Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5” города Оренбурга
Бинарный урок по биологии-химии
«Витамины»
Аннотация:
Урок «Витамины» разработан для учащихся 8 класса. Интегрированный урок является той формой обучения учащихся, где происходит глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Эта форма обучения способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Такой урок стимулирует к поиску новых форм взаимодействия учителя и ученика, дает качественный педагогический результат.
Интегрированный урок является той формой обучения учащихся, где происходит глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Эта форма обучения способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Такой урок стимулирует к поиску новых форм взаимодействия учителя и ученика, дает качественный педагогический результат.
На интегрированных уроках учащиеся работают в коллективе, выполняют творческие и практические работы, решают проблемные вопросы, которые ставит перед ними учитель, что позволяет равномерно распределить нагрузку на учащихся, снять напряжение в учебном процессе, что очень важно для детей с ДЦП.
Творческая работа всегда поощряется, это дает большие возможности раскрыться, создается ситуация успеха для каждого. Ребята учатся применять свои знания не только в учебном процессе, но и в жизни. В результате проведения таких уроков у учащихся повышается интерес к естественно - научным дисциплинам.
Немаловажным видом деятельности на уроке является игра. Это эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы, высших психических функций. Такая форма работы позволяет детям самоутвердиться, дает чувство удовлетворения. Эмоциональное развитие определяет успешность социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Интегрированный урок по биологии – химии.
Тема: Витамины.
8 класс.
Цели и задачи:
- сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
- познакомить с классификацией витаминов,
- ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
- рассмотреть последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;
- коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника, заполнения таблицы, составления классификации витаминов;
- коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе выполнения опытов и формулирования выводов по ним;
- продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;
Оборудование и материалы к уроку:
Учебник, компьютер, проектор, презентация, лабораторный журнал; «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир (2), морковь, помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста(2), рисунок солнца.
Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl3.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы:
- Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.
- Проблемный – проблемные вопросы.
- Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.
- Наглядный –иллюстрации учебника, презентация.
Технологии:
- Информационная технология;
- Технология проблемного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Здоровьесберегающая технология.
Основные понятия: Витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери- бери, рахит.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
*настрой на работу.
2. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
*учитель биологии
*Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках?
(Питание и пищеварение, обмен веществ и энергии)
РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ ЗВУКОМ: обратите внимание, дежурный звук «Щ», произнесите слова из прошлой темы урока с дежурным звуком.
Устный фронтальный опрос. За каждый верный ответ учащиеся получают по одной букве из слова ВИТАМИНЫ). По окончании опроса они составляют слово. Это и есть тема урока.
- Что такое пищеварение?
- Дайте определение понятию «обмен веществ»? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
- Каким другим термином можно назвать этот процесс. (метаболизм)
- В обмене веществ, происходят реакции двух типов. Какие? (анаболические и катаболические реакции)
- Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества).
- Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)
- Что происходит с энергией во время анаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается)
- Что происходит с энергией во время катаболических реакций? ( в процессе катаболических реакций выделяется.)
Дополнительные вопросы:
1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит?
2. Конечные продукты веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы, кожу, легкие. Какое это имеет значение?
3. Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
4. Известно, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.
Ответы к логическим задачам.
1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д.
2.Выделение вредных и ненужных веществ необходимо для поддержания постоянства внутренней среды, предупреждения отравления клеток
3.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда ее необходимо очень много.
4.Дрожь – мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую.
3.ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ.
Записываем тему урока: “Витамины”. СЛАЙД №1
*ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА:
- Ребята, что вы уже знаете о витаминах?
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте цель нашего урока. (Примерные ответы учащихся: расширить знания о витаминах, узнать о значении витаминов и т.п.)
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Для нормального протекания всех процессов жизнедеятельности необходимы эти удивительные вещества. Они не могут образовываться в организме, их назвали эликсиры жизни, они обязательно должны поступать с пищевыми продуктами. В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось? Когда и как человек впервые узнал о витаминах? Это первый вопрос, на который мы ответим.
История открытия витаминов (доклад учащегося) СЛАЙД №2, №3
Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
Однако, жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.
Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней и характером питания.
Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно А, В, С. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.
*учитель химии
Классификация витаминов.
Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. СЛАЙД №4
*Записываем определение в лабораторный журнал. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
*У учащихся на столах листочки разного цвета с обозначением витаминов (водорастворимые одного цвета, жирорастворимые-другого). С помощью учителя составляется схема на доске.
*Запись схемы в лабораторный журнал СЛАЙД №5
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Изучение витаминов.
*По ходу изучения витаминов заполняется таблица.
Название витамина | Роль в организме | Заболевания, вызванные недостатком витамина | Продукты, в которых содержится |
С В А D |
Витамин С.
Рассмотрим витамин С ( название - аскорбиновая кислота). СЛАЙД №6
* Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ (обсуждение правил с учащимися):
1.Не бегать.
2. Слушать инструкции учителя.
3. Соблюдать аккуратность.
4. Не передавать вещества с парты на парту и т.п.
* Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Рассмотрим биологическую роль витамина С. Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток.
СЛАЙД №7
Недостаток витамина С вызывает заболевание «цингу» ( симптомы заболевания: набухают и кровоточат десны, выпадают зубы, слабость, вялость, утомляемость, головокружение). С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русского мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой.
Витамин С не синтезируется в организме человека, а поступает в готовом виде в основном с растительной пищей. Содержится: в цитрусовых, сладком перце, ягодах, моркови.
*Проведем практическую работу №1: Обнаружение в лимонном соке витамина С.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, пипетка. Реактивы и материалы: яблочный сок и др., дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор йода.
