урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла". Урок о значении фотосинтеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-spektakl.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – спектакль «Необыкновенное приключение хлорофилла»

        Может ли спектакль стать уроком? Вопрос на самом деле не требует длительных размышлений для ответа. Конечно, хороший спектакль может и должен быть уроком и для зрителя, и для исполнителей. Во многих школах существуют театральные студии. Учителя водят своих учеников в театры. Все это приносит неоценимую пользу детям. Следы увиденного остаются надолго. Но часто ли мы встречаем спектакли по учебному предмету? Не по мотивам литературных произведений, не на историческую тему, а по химии, биологии, математике и т.д. Думаю, что нет. А почему бы ни попытаться превратить одну или несколько тем курса в пьесу? Небольшую, укладывающуюся в 40-50 мин, но интересную, веселую, запоминающуюся. Вот так, благодаря этим размышлениям, и появился на свет спектакль для кукольного театра.

        

        Действующие лица и исполнители:

Автор, Судья, Прокурор, Адвокат, Хлорофилл

Действие происходит на лесной поляне.

Ведущий.  Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл: Здравствуйте! Я Хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый!

                Я хлорофилл, всегда зеленый.

                Пускай прохлада или зной,

                Но я тружусь, как заведенный,

                И каждый раз иду, как в бой.

                Лишь только солнышко проглянет,

                

                Лишь только солнышко проглянет,

                Я первый луч его ловлю.

                И сразу воздух чистым станет,

                И сразу всех я накормлю.

Ведущий: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?

Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья: Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?

Прокурор (разгневанно):  Какой-то ФОТОСИНТЕЗ. Слово непонятное, да и процесс вредный.

Судья: Кто его главный виновник?

Прокурор: Его главный виновник он, хлорофилл!

Судья: Странное имя.

Адвокат: Его имя в переводе означает «зеленый».

Судья: А отчество у него есть?

Прокурор:  Да его отчество еще более странно – Хлоропластович.

Судья:  Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?

Адвокат: В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл: О, господин судья! Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и…

Судья: Откуда ты его берешь?

Хлорофилл: Из воздуха, господин судья.

Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат: Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья: Каким образом?

Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками.

        Сидят под колпаками

        Судья и прокурор,

        А мы, ребята, с вами

        Продолжим этот спор.

Прокурор: А-а-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Ч не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья: Всем дышать нужно.

Хлорофилл: Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ.

Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить… Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?

Хлорофилл: Еще мне нужна вода …. чистая.

Прокурор: вот, вот, я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!

        Ворует нашу воду

        И углекислый газ,

        Ну как же быть народу

        Хочу спросить я вас.

        

        Нет, я не понимаю

        И в толк я не возьму.

        Сейчас тебя поймаю

        И посажу в тюрьму.

Хлорофилл: Но я беру совсем немного воды.

Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит… жизнь.

Прокурор: Как это, как это, как это, не понимаю!

Хлорофилл: Но это же так просто.

        Вода, по стеблям поднимаясь,

        Идет к зеленому листу

        И с СО2 соединяясь

        Дает нам сахар на свету.

        Вот так творение природы –

        Волшебный, добрый хлорофилл

        Способен прокормить народы

        Хотя уж к вечеру без сил.

Судья: Как это? Ты, такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг?

Хлорофилл: Маг не маг, но могу.

Адвокат: Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а прокурор орал, как резаный.

Судья: Ну и как же это все называется?

Адвокат: Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит, синтезируются.

Все:        Фотосинтез идет

        На свету круглый год

        Из простых минеральных веществ.

        Солнце свет свой прольет,

        Луч на лист упадет,

        Чтоб всем подарить кислород.

        И никак не поймет

        Наш упрямый народ

        Что он дышит, ест и живет,

        Потому что с утра,

        Лишь проходит пора,

        Сладкий сок производит листва.

Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья: Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?

Адвокат: Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл: Этот процесс – дыхание. Все вы дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание – разрушитель?

Хлорофилл: Вам двигаться нужно?

Судья: Необходимо.

Хлорофилл: Разговаривать вы должны?

Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?

Судья: Не знаю. Сама как-то берется.

Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите. А я ее из солнца беру.

Все:         И в зной и в непогоду

        И вечером и днем

        Нельзя без кислорода

        Иначе мы помрем.

        Мы дышим, дышим, дышим

        И он, и ты, и я

        Энергию из пищи

        Берем себе друзья.

        Чтоб бегать, прыгать, плавать,

        Смеяться и гулять,

        И очень важно, право,

        Учиться размышлять.

Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья: Следовательно, при дыхании выделяется углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор: Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья: Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание – энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Все:         Фотосинтез – дружочек

        Вот твой домик – листочек

        Там творишь ты свои чудеса.

        Очень нужен ты людям,

        Мы тебя не забудем,

        И запомним тебя навсегда.

        Пусть нам солнышко светит,

        Чтобы взрослым и детям

        Было радостно, ясно, светло,

        Чтобы каждый цветочек,

        Даже малый листочек,

        Нам давал и еду и тепло.

        Мы играли понарошку,

        У народа на виду,

        К сожаленью, мы играем

        Только раз в году.

         К сожаленью, мы играем

        Только раз в году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разрабтка урока "Удивительные приключения Винни-Пуха"

Урок английского языка: Удивительные приключения Винни-ПухаКласс: 2 б класс, 23 ученика.Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.Цель: закрепление знаний учащихся по темам : ...

урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"

Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла" рассказывает о значении хлорофилла для живого...

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Урок Необыкновенное приключение Хлорофилла

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и биологическом  значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растенийЗадачи урока: закрепить знания ...