Рабочая программа элективного курса "Основы гигиены"
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая програма элективного курса предназначена для обучающихся 7 класса как программа предпрофильной подготовки, расширяющая кругозор обучающихся в области гигиены и экологии организации пространства где живет человек. Программа позволяет развитвать проектные и исследовательские умения у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса Основы гигиены 7 класс | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Элективного курса «Основы гигиены»
7 класс
2012-13 учебный год
Учитель: О.Я. Редченко, учитель биологии высшей квалификационной категории
Эдучанка 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса разработана для предоставления обучающимся возможности выбора будущей профессии, помочь сориентироваться в мире профессий. Курс позволяет оказать на практике конкретную помощь с целью выявления профессиональных интересов и предпрофильной подготовки.
Актуальность данного курса подтверждается тем, что знание основ гигиены важно в любом возрасте как основа соблюдения здорового образа жизни.
Цель курса: расширение и углубление знаний обучающихся о факторах, влияющих на здоровье человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.
Рабочая программа составлена на основе элективного авторского курса «Основы гигиены» О.Е. Аверченковой и основной образовательной программы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся. Курс дополнен теоретическим знаниям основ экологии человека. Рабочая программа разработана для обучающихся 7 класса, так как именно в этом возрасте активизируются процессы личностного проявления. Подросток стремится самоутвердиться, в данный период очень важно не растерять теоретические знания, полученные в курсе биологии и подтвердить их на практике, что окружающая среда – это среда обитания человека, ее сохранение и правильное поведение человека, позволит сориентировать молодых людей на приоритеты здоровья.
Курс рассчитан на 36 часов в год, 1 час занятий в неделю.
Основными подходами к организации занятий является деятельностный подход позволяющий организовать практические и лабораторные работы, семинары для конкретного изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека. Виды работы при изучении курса: П.Р. – практическая работа, Л.Р. – лабораторная работа, экскурсия, микроисследование, исследовательская работа. Результатом освоения курса является самооценка и взаимооценка, полученная на основе выполненной исследовательской работы, представленной на НПК школьников.
Основные требования к обучающимся
Выпускники должны знать:
- основы здорового образа жизни,
- значение гигиенических знаний для сохранения здоровья человека,
- основные гигиенические требования к воздуху, воде, почве в населенных пунктах,
- правила здорового питания,
- особенности утилизации отходов в населенных пунктах,
- основы гигиены труда и правила отдыха.
Выпускники должны уметь:
- охарактеризовать основные источники загрязнения воды, воздуха, почвы;
- объяснять причины нарушения здоровья человека при нарушении гигиенических правил;
- проводить лабораторные исследования качества воды, продуктов питания, воздуха;
- составлять итоговые заключения на основе выявленных фактов;
Метапредметные результаты:
- уметь выделять главное и систематизировать представленный научный материал;
- работать с различными источниками информации;
- обобщать и делать вывода на основе полученных знаний;
- решать практические задачи;
- проводить исследования окружающей среды на предмет соответствия установленным нормам.
Личностные результаты:
- расширение кругозора знаний в области гигиены и основ здорового образа жизни;
- предпрофильная ориентация при дальнейшем выборе професии;
- личное отношение к гигиеническому состоянию окружающей среды и изменение поведение в направлении соблюдения правил гигиены;
- забота о соблюдении здорового образа жизни;
- понимание значения науки гигиены, как важнейшего фактора в сохранении здоровья человека.
