Исследовательская работа «Ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету».
опыты и эксперименты (биология) по теме
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
«Ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету».
Автор Горяева Светлана Юрьевна,
учитель биологии МБОУ « Заостровская основная школа»
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты. Ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету.
1.1. Мотивация как важный «двигатель» процесса обучения.
1.2. Презентации как средство повышения эффективности обучения биологии.
1.3. Требования к созданию мультимедийной презентации.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению мультимедийных презентаций при изучении школьного курса «Биология».
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина «метод» из-за синонимического использования таких слов, как способ, путь, средство, методика, а с другой - богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы.
В методике обучения биологии чаще всего методы определяются ключевым словом «способ».
Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская дают такое определение: «Учебный метод -- способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися». В.А.Тетюрев определяет методы как «основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков». Примерно так же определяет методы и Б. В. Всесвятский: «Метод можно определить как один из основных способов обучения основам биологии, направляемый учителем на лучшее усвоение учащимися определенных биологических знаний, практических умений и навыков». И.Д.Зверев характеризует методы «как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» . Можно и дальше продолжить перечисление определений понятия «метод». Все они, различаясь в отдельных деталях формулировки, в целом характеризуют две взаимосвязанные стороны: воздействующая обучающая сторона -- учитель и воспринимающая, усваивающая сторона -- ученик. Характер этого взаимодействия зависит от третьего, важного компонента -- источника знаний.
Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения.
Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационных технологий в обучении биологии, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа (multimedia - средства, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. Л. Бордовского, И.Б.Горбуновой и А.С.Кондратьева, "...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше".
Формирование информационно коммуникативной компетентности школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Информационное обеспечение уроков биологии открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи. На этом фоне обучение созданию мультимедийной презентации позволяет учащимся повысить мотивацию к изучению традиционной темы.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование мультимедийных презентаций в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой и учитель должен применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Проблема исследования : ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения ученических презентаций.
Объект исследования - биологическое образование в Заостровской школе .
Предмет исследования – мультимедийная презентация учащихся
Гипотеза исследования - формирование повышения интереса к биологии, углубление знаний по предмету будет эффективным, если:
- организована самостоятельная работа учащихся с мультимидийными презентациями и с ИКТ;
- разработаны требования к составлению презентации;
- регулярно используются мультимедийные презентации в школьном курсе биологии.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи:
- анализ изучения литературных источников;
- создание и апробация ученических презентаций для уроков биологии .
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие
методы исследования: теоретические - анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение результатов исследования. Эмпирические - эксперименты; педагогическое наблюдение. Математические – статистическая обработка экспериментальных данных, графическая и табличная интерпретация результатов эксперимента.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в методике обучения биологии определены возможности использования средств мультимедиа в процессе обучения биологии, заключающиеся в создании в соответствии с целями и содержанием биологического образования виртуальной природной среды, моделирующей естественную.
Преимущества этого опыта: учитывая то, что изготовление ученических презентаций позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность проявления творчества, можно утверждать, что в результате применения опыта повышается мотивация обучения школьников, углубляются знания учеников по предмету.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Считаю, что: невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Глава I. Теоретические аспекты. Ученическая презентация – метод мотивации к изучению предмета биология, углубления знаний учеников по предмету.
1.1. Мотивация как важный «двигатель» процесса обучения.
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях модернизации всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.
Cамое главное в обучении биологии - это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П.. Пассова Е.И. и многих других. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.
Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
Иначе говоря, мотив это опредмеченная потребность, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают биологические знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда. В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются
внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы,
лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой,
наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего
неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностям.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.
1.2. Презентации как средство повышения эффективности обучения биологии.
Для современных детей учитель уже давно не является единственным источником информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Ученики, зачастую, не умеют превращать информацию в знания. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать. Научить нужно и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Считаю, что один из эффективных путей решения этих задач- создание ученической презентации. Поэтому в учебно – воспитательном процессе, активно использую ученические мультимедийные презентации, которые способствуют как повышению эффективности обучения биологии, так и воспитанию социально – активной личности. Невозможно научить подростка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.
Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа - это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран любую информацию. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно -воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Использование презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или экране монитора наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись опытов, снимки, графики. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знаний учеников по предмету является использование мультимедийных презентаций на различных стадиях учебного процесса.
1. Презентации могут быть использованы на уроке при объяснении нового материала:
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких либо иллюстрациях, данных и т.п
2. Наглядная демонстрация процесса:
Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов. которую, невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследовательских работ:
Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения своего собственного доклада.
4. Корректировка и тестирование знаний:
Проведение дополнительных занятий на домашнем компьютере, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.
Применение на уроках учебных презентаций способствуют решению всех задач, которые мы ставим на уроках биологии:
учебных:
- ознакомление учащихся с учебным материалом;
- отработка навыков по данной теме;
- контроль усвоения;
развивающих:
- развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
- формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
- привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Методическая целесообразность применения презентаций, как на биологии, так и на любых уроках может быть обоснована следующими моментами:
- создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
- презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;
- быстрее проходит повторение опорных знаний;
- создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников.
1.3 Требования к созданию мультимедийной презентации.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения; с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты.
При этом необходимо соблюдать ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке презентаций. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, термины, которые учащиеся будут прочитывать вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета.
Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 минут), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению мультимедийных презентаций при изучении школьного курса «Биология».
На протяжении работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Китайская мудрость гласит – «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Поэтому к своей работе над созданием презентаций я привлекаю ребят, ведь школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе.
В своей педагогической деятельности я использую ученические презентации, это даёт:
- Значительное повышение качества знаний учащихся;
- Повышение уровня активности школьников на уроке;
- Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
Создание собственной презентации вызывает у учащихся большой интерес. Презентация с точки зрения учащихся – это возможность сделать, что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Основная задача создания презентации ученика - сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы учащихся. При этом необходимо обратить внимание на методические приемы, позволяющие сосредоточить внимание учащихся на содержании работы, а соответственно и на содержании презентации, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.
Планируя создание презентации ученика, необходимо учитывать, что содержание создаваемой презентации должно отражать их самостоятельное изучение и исследование материала, соответствовать их возрастным особенностям и потенциальным возможностям, а также реальному уровню их знаний.
Создание любой презентации состоит из нескольких этапов.
Первый этап - это подбор элементов визуального ряда, в зависимости от темы и цели урока. Существует, по крайне мере 4 источника, которыми можно воспользоваться: рисунки, интернет, СД – продукты и сканирование. Удобней всего растровые рисунки, которые можно импортировать из других приложений. Если воспользоваться панелью Настройки изображения, можно рисунок обрезать, изменить яркость, контраст и т.д. Для создания иллюстраций можно использовать сканер. И тогда любой учебник, любое иллюстрированное пособие появится в презентации. Самое главное найти необходимый материал.
Вторым этапом является создание презентации. Создавая собственные презентации, учащиеся придерживаются требований к созданию презентации, с которыми они знакомятся заранее. Это;
- работа оформляется в PowerPoint;
- размер слайдов - А 4, ориентация - книжная;
- Оптимальный размер шрифта в тексте 32-40, а заголовок 60-120.
- анимация не должна быть слишком активной;
- слайды не перегружать текстом;
- важный материал выделять ярче;
- количество слайдов: 8-10;
- первый слайд - титульный;
- второй слайд - содержание;
- 3-7(9) слайды - основное содержание;
- 8(10) слайд – источники информации.
Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
Такая работа помогает осуществлять деятельностный подход, формировать УУД, что актуально в связи с переходом на ФГС. Учащиеся самостоятельно осуществляют подбор информации, делают выводы, создавая свою презентацию. Такая форма деятельности на уроках биологии позволяют формировать ученикам личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.
