Учебная программа по курсу биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Латюшин и др.
Содержание курса биологии «Животные» продолжает и завершает курс зоологии в 8классе и включает в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре и многообразии экологических систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_8_klass.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Учебная программа
по курсу биологии
для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений
Учитель: Кибанова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Латюшин и др.
Содержание курса биологии «Животные» продолжает и завершает курс зоологии в 8классе и включает в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре и многообразии экологических систем.
Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности животных;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проводить наблюдения за животными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Развернутое календарно-тематическое планирование
уроков биологии в 8 классе.
1. Тип Членистоногие – 13 часов.
2. Тип Хордовые – 30 часов.
3. Эволюция строения и функций органов и их систем – 10 часов.
4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле – 4 часа.
5. Биоценозы – 6 часов.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 часов.
Контроль знаний
Виды работ | Всего за год | I | II | III | IV |
Проверочная | 5 | 1 | - | 2 | 2 |
Самостоятельная | 9 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Итоговая тестовая | 1 | - | - | - | 1 |
Виды работ | Всего за год | I | II | III | IV |
Лабораторная | 3 | 1 | 1 | 1 | - |
Лабораторные работы
1. Внешнее строение и образ жизни рыб.
2. Строение перьевого покрова птиц.
3. Покровы животных.
ТЕМА: Тип Членистоногие (13 часов)
Задачи темы:
- сформировать общее представление о многообразии классов типа Членистоногих, выявлять их особенности, приводить примеры; распознавать представителей отряда Насекомых, предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями, объяснять роль Членистоногих в природе и жизни человека.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. | Класс Ракообразные. | Хитин, мозаичное зрение, развитие без превращений. | Атлас беспозвоночных, коллекция ракообразных. | §14, стр. 57-58 |
2. | Класс Паукообразные. Клещи. Самостоятельная работа. | Паутинные бородавки, паутина – ловчая сеть, трахеи, легочные мешки, партеногенез. | Атлас беспозвоночных, коллекция паукообразных. | стр. 59-61 табл. в тетр. |
3. | Класс Насекомые. | Насекомые. | Атлас беспозвоночных. | §15, стр. 65 вопр. 1 |
4. | Отрады насекомых: Тараканы, Прямокрылые. | Таракановые, прямокрылые, яйцеклад. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §16, стр. 66-67, конспект |
5. | Уховертки, Поденки. | Уховертки, поденки. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 68-70, конспект |
6. | Стрекозы, Вши. | Стрекозы, маска, вши, гниды. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §17 стр. 70-72, конспект |
7. | Жуки, Клопы. | Жесткокрылые, полужесткокрылые, развитие с полным превращением. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 72-77, конспект |
8. | Бабочки или Чешуекрылые. | Чешуекрылые, гусеница, тутовый шелкопряд. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §18, стр. 77-81, конспект |
9. | Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Равнокрылые, биологические меры борьбы, двукрылые, жужжальца, блохи, чума. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 81-84, конспект |
10. | Перепончатокрылые. Общая характеристика. | Перепончатокрылые, наездники. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §19, стр. 85-87, конспект. |
11. | Муравьи, Пчелы. | Пчела: матка, трутни, рабочие, мед, прополис, воск, соты; муравьи, инстинкт. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 87-91, конспект |
12. | Обобщение: «Членистоногие». | Атлас беспозвоночных, презентация. | Учить конспекты в тетр. | |
13. | Обобщение по теме «Беспозвоночные». |
ТЕМА: Тип Хордовые (30 часов)
Задачи темы:
- сформировать общее представление о представителях разных классов типа Хордовые, их особенностях, значении в природе и для человека; выявлять черты усложнения в строении и образе жизни животных; распознавать представителей разнообразных классов.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (14) | Общая характеристика хордовых. П/т. Бесчерепные. | Хорда, череп, позвоночник, бесчерепные, ланцетник. | Атлас позвоночных. | §20, стр. 92-94 |
2. (15) | П/т. Черепные. Класс Круглоротые. Самостоятельная работа. | Черепные, позвоночные, миноги, миксины. | Атлас позвоночных. | стр. 94-96, вопр. 4, 5 |
3. (16) | Классы рыб. Лабораторная работа №1. | Хрящевые и костные рыбы, чешуя. | Атлас позвоночных. | §21, стр. 97-99 |
4. (17) | Внутренне строение рыб. Хозяйственное значение. | Плавательный пузырь, боковая линия. | Атлас позвоночных. | стр. 100-102, вопр. 2, 3 |
