Урок биологии 5 класс. Тема "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Прописаны УУД. Урок насышен различными формами  и  методами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_5_klass_-_lishayniki_murchkova_kn.docx117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Боровская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области.

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Лишайники»

Цель урока:- сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные:Формирование представлений о лишайниках как особой группе живых организмов.

Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении лишайников

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • Работа с ЦОР;
  • лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;
  • микроскопы (световой, цифровой);
  • Электронная презентация;
  • Карточки для учащихся.

Ход урока:

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас приветствовать на уроке!

Итак, друзья внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Урок мы с вами начнем с просмотра видеоролика.(http://vk.com/video?q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8§ion=search&z=video-39539947_164244881)

- Ребята, как вы  думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Верно, тема нашего урока так и называется «Лишайники».

- Что бы вы хотели узнать о лишайниках?

Обобщим ваши ответы и запишем задачи нашего урока.

  1. Места обитания лишайников.
  2. Разнообразие лишайников.
  3. Значение лишайников в природе.
  4. Значение лишайников в жизни человека.

- Ребята обратите внимание на край парты. Что вы видите?

+ (Рабочие листы)

-  В ходе урока мы с вами будем их заполнять. И сейчас я попрошу вас на 1 странице записать ваше имя, фамилию и тему нашего урока.

- Молодцы ребята. Отложите их на край парты.

Лишайники - своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. И сегодня я предлагаю на уроке раскрыть эту загадку.

В природе очень много видов лишайников. Сегодня мы рассмотрим только 2 вида лишайников, которые наиболее часто встречаются в нашей местности, это накипной лишайник и листовой лишайник.

- Я предлагаю вам немного поработать в парах. И выполнить небольшую творческую работу по карточкам.

(Раздаю карточки)

- Приступаем к выполнению работы.

-Ребята, давайте послушаем 1 пару ребят. Они нам расскажут о накипном лишайнике. И посмотрим как выглядит этот лишайник. (Рисунок рассматриваем под документ-камерой)

- Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.

- Послушаем выступление 2 пары ребят. Они подготовили нам сообщение о листоватом лишайнике.  (Рисунок рассматриваем под документ-камерой).

-. Молодцы ребята.  Вот мы немного узнали что из себя представляют эти лишайники и где их можно увидеть.

- А теперь давайте более подробно рассмотрим внутреннее строение лишайников.  (Выполним лабораторную работу.)

Лабораторная работа №1.

Тема: «Внутреннее строение лишайников»

Цель: изучить внутреннее строение лишайников.

Ход работы:

  • Приготовить готовый препарат.
  • Пипеткой нанести на готовый препарат каплю воды.
  • Поместить препарат  под микроскоп.
  • Рассмотреть полученный препарат.

- Посмотрите внимательно на доску.

Вывод:

-  Слоевище представляет собой множество переплетных грибных нитей. Между ними одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей.  Размножаются лишайники подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.

- Мы с вами рассмотрели внутреннее строение лишайника.

- А сейчас ребята,  давайте выполним еще одну лабораторную работу и  рассмотрим внешнее строение лишайника.

- Откройтепожалуйста рабочий лист на станице 2.

- Но прежде чем начать выполнятьработу, давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.

5. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.

6. По окончании работы снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

- Прочитайте тему и цели лабораторной работы.

- Приступаем к выполнению работы (самостоятельно).

Лабораторная работа №2

Тема:«Внешнее строение лишайника»

Цель: изучить внешнее строение лишайников .

Ход работы:

 Приготовить препарат лишайника.

  • Пинцетом отделите часть лишайника и поместите его на предметное стекло.
  • Пипеткой нанести на предметное стекло каплю воды.
  • Поместить препарат  под микроскоп.
  • Рассмотреть полученный препарат.

Сделайте вывод о внешнем строении лишайника.

- К какому выводу пришли? Прочитайте вывод.

- Мы с вами живем рядом  с сосновым бором, где можно увидеть большое количество лишайников.  А как вы думаете,  какое значение играют лишайники в природе и жизни человека?

- Я попрошу вас самостоятельно выполнить задание № 3, опираясь на материал учебника стр. 68.

- Давайте посмотрим,  как вы справились с заданием.

- Пора подвести итоги нашего урока.

Обратите внимание на задачи, которые мы ставили перед собой.

  1. Мы узнали места обитания лишайников?
  2. Познакомились с разнообразием лишайников?
  3. Раскрыли значение лишайников в природе?
  4. Раскрыли значение лишайников в жизни человека?

- Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны.

Подумайте, было ли вам на уроке интересно? Узнали ли вы что-нибудь новое?

 Если да, то поместите на ствол дерева накипной лишайник, если нет, тогда листоватый лишайник.

- На этом наш урок заканчивается. Спасибо за урок.

Рефлексия

        

Карточка №1.

Накипной лишайник.

Накипные лишайники имеют вид корочки, тесно сросшейся с камнем, скалой, стеклом. Их можно увидеть на поверхности горных пород, на коре деревьев и кустарников,  на поверхности почвы, на гниющей древесине.

Используя иллюстрации из учебника стр. 67 нарисуйте  накипной лишайник.

Карточка № 2.

Листоватый лишайник.

У листоватых лишайников слоевище плоское, как пластинка. Их можно встретить  на камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.

Встречаются неприкреплённые, кочующие формы. Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней.

Используя иллюстрации из учебника стр. 67 нарисуйте  накипной лишайник.

        

Лабораторная работа № 2.

Тема:«Внешнее строение лишайника»

Цель: изучить внешнее строение лишайников .

Ход работы:

 Приготовить препарат лишайника.

  • Пинцетом отделите часть лишайника и поместите его на предметное стекло.
  • Пипеткой нанести на предметное стекло каплю воды.
  • Поместить препарат  под микроскоп.
  • Рассмотреть полученный препарат.

Сделайте вывод о внешнем строении лишайника.

Ход работы.

1.  Что делаю?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассматриваю полученный препарат, вижу:

_____________________________________________________________

3. Делаю вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Заполните таблицу, опираясь на материал учебника стр. 68.

Значение лишайников в природе, жизни человека, в жизни животных.

В природе

Жизни человека

Жизни животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...