программа по биологии новый стандарт 2014 год
рабочая программа по биологии по теме
программа по биологии для студентов 1 курса отделения 060501 "Сестринское дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_biol_2014_nov_st._izmeneno.docx | 130.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ
«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО ШМУ
____________А.И. Горбатов
«____»____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
«общеобразовательного цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
060501Сестринское дело, естественнонаучный профиль
Шентала, 2012 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
«Общих гуманитарных, социально-экономических,
естественнонаучных и математических дисциплин»
Председатель____________М.Б. Мутыгуллина
Протокол №_____ от «___»_____________201_ г.
Составитель: Серикова Т.Н. преподаватель ГБОУ СПО ШМУ.
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: _________________________________________
_________________________________________________________________
Содержательная экспертиза:__________________________________________
__________________________________________________________________
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза:__________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля: 060501 Сестринское дело.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины БИОЛОГИЯ для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Название разделов | Стр. |
Пояснительная записка | 4 | |
Тематический план | 6 | |
Содержание учебной дисциплины | 9 | |
Содержание профильной составляющей | 41 | |
Условия реализации программы | 42 | |
Приложение 1 | 44 | |
Приложение 2 | 46 | |
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу | 47 |
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биологияв учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО)изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО естественнонаучного профиля биология изучается в объеме 147 часов – как профильный предмет.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использованиеприобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
- -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- -решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- -работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- -владеть языком предмета и применять полученные знания в профессиональной и общественной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- -особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- -знать фундаментальные понятия о биологических системах;
- -сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- -основные теории биологии – клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- -соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- -основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Количество часов | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | ||
Всего занятий | Лаб. и практич. занятий | |||
Раздел 1. Введение. Биология как наука. Методы научного познания. | 9 | 3 | 6 | |
Тема 1.1. Введение. Предмет изучения обобщающего курса «Биология». | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 1.2. Биология как наука | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 1.3. Методы научного познания. | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 2. Биология клетки. | 9 | 3 | 6 | - |
Тема 2.1.Клетка – элементарная живая система. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 2.2.История изучения клетки. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 2.3. Клеточная теория. | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 3. Учение о клетке. | 48 | 14 | 34 | - |
Тема 3.1.Неорганические вещества клетки. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.2..Органические вещества клетки -:белки. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.3. Органические вещества клетки - углеводы. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.4.Органические вещества клетки -липиды. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.5.Нуклеиновые кислоты .АТФ. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.6. Клеточная мембрана. Строение ядра клетки. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.7. Органоиды клетки. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.8. Вирусы – как внеклеточные формы жизни и их значение. | 2 | - | 2 | - |
Тема 3.9. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.10. Строение и функции хромосом.. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.11. ДНК – носитель наследственной информации. | 2 | - | 2 | - |
Тема 3.12. Генетический код и его свойство. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.13. Решение задач по теме «Генетический код». | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.14. Ассимиляция (пластический обмен). | 2 | - | 2 | - |
Тема 3.15. Диссимиляция (энергетический обмен). | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.16. Цикл Кребса.. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 3.17. Биосинтез белка. | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 4. Организм, размножение и индивидуальное развитие. | 6 | 2 | 4 | |
Тема 4.1.Характеристика полового и бесполого размножения. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 4.2. Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | - |
Итого в 1 семестре | 72 | 22 | 50 | |
2 семестр | ||||
Раздел 5. Основы генетики и селекции. | 53 | 15 | 38 | - |
Тема 5.1. История развития генетики. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.2. Г.Мендель – основоположник генетики. Терминология. | 2 | - | 2 | - |
Тема 5.3. Законы Г.Менделя | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.4.Наследование альтернативных признаков. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.5. Моногибридное скрещивание. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.6. Наследование группы признаков. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.7.Сцепленное наследование признаков. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.8. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень. | 2 | - | 2 | - |
Тема 5.9. Хромосомный уровень. | 2 | - | 2 | - |
Тема 5.10. Геномный уровень. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.11. Признак. Развитие фенотипа.. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.12. Формирование признаков. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.13. Наследственная ,ненаследственная изменчивость. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.14. Химическая природа наследственного материала. | 2 | - | 2 | - |
