Подготовка к ЕГЭ. Растения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме

Хохлова Марина Николаевна

При подготовке к ЕГЭ и повторении ботаники применяется деятельностный подход при этом формируются и закрепляются метапредметные резельтаты. Разработка содержит опрные конспекты. Учащиеся офрмляют конспект, заполняют таблицы и схемы. Широкое поле для самостоятельной работы. Составлены вопросы для самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к ЕГЭ. Растения81.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ. «Растения».

Составитель: учитель биологии МАОУ СОШ № 35 Хохлова Марина Николаевна.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Деятельностные компетенции – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

           Для подготовки к итоговой аттестации приемлемым показалось использовать блочно-модульную методику, или личностно-ориентированный подход. С этой формой работы ученики уже познакомились на уроках биологии. Эта методика предполагает необходимость письменного оформления изучаемого материала, то есть    ученики создавали    конспекты. Конспекты не ограничивались в объеме. Составлено 4 модуля, в каждом модуле 4-6 блоков.

            Ученику предоставляется большая свобода действий, так как работа проводится самостоятельно. Необходимая литература частично приобретается учениками, частично имеется в кабинете биологии, в школьной библиотеке и районной библиотеке.

        Модули ребята получают в электронном или печатном виде. На выполнение одного блока отводится неделя. Поэтому если какое-нибудь занятие ученик пропускает, то тема все равно будет изучена  в полном объеме. Задача учителя на занятии осуществить  устный контроль знаний по предыдущему блоку и актуализацию знаний по следующему блоку. Для актуализации (или вызов)  знаний менее всего использется рассказ. Чаще всего это объяснение основных моментов с большим количеством демонстраций. Для демонстрации используются таблицы, презентации, видеофильмы, иллюстрации в книге.   Ученики изучают материал, затем с помощью алгоритмических предписаний оформляют конспект. Информация берется из нескольких источников. Конспект обычно включает в себя текст, таблицу, схему. По конспекту ученик  готовит устный ответ.

         В конце подготовки проводится урок обобщения знаний. На экран выставляются вопросы. Ответы обсуждаются всей группой. Большое внимание уделяется решению тематических тестовых заданий. Эта работа хорошо закрепляет знания и вырабатывает навыки решения типовых контрольно-измерительных материалов.

Модуль 1.

№ п\п

Темы повторения

1

Растительная клетка. Особенности строения и функционирования

2

Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли

3

Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений.

4

Строение и значение семени.

5

Корень. Строение и функции. Видоизменения корней

6

Побег. Стебель. Строение и функции.

Литература: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 14

Содержание конспекта.

Блок 1. Растительная клетка. Особенности строения и функционирования.

  1. Содержимое растительной клетки: цитоплазма, органоиды (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, и т.д.), включения, вещества (белки, липиды,  углеводы, витамины, фитогормоны)
  2. Подробная информация о вакуоли,  пластидах, включениях, клеточной стенке.
  3. Фотосинтез (схема цикла Кальвина), дыхание, особенности деления растительной клетки, особенности транспорта веществ.

Блок 2. Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли.

  1. Общая характеристика подцарства.
  2. Отделы водорослей:  

отдел

строение

жизнедеятельность

представители

рисунки

зеленые

бурые

красные

Блок 3. Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений.

  1. Охарактиризовать все листостебельные растения, размножающиеся спорами и семенами.
  2. Растительные ткани:

Ткань

Тип клеток(рисунок)

Функция

Примеры

Образователь-ные(меритемы)

Основные  (паренхимы)

Покровные

Механические

Проводящие

1.флоэма

2.ксилема

  1. Органы растений (рисунок). Кратко охарактеризовать вегетативные и генеративные органы.

Блок 4. Строение и значение семени.

  1. Типы семян. Расположение запаса питательных  веществ в семени.
  2. Строение семян двудольных и однодольных растений (рисунки).
  3. Условия прорастания семян
  4. Значение семян: .

Блок 5. Корень. Строение и функции. Видоизменения корней.

  1. Характеристика как осевого вегетативного органа.
  2. Зоны корня. Рисунок. Внутреннее строение корня. Рисунок. Ткани корня. Понятие центрального цилиндра.
  3. Виды корней. Типы корневых систем. Рисунок.  Видоизменения корня. Клубеньковые бактерии. Микориза.
  4. Функции корня: почвенное питание, вегетативное размножение, запасание веществ,  закрепление растения в почве.

