Программа по биологии для СПО
рабочая программа (биология) по теме

Козлякова Ольга Анатольевна

Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии  для  специальностей среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii.docx61.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

государственное   бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Осташковский  техникум»

СОГЛАСОВАНО                                                                                        

на методкомиссии                                                                                      

______________________                                                                        

«____»__________20___г.  

  УТВЕРЖДАЮ:

   Зам. директора по УР

     ________________________

    «___»____________20___ г.  

 ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

г. Осташков 2013 г

Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии  для  специальностей среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: Государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский  техникум»   г. Осташков.

Разработчики:

Козлякова О.А., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Осташковский техникум»  г. Осташков

        Рекомендована:  Предметной методической комиссией общеобразовательного цикла ГБОУ СПО «Осташковский техникум».

 Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии

№ _________ от «___» __________________ 2013 г.

© ГБОУ СПО «Осташковский техникум»

© Козлякова Ольга Анатольевна

Содержание

Стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы                              

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной  дисциплины  

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

14


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

  1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                  112 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки  78 часов;
самостоятельной работы                                   34 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     практические работы

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

Подготовка рефератов

27

Оформление опорного конспекта

4

Составление схем и таблиц

5

Работа с дополнительной литературой

3

Итоговая аттестация в форме зачета                                                                            2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

                                                                                 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

2

РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

19

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Содержание учебного материала:

12

1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

         2. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

3. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

5. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

2

2

2

2

2

Практическая  работа (№ 1)

  1. Описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных

органоидов клетки.

3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез.

7

4

1

1

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

12

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала:

8

1. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

3. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

2

2

2

Практическая  работа  (№ 2)

1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  • Половое размножение и его биологическое значение.
  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  • Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  • Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  • Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

3

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

18

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала:

10

1. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

2. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.

3. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2

2

2

          2

Практическая  работа  (№ 3, № 4)

1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.                

2. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.

2

2

Самостоятельная работа

1. Подготовка реферата по теме:

  • Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  • Драматические страницы в истории развития генетики.
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория

наследственности».

3.  Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности изменчивости».

6

3

1

2

РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

26

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала:

18

1. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

4. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

5. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

 Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

6. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.

7. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

8. Основные направления эволюции

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическая работа (№ 5)

  1. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

2

Самостоятельная работа

  1. Подготовка рефератов по теме:
  • История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  1. Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».  
  2. Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании.

4. Подготовка сообщений по вопросам: эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. (Работа с дополнительной литературой)

6

2

1

1

2

РАЗДЕЛ 5  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

13

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Содержание учебного материала:

8

1. Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

2. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Живые организмы на Земле в процессе эволюции

3. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2

2

2

2

Практические работы (№ 6)

2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

Самостоятельная работа

1. Подготовка рефератов по теме:

  • Современные представления о зарождении жизни.
  • Различные гипотезы происхождения.
  • Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  • Ранние этапы развития жизни на Земле.

5

РАЗДЕЛ 6  ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

22

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Содержание учебного материала:

16

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

 2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

3. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере.

4. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

3. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

2

2

2

2

2

2

2

Практические работы (№ 7, № 8, )

1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2.  Решение экологических задач.

2

2

Самостоятельная работа

  1. Подготовка реферата по теме:
  • Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  
  • Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

6

РАЗДЕЛ 7.  БИОНИКА

3

БИОНИКА

Содержание учебного материала:

2

           1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка реферата по теме:

  • Устойчивое развитие природы и общества.

1

Итоговая аттестация

Зачет

2

Итого

112

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для обучающихся, студентов и преподавателя, аудиторная доска;
  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);
  • наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);
  • авторский комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и    профессионального назначения,

 - комплект учебно – методической документации,

  - методические пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.
  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Информационные Интернет-ресурсы:

1. http://biology.ru

2. http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html

3. http://dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21

4. http://www.ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc

5. http://59428s016.edusite.ru/p16aa1.html

6. http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

7. http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

8. http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.

Формой итогового контроля является зачет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках  и критически ее оценивать;

  • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
  • Практические занятия;
  • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

Знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

  • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
  • Практические занятия;
  • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Тестирование (зачет )

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...