Тема 5.15. Функции ДНК – как наследственного материала. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.16.Методы изучения генетики человека | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.17.Типы наследования признаков у человека. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.18.Селекция. Увеличение частоты мутаций. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 5.19.Гибридизация (отдаленная) | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 6. Эволюционное учение. | 33 | 11 | 22 | - |
Тема 6.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.2 Метафизический период в биологии. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.3. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.4. Доказательства эволюции Основные положения теории. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.5. Вид. Критерии вида. Популяция | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.6. Роль изменчивости в природных популяциях | 3 | 1 | 2 | |
Тема 6.7. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяции . | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.8. Другие формы эволюционного приспособления -результат движения факторов эволюции. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.9. Видообразование. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.10.Основные направления эволюционного процесса. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6.11. Филогенез органического мира. | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 7. История развития жизни на земле. | 12 | 4 | 8 | |
Тема 7.1. Развитие органического мира. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 7.3. Соотношение биологических и социальных факторой в происхождении человека | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 7.4. Расы человека Единство происхождения человеческих рас | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 8. Медицинская паразитология. | 12 | 4 | 8 | |
Тема 8.1. Предмет и задачи медицинской паразитологии. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 8.2. Классификация паразитов | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 8.3. Организм как среда обитания | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 8.4. Взаимоотношения в системе паразит –хозяин. | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 9. Основы экологии | 23 | 7 | 16 | |
Тема 9.1. Экология человека | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.2.Охрана атмосферы, водных ресурсов, земель | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.3. Пищевые связи. Круговорот веществ. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. | 2 | - | 2 | - |
Тема 9.5. Учение В.И.Вернадского о биосфере | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.6. Роль живых организмов в биосфере | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.7. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 9.8. Правила поведения людей в окружающей природной среде | 3 | 1 | 2 | - |
Раздел 10. Бионика. | 7 | 2 | 5 | |
Тема 10.1. Особенности морфофизиологической организации живых организмов. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 10.2. Принципы использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 11.1. Итоговое занятие | 1 | -- | 1 | - |
Всего во 2 семестре. | 140 | 43 | 97 | |
Всего часов за год | 212 | 65 | 147 |
Содержание учебной дисциплины« Биология».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1. Введение. Биология как наука методы научного познания. | 6 | |||
Тема 1.1.Введение. Предмет изучения обобщающего курса «Биология». | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Предмет изучения обобщающего курса «Биология».. Роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира и в практической деятельности людей.. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная работа с биологическими терминами. | 1 | |||
Тема 1.2.Биология как наука. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Объект изучения биологии- живая природа. Признаки живых организмов. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная работа с биологическими терминами. | 1 | |||
Тема 1.3.Методы научного познания. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 3. | |
1 2 | Методы познания живой природы. Соблюдение привил поведения в природе. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся:: Подготовить сообщение «Правила поведения в природе». | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2. Биология клетки. | 6 | |||
Тема 2.1. Клетка – элементарная живая система. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1
| |
1 2 | Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Уровни организации жизни | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Сделать рисунок животной клетки | 1 | |||
Тема 2.2. История изучения клетки. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | История изучения клетки;. Методы изучения клетки.. Биология клетки | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщения – а) Жизнь и творчество Роберта Гука; | 1 | |||
Тема 2.3.Клеточная телрия. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 | |
1 2 | Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественно- научной картины мира. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщения – а) Труды немецкого врача Р.Вирхова; б).Значение трудов Шванна и Шлейдена | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3. Учение о клетке. Химический состав клетки. | 34 | |||
Тема 3.1. Неорганические вещества клетки | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Химический состав клетки. Неорганические минеральные соединения. Вода. Строение молекуы воды. Значение воды для жизнедеятельности клетки | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить таблицу- три группынеорганических веществ. | 1 | |||
Тема 3.2.Органические вещества клетки- белки | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Белки – главный компонент клетки. Химический состав белков Структуры белковой молекулы Роль белков в клетке. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со справочной литературой. | 1 | |||
Тема 3.3. Органические вещества клетки- углеводы | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 2 1 | |
