Учебная программа по курсу природоведения для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_5_klass.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
по курсу природоведения
для учащихся 5 класса
общеобразовательных учреждений
Учитель: Кибанова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира,которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
уроков биологии в 5 классе.
1. Изучение природы- 6 часов
2. Вселенная- 15 часов
3. Земля- 19 часов
4. Жизнь на Земле- 14 часов
5. Человек на Земле- 12 часов
6. Заключение- 2 часа
Контроль знаний
Виды работ | Всего за год | l | ll | lll | lV |
Проверочная | 5 | 1 | 2 | 2 | - |
Самостоятельная | 4 | 1 | - | 3 | - |
Итоговая тестовая | 1 | - | - | - | 1 |
Виды работ | Всего за год | l | ll | lll | lV |
Лабораторная | 4 | 1 | - | 3 | - |
Практическая | 9 | 1 | 4 | 4 | - |
Экскурсия | 1 | - | - | - | 1 |
Лабораторные работы Практические работы
1. Методы изучения природы 1. Расположение планет в Солнечной системе
2. Свойства воздуха 2. Горные породы и минералы
3. Свойства воды 3. Полезные ископаемые их значение
4. Клетка под микроскопом 4.Сейсмические активные зоны, вулканы
5. Материки
6. Архипелаги и острова
7. Изменения погоды за неделю
8. Жизнь на разных материках
9. Жизнь в морях и океанах
Экскурсия:
«Растения и животные посёлка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность»
ТЕМА: Изучение природы (6 часов)
Задачи темы:
- сформировать общие представления об учебном предмете; развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. | Введение. Природа. Природоведение. | Природа, природоведение, тела, вещества, явления природы. | Схема для магнитной доски. Фотоматериалы. | стр. 3-4, схема в тетр. |
2. | Науки о природе. Самостоятельная работа. | Естественные науки, астрономия, физика, химия, геология, география, экология, биология. | Хим. стакан, сода, уксус. | стр. 6-11, стр. 14 вопр. 1-3 |
3. | Биология – наука о жизни. | Биологические науки, ботаника, анатомия, физиология, зоология. | Презентация. | стр. 12-13 стр. 14 вопр. 5-6 |
4. | Методы изучения природы Лабораторная работа №1. | Наблюдение, эксперимент, измерение. | Фотоматериалы, соли металлов, спиртовка, спички, магнит, скрепки, линейка, куб, термометр. | стр. 15-19 |
5. | Великие естествоиспытатели. | Классификация организмов, изменяемость, приспособляемость, биосфера. | стр. 21-22 | |
6. | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Вселенная (15 часов)
Задачи темы:
- сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (7) | Вселенная? Как древние люди представляли Вселенную. | Вселенная. | Картинки, презентация. | стр. 24-25, стр. 28,вопр. 1,2,рис.в учебнике. |
2. (8) | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Модель Вселенной, сфера | Демонстрация рисунков, атласа. | стр. 28,вопр. 3,5,7 |
3. (9) | Н.Коперник и его модель Вселенной. | Модель Вселенной, телескоп. | Атлас, демонстрация рисунков | стр. 29-30 |
4. (10) | Д.Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | Солнечная система, Галактика. | Атлас, демонстрация рисунков | стр. 30-33 стр.33,вопр. 3,4 |
5. (11) | Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | Солнечная система, планеты земной группы, атмосфера, спутник. | Атлас, фотоматериалы. | стр. 34-35 |
6.(12) | Планета Земля и её соседи. | Земля, Луна. | Атлас, фотоматериалы | стр. 36-38 стр. 38,вопр. 6,7,9 |
7. (13) | Планеты-гиганты и маленький Плутон. Практическая работа.№1 | Планеты гиганты. | Атлас, фотоматериалы, бумажный разрезной материал. | стр. 39-42, стр. 42,вопр. 1,2 |
8. (14) | Небесные тела: астероиды и кометы. | Астероид, комета. | Атлас, фотоматериалы | стр. 43-44 |
9. (15) | Метеоры и метеориты. | Метеор, метеорит | Атлас, фотоматериалы | стр. 45-46 стр. 47,вопр. 6,7 |
10. (16) | Солнце - ближайшая к нам звезда. | Солнце, звезда, солнечная корона, солнечное затмение. | Атлас, фотоматериалы | стр. 48-49 |
11. (17) | Многообразие звезд. | Звезда, сверхгиганты, гиганты, карлики | Атлас, фотоматериалы | стр.49-50, стр. 51,вопр. 3,4 |
12. (18) | Созвездия. | Созвездия, Малая медведица, Большая медведица, полярная звезда. | Атлас, фотоматериалы | стр. 50-51 стр. 51,вопр. 5,7 |
13. (19) | Галактики. Световой год. | Галактика, световой год. | Атлас, фотоматериалы | Записи в тетради. |
14. (20) | Далёкие миры. Многообразие галактик. | Галактика, космические явления. | Атлас, фотоматериалы | стр. 52 |
15. (21) | Что мы узнали о Вселенной. Обобщение. Проверочная работа. |
Тема: Земля (19 часов)
Задачи темы:
