Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно”[10]. Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.
В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта”[7].
Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.
В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.
Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obobshchenie_zemnovodnye_i_presmykayushchiesya7_klass.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" 633455
Кушенова Светлана Алексеевна, учитель
Разделы: Преподавание биологии
“...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью”.
К.Д. Ушинский.
Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно”[10]. Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.
В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта”[7].
Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.
В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.
Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.
Урок — обобщение по темам “Земноводные” и “Пресмыкающиеся”.
Цель: углубление и обобщение знаний о земноводных и пресмыкающихся, активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Задачи:
- Проверить и систематизировать знания и умения учеников по теме;
- Воспитывать стремление к самосовершенствованию, к самореализации через умение работать в группах.
- Развивать монологическую речь, мышление, познавательную активность в ходе игры.
Оборудование: цветные таблицы “Класс Земноводные”, “Класс Пресмыкающиеся”, дидактический материал (карточки с заданиями, конверты с рисунками, кроссворды), Красная книга Тверской области.
Примечание: Игра командная, поэтому команды можно сформировать заранее или перед началом уроком. Надо проследить, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий (обычно это учитель — предметник), ему помогает жюри из приглашенных учителей и старшеклассников, свободных от уроков. Жюри же и подводим итоги каждого конкурса и игры в целом. По итогам можно провести награждение, отметить наиболее активных игроков в команде.
Ход урока
- Организационный момент.
- Тема, задачи и цель урока.
- Основной этап урока — выбор команд, жюри и игра.
Конкурс 1.
Работа по вопросам учителя.
Каждая команда отвечает на три вопроса. Другая команда может дополнять ответы. Время ограничено, команды отвечают по очереди.
Команда 1
- Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и на воде.
- Если голодной лягушке положить мертвых насекомых, будет ли она их есть? Почему?
- Язык лягушки не может проталкивать пищу к глотке. Кто же выполняет эту работу? Как?
Ответы на некоторые вопросы: 2. Нет – глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых.[8] 3. Глаза выполняют работу вместо языка. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.[8]
Команда 2
Докажите, что пресмыкающиеся — настоящие наземные животные.
Как правильно выразится: “укусила” или “ужалила” змея? Почему?
Желтопузики (ящерицы) спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки — с открытыми. Как это можно объяснить.
Ответы на некоторые вопросы: 2. Правильно “укусила”. Многие слышали о том, что ядовитые змеи жалят жертву, отравляя ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел, ос, а не у змей. Иногда за жало принимают раздвоенный язык змей, но так они улавливают запахи. В жертву же они впрыскивают яд с помощью ядовитых зубов.[8] 3. Дело в том, что у ящериц глаза прикрыты подвижными веками. А у змей – края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным.[5]
Баллы:
- За полный ответ — 2 балла.
- За не полный ответ — 1 балл.
- За дополнение — 0.5 — 1 балл.
Конкурс 2
Биологический диктант или тестирование.
Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.
I Земноводные: , , ,.. .
II Пресмыкающихся: , , ,.. .
Утверждения:
- Постоянная температура тела.
- Непостоянная температура тела.
- Обитают и в воде и на суше.
- Обитают в основном на суше.
- Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.
- Один круг кровообращения.
- Дышат только с помощью легких.
- В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.
- Обитают только в воде.
- Имеют жабры.
- Голая кожа покрыта слизью (в основном).
- Кожа сухая с роговыми чешуями.
- Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.
- Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.
Ответы: I — 2,3,5,8,11,14; II — 2,4,5,7,12,13.
Максимальное количество баллов — 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).
Конкурс 3
Решение кроссвордов.