Цель работы: обнаружить в соке витамин С .
Ход работы.
1. В пробирке №1 находится лимонный сок.
2. В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом.
3. К раствору сока по каплям добавляйте синий раствор йода с крахмалом. Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте, через, сколько времени раствор обесцветится (1-2 мин).
Обесцвечивание раствора свидетельствует о содержании в растворе аскорбиновой кислоты (витамина С).
Вопрос. В пробирке прокипяченный яблочный сок, я прилила раствор йода с крахмалом, но обесцвечивания раствора не произошло. Объясните почему.(Витамин С легко разрушается при нагревании.
Но и избыток витамина очень вреден, в последних лабораторных исследованиях было доказано что витамин С в дозах, превышающих 500 мг, может повреждать ДНК.
*Учитель биологии. СЛАЙД №8
Познакомимся с витаминами группы В. Различают несколько видов этой группы: В₁, В₂,В₆,В₁₂., они имеют сложное химическое строение.
СЛАЙД №9, №10
В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У местных жителей немели руки и ноги, поражались нервы конечностей, расстраивалась походка. Ноги у больных были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”. Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у населения, жившего в прибрежных районах Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик К. Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 (тиамином) .
В12.Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был – витамин В12, то есть цианокобаламин. Только потом учёные узнали, что он образуется бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадает с кормом в желудок и кишечник животного. Когда его много, он откладывается в печени. Если этого витамина будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления.
*Учитель химии СЛАЙД №11, №12
Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины.
Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах
Практическая работа № 2 «Определение витамина А в подсолнечном масле.»
Ход работы:
- В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла.
- Добавьте в эту пробирку 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
- Наблюдайте за изменением окраски.
- При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Избыток витамина тоже может нанести вред организму. Исследователи утверждают, что витамин А повышает риск преждевременной смерти на 16%. Бета-каротин также подозревают в провоцировании онкологических заболеваний.
*Учитель биологии СЛАЙД №13
Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
СЛАЙД №14
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе.
*Как вы думаете, почему?
Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ.
*Учитель химии.
Мы с вами познакомились с биологическими свойствами некоторых витаминов, узнали к каким последствиям, может привести их недостаток или избыток. На основе полученных знаний попытайтесь разрешить проблемную ситуацию .
*Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела, у них кровоточили десны, выпадали зубы, наблюдалась слабость, вялость, люди теряли сознание. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, на котором росли разнообразные цитрусовые деревья. Он оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”, Что же спасло моряков от гибели?
* Как вы думаете симптомы, какой болезни перечислены? Если, затрудняетесь, обратитесь к лабораторному журналу. (Цинга)
*При нехватке какого витамина развивается эта болезнь? (витамин С)
*Что же спасло моряков от гибели?
Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон)
*Учитель биологии. СЛАЙД №15
Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает:
Авитаминоз – полное отсутствие витаминов в организме;
Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;
Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме
Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос.
Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление. Чтобы этого не происходило поступление витаминов должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности. Зная об этом, некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше» неприменима к таким биологическим веществам.
Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов (при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи витамины разрушаются).
Содержание витаминов в различных продуктах.
*Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 194-198. Заполнение соответствующей графы в таблице.
ФИЗМИНУТКА
На общем столе лежат различные продукты. Необходимо их распределить по группам в зависимости от того витамина, который в них содержится.
А. (яйцо, рыбий жир, морковь, помидор)
В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста)
С. (яблоко, лимон, лук, капуста)
D. ( рыбий жир, солнце)
Давайте попробуем порассуждать на тему, что лучше: естественные или искусственные витамины? А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
*Учащиеся отдают свои голоса за тот или иной ответ. Объясняют свою точку зрения.
Учитель биологии:
- Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами.
Учитель химии:
- Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина.
Учитель биологии:
Недостаток естественных витаминов в пище может привести к серьезным заболеваниям, с некоторыми мы с вами уже познакомились.
Учитель химии:
Поэтому, на помощь приходят искусственные витамины, но приём витаминов должен вестись с учётом пола, возраста, общего состояния организма, режима работы и питания, после консультации врача.
Учитель биологии:
Зато избыток естественных витаминов не страшен для организма. Ведь в продуктах содержатся не только сами витамины, но и вещества, помогающие их усвоению. К тому же часть витаминов разрушится на свету, при тепловой обработке, а излишки выведутся — так уж устроен наш организм.
Учитель химии:
Вы правы, а вот избыток искусственных витаминов может привести к серьезным проблемам. Как правило, лишь небольшая часть искусственного витамина принимает структуру природного витамина. «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению. А это может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Учитель биологии:
Какой мы сделаем вывод? При нормальном питании человек получает с пищей практически все необходимые ему витамины и минералы. Так может, все-таки стоит укреплять здоровье в отделе овощей и фруктов, а не в аптеке?
5. ВЫВОД ПО УРОКУ.
*учитель химии
В качестве вывода по уроку учащимся предлагается составить синквейн на тему: Витамины.
6. РЕФЛЕКСИЯ. СЛАЙД №16
*учитель биологии
7. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Химия: проделать дома самостоятельно практические работы: «Обнаружение витамина С в капустном соке», « Обнаружение витамина С в яблочном соке»; выводы записать в лабораторный журнал.
Биология: учебник стр. 194-198-пересказ, закончить таблицу.
– Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы! Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии - химии "Витамины"
Учащиеся познакомятся на уроке какую роль выполняют витамины в организме человека, в каких продуктах содержаться; научаться практически определять содержание витаминов А и С в пи...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты
Бинарный урок-путешествие "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...
Бинарный урок "Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики". 8 класс"
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием разви...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...
Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...