Урок по теме "Растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  по теме "Растения", биология 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_biologii.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   « РАСТЕНИЯ»

ФИО (полностью)

Еманова Светлана Григорьевна

Место работы

МОУ «СОШ №12» г. Воркуты

Должность

Учитель биологии и химии

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Базовый учебник

И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова; биология,  5 класс

7.

Цель урока

Углубление знаний о признаках и органах растения;

8.

Задачи

Образовательные:

  • Сформировать знания об особенностях строения растения, его органах и их значении;
  • Дать представление о высших и низших растениях, их отличительных особенностях;

Развивающие УУД: 

•        организовать поисковую деятельность, направленную на поиск информации;

•        формировать приёмы анализа, классификации и  обобщения;

•        формировать умение планировать собственную и учебную деятельность;

9.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности;

10.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая, фронтальная

11.

Необходимое техническое оборудование

ПК для учеников, мобильный ПК учителя; мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник (И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова; биология,  5 класс), лупа ручная, гербарные экземпляры: ветки тополя или березы, ветки сосны с шишкой

12. Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Элементы системно-деятельностного подхода для формирования ИКТ-компетентности обучающихся

УУД, выполняемые учащимися на уроке

1

Организационный  момент  (мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки)

1мин

Здравствуйте, дети.

Приветствуют учителя.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И всё правильно запомнить.

  • Какое у вас настроение?
  • Нарисуйте на полях значок:

Хорошее

Плохое

Отмечают, фиксируют свое настроение

2

Мотивация к учебной деятельности (определить содержательные рамки урока)

3 мин

Учитель задает вопросы:

Дети отвечают:

Самоопределение (Л)

Целеполагание (П)

  • Над какой большой темой мы работаем уже несколько уроков?
  • Мы работаем над темой «Многообразие живых организмов»

  • Какой основной способ классификации живых организмов используют?
  • Деление представителей живой природы на царства

  • Какие царства живой природы мы с вами изучили?
  • Вирусы и бактерии

  • Какие царства нам еще надо изучить?
  • Грибы, животные, растения.

Сегодня мы с вами будем изучать удивительные организмы, Я предлагаю вам их угадать – играем «да-нетку». Продумайте свои вопросы.

Дети формулируют вопросы и угадывают  - это растения.

Оцените, какие вопросы позволили вам сделать вывод о теме урока?

Дети повторяя, фиксируют вопросы, в которых раскрываются признаки растений

3

Актуализация знаний (подготовить мышление детей к изучению нового материала через обобщение)

5мин

Учитель предлагает набор изображений (слайды) различных живых организмов и просит их классифицировать, разделить на группы и отправить в соответствующие папки с названием царств.

Задания индивидуальные, разноуровневые: количество живых объектов может быть различным и охватывать различное количество царств живой природы.

Вариант А: слайды с изображением вируса СПИДа, сенной палочки, воробья, дуба, сосны. (охватывают 4 царства: вирусов, бактерий, растений, животных)

Вариант В: изображения вируса гриппа, цианобактерии, мха, тюльпана, кошки, белого гриба. (охватывает 5 царств: вирусов, бактерий, растений, животных, грибов)

Вариант С: изображения бактериофага, вируса СПИДа, бактерии, папаротника, хвоща, енота, подосиновика)

(охватывает 5 царств: вирусов, бактерий, растений, животных, грибов)

Дети выполняют задания, классифицируя живые объекты.

Самостоятельная работа в организации поиска решения поставленной задачи. Фиксация результатов работы

Выполнение пробного учебного действия (Р)

  Смыслообразование (Л)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

Контроль (Р)

Оценка (Р)

После выполнения заданий, демонстрируются правильные варианты ответов и критерии оценивание работы.

Дети осуществляют самопроверку по образцу. мультимедийной презентации и оценивают себя.

4

Выявление

места и причины затруднения (с целью коррекции знаний)

5мин

Учитель задает вопросы:

Где допущены ошибки? Почему?

На экран выводятся изображения всех растений из трех вариантов.

Какие растения были классифицированы не верно? Найдите информацию об этих растениях.

Учитель обозначает направление выхода из затруднения:

Интернет

  • Какие общие признаки у всех растений?
  • Какие организмы называют автотрофами?
  • Какие органоиды обеспечивают самостоятельный синтез органических веществ в клетке?

Дети обсуждают допущенные ошибки и их причины. (если были допущены ошибки)

Дети осуществляют  поиск через поисковые системы,  

Фиксирует результаты поиска.

Дети отвечают на вопросы, если возникают затруднения – работают с учебником или интернетом.

Самостоятельная работа в организации поиска информации.

Смыслообразование (Л)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Выражение своих мыслей достаточно полно и точно (К)

   Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

5

Проблемное объяснение нового материала

(организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость знания признаков и особенностей растений, принадлежащим к разным отделам)

15 мин

Объяснение учебного материала с опорой на мультимедийную презентацию, с организацией проблемного диалога:

  • Какие растения используются человеком?
  • Какие растения характерны для нашей республики?
  • Нашей местности?
  • Почему внешний вид растений  так различается?
  • От чего зависит?
  • Какие органы растений вам знакомы?
  • У всех ли растений перечисленные органы присутствуют?
  • Как бы вы классифицировали растения?

Организует работу с понятиями: «высшие и низшие растения», «споровые и семенные растения»

Дети слушают учителя, выдвигают свои версии на предложенные вопросы и участвуют в обсуждении версий.

Дети осуществляют  поиск через поисковые системы,  

Фиксирует результаты поиска

Самостоятельная работа в организации поиска информации.

Выделение информации и фиксация понятия

 Прогнозирование

мнений (К)

   Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Установление причинно-следственных связей (П)

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П)

Осознанное построение речевого высказывания (П)

6

Самостоятельная работа

(включить  новые знания в систему знаний и повторение)

 выполнение лабораторной работы №3;

11 мин

Учитель просит открыть и ознакомиться с ходом лабораторной работы №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Дети выполняют лабораторную работу, оформляя ее в тетради. Работу сдают учителю

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

7

Рефлексия деятельности на уроке (оценить результаты собственной деятельности)

5мин

Нарисуйте на полях значок «солнышко» или «тучка». Изменилось ли настроение к концу урока?

Что на уроке понравилось?

Что было интересным?

Что необходимо запомнить о растениях?

Что показалось трудным?

Хочу особо поднять  настроение или сделать его ещё лучше своим ученикам.(оценивание детей).

Урок окончен.

Отмечают, фиксируют свое настроение.

Дети делятся своими впечатлениями.

Cамооценка на основе критерия успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...