Кроссворд “Пресмыкающиеся”.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
| 6 |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
| в |
|
|
| р |
| 8 |
|
|
|
|
| 1 | п | р | е | с | м | ы | к | а | ю | щ | и | е | с | я |
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
| р |
|
|
| т |
| щ |
|
|
|
|
|
|
| к |
|
| 5 |
|
| а |
| 3 | ч | е | р | е | п | а | х | а |
|
|
| о |
|
| г |
|
| н |
|
|
| н |
| р |
|
|
|
|
2 | г | а | д | ю | к | а |
|
|
|
|
|
| н |
| и |
|
|
|
|
|
|
| и |
|
| т |
|
|
|
|
|
| и |
| ц |
|
|
|
|
|
|
| л |
|
| т |
|
|
|
|
|
| ц |
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
1. Название класса холоднокровных животных, приспособленных к наземно-воздушной среде.
2. Ядовитая змея, обитающая в том числе и в нашей Тверской области.
3. Животные, имеющие костный панцирь, покрытый роговыми пластинами.
По вертикали:
4. Это животное похоже на огромных ящериц, бывают до 8 метров в длину, а тело их покрыто роговыми щитками, сердце четырехкамерное.
5. Существо более древнее, чем ящеры-великаны, обитающее на острове Новая Зеландия, животное – ископаемое .
6. Одна из самых крупных ящериц с массой тело до 130 кг.
7. Безногая ящерица, которую часто путают со змеей.
8. Типичный представитель отряда чешуйчатые, обитатель смешанных лесов, способна отбрасывать хвост при опасности для жизни.
Ответы.
- По горизонтали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Гадюка. 3. Черепаха.
- По вертикали: 4. Крокодил. 5. Гаттерия. 6. Варан. 7. Веретенница. 8. Ящерица.
Кроссворд “Земноводные”.
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
| ж |
|
|
|
|
|
|
| 1 | л | я | г | у | ш | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
| б |
|
|
|
|
|
|
|
| м |
| 7 |
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
| а |
| к |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | з | е | м | н | о | в | о | д | н | ы | е |
|
|
|
|
|
|
| д |
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р | 3 | к | о | к | о | и |
|
4 | т | р | и | т | о | н | ы |
| ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
1. Это животное живет почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов.
2. Название класса, к которому относятся хладнокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах.
3. Маленькие лягушки, обладающие смертоносным ядом и обитающие в Южной Америке.
4. Животные из отряда Хвостатые земноводные, обитающие в нашей зоне.
По вертикали:
5. Животные, обитающие на Кавказе, имеющие ядовитые кожные железы, хвостатые. Окраска — черная, с яркими желтыми пятнами.
6. Представители отряда Безногие.
7. Древесные лягушки, обитающие и в России.
8. Это животное отряда Бесхвостые земноводные имеет грубую кожу, покрытую бугорками.
Ответы.
- По горизонтали: 1.Лягушка. 2. Земноводные. 3. Кокои (кокоа). 4. Тритоны.
- По вертикали: 5. Саламандры. 6. Червяга. 7. Квакша. 8. Жаба.
Максимальная сумма баллов — 8, по 0.5 балла за угаданное слово.
Дополнительный балл получает команда, которая выполнила задание раньше назначенного времени и без ошибок.
Конкурс 4
Узнать животных и назвать характерный признак.
Карточки для команды 1 и команды 2.
Количество баллов: по баллу за угаданное животное, дополнительно 0.5 балла за названный характерный признак. Максимально 7.5 баллов.
Ответы: Конверт №1: 1 — Квакша. 2 — Тритон. 3 — Остромордая лягушка. 9 — Черепаха. 10 — Кобра.
Конверт №2: 4 — Лягушка прудовая. 5 — Тритон карпатский. 6 — Жаба обыкновенная. 7 — Гадюка обыкновенная.
Конкурс 5
Составить название животных из букв данных слов.
Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.
1. тон, три.
2. басма, и, мот.
3. код, ил, рок.
4. репа, а, чех.
Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано — тем меньше баллов.
Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.
4. Обобщение по вопросу “Значение Земноводных и Пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана животных” в форме беседы. (Жюри в это время подводит итоги)
4.1 Систематическое положение Земноводных и Пресмыкающихся.
Ответ: царство Животные, тип Хордовые, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся.
