План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"
элективный курс по биологии (8 класс) по теме
Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерное изменение веса тела школьника за один день.Обучающиеся расчитывают приход и расход энергии школьника за 1 день, известно какие продукты и в каком количестве школьник употребил, а также известно какие виды деятельности совершал школьник и на протяжении какого времени. Учащиеся анализируют баланс прихода и расхода энергии и на этой основе оценивают свой рацион, режим дня и делают соответствующие выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по элективному курсу «Культура здоровья» в 8 классе
Тема: «Суточный пищевой рацион школьника»
Учитель: Изварина Надежда Николаевна
Дата проведения: 27.02.2014 г.
Форма урока: практическая работа.
Цели урока:
Образовательные:
- Научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат.
- Научиться определять примерное изменение веса тела школьника за один день.
- Формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
Воспитательные:
- Формирование культуры питания у учащихся и бережного отношения к своему здоровью.
- Воспитание коммуникабельности учащихся при работе.
Развивающие: формирование
- Умение вычислять энергоемкость суточного рациона, анализировать и делать выводы из расчётов.
Задачи:
- Сформировать у учащихся понятие «правильное питание», «энергетическая ценность», «суточный пищевой рацион».
- Рассмотреть нормы питания в зависимости от энергетических трат и их характера.
- Показать, как определяются энерготраты и энергоемкости пищевых продуктов и пищевые рационы.
- Расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью, соблюдению режима питания.
Оборудование:
- Презентация “Суточный пищевой рацион школьника”
- Калькуляторы (на каждую парту)
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Экран.
- Тест «Пятерочка» (приложение 1)
- Дорожная карта каждому ученику (приложение 2)
- Таблица №1 Энергетическая ценность пищевых продуктов (приложение 3)
- Таблица №2 Средние затраты энергии при различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека (приложение 3)
- Рекомендации (приложение 4)
- Плакат «Пищеварительная система»
Этапы урока.
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний.
III. Выполнение практической работы.
IV. Выводы.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационная часть. Подготовка учащихся к уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.
II. Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос:
-Для чего человек питается? Какое значение имеет пища для живых организмов?;
- Назовите отделы пищеварительного тракта?;
- Назовите пищеварительные железы?;
-Каковы нормы питания? (запишите на доске)
- Сколько раз в день школьнику необходимо получать пищу?
- Когда человек спокойно спит, он тратит энергию или нет? Если тратит то на что? Как называется данный обмен в организме.
- В каких единицах выражается энергия?
- Что значит общий обмен? Он одинаков у школьника в понедельник и в пятницу, например? От чего зависит? Что больше общий обмен или основной обмен?;
- Роль витаминов в организме?;
- В каких продуктах содержится витамин С?;
-Какой витамин укрепляет нервную систему?;
2. Выполнение теста «Пятерочка», взаимопроверка работы с оцениванием друг друга. Ученики выполнили тест, оценивали работы друг друга, объявили результаты (приложение №1).
III. Выполнение практической работы.
Ребята, сегодня тема нашего урока: «Суточный пищевой рацион школьника» (слайд 1). Форма урока практическое занятие. Предлагаю познакомиться с высказыванием И.П. Павлова :
«Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду лежит в середине» (слайды 2). Обсудить с учащимися высказывание и фото школьника на слайде, причины лишнего веса школьника.
Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщенны. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием. Установка учителем актуальности темы: рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость.
Рациональное питание - поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорция (слайд 3).
Формулирование обучающимися целей урока (слайд 4).
- Научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат.
- Научиться определять примерное изменение веса тела школьника за один день.
План проведения практической работы (слайд 5):
- Заполнить таблицу прихода энергии.
- Заполнить таблицу расхода энергии.
- Подсчитать разницу между приходом и расходом энергии и определить примерное изменение веса тела за день.
1.Расчитать приход энергии в организм школьника.
Нам известен пищевой рацион школьника 8 класса за 26 февраля. Мы знаем, какие продукты он ел и в каком количестве, эти данные приведены в дорожной карте в таблице №1. Необходимо заполнить третью графу таблицы и рассчитать приход энергии в ккал, используя данные таблицы «Энергетическая ценность пищевых продуктов».
Таблица №1 Энергетическая ценность пищевых продуктов (слайд 6)
ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРИХОДА ЭНЕРГИИ ЗА 26 февраля 2014 года
Название продуктов | Количество, г | Приход энергии, ккал |
Хлеб черный | 150 | 188x1,5 = 282 |
Хлеб белый | 150 | 258 х 1,5 = 387 |
Мясо | 300 | 278 х 3 = 834 |
Сахар | 150 | 388 х 1,5 = 582 |
Картофель | 400 | 63x4 = 252 |
Молоко | 200 | 66x2=132 |
Морковь | 50 | 63x0,5 = 31,5 |
Яблоки | 300 | 42x3 = 126 |
Итого: | —— | 2626,5 ккал |
Сравнить полученный результат с принципами здорового питания школьника 14-17 лет, в норме калорийность рациона школьника должна быть 2600-3000 ккал (слайд 7).Обсудить полученный результат.