Блок 6. Побег. Стебель. Строение и функции. Почка.

  1. Характеристика как осевого вегетативного органа. Рисунок.
  2. Внутреннее строение зрелого стебля.  Рисунок. Ткани стебля. Центральный цилиндр. Годичные кольца. Ветвление. Схемы.
  3. Функции стебля: вынос  листьев к свету, восходящий и нисходящий токи, запасание веществ, вегетативное размножение. Видоизменения побега. Рисунки. Значение видоизменений.
  4. Почка – зачаточный побег. Рисунок. Расположение почек.

Контрольные вопросы:

  1. Какие органоиды характерны только растительной клетке? Каково значение этих органоидов?
  2. Дать три доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям.
  3. Сравнительная характеристика зеленых и бурых водорослей.
  4. Сравнить размножение красных, бурых и зеленых водорослей.
  5. Дать характеристику живым растительным тканям.
  6. Лабораторная работа «Растительные ткани под микроскопом»
  7. Сравнить хранение питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений.
  8. Выявить отличия во внутреннем строении корня и стебля.
  9. Лабораторная работа «Изучение микропрепаратов: ветка липы и корневые волоски»
  10. Доказать, что почка зачаточный побег.

Решение тематических тестов.

Модуль 2.

7

Лист. Строение и функции. Фотосинтез.

8

Вегетативное размножение растений.

9

Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции.

10

Половое размножение   цветковых растений. Двойное оплодотворение.

Литература: 1, 6, 7, 8, 9, 14, 15.

Содержание конспекта.

Блок 7. Лист. Строение и функции. Фотосинтез.

  1. Внешнее строение листа. Рисунок. Простые и сложные листья. Рисунок. Жилкование листьев. Рисунок. Способы прикрепление листа. Листорасположение. Рисунок.
  2. Внутреннее строение листа. Рисунок. Типы тканей, образующие лист. Лабораторная работа: «Внутреннее строение листа».
  3. Функции листа (описать физиологические процессы): дыхание, транспирация, фотосинтез, запасание веществ, вегетативное размножение.
  4. Видоизменения листьев. Значение видоизменений.

Блок 8. Вегетативное размножение растений.

  1. Характеристика особенностей бесполого размножения.
  2.                                            Формы бесполого размножения

                               Одноклеточные                                          Многоклеточные

митоз , спорообразование, почкование        спорообразование, почкование, вегетативное

  1. Митоз:  характеристика, организмы. Спорообразование у одноклеточных, механизм, организмы.  Почкование дрожжей: механизм.
  2. Спорообразование у многоклеточных, организмы. Почкование многоклеточных: механизм, организмы. Размножение вегетативными органами.

Блок 9. Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции.

  1. Цветок – неветвящийся укороченный побег. Характеристика частей цветка как элементов побега. Рисунок.
  2. Андроцей и гинецей. Рисунок. Описать функции как органа полового размножения.
  3. Оформить таблицу в которой систематизируются понятия: насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные  и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
  4. Виды соцветий. Рисунки.  Биологическое значение соцветий.
  5. Заполнить схему:

ПЛОДЫ

                                                              Сухие                                                       Сочные

                          односемянные              многосемянные       односемянные              многосемянные

  1. Функции плодов. Значение плодов в природе и для человека.

Блок 10. Половое размножение   цветковых растений. Двойное оплодотворение.

  1. Гаметогенез: микроспорогенез и макроспорогенез. Схемы.
  2. Механизмы опыления.
  3. Двойное оплодотворение. Рисунок
  4. Формирование зародыша. Рисунок
  5. Образование семян.

Контрольные вопросы.

  1. Описать лист герани по плану: Внешнее строение листа. Простые и сложные листья.  Жилкование листьев.  Способы прикрепление листа. Листорасположение.
  2. Что такое ассимилирующие ткани листа?
  3. Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.
  4. Какие видоизменения листьев могут быть у суккулентов?
  5. Дать характеристику бесполого  размножения растений.
  6. Как человек применяет бесполое размножение растений?
  7. Описать цветок кукурузы по плану: : насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные  и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
  8. Описать процессы оплодотворения у цветковых растений. Значение пыльцевой трубки.
  9. Как происходит образование семени у покрытосеменных.
  10. Дать сравнительную характеристику сухих и сочных многосемянных плодов.

