Из опыта создания групповых проектов.
методическая разработка по биологии на тему
выступление на методобъединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации групповой работы
Антуан де- Сент Экзюпери говорил: «Все взрослые были когда – то детьми, только мало кто из них помнит об этом». Учителям нельзя об этом забывать. Важно чувствовать потребности детей. Вспоминая, свои школьные годы могу сказать, что для меня было самым трудным, особенно в начальной школе. Трудно было молчать на уроках. А ведь есть такая технология, которая снимает это табу. Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о групповой работе.
Я хочу поделиться своим опытом в организации групповой работы. Эта технология, воспитывает ученика, умеющего учиться, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Здесь нет пассивных и равнодушных. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
Остановимся на общих моментах организации групповой работы. Вводя форму групповой работы, необходимо дать ее образец. С одной из групп я показываю на примере весь ход работы, обращаю внимание на ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. (ваша группа работала терпеливо, доброжелательно). Важный момент в групповой работе - разделение класса на группы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. В группе может быть от 4 до 6 человек. Мне кажется, наиболее продуктивные группы из 5 человек.
Существует несколько вариантов комплектования групп.
1.По желанию.
2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью «фантов» и т.д.
3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года и т.д.
4. Подбор группы под лидера.
Шаг 1.Выбираю семь-восемь учащихся, которые будут лидерами.
Шаг 2. Предлагаю каждому лидеру выбрать одного из учеников в свою будущую группу.
Шаг 3. Два члена будущей группы приглашают кого-нибудь из оставшихся.
Шаг 5. Три члена решают, кого они пригласят из оставшихся. и т.д.
4. По выбору педагога.
Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит из четырех шагов.
Шаг 1. Составьте список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором - равный ему или чуть слабее и т.д.
Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие «2: 2», если нет, сделайте соответствующую замену.
Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. И продолжите формирование групп.
На мой взгляд, самый удачный выбор - это выбор под лидера.
Для срабатывания групп нужно минимум 5-6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнёрами.
Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, не просто предложит учитель.
Вот например, какие правила установлены в нашем классе:
- работать дружно
- быть внимательными друг к другу
- работать по плану
- доводить начатое дело до конца
- слушать всех
- прийти к единому решению
- все члены группы отвечают за результат
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест. Парты ставя так, чтобы никто не сидел спиной к доске, был в пределах досягаемости от членов группы. У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:
- Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.
- Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.
- Сигнал «готовы» - все участники группы берутся за руки.
Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты.
Например: Капитан - отвечает за работу группы в целом
Докладчик - выступает перед классом
Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения
Секретарь - записывает высказанные идеи
Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Этапы технологического процесса групповой работы описаны Германом Константиновичем Селевко.
А я хочу познакомить вас с алгоритмом действий при выполнения задания в группе.
Алгоритм действий в группе
- Индивидуальное прочтение задания или инструкции.
- Индивидуальный анализ условия.
- Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точки зрения партнеров, выявление разницы.
- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения задания, его оформление.
- Проговаривание в группе выступления спикера (докладчика)
Иногда перед учителями встает вопрос: «когда, и на каких уроках можно использовать групповую работу?» Столы для групповой работы ставятся особым образом. Их трудно переставить. Поэтому у нас есть «Дни групповой работы» (1-2 раза в неделю), когда групповая работа проводиться не на одном уроке, а на всех уроках.
Советы учителю.
В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
К. Ушинский говорил, что одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию. Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технология я считаю одной из самых важных.
Например, тезис нашего проекта.
ГОУ Центр Образования № 775 ЮВАО г. Москвы
Авторы проекта: группа учащихся 6 «В» класса Афанасьева П., Гнусова Ю., Любкина Е., Кулагина И., Климович В.
Тема: «Оценка степени чистоты воздуха методом биоиндикации».
Научный руководитель: Петухова Г.А.
Актуальность исследования: биоиндикацию можно использовать на больших расстояниях, имеет преимущества перед дорогостоящими и трудоемкими физико-химическими методами исследования. Цель исследования- изучение чистоты воздуха по характеристикам ассиметрии листьев березы повислой. Объект исследования- береза повислая. Предмет исследования: ассиметрия листьев березы повислой. Гипотеза - загрязнения воздуха вызывают ассиметрию листьев березы. Предполагается получение сходных результатов в показаниях качества среды в разных участках парка Люблинский. Задачи исследования: 1.Изучение современного метода биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха; 2. Оценка степени чистоты воздуха окрестностей парка Люблинский г. Москвы посредством биоиндикации, на примере березы повислой, внедрение результатов исследования в школьную практику; 3. Обнародование результатов исследования. План проведения исследования: Изучение теории, справочной литературы по теме. Заложение 1 площадки (парк Люблинский) исследуем 10 деревьев- 100 листьев, снятие показателей по 5 параметрам с левой и правой стороны листа, занесение данных в таблицу, вычисление, определение степени загрязнения воздуха по шкале, анализ результатов. Основные выводы: 1. Исследования, проводимые по данной методике, показал, что воздух в парке и ее окрестностях загрязнен в незначительной степени, в глубине парка чистый и свежий. 2. Загрязнение воздуха по краям парка, по-нашему мнению, связано с близостью городских построек, транспортом, шоссейной и железной дороги. 3. Исследуемые методики просты и информативны. 4. Гипотеза: загрязнение вызывает ассиметрию листьев березы – подтвердилась. 5. Предположение получения сходных результатов в показаниях качества среды в разных участках парка Люблинский, так как все они располагаются недалеко друг от друга и в равном удалении от центральной дороги и основных промышленных предприятий города оказалось неверным. Результаты отличались в зависимости от того, где растут исследуемые объекты берез.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка
В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственност...

Создание театрального проекта (из опыта работы учителя)
Использование театральных форм в обучении как метод известен давно, более того, школьные театры, появившиеся еще в период правления царя Алексея Михайловича и распространившиеся в петровск...

Из опыта организации групповой работы на уроках химии
Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности учащихся играет их коллективная работа на уроке. Она способствует формированию коллективистских черт личности школьников. Наиболее...

Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".
АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...

«Технология создания дизайн - проекта. Основные этапы создания дизайн – проекта»
Данный раздел содержит материал...

Итоговый групповой проект по физической культуре. Тема проекта: «Влияние двигательной активности на здоровье человека»
Проектная работа обучающихся 8 класса...