Внеклассное мероприятие "Необыкновенное приключение хлорофилла, или как возникла жизнь на Земле"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели урока.
1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.
2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.
3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.
Оборудование: проектные работы учащихся, живые растения, сырой картофель, раствор йода, чашки Петри, пинцет.
Эпиграф:
“Говорят, что посередине между двумя
Противоположными мнениями лежит истина.
Никоим образом!
Между ними лежит проблема!”(Гёте)
План проведения урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Защита проекта первой группы: “История исследования процесса фотосинтеза”.
4. Защита проекта второй группы: “Условия прохождения процесса фотосинтеза”.
5. Защита проекта третьей группы: “Образование органических веществ в хлоропластах листьев на свету”.
6. Закрепление пройденного материала (ответы на вопросы, подготовленные каждой группой учащихся).
7.Инсценировка процесса фотосинтеза - ролевая игра «Необыкновенное приключение хлорофилла»
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Около пяти-семи миллиардов лет назад в круговом вихре газов и космической пыли образовались Солнце, Земля и другие планеты Солнечной системы. Земля постепенно остывала, её затвердевшую кору окружали газы - аммиак, метан, водород, сероводород и водяной пар. Они образовали первичную атмосферу планеты. Охлаждаясь, пар выпадал дождями и создавал первобытный океан Земли. Именно в его верхнем, обогреваемом Солнцем слое, четыре миллиарда лет назад появились первые живые организмы. По-видимому, они получали энергию и материал для построения своего тела только из органической пищи. Со временем их количество и разнообразие росло. Вот только суша для большинства этих организмов оставалась запретной зоной. Дело в том, что солнечный свет кроме полезной инфракрасной и видимой частей спектра содержит ещё ультрафиолетовое излучение, убивающее практически все живое. Но случилось чудо. Чудо, как и положено, было морское, зеленое. Это была молекула хлорофилла, появившаяся в некоторых клетках. Именно хлорофилл и явился героем сложного многоступенчатого процесса, названного впоследствии фотосинтезом.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим процесс фотосинтеза, условия, необходимые для его протекания; познакомимся с работами ученых, исследовавших эту проблему.
Каждая из групп, на которые был разделен класс, должна была составить проект, найдя ответы на поставленные вопросы. Предоставим слово для защиты проекта учащимся первой группы.
Защита проекта первой группы учащихся. Природа любит загадывать загадки (ученик держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа? Листья называли по-разному: “дети солнца”, “покорившие солнце”, “утеха взора”. Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удалось выявить. Ещё в VI веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы, чего проще: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил это проверить на практике. Взяв черенок ивы, он посадил его в бочонок с тщательно взвешенной землей. Прикрыв землю плотной крышкой с отверстием для черенка, он только поливал растение в течении ни много ни мало - пяти лет! Выросло симпатичное деревце, прибавив в весе более 60 кг. А повторное взвешивание почвы показало, что её вес практически не изменился.
С VII века в практику научных исследований входит микроскоп. Итальянец Мальпиги открывает устьице. Однако и это открытие не проясняет роли листа в жизни растения. В 1771 году английский химик Джозеф Пристли провёл оригинальный и смелый эксперимент. Он посадил на подоконник двух мышек и плотно прикрыл их стеклянными колпаками. Через некоторое время одна из мышек погибла от удушья. А вторая продолжала жить. И мышки были одинаковыми, и колпаки. Но только вместе со счастливицей под колпак был помещён побег мяты. Растение “дышало” и выделяло “чистый воздух”, необходимый для дыхания зверька. Во время постановки опыта химия ещё не располагала точными сведениями о составе воздуха. Отсюда и понятия “чистый воздух”, “испорченный воздух”. Однако вскоре оказалось, что опыт удавался далеко не всегда, даже у самого Пристли.
