Рабочая программа элективого курса «Биология» для 10 класса общеобразовательной школы
рабочая программа (10 класс)
Цель элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ: систематизация знаний и умений по курсу биологии, формировние практических навыков работы сКИМами , психологическая подготовка учащихся к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivyy_kurs_biologiya_10.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
приказ № 488 ос от 30.08.2018 г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
|
Рабочая программа элективного курса
«Биология»
для 10 класса
среднего общего образования
на 2018–2019 учебный год
Составитель: Кузнецова А.Н.
учитель биологии и химии, I категории.
пгт. Новоаганск
2018
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии» для учащихся 10 класса составлена на основании:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования // Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях; / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006.
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России - №14, 2004 г;
- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 35 часов в год (35 недель, 1 час в неделю).
Цель элективного курса :
- Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Систематизация знаний и умений выпускников по курсу биологии.
- Формирование практических навыков при решении задач и работы со схемами и рисунками.
- Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
Задачи:
- Совершенствование и развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.
- Ликвидация пробелов в умениях применять биологические знания для решения задач по цитологии, генетике, обоснования здорового образа жизни.
- Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Отработка навыка работы с КИМами по биологии.
Ведущие формы, методы и технологии обучения:
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично–поисковые, проблемные методы.
Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: тематические варианты ЕГЭ, решенные на сайте «Решу ЕГЭ» по индивидуальному маршрутному листу.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольный вариант ЕГЭ, решенный на сайте «Решу ЕГЭ» по индивидуальному маршрутному листу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По итогам элективного курса учащиеся должны:
Учащиеся должны знать:
- принципы работы основных систем человека и животных.
- Виды иммунитета и механизм его формирования.
- Основные виды наследственности и изменчивости.
- Основные стадии антропогенеза, систематическое положение человека и человеческие расы.
- Основные этапы и направления эволюции органического мира.
- Способы деления клеток и размножение организмов.
- Химический состав клетки.
- Строение и значение грибов.
- Особенности строения и размножения низших, высших споровых и семенных растений.
- Особенности строения и многообразия животных.
Приобрести и отработать умения:
- Решать генетические задачи.
- Изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом.
- Работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты и таблицы.
- Использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Работать с тестами.
- Владеть биологическими терминами и понятиями.
- Формулировать собственную позицию и отстаивать ее в дискуссии использую различные сведения для ее аргументации.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка умений решать расчетные задачи, выполнять задания формата ЕГЭ.
Тематический план «Биология»
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Практических занятий | Формы контроля | |||
1 | Общая биология.
| 11 | 11 | Решенные задачи, домашние работы |
2 | Клеточное строение и многообразие организмов. | 14 | 7 | Решенные задачи, домашние работы |
3 | Анатомия и физиология человека. | 10 | 8 | Решенные задачи, домашние работы. Контрольная и зачет. |
Итого | 35 |
Содержание программы
Курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» состоит из 3 разделов:
- Клеточное строение и многообразие организмов.
- Анатомия и физиология человека.
- Общая биология.
Изучения курса построено в направлении усложнения органического мира. В первом разделе систематизируется строение и многообразие вирусов, бактерий, грибов и растений, животных. Повторяются знания о различных отделах растительного царства и особенностях их строения, размножения высших споровых растений, о строении вегетативных и генеративных органов цветкового растения, видоизменения корней и побега. Учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос об эволюции основных систем животных.
Раздел «Анатомия и физиология человека» знакомит учащихся с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий окружающей среды на сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учащиеся обобщают знания об процессах кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения и их регуляции. А также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике заболеваний, связанных с недостатком йода.
Рассматриваются вопросы о способах деления клетки и последствиях, возникающим при нарушении деления. Закрепляются знания об факторах, направлениях и результатах эволюции.
Изучение курса заканчивается знакомством экологических проблем и состоянием биосферы. Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам.