Решение тематических тестов.

Модуль 3.

11

Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития.

12

Отделы  Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития.

13

Отдел Голосеменные. Цикл развития.

14

Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 14, 15.

Содержание конспекта.

Блок 11. Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития.

  1. Основные таксономические единицы в систематике растений. Классификация царства Растения. Начертите схему.
  2. Общая характеристика Высших растений. Общая характеристика споровых растений.
  3. Отдел Моховидные. Характеристика классов Печеночники и Листостебельные.
  4. Начертите схему и поясните жизненный цикл мха (на примере кукушкина льна) , с указанием  плоидности поколений.
  5. Значение мхов.

Блок 12.Отделы  Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития.

  1. Характеристика отдела Плауновидные. Строение. Рисунок. Значение плаунов.
  2. Характеристика отдела Хвощевидные. Строение. Рисунок. Значение хвощей.
  3. Характеристика отдела Папоротниковидные. Строение . Рисунок. Значение папоротников. Древние папоротники. Образование каменного угля.
  4. Начертите схемы жизненных циклов плаунов, хвощей, папоротников. Дайте сравнительную характеристику.

Блок 13. Отдел Голосеменные. Цикл развития.

  1. Общая  характеристика  голосеменных. Классы Хвойные, Гинкговые, Саговниковые, Гнетовые. Значение голосеменных.
  2.  Генеративные органы сосны. Строение шишек. Процессы образования микроспор и мегаспор.

 3.            Цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной:

Семя сосны (рисунок) →проросток→сосна (спорофит) →женский гаметофит (мегаспоры)

                                                                                ↙                                                                    ↘            

                                              мужской гаметофит(микроспоры)→спермии→зигота←яйцеклетка

Блок 14.  Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений.

  1. Прогрессивные особенности  покрытосеменных ( законспектировать не менее 11 пунктов).
  2. Характеристика классов Покрытосеменных:

Критерии

Двудольные

Однодольные

Строение зародыша

Строение листа

Особенности образовательной ткани

Жизненные формы

Корневая система

Строение цветка

  1. Характеристика семейств Покрытосеменных:

Семейства

Жизненные формы

Представители

значение

Плод, соцветие

Строение цветка.

диаграмма

Класс Двудольные

Крестоцвет-

ные

Розоцвет-

ные

Бобовые

Пасленовые

Сложноцвет-ные

Класс Однодольные

Лилейные

Злаковые

Контрольные вопросы.

1.   Охарактеризуйте строение и особенности развития мохообразных.

2.   Расскажите о строении, образе жизни,  развитии папоротников, хвощей и плаунов.

3.   Отличительные признаки семенных растений. Каково эволюционное значение    разноспоровости?

4.   Какие прогрессивные особенности имеют голосеменные в сравнении с папоротниками?

5.   Опишите цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной.

6.   Сравните особенности представителей однодольных и двудольных.

7.   Дайте полную характеристику семейства Крестоцветные.

8.   Сравните особенности сложноцветных и  Пасленовых.

9.   Дайте полную характеристику семейства Злаки.

Решение тематических тестов.

Модуль 4.

15

Основные закономерности и этапы эволюции растений.

16

Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие.

17

Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие.

18

Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие.

19

Сравнительная характеристика растений и животных. Систематика растений и грибов.

Литература: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15.

Содержание конспекта.

Блок 15. Основные закономерности и этапы эволюции растений.

  1. Возникновение фотосинтетических пигментов, фототрофный способ питания.
  2. Возникновения эукариотических растений.  Теория симбиотического возникновения хроматофоров. Возникновение многоклеточности.
  3. Половое размножение. Чередование полового и бесполого поколений (на примере водорослей).
  4. Формирование тканей в связи с выходом на сушу. Формирование органов растительного организма. Органы полового размножения : антеридии и архегонии.
  5. Возникновение оплодотворения не связанного с водой. Возникновение семени.  Видоизменение побега – шишка и формирование семязачатков.
  6. Возникновение цветка и двойного оплодотворения.

