Программа кружка «Олимпийский резерв»
рабочая программа по биологии на тему
Программа кружка разработана для учащихся 9-х – 11-х классов и рассчитана на 68 часов. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к практическому туру Всероссийской олимпиады. Поэтому подборка занятий кружка была сделана на основе заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет. Программа кружка обеспечивает отработку у учащихся навыков проведения исследований, наблюдений, работы с микроскопом, навыков приготовления микропрепаратов, навыков проведения качественных реакций на химические вещества. На занятиях кружка школьники осваивают основы гистологии, микробиологии, генетики, биохимии, физиологии, анатомии, морфологии, систематики растений, животных и человека. Школьники учатся работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать и оценивать свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Кошехабльский район»
«Средняя общеобразовательная школа №7»
п. Майский
«Утверждаю»: | Согласовано | Рассмотрено |
Директор МБОУ СОШ №7 | Зам. директора по УР | на заседании МО учителей |
Приказ № от 2013 | « » 2013 | Протокол № от 2013 |
Сидюкова В. В. | Ворокова Т. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного
предмета биология
Статус учебного предмета кружок «Олимпийский резерв»
Класс 9 - 11
Объем учебного предмета 68 часа
Учитель Панкратова Ольга Дмитриевна
Пояснительная записка.
Программа кружка разработана для учащихся 9-х – 11-х классов и рассчитана на 68 часов. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к практическому туру Всероссийской олимпиады. Поэтому подборка занятий кружка была сделана на основе заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет. Программа кружка обеспечивает отработку у учащихся навыков проведения исследований, наблюдений, работы с микроскопом, навыков приготовления микропрепаратов, навыков проведения качественных реакций на химические вещества. На занятиях кружка школьники осваивают основы гистологии, микробиологии, генетики, биохимии, физиологии, анатомии, морфологии, систематики растений, животных и человека. Школьники учатся работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать и оценивать свою работу.
Программа прошла экспертизу на заседании школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла, протокол № 1 от «____» _____2012г.
Цель кружка:
- повышение качества биологического образования,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
- воспитание культуры труда при экспериментальной работе, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- воспитание культуры труда при проведении биологического эксперимента, ответственного отношения к своему здоровью.
Перечень формируемых умений и знаний.
Знать:
- основные положения биологических теорий;
- строение биологических объектов: клетки (структура);
- сущность биологических процессов: биосинтез белка, фотосинтез, энергетический обмен, митоз, мейоз, онтогенез, закономерности наследования признаков;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять: взаимосвязь строения и функций; причины мутаций, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять виды изменчивости;
- анализировать и оценивать влияние различных факторов окружающей среды на генетическую безопасность.
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ведущие методы:
- словесный (лекция, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций, фотографий, таблиц, схем);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- экспериментально-практический (выполнение практических и лабораторных работ)
Условия реализации программы:
- Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
- Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
- Наличие наборов для микропрепарирования.
- Наличие реактивов для проведения качественных реакций и химической посуды.
- Наличие наборов микропрепаратов, микрофотографий.
- Наличие гербариев, коллекций насекомых, чучел животных, наборов костей, скелеты человека и животных.
Почасовое планирование.
№ п/п | Тема | Вид работы | Кл-во часов | Сроки |
I. Ботаника: анатомия и морфология растений. Отделы растений.
1 | Отдел водоросли. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
2 | Отдел мохообразные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
3 | Отдел папоротниковидные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
4 | Отдел голосеменные. | Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
5 | Отдел покрытосеменные. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
6 | Характеристика семейств покрытосеменных. | Работа с гербарием, рисунками, фото, моделями цветков и коллекцией плодов. | 1 | |
7 | Растения различных растительных сообществ: степей, пустынь, полупустынь. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
8 | Растения различных растительных сообществ: хвойных, лиственных, и дождевых лесов. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
9 | Растения различных растительных сообществ: болот, водоемов. | Мини-лекция. Работа с гербарием, рисунками, фото. | 1 | |
10 | Комнатные растения: определение мест обитания по анатомо-морфологичесим признакам. | Мини-лекция. Работа с живыми объектами, рисунками, фото. | 1 | |
11 | Фотосинтез | Мини-лекция. Решение задач. | 1 | |
12 | Изготовление хроматограммы; обнаружение основных и дополнительных пигментов на листовой пластинке, объяснение причины разного расположения пигментов на хроматографической бумаге. | Эксперимент | 1 | |
13 | Морфологическое описание растения по предложенному плану. | Практикум: работа с живыми и гербарными объектами. | 1 | |
14 | Приготовление срезов органов различных растений (однодольных, двудольных, голосеменных, папоротникообразных) и анатомический анализ. | Практикум. | 4 |