5. (18) | Хрящевые рыбы. | Акулы, скаты, химеры. | Атлас позвоночных. | §22, стр. 103-107, вопр. 1, 3 |
6. (19) | Костные рыбы. Отряды Осетровые, Сельдеобразные. | Костно-хрящевые рыбы, проходные. | Атлас позвоночных, презентация. | §23, стр. 107-110, конспект |
7. (20) | Отряды Лососеобразные, Карпообразные. | Лососеобразные, карпообразные, пираньи. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 110-113, конспект |
8. (21) | Отряд Окунеобразные. Двоякодышащие, Кистеперые рыбы. | Окунеобразные, двоякодышащие, кистеперые, латимерия. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 113-115, вопр. 5, конспект |
9. (22) | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые. | Амфибии, головастики, безногие, хвостатые. | Атлас позвоночных, презентация. | §24, стр. 115-118, конспект |
10. (23) | Отряд Бесхвостые. | Бесхвостые, головастик. | Атлас позвоночных, презентация, влажные препараты. | стр. 119-121, вопр. 3, конспект |
11. (24) | Класс Пресмыкающиеся. | Рептилии стегоцефалы, динозавры. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | §25, стр. 122 |
12. (25) | Отряд Чешуйчатые. Ящерицы. Вараны. Самостоятельная работа. | Чешуйчатые, вараны. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | стр. 123-125, конспект |
13. (26) | Змеи. | Змеи, выползок. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | стр. 125-128, вопр. 2, 3 |
14. (27) | Отряд Черепахи. | Черепаха, панцирь. | Атлас позвоночных. | §26, стр. 129-131 |
15. (28) | Отряд крокодилы. Самостоятельная работа. | Крокодил, мускусные железы. | Атлас позвоночных. | стр. 132-133, вопр. 2, 3 |
16. (29) | Класс Птицы. Лабораторная работа №2. | Перо, инкубация, теплокровные, гнездовые и выводковые птицы. | Атлас позвоночных, раздаточный материал. | §27 стр. 134-136, конспект |
17. (30) | Древние птицы. Отряд Пингвины. | Археоптерикс. | Атлас позвоночных, рельефная таблица. | стр. 136-139, вопр. 4, конспект |
18. (31) | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Гусеобразные. | Страусы, нанду, Казуары, эму, гусеобразные. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §28, стр. 145, вопр. 2, 4 |
19. (32) | Дневные хищники Отряды: Совы, Куриные. | Дневные хищники, совы, куриные. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §29, стр. 151, вопр. 1, 2 |
20. (33) | Отряды: Воробьинообразные, Голенастые. | Воробьинообразные, голенастые. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §30, стр. 156, вопр. 1, конспект |
21. (34) | Класс Млекопитающие. П/к. Яйцекладущие. | Звери, млечные железы, волосяной покров, первозвери. | Атлас позвоночных. | §31, стр. 157-159 |
22. (35) | П/к. Настоящие Звери. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные. | Настоящие звери. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 159-161, конспект |
23. (36) | Отряд Рукокрылые. Самостоятельная работа. | Летучие мышы. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 161-163 |
24. (37) | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | Грызуны, резцы. | Атлас позвоночных, презентация. | §32, стр. 170, вопр 1, 2 |
25. (38) | Отряды: Китообразные, Ластоногие. | Китообразные, цедильный аппарат, ластоногие, эхолокация. | Атлас позвоночных, презентация. | §33, стр. Атлас позвоночных 170-174, конспект |
26. (39) | Отряд Хоботные. | Хобот, бивни. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 174-175, конспект |
27. (40) | Отряд Хищные. | Хищные зубы, | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 175-177, вопр. 1, 2 |
28. (41) | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Копыта, рога, сложный желудок, жвачка. | Атлас позвоночных, презентация. | §34, стр. 183, вопр. 2 |
29. (42) | Отряд Приматы. Самостоятельная работа. | Приматы, человекообразные обезьяны. | Атлас позвоночных, презентация. | §35, стр. 187, вопр. 2, 3 |
30. (43) | Обобщение темы «Тип Хордовые». Проверочная работа. |
ТЕМА: Эволюция строения и функций органов и их систем (10 часов)
Задачи темы:
- cформировать понятие об основных системах органов, их строении и функциях, уметь определять местоположение органов, выявлять усложнения в строении органов и их систем, приспособления организмов к среде обитания, объяснять взаимодействие между строением и функцией органов.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (44) | Покровы тела. Лабораторная работа № 3 | Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. | Атлас позвоночных, презентация, коллекции членистоногих, влажные препараты, чучела, раздаточный материал. | §36, стр. 193 вопр. 1 |
2. (45) | Опорно-двигательная система. | Наружный скелет, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, сустав, скелет конечностей, пояса конечностей. | Атлас позвоночных, коллекция скелетов животных. | §37, стр.199 вопр. 1, 4 |
3. (46) | Способы передвижения. Полости тела. Самостоятельная работа. | Движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, мышц, полость тела. | Атлас позвоночных. | §38, стр.203 вопр.1, 4 |