- сформировать у учащихся научное представление о возникновении Земли, о её внутреннем строении, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их свойствах. Продолжить формирование знаний о воде, воздухе, их составе и свойстве, о физических и химических явлениях в природе. Ввести понятия «молекула», «атом», «элемент». Раскрыть процессы образования облаков, осадков, ветра, значения воздуха и воды в природе и для человека. Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, с процессами
разрушения горных пород. Продолжить экологическое воспитание школьников.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (22) | Как возникла Земля. | Гипотезы. | Атлас, презентации | стр. 54-58 стр. 59,вопр. 8,9 |
2. (23) | Внутреннее строение Земли. | Ядро, мантия, земная кора, рельеф, | Демонстрация схем, рисунков моделей, внутреннего строения Земли. | стр. 60 |
3. (24) | Горные породы, минералы. Практическая работа №2. | Горные породы , минералы. | Демонстрация коллекций горных пород и минералов разного происхождения. | стр. 61-62 |
4. (25) | Полезные ископаемые. Практическая работа №3. | Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые. | Демонстрация коллекций полезных ископаемых. | стр. 61-62 |
5. (26) | Вещества и смеси. | Тело, вещество, смесь. | Бумажный разрезной материал, хим.оборудование: спиртовка, пробирка, железо, сера, стаканчик с водой, магнит. | стр. 64-71, стр. 71,вопр. 1,5 |
6. (27) | Многообразие явлений природы. | Явление, физ. и хим. явления. | Хим. оборудование: спиртовка, пробирка, лёд, стёклышко, медная пластинка. | стр. 64-71,вопр. 7 |
7. (28) | Природные явления: Землетрясение. | Землетрясения, очаг, эпицентр. | Фотоматериал, раздаточный бумажный материал | стр.72 |
8. (29) | Природные явления: Вулканы и гейзеры. Практическая работа №4. | Вулкан, кратер, жерло, магма, лава. | Фотоматериал, разрезной бумажный материал. Контурная карта. | стр. 73-74. |
9. (30) | Обобщение: строение Земли. Природные явления. Проверочная работа. | Схема на доске. | стр. 75-77 | |
10. (31) | Суша планеты. Материки. Практическая работа №5. | Континент, материк. | Презентация, разрезной бумажный материал. | стр. 78-79 |
11. (32) | Характеристика природных условий материков. | Физическая карта мира. | Презентация, физ. карта мира. | стр. 80-81, стр.84,вопр. 2,3 |
12. (33) | Архипелаги, острова. Практическая работа №6. | Архипелаг, остров. | Презентация, контурная карта. | стр. 83-84 вопр.11 |
13. (34) | Атмосфера Земли. Лабораторная работа №2 | Атмосфера, воздух. | Фотоматериал, презентация, лабораторное оборудование: целлофановый мешок, цветные полоски бумаги. | стр. 85-86 |
14. (35) | Погода. Климат. Практическая работа №7. | Перистые, слоистые, кучевые облака, ветер, погода, климат. | Фотоматериалы. | стр. 86-87 |
15. (36) | Ураганы. Смерчи. Самостоятельная работа. | Ураган, тайфун, смерч, торнадо. | Презентация, схема. | стр. 88-89, стр. 90 ,вопр.12,13 |
16. (37) | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. Лабораторная работа №3. | Гидросфера, мировой океан. | Фотоматериалы, физ. карта мира, лабораторное оборудование: стакан воды, стакан молока, воронка, фильтр, чистый стакан, спиртовка, стёклышко. | стр. 91 |
17. (38) | Воды суши. Ледники. Самостоятельная работа. | Воды суши, ледники, айсберги, подземные воды. | Фотоматериалы, физ. карта мира, схема. | стр. 93, стр. 96,вопр. 11,13,14 |
18. (39) | Уникальность планеты Земля. Самостоятельная работа по группам. | Северный, южный полюса, ось земли, озоновый слой, почва. | Фотоматериалы. | стр. 97-100, стр. 99, вопр. 9 |
19. (40) | Обобщение. Проверочная работа. |
Тема: Жизнь на Земле (14 часов)
Задачи темы:
– обобщить конкретные знания детей о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания. Сформировать знания о многообразии растений и животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Познакомить с представителями особого царства – грибами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (41) | Как развивалась жизнь на Земле. | Трилобиты, стегоцефалы, мамонты, динозавры. | Атлас животных, презентация. | стр. 102-105 стр. 106 вопр. 4, 5 |
2. (42) | Живые клетки. Методы их изучения. | Клетка, мембрана, цитоплазма, ядро. | Иллюстрации. | стр. 107-109 рис. в учебнике |
3. (43) | Большой мир маленькой клетки. Лабораторная работа №4. | Органоиды, хлоропласты. | Иллюстрации, микроскопы, готовые микропрепараты. | стр. 110-112 вопр. 7 |
4. (44) | Разнообразие живого на Земле. Одноклеточные организмы. | Царства, бактерии, простейшие. | Иллюстрации, разрезной бумажный материал. | стр. 113-114 |
5. (45) | Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. | Грибы. | Иллюстрации, муляжи грибов, гербарии растений. | стр. 114 |