4.2. Количество видов и отрядов.
Ответ: Земноводных 4800 видов, 3 отряда – Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Пресмыкающихся 6000 видов, 4 отряда – Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.
4.3. Земноводные России и Тверской области.
Ответ: Хвостатые и Бесхвостые, всего 24 вида, из них в Тверской области 10 видов. Это тритоны – обыкновенный и гребенчатый; лягушки – травяная, остромордая, прудовая, озерная; жабы – зеленая и обыкновенная, и другие.
4.4. Пресмыкающиеся России и Тверской области.
Ответ: В России 72 вида, из них в Тверской области 6 видов: обыкновенная гадюка, прыткая ящерица, степная черепаха, веретеница, уж обыкновенный, желтопузик, уж водяной и другие.
4.5 Значение пресмыкающихся и земноводных в природе.
Ответ: земноводные регулируют численность беспозвоночных, поедая пауков, насекомых, слизней, червей, а пресмыкающиеся еще грызунов и растения. Сами служат добычей для птиц, зверей, то есть являются важным звеном природных биоценозов.
4.6 Значение для человека.
Ответ: земноводные используются как лабораторные животные, за что им поставлены памятники во Франции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки; мясо саламандр и лягушек съедобно, земноводные являются индикаторами, так как их кожа очень чувствительна к загрязнениям; некоторых земноводных содержат в аквариумах и террариумах для красоты. Некоторые пресмыкающиеся приносят пользу человеку, поедая моллюсков, грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Морских черепах промышляют из-за вкусного мяса, а крупных змей и крокодилов добывают для получения красивой и прочной кожи; иногда черепахи наносят ущерб бахчам, а водяные ужи – рыбным хозяйствам; некоторые пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и сельскохозяйственных животных; опасны укусы ядовитых змей, но на основе змеиного яда создано много ценных лечебных препаратов для лечения болезней сердца и суставов.[5]
4.7 Виды, занесенные в Красные книги России и Тверской области.
Ответ: многие виды амфибий стали редкими, в Красную книгу России занесены: уссурийский когтистый тритон, малоазиатский тритон, камышовая жаба и другие. В Красную книгу Тверской области занесены 4 вида земноводных: жаба зеленая, чесночница обыкновенная, тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая. Пресмыкающихся в Красной книге России 21 вид: пискливый геккончик, западный удавчик, гюрза, средняя ящерица и другие. В Тверской области охраняются: веретенница ломкая, ящерица прыткая, медянка обыкновенная.
Вывод: амфибии и рептилии поддерживают равновесие в природе. Они часть биосферы и тесно связаны с другими организмами.
5. Итоги игры, итоги урока.
6. Д/з : составить ребусы, рассказы с ошибками, синквейны или презентации по данной теме (по желанию) .
Список литературы.
1. Александровская Т.О., Васильева Е.Д., Орлова В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной Книги СССР; Береги природу! М.; 1998.
2. Биологический энциклопедический словарь. М.; 1986 — Энциклопедия для детей. Том 2. М.; “Аванта+”, 1995.
3. Жизнь животных: Земноводных, пресмыкающиеся; том 1-7. М.; Посвящение 1986.
4. Зоология для учителя. Хордовые. М.; “Просвещение”, 1985.
5. Константинов В.М. И др., Биология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М.; Вентана-Граф, 2009.
6. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С. Сорокин. - Тверь: ООО “Вече Твери”, ООО “АНТЭК”. - 2002.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, М.; ООО “ИТИ Технологии”, 2003.
8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология: 7-8 класс. Поурочные разработки к учебникам — Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И другие — М.; ВАКО, 2004.
9. Трофимова Г.В. Урок — возможны варианты/ Биология в школе, №5, 1991.
10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.; 1954.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Пресмыкающиеся" (урок-обобщение)
Цель: - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;показать их роль в природе и жизни человека; общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитани...
Урок-обобщение по биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"
Обобщающий урок по теме "Касс пресмыкающиеся" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания,...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...