Подготовка к ЕГЭ. Растения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме
При подготовке к ЕГЭ и повторении ботаники применяется деятельностный подход при этом формируются и закрепляются метапредметные резельтаты. Разработка содержит опрные конспекты. Учащиеся офрмляют конспект, заполняют таблицы и схемы. Широкое поле для самостоятельной работы. Составлены вопросы для самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к ЕГЭ. Растения | 81.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ. «Растения».
Составитель: учитель биологии МАОУ СОШ № 35 Хохлова Марина Николаевна.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Деятельностные компетенции – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Для подготовки к итоговой аттестации приемлемым показалось использовать блочно-модульную методику, или личностно-ориентированный подход. С этой формой работы ученики уже познакомились на уроках биологии. Эта методика предполагает необходимость письменного оформления изучаемого материала, то есть ученики создавали конспекты. Конспекты не ограничивались в объеме. Составлено 4 модуля, в каждом модуле 4-6 блоков.
Ученику предоставляется большая свобода действий, так как работа проводится самостоятельно. Необходимая литература частично приобретается учениками, частично имеется в кабинете биологии, в школьной библиотеке и районной библиотеке.
Модули ребята получают в электронном или печатном виде. На выполнение одного блока отводится неделя. Поэтому если какое-нибудь занятие ученик пропускает, то тема все равно будет изучена в полном объеме. Задача учителя на занятии осуществить устный контроль знаний по предыдущему блоку и актуализацию знаний по следующему блоку. Для актуализации (или вызов) знаний менее всего использется рассказ. Чаще всего это объяснение основных моментов с большим количеством демонстраций. Для демонстрации используются таблицы, презентации, видеофильмы, иллюстрации в книге. Ученики изучают материал, затем с помощью алгоритмических предписаний оформляют конспект. Информация берется из нескольких источников. Конспект обычно включает в себя текст, таблицу, схему. По конспекту ученик готовит устный ответ.
В конце подготовки проводится урок обобщения знаний. На экран выставляются вопросы. Ответы обсуждаются всей группой. Большое внимание уделяется решению тематических тестовых заданий. Эта работа хорошо закрепляет знания и вырабатывает навыки решения типовых контрольно-измерительных материалов.
Модуль 1.
№ п\п | Темы повторения |
1 | Растительная клетка. Особенности строения и функционирования |
2 | Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли |
3 | Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений. |
4 | Строение и значение семени. |
5 | Корень. Строение и функции. Видоизменения корней |
6 | Побег. Стебель. Строение и функции. |
Литература: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 14
Содержание конспекта.
Блок 1. Растительная клетка. Особенности строения и функционирования.
- Содержимое растительной клетки: цитоплазма, органоиды (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, и т.д.), включения, вещества (белки, липиды, углеводы, витамины, фитогормоны)
- Подробная информация о вакуоли, пластидах, включениях, клеточной стенке.
- Фотосинтез (схема цикла Кальвина), дыхание, особенности деления растительной клетки, особенности транспорта веществ.
Блок 2. Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли.
- Общая характеристика подцарства.
- Отделы водорослей:
отдел | строение | жизнедеятельность | представители | рисунки |
зеленые | ||||
бурые | ||||
красные |
Блок 3. Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений.
- Охарактиризовать все листостебельные растения, размножающиеся спорами и семенами.
- Растительные ткани:
Ткань | Тип клеток(рисунок) | Функция | Примеры |
Образователь-ные(меритемы) | |||
Основные (паренхимы) | |||
Покровные | |||
Механические | |||
Проводящие 1.флоэма 2.ксилема |
- Органы растений (рисунок). Кратко охарактеризовать вегетативные и генеративные органы.
Блок 4. Строение и значение семени.
- Типы семян. Расположение запаса питательных веществ в семени.
- Строение семян двудольных и однодольных растений (рисунки).
- Условия прорастания семян
- Значение семян: .
Блок 5. Корень. Строение и функции. Видоизменения корней.
- Характеристика как осевого вегетативного органа.