6. (46) | Животные. | Беспозвоночные и позвоночные. | Иллюстрации, коллекции, чучела, влажные препараты. | стр. 114-116 вопр. 8, 9 |
7. (47) | Среда обитания организмов: наземно-воздушная. | Наземно-воздушная среда. | Атлас по природоведению, иллюстрации. | стр. 118-120, табл. в тетр. |
8. (48) | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | Водная среда, почвенная среда. | Атлас по природоведению, иллюстрации. | стр. 121-122 вопр. 5, 6 |
9. (49) | Жизнь на разных материках. Практическая работа №8. | Карта «Растения и животные Земли». | Иллюстрации, разрезной бумажный материал, контурные карты. | стр. 123-125, стр. 128 вопр. 7 |
10. (50) | Природные зоны Земли. | Тундра, тайга, смешанные и широколистные леса. | Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации. | стр. 129-130 |
11. (51) | Природные зоны Земли. | Травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. | Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации. | стр.130-131 стр. 134 вопр. 11 |
12. (52) | Растения различных природных зон. | Гербарии, атлас по природоведению. | Записи в тетр. | |
13. (53) | Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №9. | Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное и сообщество кораллового рифа. | Иллюстрации, разрезной бумажный материал. | стр. 135-137, стр. 138 вопр. 10 |
14. (54) | Обобщение. Проверочная работа. |
Тема: Человек на Земле (12 часов)
Задачи темы:
– продолжить развитие знаний о происхождении человека, великих первооткрывателях. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека. Продолжить формирование научного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (55) | Происхождение человека. Древние предки человека. | Дриопитеки, австралопитеки. | Презентация, иллюстрации. | стр. 142-143 |
2. (56) | Первые люди. | Человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, неандерталец. | Презентация, иллюстрации. | стр. 144-147, вопр. 5, 8 |
3. (57) | Человек современный. | Кроманьонец. | Презентация, иллюстрации. | стр. 148, вопр. 10, 11 |
4. (58) | История географических открытий. Открытие Америки. | Иллюстрации. | стр. 149-150 | |
5. (59) | Открытие Австралии и Антарктиды. | Иллюстрации. | стр. 150-151 | |
6. (60) | Великие путешественники - первооткрыватели новых земель. | Презентация, иллюстрации. | стр. 152-153 рисунки | |
7. (61) | Как человек изменил Землю. | Экологические проблемы, радиоактивные отходы. | Фотоматериалы. | стр. 155-157 |
8. (62) | Три «подарка» человека самому себе и планете. | Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект. | Информационный буклет. | стр. 157-158, стр. 159, вопр. 9, 10 |
9. (63) | Жизнь под угрозой. | Биологическое разнообразие, заповедники, национальные парки. | Фотоматериалы Красной Книги. | стр. 161 стр. 162, вопр. 6 |
10. (64) | Опустынивание и его причины. Дискуссия: «Не станет ли Земля пустыней». | Опустынивание. | Информационный буклет, фотоматериалы. | стр. 163-165, вопр. 1, 4 |
11. (65) | Здоровье человека и безопасность жизни. | Здоровый образ жизни, первая помощь. | Презентация, фотоматериалы. | стр. 166-169 |
12. (66) | Обобщение: «Человек на Земле». Повторение курса природоведения. | Записи в тетр. |
Тема: Заключение (2 часа)
Задачи темы:
– обобщить знания о неживой и живой природе, продолжить формирование экологической культуры учащихся.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (67) | Итоговая контрольная работа по курсу природоведения. (В электронном виде.) | |||
2. (68) | Экскурсия: «Растения и животные поселка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...
Рабочая программа по ОБЖ для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Мирон...
Учебная программа по курсу биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Ла...
Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень)
Программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразоваетльных учреждений : Физика, астрономия: 7-11 класс/Составители Ю.И. Дик, В.А. Коровин)Учебник: Г.Я. Макишев, Б.Б. ...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...
Программа по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по предмету «Математика», предметная область Математика и информатика, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного ...
Рабочая программа элективого курса «Биология» для 10 класса общеобразовательной школы
Цель элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ: систематизация знаний и умений по курсу биологии, формировние практических навыков работы сКИМами , психологическая подготовка учащихся к...