Календарно-тематический план элективного курса «Биология» 10 класс
№ п/п | Раздел тема урока | Кол-во часов | Компетенции | Учебный материал | Сроки план | Сроки факт | |
Тема № 1 «Клеточное строение и многообразие организмов» -14 часов | |||||||
1 | Биология как наука | 1 | Методы познания. | Наблюдение. Эксперимент, моделирование. Ученые и их роль. Биологические термины и понятия. | 05.09.18 | ||
2 | Вирусы, бактерии. Особенности строения прокариот. | 1 | Вирусы – переходная форма между живой и неживой материи. Особенности строения бактерий. | Сапрофиты, паразиты, симбиоз. Болезнетворные бактерии. Виды бактерий: кишечная палочка, стрептококки. | 12.09.18 | ||
3 | Сравнительная характеристика грибов, растений, животных. | 1 | Особенности строения клеток и жизнедеятельности организмов –эукариот. Отличия растительной клетки от животной. | Хитин, мицелий, микориза, микоз, конидии, гликоген. | 19.09.18 | ||
4 | Онтогенез растений. | 1 | Жизненные циклы растений | Низшие и высшие растения. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности. | 26.09.18 | ||
5 | Решение заданий ЕГЭ 1-2. | 1 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | 03.10.18 | |||
6 | Решение заданий ЕГЭ 3-4. | 1 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | 10.10.18 | |||
7 | Общая характеристика царства животных. | 1 | Многообразие животных. Тип питания и ткани животных. | Гетеротрофы. Миксотрофы. Экзодерма. Мезодерма. Энтодерма. Нервная, соединительная, мышечная, эпителиальная. | 17.10.18 | ||
8 | Простейшие. | 1 | Многообразие, среда обитания. Систематические группы. Образ жизни и поведение. | Микронуклеус, макронуклеус, циста, анаэробное и аэробное дыхание, стигма, пелликула, кокцидиоз. Паразиты: трипаносома, лейшмания, малярийный плазмодий, дизентерийная амеба. | 24.10.18 | ||
9 | Беспозвоночные Позвоночные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Приспособления к жизни. Многообразие, среда обитания. | Кишечнополостные, типы черви, членистоногие, моллюски, хордовые. | 10.11.18 | ||
10 | Эволюция систем органов животных. | 1. | Эволюция пищеварительной системы животных, кровеносной, выделительной, нервной. | Трехслойные. Гермафродиты. Паренхима, протонефридии, ацеломические, билатеральная симметрия, лестничный тип н.с. | 14.11.18 | ||
11 | Решение заданий ЕГЭ 9-11 | 1 | Умение распределять время для решения заданий ЕГЭ, выполнение заданий по теме «Клеточное строение и многообразие организмов» | Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука. | 21.11.18 | ||
12 | Решение заданий ЕГЭ 9-11. | 1 | Умение распределять время для решения заданий ЕГЭ, выполнение заданий по теме «Клеточное строение и многообразие организмов» | Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука. Основные систематические категории. | 28.11.18 | ||
13 | Решение заданий ЕГЭ 22-23 | 1 | Применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации. | Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука. | 05.12.18 | ||
14 | Решение заданий ЕГЭ 24-25 | 1 | Задание на анализ биологической информации. Человек и многообразие организмов. | Многообразие организмов, онтогенез, биология как наука. | 12.12.18 | ||
Тема № 2 «Общая биология» -11 часов | |||||||
1 | Основные свойства и уровни организации живой материи. Клеточная теория. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. | Клеточный, молекулярный, субклеточный, органо-тканевый, дискретность, метаболизм. | 19.12.18 | ||
2 | Химический состав клетки. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. | Гомеостаз, буферность, гидрофобные, гидрофильные. Полимер, мономер, полисахариды, олигосахариды. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. | 26.12.18 | ||
3 | Виды нуклеиновых кислот, строение, функция. | Выполнение заданий ЕГЭ. Отличия и сходство ДНК, РНК, АТФ | Комплементарность, нуклеотид, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. | 16.01.19 | |||
4 | Фотосинтез и хемосинтез. Энергетический обмен. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. Сравнительная характеристика процессов. Фазы фотосинтеза. Этапы энергетического обмена | Фотолиз. Хемосинтез. Гликолиз. | 23.01.19 | ||
5 | Биосинтез белка. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. Механизм синтеза белка. | Ген, генетический код, кодон, полисомы. | 30.01.19 | ||
6 | Митоз. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. Механизм деления клетки. Его биологическая роль. | Жизненный цикл, редупликация, интерфаза Сперматогенез, овогенез, партеногенез. Онтогенез, филогенез. Органогенез, бластомеры, прямое и непрямое развитие. | 06.02.19 | ||
7 | Размножение в органическом мире. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. | Формы и значения размножения. Бесполое и половое размножение. | 13.02.19 | ||
8 | Мейоз. Отличия яйцеклетки от сперматозоида. Отличия зиготы от гамет. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. | Мейоз, его механизм и биологическая роль. | 20.02.19 | ||
9 | Этапы онтогенеза, сущность биогенетического закона. | 1 | Выполнение заданий ЕГЭ. | 27.02.19 | |||
10-11 | Выполнение комплексной работы по типу ЕГЭ | 2 | Выполнение варианта работы по типу ЕГЭ. | 06.03.19 06.03.19 | |||
Тема № 3 «Анатомия и физиология человека» - 9 часов. | |||||||
1 | Клетка. Ткани. | 1 | Взаимосвязь строения и функции, типы тканей. | Эпителиальная ткань, соединительная, мышечная и нервная. | 13.03.19 | ||
2 | Строение и функции систем органов. | 1 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | Эндокринный аппарат, нервная система, кровеносная. | 20.03.19 | ||
3 | Строение и функции систем органов. | 1 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | Выделительная, анализаторы, половая, пищеварительная, | 03.04.19 | ||
4 | Выполнение заданий по теме: «Организм человека. Ткани. Органы. Органы и системы органов». | 1 | Решение заданий ЕГЭ 12 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 10.04.19 | ||
5 | Выполнение заданий по теме: «Организм человека. Ткани. Органы. Органы и системы органов». | 1 | Решение заданий ЕГЭ 13 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 17.04.19 | ||
6 | Выполнение заданий по теме: «Организм человека и гигиена человека». | 1 | Решение заданий ЕГЭ 14 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 24.04.19 | ||
7 | Применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации по разделу «Человек». | 1 | Решение заданий ЕГЭ 22 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 08.05.19 | ||
8 | Задание на анализ биологической информации: «Человек и многообразие организмов». | 1 | Решение заданий ЕГЭ 23 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 15.05.19 | ||
9 | Выполнение заданий по теме: «Эволюция и экологические закономерности: Человек» | 1 | Решение заданий ЕГЭ 24-25 | Взаимосвязь строения и функции систем органов человека | 22.05.19 |
Материально - техническое оснащение курса
1. Таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Бактерии», «Деление клетки», «Строение белков клетки», «Строение костей и типы их соединения», «Органы выделения», «Головной мозг человека», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса», «Внутреннее строение человека и животных», «Система органов кровообращения человека», «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Кожа», «Опыление», «Вирусы», «Биогеоценоз пресного водоема», «Лист. Побег.».
2. Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологии.
3. Схемы: «Строение ДНК, фазы метоза», «Энергетический обмен углеводов», «Строение нервной системы», «Схема кровообращения», «Строение органов пищеварения», «Функции белков», «Функции углеводов».
4. Тестовые задания.
Источники информации:
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ 2012 г. Министерство образования РФ.
- Журнал «Биология в школе» 2008-2012 г.
- .Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы. Шалапенок Е. , Камлюк Л.
- Биология Реальные варианты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений. Москва. 2012
- ЕГЭ Биология 2012-Москва «Просвещение» 2012г.
- Сборник задач по генетике с решениями. Саратов «Лицей»
- Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
- Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
- Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
- 3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
- Адреса сайтов в Интернете
- www.som.sio.ru
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
- www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...
Рабочая программа по алгебре для 7 класса общеобразовательных школ.
Программа разработана на основе программы «Алгебра, 7» Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешкова, С.Б. Суворова Ю.Н. // «Алгебра. Сборник рабочих...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса общеобразовательных школ.
Программа разработана на основе «Программы по геометрии. 7 класс», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев // Программы общеобразовательных учреждений . Г...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса общеобразовательных школ.
Программа разработана на основе программы «Геометрия, 8» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.// «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы»: пособие для...
Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс
Настоящая рабочая программа предназначена для организации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образовательных учреждениях с углублённым изучением французского языка на баз...
Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной школы.
Программа содержит все разделы, направленные на изучение литературного произведения в практике 8 класса....
Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Ко...