Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
проект на тему
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Задачи:
1. Установить влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Оценить состояние здоровья учащихся.
3. Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_otsenka_sostoyaniya_zdorovya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Задачи:
- Установить влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Оценить состояние здоровья учащихся.
- Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
Этапы работы
I этап: изучение теоретических основ
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 -40% - хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулёзом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение и компьютеры в значительной степени обеспечивают потребность человека в зрелищах.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на белее высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой.
II этап: практическая часть
Практическая работа №1
«Оценка состояния здоровья школьников»
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы.
Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 – 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.
После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.
После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимость состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы
Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесите в таблицу 1.
Подсчитав сумму баллов по пунктам 1 – 7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:
- если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;
- если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;
- если сумма баллов равна +2 и менее – низкий уровень здоровья.
Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/ неблагоприятные) – пункт 8 таблицы.
Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника – пункт 9 таблицы.
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня на состояние здоровья? Каков характер данного влияния?
Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.
По итогам работы сформулируйте вывод.
При подведении итогов учащиеся обязательно примут участие в обсуждении вопросов о том, можно ли избежать стрессов, как с ними бороться, как управлять своими эмоциями, стоит ли менять привычный режим дня и как правильно это сделать без ущерба для здоровья. А это уже благоприятная почва, чтобы изучаемые в дальнейшем валеологические знания были для них личностно значимыми.
Таблица 1
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день
Исследуемые показатели | Результаты оценки | Оценка в баллах |
|
| +1 -1 |
|
| +1 0 -1 |
|
| +1 -1 |
ность |
| +1 0 -1 |
|
| +1 0 -1 |
|
| +1 -1 |
|
| +1 -1 |
Сумма баллов:_________ Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень | ||
ных условий жизни |
Нет___________ Да____________
Спокойный, благоприятный___________ Напряженный, конфликтный__________
Радость, положительные эмоции_______ Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции________________ | +1 -1 +1 -1 +1 -1 |
Сумма баллов:________________ Оценка психосоциальных условий: Благоприятная – сумма баллов +2 и выше Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже | ||
|
Более 8 часов___________ Менее 8 часов__________
Выполнялась__________ Не выполнялась________
Имели место___________ Не имели место________
Менее 2 ч________ Более 2 ч_________
Выполнялись_____________ Не выполнялись___________ | +1 -1 +1 -1 +1 -1 +1 -1 +1 -1 |
Сумма баллов:__________ Оценка режима дня: Соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3)________ Не соответствует (+2 и менее)______________ |
Практическая работа № 2
«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Ход работы
I. Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу 2.
1.Особенности питания.
- Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл=+2).
- Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важна, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п. (балл=+1).
- Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, на сами их ни придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл= -1).
- Не соблюдаете правил рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл= -2).
2. Особенности двигательной активности.
- Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл=+2).
- Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл=0).
- Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл= -1).
3. Закаливание.
- Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др.(балл=+2).
- Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл=+1).
- Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл=0).
4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха.
- Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл=+2)
- Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д. (балл=+1).
- Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл= -1).
5. Особенности эмоционального состояния.
- Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл=+2).
- Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл=0).
- Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздражительном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете ( балл= -2).
6. Жизненная позиция.
- Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл=+2).
- Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием (балл= -2).
- Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков - оцениваются в –4 балла.
II. Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
- Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
- Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
- Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Таблица 2 «Самооценка факторов образа жизни, влияющих на здоровье».
Факторы образа жизни | Оценка в баллах | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Курение | |
Употребление алкоголя | ||
Употребление наркотиков | ||
Сумма баллов: |
Выводы
Проанализировав результаты практических работ, считаем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни.
- Используемая литература.
- С.А. Пырочкина, О.А.Погорелова Психолого – педагогическая и социальная поддержка подростков. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Е.А. Якушкина, Т.Г.Попова и др. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009.
- И.И. Аваткова Помоги подростку войти во взрослую жизнь. –М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. –Волгоград: Учитель, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему:«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
В работе рассматривается актуальная проблема влияния образа жизни на состояние здоровья школьника.Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностя...
Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьников
Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков....
Буклет для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка школьника."
В рамрах работы инновационной площадки "Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий" В МБДОУ детеский сад № 5 разработаны буклеты для ...
Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»
В данной статье представлена разработка проекта по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»...
Презентация "Изучения влияния образажизни на состояние здоровья школьника"
ull;Установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья.••Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся....
Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"
Презентация показывает основные задачи проектной деятельности, цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....
Проект: "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника".
Целью работы является доказательство того, что состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности....