Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Аннотация
Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений.
Активизировать познавательную деятельность учащихся и изучить материал в полном объеме позволяют различные приемы и методы обучения. Использование презентации помогает получить наглядную информацию по теме. На уроке используются тесты, игры, загадки и т.д.
Применение различных методов при проведении урока позволяет повысить у учеников интерес к предмету, привить любовь к окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._avtor_nefedova_e.v.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
Нефедова Елена Владимировна
учитель биологии
МОУ «Гимназия № 58» г. Саратов
Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений.
Задачи урока:
-закрепить знания об особенностях строения голосеменных растений
-познакомить с особенностями размножения голосеменных; определить роль голосеменных в природе и их значение для человека;
- продолжить формирование умений работать с гербариями, рисунками, таблицами, анализировать, обобщать;
Оснащенность урока: гербарии, рисунки, таблицы, презентация, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент
- Опрос по материалу предыдущего урока: «Особенности строения голосеменных растений. Многообразие видов голосеменных»
- Объяснение нового материала: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение»
- Закрепление
- Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.
Ответьте на вопросы:
- Каковы особенности строения голосеменных растений?
- Что такое семя? Чем семя отличается от споры?
- Приведите примеры голосеменных растений.
- Назовите особенности строения хвойных.
Игра «Четвертый лишний»: Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?
- 1) эфедра, 2) саговник, 3) кипарис, 4) хвощ.
Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)
- 1) гинкго, 2) можжевельник, 3) туя, 4) тис.
Лишнее – гинкго (класс Гинкговые)
- 1) лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.
Лишнее – лиственница (листопадное)
3. Объяснение нового материала.
Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны.
Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.
На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Пыльцевое зерно, попав на чешую женских шишек, прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки, сливается с ней – происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12 - 14 месяцев, этим она отличается от большинства хвойных. Мужской гаметофит редуцирован до размера нескольких клеток и заканчивает свое развитие на поверхности мегаспорангия. Женский гаметофит развивается внутри мегаспорангия и остается соединенным с материнским растением – спорофитом. Одновременно с формированием и ростом семени увеличивается и древеснеет шишка. Крылатые семена сосны очень легкие. Раскрываются шишки только в сухую погоду, тогда ветер подхватывает семена и разносит по всему лесу.
Рассмотрите ветку сосны с шишками и заполните таблицу.
Виды шишек | Расположение на Ветке | Строение | Функции |
Шишки красноватые | На вершинах веток | Ось с чешуйками | Созревают семязачатки |
Шишки зеленые | У оснований побегов | Чешуйки с пыльцевыми мешочками | Созревает пыльца |
Значение голосеменных.
Голосеменные растения являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон нашей планеты, поставляя в атмосферу Земли значительное количество кислорода. Семенами голосеменных растений питаются многие птицы и млекопитающие. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деятельности. Многие из хвойных – прекрасный строительный материал. Кроме того, из сосны получают бумагу, картон, скипидар и много других ценных для человека продуктов.
- Закрепление.
Задание №1. Ответьте на вопросы:
- Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы – начале весны. Какое значение в жизни сосны имеет время рассеивания семян?
- Сосну очень часто используют в посадках для закрепления песков. С чем это связано?
- В сосновых и еловых лесах легко дышать, воздух обладает целебными свойствами. С чем это связано?
Задание №2. Тесты. Выберите правильный вариант ответа:
- Размножение и расселение голосеменных
растений осуществляется с помощью:
а) семян
б) спор
в) семян и плодов
2. Голосеменные растения имеют:
а) семя и цветок;
б) только семя;
в) не имеют ни семени, ни цветка.
3. У сосны после опыления семена созревают:
а) через 1 год
б) через 1,5 года
в) через 2,5 года
4. Что образуется в красноватых шишках сосны?
а) семязачатки;
б) споры;
в) пыльцевые мешки.
5. Какое из хвойных деревьев наиболее пригодно для строительства железнодорожных шпал?
а) Сосна;
б) ель;
в) лиственница.
Правильные ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в.
Задание №3. Загадки:
- Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки. ( Лиственница).
- Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель).
- У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна).
- Подведение итогов урока. Домашнее задание: стр. 70 – 71, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 40 – тесты .
- Никишов А.И. Ботаника. Дидактический материал: пособие для учителей биологии и учащихся – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.
- Сивоглазов В.И. Уроки по курсу В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» -
М.: Дрофа, 2006. – 254с.
3. Высоцкая М.В. – Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику
В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447с.
4. Лернер Г.И. – Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные
работы для 6 и – 7 классов. М.:, Аквариум, 1998г., 240с., ил.
5. Интернет – ресурсы:
http://www.botanikateh.narod2.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".
Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
Дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека....
План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"
План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...
урок Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Интегрированный урок "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" 7 класс. Предусмотрена лабораторная работа....
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...