Календарно-тематическое планирование курса
«Основы гигиены»
№ п/п (в теме) | Тема | Основные элементы содержания, вид деятельности обучающихся | Дата | |
план | факт | |||
Введение (2 часа) | ||||
1 (1) | Гигиена как наука | Основы гигиены. История развития. Основные цели, задачи, методы. | 1 неделя сентября | |
2 (2) | Значение гигиенических знаний | Практика лечащего врача и значение знаний основ гигиены. (Интервью) | 2 неделя сентября | |
Раздел 1. Гигиена воздуха и климата населенных пунктов (6 часов) | ||||
3 (1) | Загрязнения атмосферного воздуха | Состав атмосферного воздуха. Источники загрязнения воздуха: пары, газы. | 3 неделя сентября | |
4 (2) | Автомобильный транспорт как источник загрязнения атмосферы | Состав выхлопных газов автомобиля. Сравнение значений содержания окислов азота в атмосферном воздухе в регионах России | 4 неделя сентября | |
5 (3) | Влияние загрязнений на климат Земли | Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. | 1 неделя октября | |
6 (4) | Гигиенические характеристики пылевого и бактериального загрязнения | Л.Р. «Исследование запыленности воздуха школьного помещения» | 2 неделя октября | |
7 (5) | Лучистая энергия | Гигиеническое значение солнечной радиации | 3 неделя октября | |
8 (6) | Семинар «Гигиена воздуха» | Представление микроисследований «Исследование запыленности домашних помещений» | 4 неделя октября | |
Раздел 2. Гигиена водоснабжения населенных мест (6 часов) | ||||
9 (1) | Значение воды в жизни человека | Строение и значение воды. Использование воды человеком. | 2 неделя ноября | |
10 (2) | Основные источники загрязнения воды | Тепловое загрязнение воды. Химические вещества загрязнители | 3 неделя ноября | |
11 (3) | Источники водоснабжения в населенных пунктах | П.Р. «Вода привозная, вода бутилированная, вода минеральная». | 4 неделя ноября | |
12 (4) | Исследование чистоты воды | Л.Р. «Органолептические показатели воды» | 1 неделя декабря | |
13 (5) | Экскурсия «Источники водоснабжения поселка» | Экскурсия на водозаборные скважины поселка. | 2 неделя декабря | |
14 (6) | Исследование чистоты воды» | Л.Р. Обнаружение хлоридов в минеральной и проточной воде» | 3 неделя декабря | |
Раздел 3. Гигиена почвы и очистка населенных мест от нечистот и отбросов (4 часа) | ||||
15 (1) | Почва, как особая оболочка Земли | Состав и свойства почвы. Механизм образования почвы | 4 неделя декабря | |
16 (2) | Органические вещества в почве | Л.Р. «Определение органических веществ в почве» | 5 неделя декабря | |
17 (3) | Канализация и очистка населенных пунктов | Свалки, канализационные системы, способы очистки. Захоронение твердых и жидких отходов. П.Р. «Способы переработки отходов» | 3 неделя января | |
18 (4) | Деградация почв | Семинар: «Влияние человека на почвы» | 4 неделя января | |
Раздел 4. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест (6 часов) | ||||
19 (1) | Планировка городов и населенных пунктов | Планирование расположения населенных пунктов. Архитектурные предпочтения. Геологические особенности. | 5 неделя января | |
20 (2) | Благоустройство жилых районов | Зонирование городов: промышленные районы, спальные районы. | 1 неделя февраля | |
21 (3) | Озеленение территорий в населенных пунктах | Проектирование территорий для отдыха, службы озеленения населенных пунктов. Значение озеленения для гигиенического благополучия | 2 неделя февраля | |
22 (4) | Пылевое загрязнение в населенных пунктах | Л.Р. «Исследование запыленности пришкольной территории» | 3 неделя февраля | |
23 (5) | Гигиенические требования к жилищу | Учебный проект «Учебный кабинет с учетом санитарно-гигиенических требований | 4 неделя февраля | |
24 (6) | 1 неделя марта | |||
Раздел 5. Гигиена питания (8 часов) | ||||
25 (1) | Рациональное питание и здоровье | Здоровое питание, сбалансированный рацион. Правила здорового питания. | 2 неделя марта | |
26 (2) | Энергетическая оценка пищевого рациона | П.Р. «Расчет энергетической ценности питания» | 3 неделя марта | |
27 (3) | Гигиеническое значение питательных веществ | Белки, жиры и углеводы, минеральные соли, витамины. | 4 неделя марта | |
28 (4) | Особенности сохранения полезных веществ | Л.Р. «Изучение устойчивости витамина С» | 1 неделя апреля | |
29 (5) | Качество пищи человека | Л.Р. «Определение качества коровьего молока» | 2 неделя апреля | |
30 (6) | Качество продуктов питания | Л.Р. «Определение качества мяса» Л.Р. «Определение свойств натурального меда» | 3 неделя апреля | |
31 (7) | Питание школьника | П.Р. «Оценка рациона питания школьников» | 4 неделя апреля | |
32 (8) | Пищевые отравления различной природы | Деловая игра «Действия врача при пищевых отравления» | 1 неделя мая | |
Раздел 6. Гигиена труда (2 часа) | ||||
33 (1) | Труд – как основной вид деятельности человека | Система труда и отдыха. Профилактика утомления. Профессиональные болезни, связанные с положением тела во время работы и напряжением отдельных органов. | 2 неделя мая | |
34 (2) | Гигиена рабочего места | П.Р. «Определение гигиенических требований к рабочему месту ученика» | 3 неделя мая | |
Раздел 7. Заключение | ||||
35 (1) | Гигиена- наука о здоровье | НПК , защита исследований, проведенных по одной из тем курса | 4 неделя мая | |
36 (2) |
Основная литература
- Аверчинкова О.Е. Биология. Элективные курсы. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. – 9-11 классы / О. Е. Аверчинкова, - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Экология человека. С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров, О.И. Янушанец, учебник для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений и лечебно-профидактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы и органов социальной защиты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа по предмету "Гигиена и самообслуживание", 1 класс
Рабочая программа создана для работы с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"
Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...