1 2 3 4 | Углеводы –как компонент клетки. Химический состав углеводов Классификация углеводов Роль углеводов в клетке. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить электронную презентацию по теме: «Органические вещества клетки - углеводы» | 1 | |||
Тема 3.4. Органические вещества клетки-липиды. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Липиды –как компонент клетки. Химический состав липидов Классификация липидов Роль липидов в клетке. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить электронную презентацию по теме: «Органические вещества клетки - липиды» | 1 | |||
Тема 3.5. Нуклеиновые кислоты. АТФ | Содержание учебного материала: | 2 | 2 1 1 1 2 | |
1 2 3 4 5 | Типы нуклеиновых кислот. ДНК. Основные виды РНК. Аденозинфосфорные кислоты. Регуляторные и сигнальные вещества Витамины. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика ДНК и РНК». | 1 | |||
Тема 3.6.Клеточная мембрана. Строение ядра клетки. | Содержание учебного материала | 2 | 2 1 2 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Клетка – элементарная живая система. Структура и функции клетки Строение клеточной мембраны .Цитоплазма . Ядро клетки. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сосатвить краткий конспект | 1 | |||
Тема 3.7. Органоиды клетки. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 6 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. лизосомы. Рибосомы. Комплекс Гольджи ЭПС. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Работа со справочной литературой 2.Органоиды клетки (составление и заполнение таблицы). | 1 | |||
Тема3.8. Вирусы – как внеклеточные формы жизни и их значение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Определение вирусов. Исторический очерк изучения вирусов. Особенности химической организации; строение. Механизм взаимодействия с клеткой | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
не предусмотрено | ||||
Тема 3.9.Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 1 | |
1 2 3 | Понятие «бактериофаг». Роль вирусов в эволюции. Профилактика вирусных заболеваний | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подгоотовить реферат « Профилактика вирусных заболеваний» | 1 | |||
Тема 3.10.Строение и функции хромосом. | Содержание учебного материала | 2 | 2 1 1 | |
1. 2. 3. | Строение хромосом Химический состав хромосом Функции. хромосом | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 1 | |||
Тема 3.11.ДНК –носительнаследственной информации. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 2 1 | |
1 2 3 4 | ДНК – носитель наследственной информации Строение,состав ДНК Репликация- удвоение ДНК. Значение ДНК для жизнедеятельности клетки | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 3.12. Генетический код и его свойства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 | |
1 2 | Понятие генетического кода. Свойства генетического кода | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение ситуационных задач с использованием таблицы генетическогокода. | 1 | |||
Тема 3.13. Решение задач по теме «Генетический код» | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Таблица генетического кода Пособие - задачник Справочник | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение ситуационных задач с использованием таблицы генетического кода. | 1 | |||
Тема 3 14. Ассимиляция (пластический обмен). | Содержание учебного материала. | 2 | 1 1 | |
1 2 | Фотосинтез. Ассимиляция (пластический обмен) | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 3.15. Диссимиляция (энергетический обмен). | Содержание учебного материала. | 2 | 1 2 | |
1 .2. | Диссимиляция (энергетический обмен). Гликолиз | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение ситуационных задач по теме - диссимиляция. | 1 | |||
Тема 3.16. Цикл Кребса. | Содержание учебного материала. | 2 | 1 1 | |
1 2 | Характеристика этапов подготовки к циклу Кребса Этапы цикла Кребса | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Тема 3.17. Биосинтез белка. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Этапы синтеза белка. Регуляция транскрипции и трансляции у живых организмов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем регуляции транскрипции и трансляции. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 4 Организм размножение и индивидуальное развитие. | 4 | |||
Тема 4.1. Характеристика полового и бесполого размножения. | Содержание учебного материала | 2 1 | ||
1 2 | Характеристика бесполого размножения Характеристика полового размножения | 2 | ||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 1 | |||
Тема 4.2.Итоговое занятие | Итоговый контроль за I семестр | 2 | ||
2 семестр. | ||||
Раздел 5.Основы генетики и селекции. | 38 | |||
Тема 5.1. История развития генетики. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Предмет генетики.. Достижения генетики, значение. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Пподготовка сообщений: а) .Значение генетики для медицины. б) Генетика вокруг нас | 1 | |||
Тема 5.2. Г.Мендель – основоположник генетики. Терминология. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Жизненный путь Грегора Менделя – основоположника генетики. Терминология и символика. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 5.3. Законы Г.Менделя | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Гибридологический метод. I-й закон Менделя. Расщепление признаков у гибридов второго поколения. II закон Менделя. Причины расщепления признаков у гибридов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение ситуационных задач. | 1 | |||
Тема 5.4. Наследование альтернативных признаков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Закономерности наследования признаков. Наследование альтернативных (взаимоисключающих признаков) | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решить ситуационные задачи | 1 | |||
Тема 5.5. Моногибридное скрещивание. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Сущность моногибридного скрещивания Гибридологический метод. Опыты Г.Менделя. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1 Работа с дополнительной литературой
| 1 |
Тема 5.6. Наследование группы признаков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Сущность дигибридного и полигибридного скрещивания. 3 закон Менделя. Независимое наследование. Статистический характер законов Менделя.. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение ситуационных задач | 1 | |||
