? Ты такой маленький, зелёненький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что – маг?
Хлорофилл: Маг не маг, но могу.
Адвокат: Это ещё не всё. Он и кислород из воды добывает. Вот почему Вы под колпаком остались живы, а прокурор чуть не умер.
Судья: Ну и как это называется?
Адвокат: Да фотосинтезом. Ведь что происходит. Новые вещества образуются: сахар, крахмал и кислород.
Фотосинтез идёт на свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольёт, луч на лист упадёт,
чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймёт наш упрямый народ,
Что он дышит и ест, и живёт, потому что с утра,
Лишь приходит пора, сладкий сок производит листва.
Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.
Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс!
Судья: Какой ещё процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нём не участвую?
Адвокат: Участвуете. Все мы соучастники.
Хлорофилл: Этот процесс – дыхание. Все вы дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.
Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он - созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и умереть можно. Почему же дыхание – разрушитель?
Хлорофилл: Вам двигаться нужно?
Судья: Необходимо.
Хлорофилл: Разговаривать Вы должны?
Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.
Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берёте?
Судья: Не знаю. Сама где-то берётся.
Хлорофилл: Ничего, не сама. Кислород, которым я вас снабжаю, вы вдыхаете. Он и разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы её берёте. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите, а я энергию из Солнца беру.
Все: И в зной, и в непогоду, и вечером, и днём
Нельзя без кислорода, иначе мы помрём.
Мы дышим, дышим, дышим, и он, и ты, и я.
Энергию из пищи берём себе друзья,
Чтоб бегать, прыгать, плавать, смеяться и гулять,
И очень важно, право, учиться размышлять.
Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.
Судья: Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, это то, что нужно для фотосинтеза?
Прокурор: Правильно, господин Судья. Я тоже понял, что фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг, который запускает Солнце.
Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдётся. Мы вместе делаем одно общее дело.
Судья: Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зелёных частях растений. Дышим мы каждой клеточкой тела. Фотосинтез обеспечивает нас и всё живое пищей, а дыхание – энергией. И всё это благодаря Солнцу и Хлорофиллу. Ты оправдан. Это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Все: Фотосинтез – дружочек, вот и твой домик – листочек
Там творишь ты свои чудеса, очень нужен ты людям,
Мы тебя не забудем, и запомним тебя навсегда.
Пусть нам солнышко светит, чтобы взрослым и детям
Было радостно, ясно, светло, чтобы каждый цветочек,
Даже малый листочек, нам давал и еду, и тепло.
Задание: ответьте на вопросы:
Какое значение имеет для живых организмов фотосинтез зелёных растений?
Можно ли назвать растения «пионерами освоения космоса»?
Подведение итогов: растения – единственная группа организмов, связывающая и запасающая поступившую из космоса энергию, обеспечивающая жизнедеятельность всего живого мира, образуя органические вещества для питания гетеротрофов и кислород для дыхания.
3.Космическая роль растений
К. А. Тимирязев роль зелёных растений на Земле назвал космической. Прочитайте высказывание Тимирязева в учебнике на странице 103.
Слайд 7
Задание: используя текст учебника на страницах 103-105, укажите, в чём заключается космическая роль зелёных растений. Благодаря чему растения способны к столь масштабной деятельности?
Подведение итогов: Слайд 8
1.Накопление органической массы и энергии
2.Обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмосфере
3.Накопление кислорода и озона в атмосфере
Благодаря хлорофиллу, растения с момента своего возникновения на Земле выполняют космическую функцию, преобразовав древнюю планету и сделав её пригодной для жизни других живых существ.
3.Закрепление Слайд 9
Ответьте на вопросы, предложенные в учебнике на странице 105
1.Почему необходимо охранять растения?
2.В чём проявляется взаимосвязь между живой и неживой природой?
4.Домашнее задание Слайд 10
П.29, вопросы №2, 3, 4 на странице 105.
Слайд 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла". Урок о значении фотосинтеза....
урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла" рассказывает о значении хлорофилла для живого...
Внеклассное мероприятие "Необыкновенное приключение хлорофилла, или как возникла жизнь на Земле"
Внеклассное мероприятие...
Необыкновенные приключения фразеологизмов
Урок-игра по фразеологии, который может быть использован на заключительном этапе изучения раздела "Фразеология" в 7 или 10 классах. В зависимости от возраста детей предлагаются задания разного уровня ...
Необыкновенные приключения фразеологизмов
Урок-игра по теме "Фразеология" для учеников 7 или 10 класса....