Создание театрального проекта (из опыта работы учителя)
статья по литературе (9 класс) на тему
Использование театральных форм в обучении как метод известен давно, более того, школьные театры, появившиеся еще в период правления царя Алексея Михайловича и распространившиеся в петровскую эпоху, стали центрами русской театральной жизни, именно в них зарождается русский профессиональный театр, именно там появляется русская драматургия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание театрального проекта
( из опыта учителя).
Использование театральных форм в обучении как метод известен давно, более того, школьные театры, появившиеся еще в период правления царя Алексея Михайловича и распространившиеся в петровскую эпоху, стали центрами русской театральной жизни, именно в них зарождается русский профессиональный театр, именно там появляется русская драматургия. Это братская школа в Полоцке, Славяно – греко- латинская академия, Киево- Могилянская академия, медицинская школа при московском госпитале.. Сейчас , говоря об использовании современных образовательных технологий, выделяют метод проектного обучения. .Новизна метода театрального проекта заключается, на мой взгляд, в том, что при создании школьной постановки оказываются востребованными знания, умения и навыки, полученные учащимися на разных уроках,. а также появляется возможность расширить рамки школьной программы.
Наш проект назывался «Страницы мятежной жизни» и был посвящен восстанию декабристов. Осуществлялся он силами учащихся 9 классов.
Выбор темы обуславливался тем, что литература данного периода подробно изучается именно в 9 классе. Кроме того, беседа с ребятами о заданных на лето текстах выявила, что значительную трудность для них составило чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», т. е. произведений в стихотворной форме. Поэтому учащимся был предложен проект, который позволил бы решить следующие задачи: во- первых, пробудить интерес учащихся к русской культуре и истории, составить представление, глубже изучить, прочувствовать эпоху 1 трети 19 века, во-вторых, понять и осмыслить переживания героев, в- третьих, усовершенствовать навыки работы с стихотворными текстами, показать, как конкретное стихотворение соотносится с другими произведениями (интертекстуальность), развивать речь учащихся.
Цель проект – развитие личности учащихся, взаимообогащение всех участников проекта.
Основу проекта составило творчество русских поэтов, посвященное участникам восстания 14 декабря: от К.Рылеева, А.Пушкина, А.Одоевского до А. Городницкого, А. Разенбаума и А.Галича. Решено было создать сценарий, который прослеживал бы путь декабристов от тайных обществ до освобождения оставшихся в живых участников восстания в 1856 году. Это позволило обратиться не только к произведениям, посвященным декабристам, но и к произведениям, описывающим чувства, которые могли, по мнению ребят, испытывать декабристы (например, Н.Огарева «Арестант», стихи А.Галича, написанные в эмиграции, стихи Н. Агнивцева, А. Городницкого).
Нами был разработан ряд мероприятий, позволявших осуществить задуманное. Надо сказать, что какого-то конкретного, ясного представления конечного результата у нас не было. Все рождалось в процессе работы.
Подготовка к созданию сценария осуществлялась как на уроках литературы и развития речи, так и во внеурочное время и длилась практически 3 месяца (с середины сентября и до 14 декабря - дня постановки). На уроках литературы анализировали стихи, отбираемые для постановки, на уроках развития речи ребята работали над сочинением - рассуждением «Размышление о благородстве» или «Размышление о гражданском мужестве», посвященные декабристам (что позволяло параллельно вести подготовку к экзамену по русскому языку). Во внеурочное время ездили на экскурсию по местам , связанным с деятельностью восставших, был организован просмотр фильма В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» с последующим обсуждением, в рамках недели словесности участвовали в конкурсе чтецов с подготовленными для постановки стихами.
В ходе работы над проектом были задействованы межпредметные связи (история России, история и культура Санкт-Петербурга, музыка, изобразительное искусство, танцы).
Следующим шагом было создание сценария и репетиции. По мере реализации в проект вносились изменения: ранее задуманные сцены переделывались, создавались и включались новые. Так, по предложению ребят была добавлена сцена, которую условно можно назвать «На каторге»., введены были сцены, посвященные женам декабристов. В результате у нас получилась литературно- музыкальная композиция с элементами театрализации.