Тема 5.7.Сцепленное наследование признаков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста Хромосомная теория Моргана. Хромосомы. Определение пола. Наследование сцепленное с полом. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему определения пола | 1 | |||
Тема 5.8. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 | |
1 2 | Характеристика генного уровня Свойства гена | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 5.9. Хромосомный уровень. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Хромосомная теория наследственности Характеристика хромосомного уровня | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 5.10. Геномный уровень. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Характеристика генома. Взаимодействие алллеьных генов Взаимодействие неаллельных генов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 5.11. Признак. Развитие фенотипа.. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 | |
1 2 | Понятия «признак»,»фенотип» Закономерности развития фенотипа | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 5.12. Формирование признаков. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Условия необходимые для формирования признак Сочетание неаллеьных генов в генотипе для формирования прихзнаков | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Тема 5.13. Наследственная ,ненаследственная изменчивость. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 2 | |
1 2 3 4 | Изменчивость ,ее формы Ненаследственная изменчивость Наследственная изменчивость Характеристика мутаций | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Дать характеристику наследственной изменчивости Дать характеристику ненаследственной изменчивости | 1 | |||
Тема 5.14. Химическая природа наследственного материала. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 2 | |
1 2 3 | Работы отечественных генетиков по изучению наследственного материала Модель ДНК Свойство комплементарности | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 5.15. Функции ДНК – как наследственного материала. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 1 | |
1 2 3 | Способы записи наследственной информации Свойств агенетического кода Этапы реализации наследственного материала | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Тема 5.16.Методы изучения генетики человека | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 6 | Генеалогический метод Близнецовый метод Цитогенетический метод Биохимический метод Популяционно- статистический метод Медико-генетическое консультирование | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить план медико генетического консультирования. | 1 | |||
Тема 5.17.Типы наследования признаков у человека. | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 1 1 | |
1 2 3 4 | Аутосомно-доминантное наследование Аутосомно-рецессивное наследование Х –сцепленное рецессивное наследование Y –сцепленное наследование | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение генетических задач | 1 | |||
Тема 5.18.Селекция. Увеличение частоты мутаций. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Селекция – как наука Увеличение частоты мутаций | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам: «Селекция микроорганизмов»«Мутации современности» | 1 | |||
Тема 5.19.Гибридизация (отдаленная). | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам гибридизации растений. Полиплоидия Отдаленная гибридизация | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1 Подготовить доклады по темам: «Н.И.Вавилов» ; « И.В.Мичурин» | 1 | |||
Раздел 6. Эволюционное учение. | 22 | |||
Тема 6.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория К.Линнея Эволюционная теория Ламарка. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1 Составление рефератов по темам: «Метафизический период в истории биологии», «К. Линней» | 1 | |||
Тема 6.2 Метафизический период в биологии | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Борьба метафизических и эволюционных взглядов до Ч.Дарвина. Сторонники креационизма. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект темы | 1 | |||
Тема 6.3. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение дополнительной литературы, работа в интернете. | 1 | |||
Тема 6.4. Доказательства эволюции | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 | |
1 2 | Доказательства единства происхождения органического мира Доказательства эволюции | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 6.5. Вид. Критерии вида. Популяция | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Популяционные структуры вида. Критерии вида. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 6.6. Роль изменчивости в природных популяциях. | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 | ||
1 2 3 4 | Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость Борьба за существование. Внутривидовая борьба. | 2 | ||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка кроссворда. | 1 | |||
Тема 6.7. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяции | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Межвидовая борьба. Эффективность отбора. Формы естественного отбора (движущая, стабилизирующая). | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Тема 6.8. Другие формы эволюционного приспособления -результат движения факторов эволюции | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Случайные колебания частот генов в популяциях органического размера. Популяционные волны. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка домашнего задания | 1 | |||
Тема 6.9. Видообразование. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Понятие о виде Механизм видообразования. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Тема 6.10 Основные направления эволюционного процесса | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Прогресс и регресс в эволюции. Ароморфоз, идиопатия, общая дегенерация. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить краткий конспект | 1 | |||
Тема 6.11. .Филогенез органического мира. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Сравнительно анатомический метод изучения филогененеза Сравнительно – эмбриологический метод изучения филогенеза Палеонтологический метод изучения филогенеза | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с биологическими терминами | 1 | |||
Раздел 7. История развития жизни на Земле. | 8 | 1 1 1 1 | ||
Тема 7.1. Развитие органического мира.