- Зоны корня. Рисунок. Внутреннее строение корня. Рисунок. Ткани корня. Понятие центрального цилиндра.
- Виды корней. Типы корневых систем. Рисунок. Видоизменения корня. Клубеньковые бактерии. Микориза.
- Функции корня: почвенное питание, вегетативное размножение, запасание веществ, закрепление растения в почве.
Блок 6. Побег. Стебель. Строение и функции. Почка.
- Характеристика как осевого вегетативного органа. Рисунок.
- Внутреннее строение зрелого стебля. Рисунок. Ткани стебля. Центральный цилиндр. Годичные кольца. Ветвление. Схемы.
- Функции стебля: вынос листьев к свету, восходящий и нисходящий токи, запасание веществ, вегетативное размножение. Видоизменения побега. Рисунки. Значение видоизменений.
- Почка – зачаточный побег. Рисунок. Расположение почек.
Контрольные вопросы:
- Какие органоиды характерны только растительной клетке? Каково значение этих органоидов?
- Дать три доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям.
- Сравнительная характеристика зеленых и бурых водорослей.
- Сравнить размножение красных, бурых и зеленых водорослей.
- Дать характеристику живым растительным тканям.
- Лабораторная работа «Растительные ткани под микроскопом»
- Сравнить хранение питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений.
- Выявить отличия во внутреннем строении корня и стебля.
- Лабораторная работа «Изучение микропрепаратов: ветка липы и корневые волоски»
- Доказать, что почка зачаточный побег.
Решение тематических тестов.
Модуль 2.
7 | Лист. Строение и функции. Фотосинтез. |
8 | Вегетативное размножение растений. |
9 | Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции. |
10 | Половое размножение цветковых растений. Двойное оплодотворение. |
Литература: 1, 6, 7, 8, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 7. Лист. Строение и функции. Фотосинтез.
- Внешнее строение листа. Рисунок. Простые и сложные листья. Рисунок. Жилкование листьев. Рисунок. Способы прикрепление листа. Листорасположение. Рисунок.
- Внутреннее строение листа. Рисунок. Типы тканей, образующие лист. Лабораторная работа: «Внутреннее строение листа».
- Функции листа (описать физиологические процессы): дыхание, транспирация, фотосинтез, запасание веществ, вегетативное размножение.
- Видоизменения листьев. Значение видоизменений.
Блок 8. Вегетативное размножение растений.
- Характеристика особенностей бесполого размножения.
- Формы бесполого размножения
Одноклеточные Многоклеточные
митоз , спорообразование, почкование спорообразование, почкование, вегетативное
- Митоз: характеристика, организмы. Спорообразование у одноклеточных, механизм, организмы. Почкование дрожжей: механизм.
- Спорообразование у многоклеточных, организмы. Почкование многоклеточных: механизм, организмы. Размножение вегетативными органами.
Блок 9. Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции.
- Цветок – неветвящийся укороченный побег. Характеристика частей цветка как элементов побега. Рисунок.
- Андроцей и гинецей. Рисунок. Описать функции как органа полового размножения.
- Оформить таблицу в которой систематизируются понятия: насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
- Виды соцветий. Рисунки. Биологическое значение соцветий.
- Заполнить схему:
ПЛОДЫ
Сухие Сочные
односемянные многосемянные односемянные многосемянные
- Функции плодов. Значение плодов в природе и для человека.
Блок 10. Половое размножение цветковых растений. Двойное оплодотворение.
- Гаметогенез: микроспорогенез и макроспорогенез. Схемы.
- Механизмы опыления.
- Двойное оплодотворение. Рисунок
- Формирование зародыша. Рисунок
- Образование семян.
Контрольные вопросы.
- Описать лист герани по плану: Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Способы прикрепление листа. Листорасположение.
- Что такое ассимилирующие ткани листа?
- Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.
- Какие видоизменения листьев могут быть у суккулентов?
- Дать характеристику бесполого размножения растений.