В 1779 году голландец Я. Ингенхаус уточнил опыт Пристли. Он выяснил, что зелёное растение “очищает” воздух только на солнечном свету. Швейцарский ученый Ж. Сенебье в 1782 году окончательно установил, что днем при солнечном свете зелёные растения выделяют кислород. Сенебье доказал, что зелёное растение “очищает” воздух не потому, что оно дышит, а в связи с его углеродным питанием. К концу IX века окончательно стало известно, что растения поглощают листьями углекислый газ и образуют крахмал, который используют для собственного питания. Этот процесс стал называться фотосинтезом. В его изучение много внёс К. А. Тимирязев. Он установил роль отдельных частей солнечного спектра в процессе фотосинтеза.
Защита проекта второй группы учащихся. Перед нашей группой стояла задача выяснить: где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества. Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить? Знаете ли вы, что существуют вещества-индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ? Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал. А крахмал - это органическое вещество. Если капнуть раствор йода на срез клубня картофеля или кусочек белого хлеба, он изменит окраску. А при попадании на лист растения, окраска не изменяется (демонстрируются опыты). Из этого можно сделать вывод, что в листьях органическое вещество не образуется. Но ведь изменению окраски может мешать зеленый цвет листа. Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом. Для этого мы возьмем растение традесканцию и срежем у неё один лист. Опустим его на две минуты в кипяток, а затем в сосуд с горячим спиртом. Как видите, лист теряет зелёную окраску. Обесцвеченный лист промоем в горячей воде и, положив в чашку Петри, зальём слабым раствором йода. Лист окрасился в синий цвет, значит здесь обнаружен крахмал (демонстрируется опыт). А сейчас мы попробуем выяснить, образуется ли крахмал в листьях растения, которое три дня находилось в темном месте. Для этого возьмём традесканцию, стоящую три дня в закрытом шкафу. С её листом проделаем те же самые операции. Но после обработки раствором йода, мы не увидим синей окраски листа. Итак , мы выяснили, что в листьях растений образуется органическое вещество, и этот процесс происходит только на свету. Для последнего опыта мы возьмем растение, листья которого имеют зелёную окраску только по краям. Обработаем лист горячей водой, горячим спиртом и раствором йода. В результате синюю окраску приобретут только края листа (демонстрируется опыт). Из этого можно сделать вывод, что крахмал образуется в зелёных частях растения, где присутствуют хлоропласты.
Защита проекта третьей группы учащихся. В начале мы предлагаем решить познавательную задачу. Условия её таковы: известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосьями, в каждом из которых созревает около 60-и зёрен. В них содержатся органические вещества. При прорастании зерновки они расходуются на рост и развитие зародыша. Но в процессе жизнедеятельности растения вновь образуются органические вещества и в большем количестве. Вопрос : Где и при каких условиях в растении образуются органические вещества? Ответ : они образуются в хлоропластах листьев на свету.
Перед нашей группой стояла задача выяснить, какие вещества необходимы для получения крахмала. Для её решения был проведён следующий опыт. Два комнатных растения, пеларгонии, мы поместили на три дня в тёмное место. Затем одно растение поставили на стекло под стеклянный колпак. Рядом с ним пометили стакан с раствором едкой щёлочи - веществом, поглощающим углекислый газ из воздуха. Для того, чтобы новые порции воздуха не поступали к растению, края колпака смазали вазелином. Второе растение также поставили на стекло под колпак. Рядом с ним поместили стакан с содой и раствором соляной кислоты. При взаимодействии соды и соляной кислоты идет химическая реакция с выделением углекислого газа. Оба растения поставили на свет. Через день взяли по одному листу с каждого растения и обработали их горячей водой, а затем спиртом. На обесцвеченные листья мы подействовали раствором йода. Лист второго растения посинел, значит, в нем образовался крахмал. Окраска листа первого растения не изменилась. Опыт показал, что для образования органических веществ необходим углекислый газ. Кроме него в образовании крахмала принимает участие вода. Учёные доказали, что поглощение растением одних веществ из внешней среды сопровождается выделением других. В природе происходит обмен веществ между живыми организмами и окружающей их внешней средой. Сложные процессы, которые протекают в зелёных листьях, а именно в хлоропластах, и приводят к образованию сахара из углекислого газа и воды, могут идти только при наличии энергии. Откуда она поступает в клетки растений? Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Что же происходит с солнечным лучом (со световой энергией), когда она попадает на лист? Хлорофилл улавливает и направляет световую энергию на осуществление фотосинтеза, на образование органического вещества из неорганических. Этот процесс, как мы уже знаем, протекает в хлоропластах. При этом световая энергия переходит в другую форму, в такую, которая скрыта в образовавшемся органическом веществе. Будучи заключенной в органическом веществе, энергия может очень долго сохраняться на Земле. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла (например, подъельник), не могут усвоить энергию
непосредственно от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. Его роль на Земле наш выдающийся ученый-ботаник К. А. Тимирязев назвал космической. Это надо понимать так: на Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца. Причем накапливается она в такой форме, которая доступна для других организмов. Для человека источником энергии является пища. Выполняя работу - и умственную, и физическую, мы затрачиваем энергию, а восполняем её с приёмом пищи. При этом мы используем органические вещества, образованные зелёным растением. При разложении этих веществ и выделяется заключенная в них энергия.