| Содержание учебного материала | 2 | ||
1 2 3 4 | Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Пастера. Абиогенный синтез органических веществ. Современные взгляды на возникновение жизни (А. Опарин). | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения :«Жизнедеятельность Луи Пастера» | 1 | |||
Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Методы познания истории человечества. Основные этапы эволюции приматов. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: «Современные гипотезы происхождения человека» | 1 | |||
Тема 7.3.Соотношение биологических и социальных факторов в происхождении человека | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Понятие о расах Классификация рас человека | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата.на тему: « Теории расизма» | 1 | |||
Тема 7.4. Расы человека Единство происхождения человеческих рас | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 2 | |
1 2 3 | Понятие о расах Классификация рас человека Единство происхождения человеческих рас | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу «Человеческие расы» | 1 | |||
Раздел 8. Медицинская паразитология. | 8 | |||
Тема 8.1. Предмет и задачи медицинской паразитологии. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 2 | |
1 2 3 | Паразитология как наука Основные разделы паразитологии Основные задачи медицинской паразитологии | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Создание электронныхпрезентаций.: «Паразитарные болезни»; «Паразиты вокруг нас»; «Что мы знаем о паразитах» | 1 | |||
Тема 8.2. Классификация паразитов | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Классификация паразитов по степени необходимости вести паразитический образ жизни Классификация паразитов по времени взаимодействия с хозяином Классификация паразитов на основании пространственных взаимоотношений паразита и хозяина | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Классификация паразитов» | 1 | |||
Тема 8.3. Организм как среда обитания | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Живой организм – как своеобразная среда обитания паразитов Изменения возникшие у паразитов в связи с приспособлениями к своеобразному образу жизни Локализация паразитов в организме человека | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссворда по теме: «Паразитология» | 1 | |||
Тема 8.4. Взаимоотношения в системе паразит – хозяин. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Виды действия паразита на хозяина Приспособления паразитов Жизненные циклы паразитов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Раздел 9. Основы экологии. | 16 | |||
Тема 9.1. Экология человека | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 2 1 | |
1 2 3 4 5 | Предмет экологии.человека Экологические факторы. Биологический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. Взаимодействие популяций разных видов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить схему взаимодействия живых организмов | 1 | |||
Тема 9.2.Охрана атмосферы, водных ресурсов, земель | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Человек – элемент биосферы. Климат изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы. Загрязнение водных ресурсов | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: .Индивидуальные задания. Выполнение домашнего задания | 1 | |||
Тема 9.3. Пищевые связи. Круговорот веществ. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Круговорот углерода. Круговорот Азота. Круговорот серы. Биогеохимические процессы в биосфере. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой | 1 | |||
Тема 9.4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 2 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Понятие о сообществе и экосистеме. Свойства экосистем. Смена экосистем. Функциональные группы организмов в сообществе. Поток Е. Цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | не предусмотрено | |||
Тема 9.5. Учение В.И.Вернадского о биосфере | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Понятие биосферы Структура биосферы Компоненты биосферы. Функции живого вещества. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка схемы – структура биосферы. | 1 | |||
Тема 9.6. Роль живых организмов в биосфере | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 | |
1 2 | Понятие биомассы Роль живых организмов в биосфере | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект – важнейшие положения учения В.И.Вернадского о биосфере | 1 | |||
Тема 9.7. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 1 | |
1 2 3 4 | Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы. Загрязнение водных ресурсов Пути решения экологических проблем | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение | 1 | |||
Тема 9.8. Правила поведения людей в окружающей природной среде | Содержание учебного материала | 2 | 2 2 2 | |
1 2 3 | Правила поведения людей в лесу Правила поведения людей на водоемах Правила поведения людей в окружающей среде | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить памятку по правилам поведения людей в окружающей природной среде | 1 | |||
Раздел 10 .Бионика. | 5 | |||
Тема 10.1. Особенности морфофизиологической организации живых организмов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 1 1 | |
1 2 3 | Появление и развитие науки- бионики. Основные задачи науки - бионики Сохранение естественным образом структур, наиболее совершенных и наиболее экономных. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему Бионика | 1 | |||
Тема 10.2. Принципы использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Использование людьми в практической деятельности наиболее оптимальных приспособлений живых организмов к среде обитания как моделей для конструирования сооружений и механизмов. | |||
Демонстрации | не предусмотрено | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа в интеренете | 1 | |||
Тема 11.1. Итоговое занятие | 1 | |||
Всего во 2 семестре. | 97 | |||
Всего часов за год | 1 47 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Для специальности Сестринское дело
естественнонаучного профиля
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине БИОЛОГИЯ, реализуемой при подготовке студентов по специальности Сестринское дело, профильной составляющей является
Раздел 5 Основы генетики и селекции.