На урок они представляют для обсуждения продукт своей деятельности. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.
Кроме того, создание презентации влияет на рейтинговый контроль, который ведётся в течение года. За создание презентации отводится 20 баллов.
Карта рейтингового контроля
Тема
Критерии | Устный ответ | Выполнение практической работы по теме | Контрольная работа | Самостоятельная работа | Составление теста по теме | Подготовка презентации | Несвоевременная сдача работы | Отказ от устного ответа | Выполнение заданий в печатной тетради | Общее количество баллов | Итоговая оценка 100 баллов - «5», - 70 баллов - «4», - 60 баллов -«3», - 40 баллов - «2». |
Баллы
| 10 | 10 | 20 | 10 | 10 | 20 | - 10 | - 10 | 20 |
После просмотра презентации в классе остальными учащимися она обсуждается, выставляется оценка за презентацию.
Форма обсуждения:
а) Что, по вашему мнению, в презентации лишнее?
б) Какие слайды вы бы добавили?
в) Сделать итоговый вывод и выставить общий бал за выступление(на основе оценочной таблицы).
Содержание | Макс. кол-во баллов | ||
1 | Соответствие теме | 10 | |
2 | Соответствие дизайна содержанию | 10 | |
4 | Единство стиля в оформлении разных частей работы | 10 | |
5 | Читаемость текста, наглядность | 10 | |
6. | Качество выступления(связный рассказ, свободная. правильная речь) | 10 | |
8. | Точные ответы на вопросы | 10 | |
9. | Творческий подход и оригинальность | 20 | |
Общий балл | 80 | ||
Средний бал:
Более 70 баллов - “отлично”;
от 60 до 70 баллов - “хорошо”;
от 50 до 60 баллов - “удовлетворительно”
Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, устанавливать логические связи.
Составление электронных презентаций учащимися – один из видов домашнего задания .Если в 5 классе презентации составляются только в конце года по темам: « Зелёная аптека», « Красная книга растений», « Значение диких животных и их охрана», то в 6 классе количество презентаций сильно возрастает. Им нравится представлять своё творчество классу, видеть значимость своей работы. В 7 классе создание презентаций учащимися становится уже формой дифференцированного домашнего задания. Большой простор для творчества - это темы « Отряды насекомых», « Отряды рыб», « Отряды земноводных», « Отряды пресмыкающихся», « Отряды птиц», « Отряды млекопитающих». В 8 классе значительно повышается уровень сложности презентаций.
Ученические презентации можно использовать на разных этапах урока.
Это закрепление изученного, изучение нового материала, обобщение полученных знаний.
К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить презентацию в виде игры « Что? Где? Когда?» или « Своя игра». Ученики с удовольствием создают такие презентации.
Учащимися разработано более 70 мультимедийных презентаций для 5 – 8 классов, которые используются на уроках. Например:
- «Снежный барс» – 5 класс,
- «Строение стебля», «Семейство Сложноцветные», «Влияние факторов среды на строение листа» - 6 класс,
- «Движение крови по сосудам», «Кровеносная система человека. Сердце.» - 8 класс,
- «Значение насекомых», «Отряд Приматы», « Скаты» - 7 класс.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение презентации на уроках биологии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который делает занятия более наглядными и интересными, позволяющими заглянуть за страницы учебника Биология. Уроки с применением ученической презентации не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность. Групповые и индивидуальные презентации предоставляют возможность для развития личности, развивают межличностные отношения, повышают познавательную активность учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания, развивают интерес к предмету, формируют привычку доводить дело до конца.
Во время эксперимента мной был проведен опрос учащихся 9 класса, с целью выявления уровня знаний учащихся по теме « Кровеносная система», на которых мультимедийные методы не применялись и учащихся 8 класса, на которых мультимедийные методы применялись.
Вопросы для учащихся 8,9 классов:
- Что такое аорта?
- Какие сосуды снабжают кровью голову, руки и туловище?
- Что происходит в капиллярах большого круга кровообращения?
- Какие сосуды большого круга кровообращения несут кровь к сердцу?
- Какая кровь движется по лёгочным артериям?
- По каким сосудам малого круга кровообращения артериальная кровь возвращается в сердце?
- Дайте определение венозной крови.
- Дайте определение артериальной крови.
- К какому кругу кровообращения относится кровообращение в сердце?
- Как называется артерия, опоясывающая сердце?
- Как называют аппарат для измерения артериального давления?
- Что такое инсульт?
- Что такое инфаркт миокарда?
- Что такое гипертония?
- Что такое гипотония?
- Дайте определение гиподинамии.
- Что такое гипертонический криз?
- Какое внешнее кровотечение самое опасное?
А так же было проведено анкетирование учащихся 7, 8 классов, где активно применяются мультимедийные методы.
Анкета
- Появляются ли у вас новые знания, умения в процессе работы над презентацией?
- Помогает ли проделанная работа усвоить изученный материал?
- Помогает ли работа над проектом углубить знания по биологии?
- Что в работе над презентацией у вас вызывает наибольший интерес?
- Какие трудности возникают при составлении презентации, и как вы их преодолеваете?
- Какие ощущения вы испытываете от выполненной работы?
Результаты эксперимента показали, что если регулярно использовать мультимедийные презентации учащихся в школьном курсе биологии в 6-8 классах, то будет обеспечена мотивация учащихся к изучению биологии, углубление знаний по предмету.
Результативность подтверждается:
- итогами опроса
Класс | % выполнения | Качество знаний |
8 | 100 | 67% |
9 | 80 | 40% |
- результатами анкетирования
Вопрос | Варианты ответов | % |
| Да | 100 |
2.Помогает ли проделанная работа усвоить изученный материал? | Да | 100 |
3.Помогает ли работа над проектом углубить знания по биологии? | Да | 100 |
4.Что в работе над презентацией у вас вызывает наибольший интерес? | Искать интересные факты Узнавать новое Подбирать материал Создавать анимацию Читать Википедию | 42 8 25 17 8 |
5.Какие трудности возникают при составлении презентации, и как вы их преодолеваете? | Проблемы с интернетом Работа с текстом Долго не могу найти информацию Нет трудностей | 8 8 33 51 |
6.Какие ощущения вы испытываете от выполненной работы? | Радость за хорошую отметку Удовлетворение Радость Хорошее настроение | 8 50 8 34 |
Результативность подтверждается и итогами мониторинга сформированности УУД ( в 8 классе - 68%, а в 9 классе – 50% ), итогами мониторинга индекса решаемости биологических задач, проведённых на сайте INOKON.RU ( 8 класс– 56%, 9 класс– 47,86%, по уровням сложности: лёгкие соответственно 81 и 51%, средние -40 и 43%, трудные – 58 и 0%) и результатами конкурса « Колосок осенний», где рейтинг 8 класса выше, чем рейтинг у 9 класса.
Класс | Рейтинг по | |||
Всем участникам | России | Северо – Западному федеральному округу | Региону | |
8 | 17( из4695) | 17( из 4474) | 8( из 330) | 3 ( из20) |
9 | 26( из3036) | 26( из2922) | 17 ( из299) | 8 ( из22) |
Работа над созданием презентации у учащихся повышает познавательную активность, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается стабильность положительных результатов обучения и стабильность качества знаний.
Год | % успеваемости | Качество знаний (%) |
2010-2011 | 100 | 86 |
2011-2012 | 100 | 86 |
2012-2013 | 100 | 94 |
Применение в работе мультимедийных презентаций учащихся позволило мне повысить интерес к предмету и эффективность обучения. Показателем этого, может служит активизация познавательного интереса учащихся на уроках и вне урока. Для исследования познавательного интереса и интереса к предмету учащихся я использовала диагностику основных мотивов учебной деятельности учащихся 8 класса по П.И. Третьякову.