- Как человек применяет бесполое размножение растений?
- Описать цветок кукурузы по плану: : насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
- Описать процессы оплодотворения у цветковых растений. Значение пыльцевой трубки.
- Как происходит образование семени у покрытосеменных.
- Дать сравнительную характеристику сухих и сочных многосемянных плодов.
Решение тематических тестов.
Модуль 3.
11 | Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития. |
12 | Отделы Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития. |
13 | Отдел Голосеменные. Цикл развития. |
14 | Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений. |
Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 11. Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития.
- Основные таксономические единицы в систематике растений. Классификация царства Растения. Начертите схему.
- Общая характеристика Высших растений. Общая характеристика споровых растений.
- Отдел Моховидные. Характеристика классов Печеночники и Листостебельные.
- Начертите схему и поясните жизненный цикл мха (на примере кукушкина льна) , с указанием плоидности поколений.
- Значение мхов.
Блок 12.Отделы Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития.
- Характеристика отдела Плауновидные. Строение. Рисунок. Значение плаунов.
- Характеристика отдела Хвощевидные. Строение. Рисунок. Значение хвощей.
- Характеристика отдела Папоротниковидные. Строение . Рисунок. Значение папоротников. Древние папоротники. Образование каменного угля.
- Начертите схемы жизненных циклов плаунов, хвощей, папоротников. Дайте сравнительную характеристику.
Блок 13. Отдел Голосеменные. Цикл развития.
- Общая характеристика голосеменных. Классы Хвойные, Гинкговые, Саговниковые, Гнетовые. Значение голосеменных.
- Генеративные органы сосны. Строение шишек. Процессы образования микроспор и мегаспор.
3. Цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной:
Семя сосны (рисунок) →проросток→сосна (спорофит) →женский гаметофит (мегаспоры)
↙ ↘
мужской гаметофит(микроспоры)→спермии→зигота←яйцеклетка
Блок 14. Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений.
- Прогрессивные особенности покрытосеменных ( законспектировать не менее 11 пунктов).
- Характеристика классов Покрытосеменных:
Критерии | Двудольные | Однодольные |
Строение зародыша | ||
Строение листа | ||
Особенности образовательной ткани | ||
Жизненные формы | ||
Корневая система | ||
Строение цветка |
- Характеристика семейств Покрытосеменных:
Семейства | Жизненные формы | Представители значение | Плод, соцветие | Строение цветка. диаграмма |
Класс Двудольные | ||||
Крестоцвет- ные | ||||
Розоцвет- ные | ||||
Бобовые | ||||
Пасленовые | ||||
Сложноцвет-ные | ||||
Класс Однодольные | ||||
Лилейные | ||||
Злаковые |
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте строение и особенности развития мохообразных.
2. Расскажите о строении, образе жизни, развитии папоротников, хвощей и плаунов.
3. Отличительные признаки семенных растений. Каково эволюционное значение разноспоровости?
4. Какие прогрессивные особенности имеют голосеменные в сравнении с папоротниками?
5. Опишите цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной.
6. Сравните особенности представителей однодольных и двудольных.
7. Дайте полную характеристику семейства Крестоцветные.
8. Сравните особенности сложноцветных и Пасленовых.
9. Дайте полную характеристику семейства Злаки.
Решение тематических тестов.
Модуль 4.
15 | Основные закономерности и этапы эволюции растений. |
16 | Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие. |
17 | Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие. |
18 | Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие. |
19 | Сравнительная характеристика растений и животных. Систематика растений и грибов. |
Литература: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 15. Основные закономерности и этапы эволюции растений.
- Возникновение фотосинтетических пигментов, фототрофный способ питания.
- Возникновения эукариотических растений. Теория симбиотического возникновения хроматофоров. Возникновение многоклеточности.
- Половое размножение. Чередование полового и бесполого поколений (на примере водорослей).
- Формирование тканей в связи с выходом на сушу. Формирование органов растительного организма. Органы полового размножения : антеридии и архегонии.