Раздел 9. Основы экологии
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями. Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение название при овладении студентами специальностями естественнонаучного профиля
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи:
- отличительные признаки живой природы,
- ее уровневая организация и эволюция.
В соответствии с ними выделены содержательные линии:
- биология как наука;
- биологические закономерности;
- методы научного познания;
- клетка;
- организм;
- популяция;
- вид;
- экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требование программы дисциплины требует наличие учебного кабинета – лекционная аудитория.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология».
- Набор микропрепаратов для лабораторных и практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- экран;
- проектор.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
- Константинов В.М,Резанов А.Г,Фадеева Е.О «Биология.»…Москва.издательский центр «Академия» 2010 год
- Чебышев Н.В.учебник «Биология»,7-е издание,Москва,Издательский центр «Академия» 2011 год.
для студентов
- Константинов В.М,Резанов А.Г,Фадеева Е.О «Биология.»…Москва.издательский центр «Академия» 2010 год
- Чебышев Н.В.учебник «Биология»,7-е издание,Москва,Издательский центр «Академия» 2011 год.
Дополнительные источники
Для преподавателей
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. – 2-е издание.- М.: Дрофа, 1999
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.
для студентов
1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2.Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.
3.Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
Интернет- ресурсы
1. http://www.biolog188.narod.ru/
2. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Уметь: пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; | Лабораторные и практические занятия не предусмотрены. |
Знать:
| Тема 7.1. Развитие органического мира. Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека Тема 7.3.Соотношение биологических и социальных факторов в происхождении человека |
Самостоятельная работа студента |
|
Уметь: давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; | Лабораторные т практические занятия не предусмотрены. |
Знать:
|
|
Самостоятельная работа студента |
|
Уметь: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; | Лабораторные т практические занятия не предусмотрены. |
Знать:
|
|
Самостоятельная работа студента |
|
Приложение №2
Технология формирования ОК
ОК 1 , ОК 2, ОК 3, ОК 5. |
|
ОК 2.ОК 3,ОК1 | - урок конференция - урок обобщения - работа с компетентностно ориентированными заданиями |
ОК 3. ОК 4, ОК 5 | - работа с компетентностно ориентированными заданиями |
ОК 1 , ОК 2, ОК 3, ОК 4 | - работа с дополнительной литературой - подготовка сообщений -написание рефератов -подготовка докладов |
ОК 1 , ОК 2, ОК 3, ОК 4 , ОК 5 | - работа с компетентностно ориентированными заданиями |
ОК 3, ОК 4 , ОК 6 | -решение ситуационных задач - работа с компетентностно ориентированными заданиями |
ОК 1 , ОК 2, ОК 3, ОК 4 , ОК 5 ,ОК 7 | - выполнение контрольных работ - тестирование |
ОК 3, ОК 4 , ОК 5, ОК 8 | - работа с методичекой литературой - |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменениями | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Правила составления рабочих программ по новым стандартам
Предлагаются правила составления рабочих программ по новым стандартам....
Рабочие программы по новым стандартам
Рабочая программа по алгебре 8 класс (базовый уровень) - 2012-2013 учебный год. 3 часа в неделю. Имеется развёрнутое тематическое планирование.Рабочая прогреамма по геометрии 10 класс...
Рабочие программы по биологии по новым стандартам
Рабочие программы к учебнику Пасечника В.В (из книги издательства "Дрофа")....
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья». (Я работаю по программе «Детство», в рамках ФГТ и новым стандартам пишем конспекты по-новому).
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья».Основные виды деятельности: коммуникативная, продуктивная. Продукт деятельности: кол...
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного образо-вания, в частности организация учебной деятельности на уроках биологии. Представлен перечень видо...
Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты...