«Выявление источников мутагенов в окружающей среде» На примере исследования степени загрязнённости вод рек Центрального района Санкт-Петербурга
проект по экологии (10 класс) на тему
Данный проект может быть адаптирован для учеников любого класса с 6 по 11 включительно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде» | 157.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде»
На примере исследования степени загрязнённости вод рек Центрального района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
Работа выполняется, как практическая, предполагает развитие навыков самостоятельного исследования. Практическая часть работы совершенствует умение обучающихся наблюдать, делать выводы, выстраивать причинно-следственные связи. Данная работа проводится в 10 классе в ходе изучения курса «Экология». Работа выполняется в парах или группе.
При подготовке к работе учитель помогает учащимся с поиском информации для актуализации знаний по экологии и генетике. А, также, с постановкой цели данной работы и достижения ее.
Планируемые результаты
- Личностные: сформировать у учащихся познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение экологической обстановки окружающей среды; интеллектуальные умения (доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы);
- Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение ставить вопросы, давать определения понятиям, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения; умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию
- Предметные:
образовательные:
-На базе школьных знаний учащихся расширить их представления о видах мутагенов и их влиянии на живой организм, его рост и развитие;
-углубить и систематизировать знания учащихся биоиндикаторах в общем и фитотестировании в частности;
-расширить представления об экологической обстановке в окружающей среде;
-раскрыть зависимость роста и развития живых организмов от условий окружающей среды.
- осуществить поиск решения проблемы глобального и прогрессирующего загрязнения главных водных артерий города;
развивающие:
-продолжить развитие исследовательской компетентности учащихся:
через поиск необходимой информации в учебной, дополнительной литературе, интернете;
-развивать умение работать со схемами, рисунками, слайдами презентации;
-развивать умение сравнивать;
-развивать умение устанавливать закономерности при анализе различий в росте растений на одинаковых стадиях, но в разных средах;
-умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера);
-развивать творческие способности учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу полученных знаний и умений в новую ситуацию;
воспитательные:
-развивать коммуникативные способности учащихся во внеучебное время при работе в парах и группе;
-воспитывать культуру умственного труда - развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
-сформировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода
Цель работы
Познакомиться с возможными источниками мутагенов в окружающей среде, оценить их влиянии на организм и составить примерные рекомендации по уменьшению влияния мутагенов на организм человека.
Теоретическая часть
Экспериментальные исследования, проведенные в течение последних трех десятилетий, показали, что немалое число химических соединений обладает мутагенной активностью. Мутагены обнаружены среди лекарств, косметических средств, химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, промышленности; перечень их все время пополняется. Например, к самым известным и распространенным мутагенам, безусловно, относятся:
лекарственные препараты;
химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве
компоненты пищи;
компоненты табачного дыма;
аэрозоли воздуха;
аэрозоли в быту;
мутагены производственной сферы
Именно последняя группа мутагенов и вызвала наше пристальное внимание.
Химические вещества на производстве составляют наиболее обширную группу антропогенных факторов внешней среды.
Наибольшее число исследований мутагенной активности веществ в клетках человека проведено для синтетических материалов и солей тяжелых металлов(свинца, цинка, кадмия, ртути, хрома, никеля, мышьяка, меди).
Наибольшее внимание привлекли синтетические соединения, для которых выявлена способность индуцировать хромосомные аберрации (перестройки) и сестринские хроматидные обмены не только в организме человека. Такие соединения, как винилхлорид, хлоропрен, эпихлоргидрин, эпоксидные смолы и стирол, несомненно, оказывают мутагенное действие на соматические клетки.
Органические растворители (бензол, ксилол, толуол), соединения, применяемые в производстве резиновых изделий индуцируют цитогенетические изменения, особенно у курящих людей. У женщин, работающих в шинном и резинотехническом производствах, повышена частота хромосомных аберраций в лимфоцитах периферической крови. То же относится и к плодам 8-, 12-недельного срока беременности, полученным при медицинских абортах у таких работниц.
Подобного рода мутагены могут накапливаться в воздухе, пищу, воде и, соответственно, попадать в организм через легкие, кожу, пищеварительный тракт. Следовательно, доза получаемого вещества зависит от концентрации в окружающей среде.
Актуализация
Производственные выбросы в атмосферу, гидросферу и литосферу играют большую роль в оказании негативного влияния на искусственные и естественно сложившиеся экосистемы города и, конечно, здоровье человека. Вторым по степени значимости источником загрязнения в СПб являются загрязнённые промышленными и бытовыми отходами реки, вода из которых поступает в наши дома.
Поэтому мы поставили перед собой цель: исследовать степень загрязнённости рек Центрального района СПб методом фитотестирования, в качестве тест-объектов которого использованы семена активно использующейся в сельском хозяйстве распространённой тест-культуры горчицы. Мы взяли для исследования данное растение, поскольку, Крестоцветные обладают чувствительностью при исследовании фитотоксичности речных отложений, загрязнённых преимущественно тяжёлыми металлами и пестицидами.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
-Сравнить степень загрязнённости вод Невы, Обводного канала и Фонтанки между собой;
-Определить негативные отклонения, указывающие на токсичность с помощью контрольного образца;
-Выяснить, какие из основных рек Центрального района требуют принятия мер по улучшению их экологического состояния;
-В результате исследования вывести основной алгоритм определения степени загрязнённости воды по общим сведениям об использовании рек;
-Сформулировать правила поведения, направленного на улучшение экологической ситуации рек;
Ожидаемые результаты:
Мы предположили, что образцы воды, с использованием которых будет проводиться биотестирование по совокупности данных о скорости и характере прорастания будут давать следующие результаты: наилучший показатель у образца, проращиваемого в воде из артезианской скважины (контрольный образец), второй по сумме образец с водой из Невы, третий – образец из Фонтанки, четвёртый – образец из Обводного канала.
