Урок биологии 5 класс. Тема "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Прописаны УУД. Урок насышен различными формами и методами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_5_klass_-_lishayniki_murchkova_kn.docx | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Боровская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района Костромской области.
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Лишайники»
Цель урока:- сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные:Формирование представлений о лишайниках как особой группе живых организмов.
Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении лишайников
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД:умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- Работа с ЦОР;
- лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;
- микроскопы (световой, цифровой);
- Электронная презентация;
- Карточки для учащихся.
Ход урока:
- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас приветствовать на уроке!
Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
- Урок мы с вами начнем с просмотра видеоролика.(http://vk.com/video?q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8§ion=search&z=video-39539947_164244881)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Верно, тема нашего урока так и называется «Лишайники».
- Что бы вы хотели узнать о лишайниках?
Обобщим ваши ответы и запишем задачи нашего урока.
- Места обитания лишайников.
- Разнообразие лишайников.
- Значение лишайников в природе.
- Значение лишайников в жизни человека.
- Ребята обратите внимание на край парты. Что вы видите?
+ (Рабочие листы)
- В ходе урока мы с вами будем их заполнять. И сейчас я попрошу вас на 1 странице записать ваше имя, фамилию и тему нашего урока.
- Молодцы ребята. Отложите их на край парты.
Лишайники - своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. И сегодня я предлагаю на уроке раскрыть эту загадку.
В природе очень много видов лишайников. Сегодня мы рассмотрим только 2 вида лишайников, которые наиболее часто встречаются в нашей местности, это накипной лишайник и листовой лишайник.
- Я предлагаю вам немного поработать в парах. И выполнить небольшую творческую работу по карточкам.
(Раздаю карточки)
- Приступаем к выполнению работы.
-Ребята, давайте послушаем 1 пару ребят. Они нам расскажут о накипном лишайнике. И посмотрим как выглядит этот лишайник. (Рисунок рассматриваем под документ-камерой)
- Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.
- Послушаем выступление 2 пары ребят. Они подготовили нам сообщение о листоватом лишайнике. (Рисунок рассматриваем под документ-камерой).
-. Молодцы ребята. Вот мы немного узнали что из себя представляют эти лишайники и где их можно увидеть.
- А теперь давайте более подробно рассмотрим внутреннее строение лишайников. (Выполним лабораторную работу.)
Лабораторная работа №1.
Тема: «Внутреннее строение лишайников»
Цель: изучить внутреннее строение лишайников.
Ход работы:
- Приготовить готовый препарат.
- Пипеткой нанести на готовый препарат каплю воды.
- Поместить препарат под микроскоп.
- Рассмотреть полученный препарат.
- Посмотрите внимательно на доску.
Вывод:
- Слоевище представляет собой множество переплетных грибных нитей. Между ними одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей. Размножаются лишайники подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.
- Мы с вами рассмотрели внутреннее строение лишайника.
- А сейчас ребята, давайте выполним еще одну лабораторную работу и рассмотрим внешнее строение лишайника.
- Откройтепожалуйста рабочий лист на станице 2.
- Но прежде чем начать выполнятьработу, давайте вспомним правила работы с микроскопом.
Правила работы с микроскопом
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.
5. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.
6. По окончании работы снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
- Прочитайте тему и цели лабораторной работы.
- Приступаем к выполнению работы (самостоятельно).
Лабораторная работа №2
Тема:«Внешнее строение лишайника»
Цель: изучить внешнее строение лишайников .
Ход работы:
Приготовить препарат лишайника.
- Пинцетом отделите часть лишайника и поместите его на предметное стекло.
- Пипеткой нанести на предметное стекло каплю воды.
- Поместить препарат под микроскоп.
- Рассмотреть полученный препарат.
Сделайте вывод о внешнем строении лишайника.
- К какому выводу пришли? Прочитайте вывод.
- Мы с вами живем рядом с сосновым бором, где можно увидеть большое количество лишайников. А как вы думаете, какое значение играют лишайники в природе и жизни человека?
- Я попрошу вас самостоятельно выполнить задание № 3, опираясь на материал учебника стр. 68.
- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.
- Пора подвести итоги нашего урока.
Обратите внимание на задачи, которые мы ставили перед собой.
- Мы узнали места обитания лишайников?
- Познакомились с разнообразием лишайников?
- Раскрыли значение лишайников в природе?
- Раскрыли значение лишайников в жизни человека?
- Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны.
Подумайте, было ли вам на уроке интересно? Узнали ли вы что-нибудь новое?
Если да, то поместите на ствол дерева накипной лишайник, если нет, тогда листоватый лишайник.
- На этом наш урок заканчивается. Спасибо за урок.
Рефлексия
Карточка №1.
Накипной лишайник.
Накипные лишайники имеют вид корочки, тесно сросшейся с камнем, скалой, стеклом. Их можно увидеть на поверхности горных пород, на коре деревьев и кустарников, на поверхности почвы, на гниющей древесине.
Используя иллюстрации из учебника стр. 67 нарисуйте накипной лишайник.
Карточка № 2.
Листоватый лишайник.
У листоватых лишайников слоевище плоское, как пластинка. Их можно встретить на камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.
Встречаются неприкреплённые, кочующие формы. Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней.
Используя иллюстрации из учебника стр. 67 нарисуйте накипной лишайник.
Лабораторная работа № 2.
Тема:«Внешнее строение лишайника»
Цель: изучить внешнее строение лишайников .
Ход работы:
Приготовить препарат лишайника.
- Пинцетом отделите часть лишайника и поместите его на предметное стекло.
- Пипеткой нанести на предметное стекло каплю воды.
- Поместить препарат под микроскоп.
- Рассмотреть полученный препарат.
Сделайте вывод о внешнем строении лишайника.
Ход работы.
1. Что делаю?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассматриваю полученный препарат, вижу:
_____________________________________________________________
3. Делаю вывод:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Заполните таблицу, опираясь на материал учебника стр. 68.
Значение лишайников в природе, жизни человека, в жизни животных.
В природе | Жизни человека | Жизни животных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"
План конспект урока биологии, технологическая карта урока....
Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.
Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...
презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"
данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...
Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....
Открытый урок биологии "Класс Птицы"
Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...