(И. А. Крылов “Листья и корни”)
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли , что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право.
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами”. -
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”.
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
“Кто смеет говорить столь наго и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?”
Листы, по дереву шумя, залепетали.
“Мы те”,
Им снизу отвечали:
“Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте,
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас”.
Вопрос: Кто же играет главенствующую роль в жизни растения. Листья или корни?
После ответа на вопрос формулируются выводы и записываются в тетрадь:
- лист - орган воздушного питания;
- в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза -образования из углекислого газа и воды органических веществ;
- про фотосинтезе выделяется кислород;
- органические вещества расходуются на рост и развитие органов;
- особенность питания растений - создание органических веществ, а затем их расходование. Человек использует не только тот солнечный луч, который падает на Землю сейчас, но и тот, который упал на неё десятки и сотни миллионов лет назад. Ведь пласты каменного угля в недрах Земли образовались в течении геологических эпох из некогда существовавших растений. Многие ученые считают, что нефть и горючий газ, подобно углю, возникли из органической массы. В более поздние периоды жизни Земли из сфагнового мха начал образовываться торф. Изобретатель паровоза Стефенсон спросил однажды своего приятеля:- Знаешь ли ты, что двигает этот поезд?
- Конечно. Твоё изобретение, - ответил его собеседник.
- Нет. Его двигает солнечный луч, поглощённый зелёным растением сотни миллионов лет назад.
Ролевая игра.
Действующие лица и исполнители: Автор, Судья, Прокурор, Хлорофилл.
Действие происходит на лесной поляне.
Автор
Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле, но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.
Появляется хлорофилл. Здравствуйте! Я Хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый!
Я хлорофилл, всегда зеленый.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет, (2 раза)
Я первый луч его ловлю.
И сразу воздух чистым станет,
И сразу всех я накормлю.
Автор Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?
Хлорофилл О, это очень сложный процесс.
Появляются судья, прокурор и адвокат.
Судья. Кто здесь произнес слово «процесс»? какой процесс может проходить без нас?
Прокурор (разгневанно). Какой- то ФОТОСИНТЕЗ. Слово непонятное, да и процесс вредный.
Судья. Кто его главный виновник?
Прокурор. Его главный виновник он, хлорофилл.
Судья. Странное имя.
Адвокат. Его имя в переводе означает «зеленый».
Судья. А отчество у него есть?
Прокурор. Да его отчество еще более странно- Хлоропластович. Судья. Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?
Адвокат. В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.
Судья. Род занятий?
Прокурор. Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества текут рекой. Колдун, наверное. Может быть его на костре сжечь?
Судья. Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?
Хлорофилл. О, господин судья! Мне для работы всего-то и нужно,
что углекислый газ и...
Судья. Откуда ты его берешь?
Хлорофилл. Из воздуха, господин судья.
Прокурор. А по какому праву ты расхищаешь природное добро?
Адвокат. Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.
Судья. Каким образом?
Адвокат. А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с вами поставлю зеленое растение и вы сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.
Накрывает судью и прокурора колпаками.
Сидят под колпаками
Судья и прокурор,
А мы, ребята, с вами
Продолжим разговор.
Прокурор. А-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.
Судья. Всем дышать нужно.
Хлорофилл. Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нем проще говорят- СО2.
Судья. Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит растение мне помогло выжить… суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что еще нужно для работы?
Хлорофилл. Еще мне нужна чистая вода.
Прокурор. Вот, вот я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!
Ворует нашу воду
И углекислый газ
Ну как же быть народу
Хочу спросить я вас.
Нет, я не понимаю
И в толк я не возьму.
Сейчас тебя поймаю
И посажу в тюрьму.
Хлорофилл. Но я беру совсем немного воды.
Адвокат. Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит… жизнь.
Прокурор. Как это, как это, не понимаю!
Хлорофилл.
Но это же так просто.
Вода, по стеблям поднимаясь,
Идет к зеленому листу
И с СО2соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы-
Волшебный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.
Судья. Как это? Ты такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что, маг?
Хлорофилл. Маг не маг, но могу.
Адвокат. Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему Вы под колпаком остались живы, а прокурор орал, как резаный.
Судья. Ну и как же все это называется?
Адвокат. Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. образуются, значит, синтезируются.
Все. Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет,
Луч на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ
Что он дышит, ест и живет,
Потому, что с утра,
Лишь приходит пора,
Сладкий сок производит листва.
Прокурор. Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.
Хлорофилл. Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.
Судья. Какой процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?
Адвокат. Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.
Хлорофилл. Этот процесс- дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.
Судья. Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Почему же дыхание- разрушитель?
Хлорофилл. Вам двигаться нужно?
Судья. Необходимо.
Хлорофилл. Разговаривать вы должны?
Судья. Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.
Хлорофилл. А энергию на движение, размышление и разговоры где берете?
Судья. Не знаю. Сама как-то берется. Хлорофилл. Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает те вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией идете в магазин. А я ее из Солнца беру.
Все. И в зной и в непогоду
И вечером и днем
Нельзя без кислорода
Иначе мы помрем.
Мы дышим, дышим, дышим
И он, и ты, и я
Энергию из пищи
Берем себе, друзья.
Чтоб бегать, прыгать, плавать,
Смеяться и гулять,
И очень важно, право,
Учиться, размышлять.
Адвокат. Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни, а лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.
Судья. Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это-то и нужно для фотосинтеза.
Прокурор. Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание- противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.
Хлорофилл. Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня тоже. Мы вместе делаем одно общее дело.
Судья. Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листья и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание- энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе- хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, это решение окончательное и обжалованию не подлежит!
Все.
Фотосинтез- дружочек
Вот твой домик- листочек
Там творишь ты свои чудеса.
Очень нужен ты людям, мы тебя не забудем,
И запомним тебя навсегда.
Пусть нам солнышко светит,
Чтобы взрослым и детям
Было радостно, ясно, светло,
Чтобы каждый цветочек,
Даже малый листочек,
Нам давал и еду и тепло.
Заключительное слово учителя:
Зелёный лист - источник жизни на нашей планете. Хлоропласты листа - это единственная в мире лаборатория, в которой из простых неорганических веществ - углекислого газа и воды - создаются с помощью энергии солнечного луча сложные органические вещества - сахар и крахмал. К. А. Тимирязев говорил: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений”. В результате процесса фотосинтеза.
Хлорофилл является концентрированной солнечной энергией. Он оказывает стимулирующее влияние на различные органы и системы - сердечно-сосудистую, легочную, желудочно-кишечную, мочевыводящую и др.
Кроме того происходит активация кроветворения и прежде всего - эритропоеза, а у кормящих матерей исчезают проблемы, связанные с лактацией, что особенно стало актуально в наше время искусственного вскармливания детей. В основе такого действия лежит активация обмена азота в организме (активация положительного азотного баланса), и по силе стимулирующего воздействия трудно найти вещества, равные хлорофиллу.