Создание проекта пробудило интерес ребят к такого рода деятельности. В 10 и 11 классах работа была продолжена: в 10 классе мы создали спектакль «Последний день в Лицее», в 11 классе – « Три возраста - три любви поэта», посвященный А.С.Пушкину. Некоторые учащиеся вышли на самостоятельный уровень проектной деятельности, и ими были написаны исследовательские работы по литературе. Кроме того, следует отметить , что эти проекты помогли раскрыться ребятам, пробудили интерес к искусству слова, стали частью подготовки к обязательному на тот момент экзамену по литературе.
Тема: «Повелительное наклонение глагола»
5 класс
Цели урока:
- научить различать глаголы в повелительном наклонении, определять их смысловое значение, синтаксическую роль;
- сформировать навыки грамотного написания глаголов повелительного наклонения;
-формировать умение правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении;
-работа над интонацией глаголов, содержащих просьбу, приказ, совет;
-формировать желание у учащихся освоения нового в русском языке.
Ход урока:
- Определение целей данного урока:
Что мы сегодня на уроке должны сделать, узнать, понять?
- Новая тема ( по ходу работы заполняется таблица):
А) – какие наклонения бывают у глагола?
-как вы понимаете слово «повелительное»?
-подобрать к нему однокоренные слова:
-как вы думаете, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? Рассмотрим на примерах:
«Молчи, устал я слушать» (резкое приказание)
«Спой, светик, не стыдись» (просьба)
«Вы, отроки- други, возьмите коня» (приказ)
Семь раз отмерь – один отрежь (совет)
Б) Выпишите глаголы в повелительном наклонении, определите лицо и число этих глаголов:
Молчи- 2 лицо, ед. ч.
Спой- 2 лицо ед. ч.
Не стыдись – 2лицо, ед.ч.
Возьмите – 2 лицо, мн. Ч.
Отмерь- 2 лицо, ед.ч.
Отрежь – 2 лицо, ед. ч.
Делают вывод: в какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?
В) Как образуется форма повелительного наклонения?
Поставьте выписанные глаголы в форму настоящего или будущего времени, выделите суффиксы и окончания:
Молчи – молчат
Спой – споют
Не стыдись – не стыдится
Возьмите – возьмут
Отмерь – отмерят
Отрежь – отрежут
Делают вывод: глаголы в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и (или без суффикса -и) и нулевого окончания в единств. числе, а во множ. числе- к форме повелительного наклонения един. числа прибавляется суффикс -те.
Г) Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Проанализировать запись:
Отмерь – отмерьте
Отрежь – отрежьте
Готовь – готовься
Намажь – намажься
НО:
Ляг- лягте
Приляг – прилягте
Делают вывод: если в глаголах повелительного наклонения единственного числа есть мягкий знак, то мягкий знак сохраняется и перед суффиксом –ся и –те в формах множественного числа.
Д) По заполненной таблице обобщить изученное по новой теме и рассказать друг другу:
Глаголы в повелительном наклонении | ||||
Что выражают? | В какой форме употребляются? | Как образуются? | Как пишутся? | |
Побуждают к действию и содержат приказ, совет, просьбу, пожелание | 2 лица ед. и мн. ч. | от основы глаголов наст. и буд. времени | Ед.ч. мн. ч. | |
в ед. ч. - с помощью суффикса – и и нулевого окончания | во мн. ч. – с помощью суффикса -те | Есть Ь – есть Ь Нет Ь – нет Ь НО: Ляг – лягте Приляг - прилягте |
- Закрепление.
А) Найдите глаголы в повелительном наклонении:
Душой измерь, умом проверь, тогда и верь.
Если есть охота, заладится всякая работа.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Меньше говори, а больше делай.
Б) От данных глаголов образовать форму повел. наклонения:
Назначать
Отрезать
Прикоснуться
Назначить
Прикасаться
Смазать
Смазывать
Бросить
Бросать
Умножить
Умножать
Лечь
Ложиться
Не забыть
Не забывать
- Подведение итогов:
- что узнали нового сегодня на уроке?
- что выражают глаголы повелительного направления?
- как они образуются?
- какое орфографическое правило изучили?
- Домашнее задание:
- По таблице повторить изученный на уроке материал
- Записать несколько пословиц, в которых есть глаголы в повелительном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)
Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...
Создание развивающей образовательной среды на уроках английского языка (из опыта работы учителя Захаровой О.А.)
Доклад был использован на международном семинаре в Эстонии...
Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)
Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...
Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....
«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.
Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....
Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...
МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)
Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...