Материалы и методы:
В каждой чашке Петри свой образец воды, указанный на крышке вместе со временем закладывания семян с точностью до минуты. В каждом заборе расположено по десяти семян, разложенных на ватном диске и прикрытых сверху другим ватным диском. В данном случае ватные диски играют роль средообразователей для семян и, как мы увидим впоследствии, создают кратковременный аналог влажной почвы.
В процессе наблюдения, всходы сравниваются между собой по коэффициенту количества ростков k= (кол-во ростков- кол-во ростков контрольного образца)/кол-во ростков контрольного образца. Его отрицательное значение соответствует негативным отклонениям, равенство нулю – одинаковые с контролем показатели, а положительные значения – превосходству над контрольным образцом в численности проросших семян. Аналогично высчитывается коэффициент средней длины ростков m.
Также производятся замеры корневых отростков побегов и их длины сравниваются между собой.
В исследовании мы использовали следующие материалы:
Чашки Петри (4 шт.);
Образцы воды:
Образец с водой из Невы (образец №1). Взят около Троицкого моста, близ Кунсткамеры. Внешние свойства: прозрачная вода, особого, выделяющегося запаха не чувствуется;
Образец с водой из Обводного канала (образец №2).Место забора – автовокзал (станция метро Обводный канал). Внешние свойства: мутноватая из-за примеси глины вода, запаха не ощущается;
Образец с водой из Фонтанки (образец № 3). Место забора – угол набережной и Московского проспекта. Внешние свойства: прозрачная вода, запах не ощутим;
Контрольный образец (образец №4). Артезианская вода, купленная в магазине. Внешние свойства: прозрачная вода без запаха;
Семена горчицы (40 шт.)
Ватные диски;
Пластиковые бутылки (4 шт.), из-под артезианской воды, рассчитанные на объём 0,6 литра.
Результаты
4.1 Графики (сравнение максимальных показателей за определённые периоды времени)
1. Сравнение значений всхожести в образцах
Здесь мы видим варьирование численности живых ростков. Очевидно, что в период с четвёртого по седьмой день её значение достигало своего максимума (конкретизируя, это произошло на шестой день), особенно это хорошо проявилось в контрольном образце и образце Невы, однако в дальнейшем наблюдалось быстрое сокращение численности из-за гибели молодых ростков.
2. Сравнение длин ростков по максимальным значениям в каждом образце за указанный период времени
С помощью полученной информации мы можем сделать следующие выводы:
-Очевидно, что после контрольного образца наименьшее содержание мутагенов наблюдается в образце с водой Невы, после него Обводный канал, а затем Фонтанка.
-Наибольшее содержание мутагенов наблюдается в воде Фонтанки, сильно отстающей по показателям от всех образцов
-Очевидно, что в первую очередь мер по очистке требуют Фонтанка, Обводный.
-Мы выяснили, что для определения степени загрязнённости воды и содержания в ней мутагенов, на основе статистических данных об использовании во внимание необходимо принимать месторасположение промышленных предприятий и объём воды в реке.
-Самым главным в улучшении экологической ситуации является сокращение выбросов и улучшение культуры.
Литература
Использованные литературные источники и интернет-ресурсы:
1.«Условия отбора и подготовки проб для некоторых методов биотестирования вод, почв и отходов» учебно-методическое пособие. /Вавилова В.М., Терехова В.А. М.:МАКС ПРЕСС- 2009. 40 с.
2.учебное пособие "Покрытосеменные растения"/Козлова Т.А., Сивоглазов В.М. - М.: Дрофа, 2003. 96с.
3.Почвенно-экологический словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. проф. В.П.Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 379 с.
4. .Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ О.П. Мелехова, Е.И. Сарапульцева, Т.И. Евсеева и др; под ред. О.П. Елеховой и Е.И. Сарапульцевой. - 2-е издание, испр. - М.:Издательский центр «Академия», 2008
5.Biolife.ru(www.allbest.ru)
6.Ronl.ru
7. Фитотестирование: основные подходы, проблемы лабораторного метода и современные решения. Лисовицкая О.В., Терехова В.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе «Онтогенез. Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»
Учащимся, интересующихся предметом было предложено опережающее задание по выявлению мутагенов в окружающей среде, результатом которых было создание презентаций. Для выполнения практической работ...
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...
Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.
Данная статья была представлена в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции "Актуальные аспекты гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: опыт...
Онтогенез. Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»
Цель урока: формирование знаний о влиянии факторов окружающей среды на особенности индивидуального развития организма на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.Зада...
«Использование ресурса медиа-лаборатории при формировании активной гражданской позиции у обучающихся ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга»
Текст статьи был представлен в виде доклада на районной конференции «Воспитание патриотизма и гражданской ответственности обучающихся: современные вызовы и ресурсы» 29.03.2022 года, Д...
Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.
Материал доклада для представления опыта работы школы на районной конференции.Патриотизм - определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любо...