Жаль, что современны человек (в том числе и врачи) серьезно не относятся к этому подарку природы. А вот домашним животным не надо об этом напоминать. Наверняка Вам приходилось наблюдать удивительную для человека картину, как ваша кошка или собака жует траву.
Все млекопитающие, кроме Хомо сапиенс, во время болезни придерживаются зеленой диеты. Целительная сила зеленых растений известна с незапамятных времен.
Это объясняется содержанием в них большого количества хлорофилла. Преобразуя энергию солнечного света, хлорофилл играет очень важную роль в жизни растений. Научное определение хлорофилла - это зеленый пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез. Как мы уже писали, ученые обнаружили удивительное сходство в строении молекулы хлорофилла и гемоглобина - основного дыхательного пигмента крови человека. Единственное отличие заключается в том, что в центре хелатного комплекса в хлорофилле находится атом магния, а в гемоглобине - железа. Поэтому хлорофилл способен оказывать на кровь воздействие сходное с действием гемоглобина: повышать уровень кислорода, ускорять азотистый обмен.
Хлорофилл укрепляет клеточные мембраны, способствует формированию соединительных тканей, что помогает в заживлении эрозий, язв, открытых ран. Хлорофилл усиливает иммунную функцию организма, ускоряя фагоцитоз. Кроме этих удивительных качеств, хлорофилл способен предотвращать патологические изменения молекул ДНК. Некоторые исследователи считают, что хлорофилл блокирует первый этап превращения здоровых клеток в раковые. Таким образом, он является еще и антимутагеном. В составе хлорофилла имеется витамин К, что делает его прекрасным средством для профилактики мочекаменной болезни, так как он сдерживает образование кристаллов оксалата кальция в моче. Хлорофилл выводит из организма токсины, а также действует как слабое мочегонное средство. Он обладает дезодорирующим свойством, в частности удаляет неприятный запах изо рта.
Повышает функцию щитовидной и поджелудочных желез.
Помогает при анемических состояниях, регулирует кровяное давление, усиливает работу кишечника, снижает нервозность.
Хлорофилл необходим людям, по каким-либо причинам получающим мало солнечного света, - офисным работникам и всем тем, кто безвыездно живет в крупных городах.
Водорастворимый экстракт хлорофилла от NSP получен из люцерны и называется хлорофиллином. Кроме использования в качестве биологически активной добавки, жидкий хлорофилл может применяться для спринцевания при кольните, а также для полоскания носоглотки при ЛОР-патологии.
Краткое описание действия хлорофилла:
- Останавливает рост бактерий и грибков.
- Уничтожает неприятный запах изо рта и уменьшает запах тела.
- Выводит излишки лекарственных препаратов, борется с токсинами, дезактивирует многие канцерогены.
- Останавливает кариес и воспаление десен (при использовании в качестве аппликаций).
- Противодействует следующим заболеваниям: простуда, ангина, тонзиллит, гингивит, язва желудка и кишечника, различные кожные воспаления, артрит и т.д.
- Участвует в синтезе клеток крови.
- Способствует восстановлению тканей.
- Противодействует радиационному поражению.
- Поддерживает здоровую кишечную флору.
- Активирует действие ферментов, участвующих в синтезе витамина К.
- Усиливает выработку молока у кормящих матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Во имя жизни на Земле"
Мероприятие включает в себя три страницы: 1) "Героическое прошлое России", 2)"Фронтовые дороги войны" 3) исследовательские проекты учащихся "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Способст...
урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла". Урок о значении фотосинтеза....
урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла" рассказывает о значении хлорофилла для живого...
Внеклассное занятие "Во имя жизни на земле".
внеклассное занятие "Во имя жизни на земле"....
Урок Необыкновенное приключение Хлорофилла
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и биологическом значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растенийЗадачи урока: закрепить знания ...