Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Нефедова Елена Владимировна

Аннотация

 

Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений.

 

Активизировать познавательную деятельность учащихся и изучить материал в полном объеме позволяют различные приемы и методы обучения. Использование презентации помогает получить наглядную информацию по теме. На уроке используются тесты, игры, загадки и т.д.

 

Применение различных методов при проведении урока позволяет повысить у учеников интерес к предмету, привить любовь к окружающей природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._avtor_nefedova_e.v.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

Нефедова Елена Владимировна

учитель биологии

МОУ «Гимназия № 58» г. Саратов

Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений.

Задачи урока:

-закрепить знания об  особенностях строения голосеменных растений

-познакомить с особенностями размножения голосеменных; определить роль голосеменных в природе и их значение для человека;

 - продолжить формирование умений работать с гербариями, рисунками, таблицами, анализировать, обобщать;

Оснащенность урока: гербарии, рисунки, таблицы, презентация, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Опрос по материалу предыдущего урока: «Особенности строения голосеменных растений. Многообразие видов голосеменных»
  3. Объяснение нового материала: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение»
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание. Выставление оценок.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.

Ответьте на вопросы:

- Каковы особенности строения голосеменных растений?

- Что такое семя? Чем семя отличается от споры?

- Приведите примеры голосеменных растений.

- Назовите особенности строения хвойных.

Игра «Четвертый лишний»:  Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?

  1. 1) эфедра, 2) саговник, 3) кипарис, 4) хвощ.

Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)

  1. 1) гинкго, 2) можжевельник, 3) туя, 4) тис.

Лишнее – гинкго (класс Гинкговые)

  1. 1) лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.

Лишнее – лиственница (листопадное)

3. Объяснение нового материала.

Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны.

Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.

На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Пыльцевое зерно, попав на чешую женских шишек, прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки, сливается с ней – происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12 - 14 месяцев, этим она отличается от большинства хвойных. Мужской гаметофит редуцирован до размера нескольких клеток и заканчивает свое развитие на поверхности мегаспорангия. Женский гаметофит развивается внутри мегаспорангия и остается соединенным с материнским растением – спорофитом. Одновременно с формированием и ростом семени увеличивается и древеснеет шишка. Крылатые семена сосны очень легкие. Раскрываются шишки только в сухую погоду, тогда ветер подхватывает семена и разносит по всему лесу.

Рассмотрите ветку сосны с шишками и заполните таблицу.

Виды шишек

Расположение на

Ветке

Строение

Функции

Шишки

красноватые

На вершинах

веток

Ось с

чешуйками

Созревают

семязачатки

Шишки

зеленые

У оснований

побегов

Чешуйки с

пыльцевыми

мешочками

Созревает пыльца

Значение голосеменных.

Голосеменные растения являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон нашей планеты, поставляя в атмосферу Земли значительное количество кислорода. Семенами голосеменных растений питаются многие птицы и млекопитающие. Использует голосеменные растения и человек  в своей хозяйственной деятельности. Многие из хвойных – прекрасный строительный материал. Кроме того, из сосны получают бумагу, картон, скипидар и много других ценных для человека продуктов.

  1. Закрепление.

Задание №1.  Ответьте на вопросы:

    - Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы – начале весны. Какое значение в жизни сосны имеет время рассеивания семян?

   - Сосну очень часто используют в посадках для закрепления песков. С чем это связано?

   - В сосновых и еловых лесах легко дышать, воздух обладает целебными свойствами. С чем это связано?

        

Задание №2. Тесты. Выберите правильный вариант ответа:

  1. Размножение и расселение голосеменных

растений осуществляется с помощью:

а) семян

б) спор

в) семян и плодов

2. Голосеменные растения имеют:

а) семя и цветок;

б) только семя;

в) не имеют ни семени, ни цветка.

3. У сосны после опыления семена созревают:

а) через 1 год

б) через 1,5 года

в) через 2,5 года

4. Что образуется в красноватых шишках сосны?

а)  семязачатки;

б) споры;

в) пыльцевые мешки.

5. Какое из хвойных деревьев наиболее пригодно для строительства железнодорожных шпал?

а) Сосна;

б) ель;

в) лиственница.

Правильные ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в.

Задание №3. Загадки:

  1. Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки. ( Лиственница).
  2. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель).
  3. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна).

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: стр. 70 – 71, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 40 – тесты .

Источники :

  1. Никишов А.И. Ботаника. Дидактический материал: пособие для учителей биологии и учащихся – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.
  2. Сивоглазов В.И. Уроки по курсу В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» -

М.: Дрофа, 2006. – 254с.

         3.  Высоцкая М.В. – Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику            

                    В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447с.

         4. Лернер Г.И. – Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные  

             работы для 6 и – 7 классов. М.:, Аквариум, 1998г., 240с., ил.

         5. Интернет – ресурсы:

        http://www.botanikateh.narod2.ru

              http://www.fotki.yandex.ru

        http://commons.wikimedia.org

             

                   

                   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека....

План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

урок Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Интегрированный урок "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" 7 класс. Предусмотрена лабораторная работа....

разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"

Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...