урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла" рассказывает о значении хлорофилла для живого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-spektakl.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – спектакль «Необыкновенное приключение хлорофилла»
Может ли спектакль стать уроком? Вопрос на самом деле не требует длительных размышлений для ответа. Конечно, хороший спектакль может и должен быть уроком и для зрителя, и для исполнителей. Во многих школах существуют театральные студии. Учителя водят своих учеников в театры. Все это приносит неоценимую пользу детям. Следы увиденного остаются надолго. Но часто ли мы встречаем спектакли по учебному предмету? Не по мотивам литературных произведений, не на историческую тему, а по химии, биологии, математике и т.д. Думаю, что нет. А почему бы ни попытаться превратить одну или несколько тем курса в пьесу? Небольшую, укладывающуюся в 40-50 мин, но интересную, веселую, запоминающуюся. Вот так, благодаря этим размышлениям, и появился на свет спектакль для кукольного театра.
Действующие лица и исполнители:
Автор, Судья, Прокурор, Адвокат, Хлорофилл
Действие происходит на лесной поляне.
Ведущий. Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.
Появляется Хлорофилл.
Хлорофилл: Здравствуйте! Я Хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый!
Я хлорофилл, всегда зеленый.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет,
Лишь только солнышко проглянет,
Я первый луч его ловлю.
И сразу воздух чистым станет,
И сразу всех я накормлю.
Ведущий: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?
Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.
Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.
Судья: Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?
Прокурор (разгневанно): Какой-то ФОТОСИНТЕЗ. Слово непонятное, да и процесс вредный.
Судья: Кто его главный виновник?
Прокурор: Его главный виновник он, хлорофилл!
Судья: Странное имя.
Адвокат: Его имя в переводе означает «зеленый».
Судья: А отчество у него есть?
Прокурор: Да его отчество еще более странно – Хлоропластович.
Судья: Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?
Адвокат: В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.
Судья: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?
Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?
Хлорофилл: О, господин судья! Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и…
Судья: Откуда ты его берешь?
Хлорофилл: Из воздуха, господин судья.
Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?
Адвокат: Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.
Судья: Каким образом?
Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.
Накрывает судью и прокурора колпаками.
Сидят под колпаками
Судья и прокурор,
А мы, ребята, с вами
Продолжим этот спор.
Прокурор: А-а-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Ч не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.
Судья: Всем дышать нужно.
Хлорофилл: Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ.
Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить… Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?
Хлорофилл: Еще мне нужна вода …. чистая.
Прокурор: вот, вот, я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!
Ворует нашу воду
И углекислый газ,
Ну как же быть народу
Хочу спросить я вас.
Нет, я не понимаю
И в толк я не возьму.
Сейчас тебя поймаю
И посажу в тюрьму.
Хлорофилл: Но я беру совсем немного воды.
Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит… жизнь.
Прокурор: Как это, как это, как это, не понимаю!
Хлорофилл: Но это же так просто.
Вода, по стеблям поднимаясь,
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Волшебный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.
Судья: Как это? Ты, такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг?
Хлорофилл: Маг не маг, но могу.
Адвокат: Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а прокурор орал, как резаный.
Судья: Ну и как же это все называется?
Адвокат: Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит, синтезируются.
Все: Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет,
Луч на лист упадет,
Чтоб всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ
Что он дышит, ест и живет,
Потому что с утра,
Лишь проходит пора,
Сладкий сок производит листва.
Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.
Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.
Судья: Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?
Адвокат: Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.
Хлорофилл: Этот процесс – дыхание. Все вы дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.
Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание – разрушитель?
Хлорофилл: Вам двигаться нужно?
Судья: Необходимо.
Хлорофилл: Разговаривать вы должны?
Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.
Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?
Судья: Не знаю. Сама как-то берется.
Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите. А я ее из солнца беру.
Все: И в зной и в непогоду
И вечером и днем
Нельзя без кислорода
Иначе мы помрем.
Мы дышим, дышим, дышим
И он, и ты, и я
Энергию из пищи
Берем себе друзья.
Чтоб бегать, прыгать, плавать,
Смеяться и гулять,
И очень важно, право,
Учиться размышлять.
Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.
Судья: Следовательно, при дыхании выделяется углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.
Прокурор: Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.
Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.
Судья: Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание – энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Все: Фотосинтез – дружочек
Вот твой домик – листочек
Там творишь ты свои чудеса.
Очень нужен ты людям,
Мы тебя не забудем,
И запомним тебя навсегда.
Пусть нам солнышко светит,
Чтобы взрослым и детям
Было радостно, ясно, светло,
Чтобы каждый цветочек,
Даже малый листочек,
Нам давал и еду и тепло.
Мы играли понарошку,
У народа на виду,
К сожаленью, мы играем
Только раз в году.
К сожаленью, мы играем
Только раз в году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разрабтка урока "Удивительные приключения Винни-Пуха"
Урок английского языка: Удивительные приключения Винни-ПухаКласс: 2 б класс, 23 ученика.Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.Цель: закрепление знаний учащихся по темам : ...
урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла". Урок о значении фотосинтеза....
Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....
Внеклассное мероприятие "Необыкновенное приключение хлорофилла, или как возникла жизнь на Земле"
Внеклассное мероприятие...
Урок Необыкновенное приключение Хлорофилла
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и биологическом значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растенийЗадачи урока: закрепить знания ...