Класс | Ситуативный интерес ( на новизну, яркость, неожиданность) | Учение по необходимости | Интерес к предмету | Повышенный познавательный интерес |
7 | 85% | 67% | 60% | 79% |
8 | 100% | 62% | 72% | 89% |
Сравнив полученные результаты, я могу отметить некоторый рост познавательного интереса и интереса к предмету к концу первого полугодия. Так если уровень повышенного познавательного интереса в апреле 79 %, декабре он увеличился до 89%. Проведенный педагогический эксперимент, в котором были выделены две группы учеников: экспериментальная (обучение проводилось с использованием мультимедийных ученических презентаций) и контрольная (обучение осуществлялось традиционными методами) выявило повышение интереса к процессу обучения биологии.
Заключение
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов, технических средств, владения учителем навыками их использования. Современные мультимедийные методы имеют широкие возможности.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных презентаций на уроках биологии позволяет дифференцировать учебную деятельность, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Материал, предлагаемый учащимися в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Презентация дает возможность учащимся проявить творчество, индивидуальность. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового.
Мультимедийные презентации вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся:
- Значительно повышается мотивация к обучению предмета.
- Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
- Использование мультимедийных презентаций в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
- Применение презентаций, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением ученических презентаций не заменяют учителя, а напротив, делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным.
- Позволяет довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах.
- Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает» максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную.
От этого интерес ребят к изучению биологии растет. А это значит, что учитель выполнил поставленные им цели и задачи и одержал хоть маленькую, но победу.
Экспериментальная часть была построена именно на применении мультимедийных презентации в курсе биологии в 7 - 8 классах.
Результаты эксперимента показали, что если регулярно использовать мультимедийные методы в школьном курсе биологии в 7 - 8 классах, то будет обеспечено повышение качества знаний учащихся по биологии и развитие познавательного интереса к предмету.
В ходе исследовательской работы мною было:
1.проанализированы литературные источники по проблеме исследования;
2.вместе с учащимися разработаны и апробированы мультимедийные презентации для поддержки уроков биологии в 7-8 классах;
3. проведена экспериментальная работа по внедрению мультимедийных презентаций при изучении школьного курса «Биология» в 7-8 классах;
4. результаты эксперимента показали, что если регулярно использовать ученические мультимедийные презентации в школьном курсе биологии в 7-8 классах, то будет обеспечено повышение мотивации обучения школьников, углубление знаний учеников по предмету, мотивация к повышению качества знаний учащихся по биологии.
Список литературы
- Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
- Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004 №3
- Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.
- Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии [Текст] / Г.М. Муртазин. - М., 1989.
- Смирнов В.А. Научно методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе. С - П. 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.
Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...
Тестовые задания для компьютерного тестирования в формате Excel для итоговой оценки знаний обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» /9 класс/ и предмету «Мировая художественная культура» /11 класс/
В документе представлены тесты разного типа в в формате Excel по предметам Изобразительное искусство и МХК....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЗА I ПОЛУГОДИЕ НА ПРОВЕРКУ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УМК Spotlight 10 10 класс, базовый уровень...
Рабочая программа предмета «Биология» углубленного уровня для 10 - 11 классов
Рабочая программа предмета «Биология» углубленного уровня обязательной предметной области «Естественные науки» для 10 - 11 классов. Рабочая программа учителя составлена ...
Дидактический материал для контроля усвоения знаний обучающимися по предмету "Биология", 9 класс
Дидактические карточки предназначены для контроля знаний по биологии в 9 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология. Углубленный уровень» для обучающихся 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология. Углубленный уровень»для обучающихся 10 класса...
Рабочая программа учебного предмета "Биология". Углубленный уровень. По ФГОС. 10-11 класс
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов, изучающих учебный предмет "Биология" на профильном уровне по ФГОС. Содержит календарно-тематическое планирование....