II. Зоология.
15 | Определение систематического положения беспозвоночного животного по морфологическому описанию. | Работа с коллекциями, таблицами, рисунками, фото. | 2 | |
16 | Определение систематического положения позвоночного животного по морфологическому описанию. | Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото. | 2 | |
17 | Определение систематического положения позвоночного животного по строению черепа. | Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото. | 1 | |
18 | Определение принадлежности животного к экологической группе по морфологическому описанию. | Работа с чучелами, таблицами, рисунками, фото. | 1 | |
19 | Определение по строению зубов, клювов, челюстей характера питания и место в трофической цепи. Составление зубной формулы. | Работа с коллекционным материалом, таблицами, рисунками, фото. | 4 |
III. Анатомия человека.
20 | Определение костей человека, к какому отделу скелета принадлежит, название, строение, функции. | Работа с коллекционным материалом, таблицами. | 2 | |
21 | Чтение кардиограммы: определение отклонений в здоровье человека по кардиограмме. | Работа с кардиограммами. | 2 | |
22 | Изучение рефлекторных влияний на организм: анализ изменения дыхания при некоторых защитных рефлексах. | Физиологическая проба. | 1 | |
23 | Изучение влияния изменения позы и мышечной работы на ЧСС. | Физиологическая проба. | 1 |
IV. Цитология.
24 | Строение клетки. Сравнение клеток различных организмов. | Мини-лекция. Практикум: работа с микроскопами и микропрепаратами | 2 | |
25 | Роль цитоплазматической мембраны: плазмолиз и деплазмолиз. | Эксперимент. | 2 | |
26 | Экспериментальное определение изотонического раствора. | Эксперимент. | 2 | |
27 | Выращивание клеточки Траубе. | Эксперимент. | 1 |
V.Гистология.
28 | Определение клеток и тканей по микрофотографиям и микропрепаратам. | Работа с фото, микроскопом и микропрепаратами. | 4 | |
29 | Определение на микропрепарате делящейся клетки тип деления. Распознавание фаз деления клетки. Демонстрация фаз митоза и мейоза с помощью динамической модели. | Работа с микроскопом и микропрепаратами, набором для моделирования. | 3 |
VI. Микробиология.
30 | Исследование микроорганизмов в фиксированном и окрашенном растворе. | Эксперимент. | 3 | |
31 | Приготовление и анализ препаратов из двух известных кисломолочных продуктов. | Эксперимент. | 3 | |
34 | Характеристика микроорганизмов в двух культурах: А (суспензия пекарских дрожжей) и Б (рассол квашеной капусты). | Эксперимент. | 3 |
VII. Биохимия.
35 | Качественные реакции на органические вещества. | Эксперимент. | 3 | |
36 | Идентификация веществ: крахмал, яичный белок, альбумин, желатин, сок квашеной капусты. | Эксперимент | 3 |
VII. Генетика.
37 | Решение генетических задач. | Решение задач. | 6 |
Литература.
- Олимпиадные задания по биологии. 8 – 11 классы /сост. О. Л. Ващенко. –Волгоград: Учитель, 2007.
- Олимпиадные задания по биологии. 8 – 11 классы /сост. Л. М. Кудинова. –Волгоград: Учитель, 2007.
- Кучменко В. С., Пасечник В. В. Биология. Задания и вопросы с ответами и решениями: Школьная олимпиада.- М.: АСТ. Астрель, 2002.
- Кучменко В. С., Пасечник В. В. XIX Всероссийская олимпиада школьников по биологии // Биология в школе. - №6. – 2003.
- Малый практикум по физиологии растений. – Изд-во МГУ, 1994.
- Паламарчук И. А., Веселова Т. Д. Изучение растительной клетки:Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
- Пасечник В. В., Дмитриева Т. А. и другие / Сост. В. С. Кучменко. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998.
- Интернет ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Интернет ресурсы: Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»)
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к рус...
[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...
Программа "Школа олимпийского резерва "Олимпиец"
Основная цель данной программы – подготовка школьников к предстоящим олимпиадам по физической культуре. В процессе изучение данного курса решаются следующие задачи:Воспитание ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва" (Русский язык)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ вн...
Рабочая программа олимпийского резерва
Рабочая программа по английскому языку для 2-11 классов....