Физкультурная минутка (слайд 8).
Посмотреть фото учеников 8 класса в различных мероприятиях школы, напомнить, что обучающиеся ежедневно на различные виды деятельности в течении дня тратят энергию, которую должны восполнять с поступающей в организм пищей (слайд 9).
2.Расчитать расход энергии в организме школьника.
Мы все знаем про школьника 8 класса за 26 февраля. Нам известно, какие виды деятельности он совершал и на протяжении какого времени, эти данные приведены в дорожной карте в таблице №2. Необходимо заполнить третью графу таблицы и рассчитать расход энергии в ккал/1 кг веса, используя данные таблицы «Средние затраты энергии при различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека»
(слайд 10).
ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСХОДА ЭНЕРГИИ ЗА 26 февраля 2014 года
Виды деятельности | Кол-во, ч | Расход энергии, ккал/1 кг веса | |
1 | Чтение | 6 | 1,4x6 = 8,4 |
2 | Прогулка | 2 | 2,8 х 2 = 5,6 |
3 | Приготовление уроков | 5 | 1,5x5 = 7,5 |
4 | Помощь по хозяйству | 2 | 2x2 = 4 |
5 | Занятие спортом | 1 | 3,4x1 = 3,4 |
6 | Сон | 8 | 1x8 = 8 |
Итого: | — — | 36,9 ккал |
Вес тела – 62 кг.
36,9 х 62 = 2287,8 ккал – расход энергии за день.
Пища должна полностью восстанавливать то количество энергии, которое человек затрачивает в течении суток. Для ребенка необходимо на 30% больше энергии, чем затратил организм. Почему?(слайд 11). Обсудить текст слайда и проанализировать полученные цифры прихода и расхода энергии школьника за 26 февраля.
Напомнить обучающимся, что им предстоит определяться с выбором будущей профессии, а энергозатраты человека при различных профессиях различны (слайд 12).
3.Подсчитать разницу между приходом и расходом энергии и определить примерное изменение веса тела за день.
Учащиеся должны подсчитать разницу между приходом и расходом энергии и определить примерное изменение веса тела за день, считая, что 9 ккал энергии дают прибавку веса на 1 г.
Разница между приходом и расходом энергии за день:
2626,5 -2287,8 = 338,7 ккал.
Изменение веса тела за день: 338,7 : 9 = 37,6 (г) (слайд 13)
Вывод: школьник за 26 февраля на 37,6 г прибавил в весе.
Цифры получаются, конечно, приблизительные. Но это не имеет существенного значения для образования правильных понятий.
IV. Выводы
Учащиеся должны проанализировать баланс прихода и расхода энергии и на этой основе оценить свой рацион, режим дня и сделать соответствующие выводы.
Избыток или недостаток пищи – проблема. Если человек много ест, у него развивается ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта; если ест мало, обрушивается дистрофия, сахарный диабет и много других заболеваний. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская как переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами (слайд 14).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Тест Правильно ли ты питаешься? (слайды 15-19)
1. Как часто в течение дня вы питаетесь? А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете? А) всегда; Б) не всегда; В) никогда
3. Из чего состоит ваш завтрак? А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов:
“А” – 2 балла “Б” – 1 балл “В” – 0 баллов
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания
«Рефлексия себя на уроке» (слайд 20):
Оцени по пятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело».
«Я»: как работал: допускал ли ошибки?
__________________________________________________________________________ «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?
__________________________________________________________________________ «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
________________________________________________________________________
VI. Домашнее задание. Вычислить приход и расход энергии своего организма в выходной день, проанализировать баланс энергии, оценить свой рацион, режим дня и сделать соответствующие выводы.
Рекомендации о правильном питании (раздать каждому ученику) (слайд 21).
Каждый для себя должен сделать вывод, правильно вы питаетесь и что нужно изменить, ведь у вас вся жизнь впереди…
Заботиться о своём здоровье нужно уже сейчас (слайд 22).
Приложение1
27.02.14 г. Тест «Пятерочка» по элективному курсу «Культура здоровья» уч-ся 8 класса__________________________________
1. Процесс поступления веществ из внешней среды в организм, их превращение и удаление продуктов распада – это:
а) выделение; б) всасывание; в) питание; г) обмен веществ.
2. Жиры, свойственные человеку, образуются из глицерина и жирных кислот в
а) рибосомах; б) клеточных мембранах; в) подкожной жировой клетчатке.
3. Окисление органических веществ с освобождением энергии происходит в:
а) клетках тела; б) ротовой полости; в) полости желудка и кишечника.
4. Людям необходима пища животного происхождения, так как она содержит
а) витамины группы В; б) клетчатку, необходимую для работы кишечника;
в) все аминокислоты, необходимые для синтеза белка.
5. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании:
а) углеводов; б) ферментов; в) минеральных солей.
Проверьте ответы и оцените работу Проверьте ответы и оцените работу
- г о ошибок – «5» 1. г о ошибок – «5»
- в 1 ошибка - «4» 2. в 1 ошибка - «4»
- а 2 ошибки – «3» 3. а 2 ошибки – «3»
- в 3- 5 ошибок – «2» 4. в 3- 5 ошибок – «2»
- б 5. Б
Приложение 2
- г. Дорожная карта ученика 8 класса Ф.И. __________________
1.ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРИХОДА ЭНЕРГИИ ЗА 26 февраля 2014 года
Название продуктов | Количество, г | Приход энергии, ккал |
Хлеб черный | 150 | 188x1,5 = 282 |
Хлеб белый | 150 | |
Мясо | 300 | |
Сахар | 150 | |
Картофель | 400 | |
Молоко | 200 | |
Морковь | 50 | |
Яблоки | 300 | |
Итого: | — | ккал |
2.ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСХОДА ЭНЕРГИИ ЗА 26 февраля 2014 года
Виды деятельности | Кол-во, ч | Расход энергии, ккал/1 кг веса | |
1 | Чтение | 6 | 1,4 x6 8,4 |
2 | Прогулка | 2 | |
3 | Приготовление уроков | 5 | |
4 | Помощь по хозяйству | 2 | |
5 | Занимался спортом | 1 | |
6 | Сон | 8 | |
Итого: | — — |
Вес тела – 62 кг.
______ ккал х 62кг = ______ ккал – расход энергии за день.
3.Подсчитать разницу между приходом и расходом энергии и определить примерное изменение веса тела за день.
9 ккал энергии дают прибавку веса или снижение веса тела на 1 г.
Разница между приходом и расходом энергии за день:_________________________
Изменение веса тела за день: ______________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тест Правильно ли ты питаешься?
№ вопроса | А | Б | В |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 |
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания
«Рефлексия себя на уроке»:
Оцени по пятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело».
«Я»: как работал: допускал ли ошибки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Домашнее задание. Вычислить приход и расход энергии своего организма в выходной день, проанализировать баланс энергии, оценить свой рацион, режим дня и сделать соответствующие выводы.
Приложение 3
Таблица №1 Энергетическая ценность пищевых продуктов
Название продуктов | Количество, г | Приход энергии, ккал |
Хлеб черный | 100 | 188 |
Хлеб белый | 100 | 258 |
Мясо | 100 | 278 |
Сахар | 100 | 388 |
Картофель | 100 | 63 |
Молоко | 100 | 66 |
Морковь | 100 | 63 |
Яблоки | 100 | 42 |
Таблица №2 Средние затраты энергии при различных видах деятельности в 1 час на 1 кг веса человека
№ | Виды деятельности | Количество часов | Расход энергии, ккал/1 кг веса |
1 | Чтение | 1 | 1,4 ккал |
2 | Приготовление уроков | 1 | 1,5 ккал |
3 | Занятия спортом или работа в мастерской | 1 | 3,4 ккал |
4 | Прогулка | 1 | 2,8 ккал |
5 | Мытье посуды или другая легкая домашняя работа | 1 | 2 ккал |
6 | Спокойное сидение | 1 | 1.4 ккал |
7 | Шитье | 1 | 1.5 ккал |
8 | Занятия музыкой | 1 | 1,5 ккал |
9 | Сон | 1 | 1 ккал |
Приложение 4
Рекомендации
В питании всё должно быть в меру;
Пища должна быть разнообразной;
Еда должна быть тёплой;
Тщательно пережёвывать пищу;
Есть овощи и фрукты;
Есть 3-4 раза в день;
Не есть перед сном;
Не есть копчёного, жареного и острого;
Не есть всухомятку;
Меньше есть сладостей;
Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...
Энергозатраты человека и пищевой рацион
урок в разделе: " Анатомия"...

Исследовательская работа на тему:«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
В работе рассматривается актуальная проблема влияния образа жизни на состояние здоровья школьника.Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностя...

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...

Система работы по формированию здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника
Система работы по формированиюздорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника...

Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.Задачи:1. Установить влияние ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....