4. (47) | Органы дыхания и газообмена. | Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | Атлас позвоночных, презентация. | §39, стр.208 вопр. 1, 2 |
5. (48) | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | Атлас позвоночных, презентация. | §40, стр.214 вопр. 2, 4 |
6. (49) | Кровеносная система. Кровь. | Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система: замкнутая, незамкнутая; круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма, форменные элементы крови, гемоглобин, кровь. | Атлас позвоночных, презентация. | §41, стр.219 вопр. 3, 4, 6 |
7. (50) | Органы выделения. | Канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча. | Атлас позвоночных, презентация. | §42, вопр. 2,3 стр.223 |
8. (51) | Нервная система. Органы чувств. | Раздражимость, неравная ткань, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной и спинной мозг, рефлекс, инстинкт, глаз, бинокулярное зрение, нервная и жидкостная регуляция. | Атлас позвоночных, презентация. | §43 стр.224, §44 стр.230, записи в тетр. |
9. (52) | Органы размножения. Способы размножения и развития животных. | Размножение, половые органы, яичник, яйцевод, матка, семенник, семяпровод, плацента, бесполое и половое размножение, внешнее и внутреннее оплодотворение, метаморфоз. | Атлас позвоночных. | §45, стр.236, §46, стр.239, схема в тетр. |
10. (53) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Развитие и закономерности размещения
животных на Земле (4 часа)
Задачи темы:
- сформировать понятие об эволюции животных, приводить доказательства эволюции, называть её факторы, объяснять условия существования для жизнедеятельности животных, уметь приводить примеры мигрирующих животных.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (54) | Доказательства эволюции животных. Ч. Дарвин о причинах эволюции. | Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудименты, атавизмы, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Презентация, раздаточный материал. | §50, стр. 258, вопр. 1 |
2. (55) | Многообразие видов как результат эволюции. | Дивергенция, видообразование, разновидность. | Презентация. | §51, стр. 261, вопр. 2, 3 |
3. (56) | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Ареал, эндемик, космополит, реликт, миграция | Зоогеографическая карта | §52, стр. 266, вопр. 3, 5 |
4. (57) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Биоценозы (6 часов)
Задачи темы:
- сформировать понятие о биоценозе, приводить примеры биоценоза, описывать компоненты, приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза, положительного и отрицательного влияния человека.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (58) | Естественные биоценозы. | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | Презентация, фотоматериалы. | §53, стр. 268-271 |
2. (59) | Искусственные биоценозы. Самостоятельная работа. | Агроценоз. | Презентация, раздаточный материал. | стр. 271-272, вопр. 4 |
3. (60) | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Факторы: абио-, биотеческие, антропогенные. | Презентация, фотоматериалы. | §54, стр. 274 вопр. 3 |
4. (61) | Цепи питания и поток энергии. | Цепь питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | Презентация. | §55, стр. 277, вопр 3, 4 |
5. (62) | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Экологическая группа, пищевые связи. | Презентация. | §56, стр. 282, вопр. 1 |
6. (63) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 5часов)
Задачи темы:
- сформировать понятие о способах воздействия человека на окружающую среду, определять положительное и отрицательное воздействие человека, приводить примеры домашних, промысловых, редких и охраняемых животных.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (64) | Воздействие человека и его деятельности на животных. Самостоятельная работа. | Промысел, промысловые животные. | Презентация. | §57, стр. 286, вопр. 1, 4 |
2. (65) | Одомашнивание животных. | Одомашнивание, отбор, селекция, разведение. | Презентация, фотоматериалы. | §58, стр. 290 вопр. 1, 2 |
3. (66) | Законы России об охране животного мира. | Мониторинг, биосферный заповедник. | Фотоматериалы. | §59-60, тетр. |
4. (67) | Обобщение по теме «Хозяйственная деятельность человека». Подготовка к контрольной работе. | Повторить записи в тетр. | ||
5. (68) | Итоговая работа по курсу Зоологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Учебная программа по курсу природоведения для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.Курс п...
учебная программа по курсу биологии 5-9 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по биологии составлена на основе федеральног...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...
Рабочая программа элективого курса «Биология» для 10 класса общеобразовательной школы
Цель элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ: систематизация знаний и умений по курсу биологии, формировние практических навыков работы сКИМами , психологическая подготовка учащихся к...