- Возникновение оплодотворения не связанного с водой. Возникновение семени. Видоизменение побега – шишка и формирование семязачатков.
- Возникновение цветка и двойного оплодотворения.
Блок 16. Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие.
- Общая характеристика прокариотических организмов: строение клетки, форма клетки, размножение, спорообразование.
- Систематические группы бактерий:
Признаки | Подцарство эубактерии | Подцарство оксифотобактерии | Подцарство архебактерии |
Особенности организации | |||
Способы питания | |||
Значение | |||
Представители |
- Болезнетворные бактерии. Составить самостоятельно таблицу, в которой показать: возбудителя, заболевание, пути заражения, пути профилактики.
Блок 17. Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие.
- Общая характеристика царства Грибы: строение клетки, строение тела, особенности обмена веществ, рост, питание, размножение (половое и бесполое).
- Систематические группы грибов:
Отдел | Особенности | Значение | Представители |
Низшие грибы | |||
Хитридиомицеты | |||
Оомицеты | |||
Зигомицеты | |||
Высшие грибы | |||
Аскомицеты | |||
Базидиомицеты | |||
Несовершенные грибы |
Блок 18. Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие.
- Общая характеристика лишайников: строение слоевища, питание, распространение, размножение, значение.
- С помощью схемы охарактеризуйте лишайники по типу слоевища. Запишите представителей:
Лишайники
накипные кустистые
листоватые
Блок 19. Систематика растений и грибов.
- Начертить схемы систематики растений и грибов.
Контрольные вопросы.
- Как возник фототрофный способ питания? Какой еще существует автотрофный способ?
- Сравните ароморфозы растений и животных возникшие при выходе их на сушу.
- Опишите эволюционные изменения генеративных органов растений.
- Дайте характеристику прокариотическим организмам. Какие систематические группы существуют.
- Сравните способы питания бактерий и грибов.
- Как устроено тело гриба и лишайника? Какие есть отличия и сходства?
- Назовите приспособления, которые способствовали увеличению скорости животных.
- Сформулируйте основные отличия животных и растений.
- Как совершенствовалась нервная система в типе Хордовые?
Решение тематических тестов.
Необходимая литература:
- Биология 6 кл. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
- Биология 7 кл. В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
- Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М., Дрофа.
- Биология 8 кл. А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
- Биология. Человек. 8 кл. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. М., Дрофа.
- Биология для поступающих в ВУЗы. Структурированный курс. А.Ю. Цибулевский, С.Г. Мамонтов. М., ACADEMIA, 2004.
- Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на Дону, Феникс, 2011.
- Клетки и ткани. Профильное обучение. 10-11 классы. М., Дрофа, 2007.
- Ботаника с основами экологии. Л.В.Кудряшов, Г.Б. Родионова, М.А. Гуленкова, В.Н.Козлова. М., Просвещение, 1978.
- Зоология для учителя. Хордовые. А.А. Яхонтов. М., Просвещение, 1985.
- Зоология для учителя. Беспозвоночные. А.А.Яхонтов. М., Просвещение, 1985.
- Иллюстрированное руководство по анатомии и физиологии. Джеймс Бивен. Внешсигма, 1998.
- Анатомия человека. М.М.Курепина, А.П.Ожигова, А.А. Никитина. М., Владос ,2010.
- Тематические тестовые тренировочные задания и типовые экзаменационные варианты.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Вегетативные органы.
Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....
Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Генеративные органы.
Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....
Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)
Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Циклы развития растений (занятие по подготовке к ЕГЭ)
Как показали результаты экзамена прошлых лет:У учащихся слабо сформированы - знания об изменении хромосомного набора в клетках гаметофита и спорофита водорослей, мхов, папоротников, голосем...
Морфологическое строение растений. Подготовка к ЕГЭ
Материал содержит ключевые понятия по морфологическому строению расстений....
Задания для подготовки к ЕГЭ. Растения. Грибы.Бактерии.
Задания для подготовки к ЕГЭ. Растения. Грибы.Бактерии....