Блок 16. Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие.

  1. Общая характеристика  прокариотических организмов: строение клетки, форма клетки, размножение, спорообразование.
  2. Систематические группы бактерий:

Признаки

Подцарство эубактерии

Подцарство оксифотобактерии

Подцарство архебактерии

Особенности организации

Способы питания

Значение

Представители

  1. Болезнетворные бактерии. Составить самостоятельно таблицу, в которой показать: возбудителя, заболевание, пути  заражения, пути профилактики.

Блок 17. Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие.

  1. Общая характеристика царства Грибы: строение клетки, строение тела, особенности обмена веществ, рост, питание, размножение (половое и бесполое).
  2. Систематические группы  грибов:

Отдел

Особенности

Значение

Представители

Низшие грибы

Хитридиомицеты

Оомицеты

Зигомицеты

Высшие грибы

Аскомицеты

Базидиомицеты

Несовершенные грибы

Блок 18. Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие.

  1. Общая характеристика лишайников: строение слоевища, питание, распространение, размножение, значение.
  2. С помощью схемы охарактеризуйте лишайники по типу слоевища. Запишите представителей:

                                                          Лишайники

                              накипные                                           кустистые

                                                           листоватые

        

Блок 19.  Систематика  растений и грибов.

  1. Начертить схемы систематики растений  и грибов.

Контрольные вопросы.

  1. Как возник фототрофный способ питания? Какой еще существует автотрофный  способ?
  2. Сравните ароморфозы растений и животных  возникшие при выходе их на сушу.
  3. Опишите эволюционные изменения генеративных органов растений.
  4. Дайте характеристику прокариотическим организмам. Какие систематические группы существуют.
  5. Сравните способы питания бактерий и грибов.
  6. Как устроено тело гриба и лишайника? Какие есть отличия и сходства?
  7. Назовите приспособления, которые способствовали увеличению скорости животных.
  8. Сформулируйте основные отличия животных и растений.
  9. Как совершенствовалась нервная система в типе Хордовые?

Решение тематических тестов.

Необходимая литература:

  1. Биология 6 кл.  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. М., «Вентана-Граф»,          с 2009 года.
  2. Биология 7 кл.  В.М.Константинов,  В.Г. Бабенко,  В.С. Кучменко.  М.,  «Вентана-Граф»,          с 2009 года.
  3.  Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М., Дрофа.
  4. Биология 8 кл.  А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.  М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
  5. Биология. Человек. 8 кл.  Н.И. Сонин,  М.Р. Сапин. М., Дрофа.
  6. Биология для поступающих в ВУЗы. Структурированный курс. А.Ю. Цибулевский,                        С.Г. Мамонтов.  М., ACADEMIA, 2004.
  7. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на Дону, Феникс, 2011.
  8.  Клетки и ткани. Профильное обучение. 10-11 классы. М., Дрофа, 2007.
  9. Ботаника с основами экологии.  Л.В.Кудряшов, Г.Б. Родионова,  М.А. Гуленкова, В.Н.Козлова. М., Просвещение, 1978.
  10. Зоология для учителя.  Хордовые.  А.А. Яхонтов.  М., Просвещение, 1985.
  11. Зоология для учителя. Беспозвоночные.  А.А.Яхонтов. М., Просвещение, 1985.
  12. Иллюстрированное руководство по анатомии и физиологии.   Джеймс Бивен.        Внешсигма, 1998.
  13. Анатомия  человека. М.М.Курепина, А.П.Ожигова,  А.А. Никитина. М., Владос ,2010.
  14. Тематические   тестовые тренировочные задания и типовые экзаменационные варианты.
  15. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Вегетативные органы.

Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....

Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Генеративные органы.

Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....

Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"...

Циклы развития растений (занятие по подготовке к ЕГЭ)

Как показали результаты экзамена прошлых лет:У учащихся слабо сформированы - знания об изменении хромосомного набора в клетках  гаметофита и спорофита водорослей, мхов, папоротников, голосем...

Морфологическое строение растений. Подготовка к ЕГЭ

Материал содержит ключевые понятия по морфологическому строению расстений....

Задания для подготовки к ЕГЭ. Растения. Грибы.Бактерии.

Задания для подготовки к ЕГЭ. Растения. Грибы.Бактерии....