Урок по теме "Грибы в биосфере и жизни человека"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Конспект урока с презентациейю Биология 5 кл , школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_v_biosfere_i_zhizni_cheloveka.pptx | 1.76 МБ |
griby_v_biosfere_i_zhizni_cheloveka_5_klass.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каждой строке найдите «лишний» термин Почва, жизнь, вода, камень; Круг, сфера, шар, биосфера; Человек, морковь, фиалка, картофель,; Цитоплазма, ядро, грибы, рибосома;
Грибы в биосфере и жизни человека Жизнь, биосфера, человек, грибы Определяем проблему урока Какую роль играют грибы в природе? Какую роль играют грибы в жизни человека?
Вспоминаем то, что знаем Какую роль в экосистеме играют разрушители? Что такое симбиоз? Какое строение имеют грибы? Что такое плодовое тело? Какая часть гриба используется людьми в пищу?
Работа в группах Охарактеризуйте роль грибов, с точки зрения выбранной позиции; Заполните схему, пользуясь ключевыми словами;
Роль грибов в природе Обновляют биосферу Помогают растениям Что такое микориза?
Роль грибов в жизни человека Помогают хлебопекам Создают лекарства Употребляют в пищу Разрушают вещи Вызывают болезни
Собираем кузовок
Самопроверка Правильные ответы: Б Р А В О !!!
Домашнее задание §17, повторить §15-16, Найти народные приметы о грибах
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
«Грибы в биосфере и жизни человека»
-:
ФИО (полностью) | Еманова Светлана Григорьевна | |
Место работы | МОУ «СОШ №12» г. Воркуты | |
Должность | Учитель биологии и химии | |
Предмет | Биология | |
Класс | 5 класс | |
Базовый учебник | С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан Биология 5 класс Обо всем живом. | |
Цель урока | Систематизировать знания о грибах, познакомиться с разнообразием грибов и выяснить их роль. | |
Задачи | Образовательные: показать многообразие грибов в природе, их отличительные особенности; Воспитательные: сформировать интерес к природе, бережное отношение к окружающей среде; Развивающие УУД: • формировать приёмы анализа, классификации и обобщения; • формировать умение планировать собственную и учебную деятельность; • организовать поисковую деятельность, направленную на поиск информации; Деятельностные УУД
| |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности; | |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, парная, фронтальная | |
Необходимое техническое оборудование | Мобильный ПК учителя; мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, документ-камера, живая культура плесневого гриба; |
Ход урока:
- Организационный момент.
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, —
Это чудо из чудес. (слайд 1)
- Мотивация к учебной деятельности.
Дети. Я хочу начать наш урок с тайны - тайны оставленных записок:
Десятый век. Франция. Ужасные бедствия распространились среди людей: скрытый огонь, съедающий конечности и тело. Этот огонь вызывает в организме человека резкие сокращения мышц и суставов, приводя к судорогам, поражает нервную систему. В народе это тяжёлое заболевание получило меткое название «злые корчи». Какой гриб вызывает это заболевание? (Спорынья). (слайд2)
Этот гриб причастен к истории. Чёрные чернила высшего качества получают из его мякоти. Царские особы подписывали этими чернилами особо важные бумаги. Подлинность такой подписи надёжно удостоверялись наличием мельчайших спор. Что это за гриб? (Лохматый навозник). (слайд3)
Организация эвристической беседы в виде взаимосвязанных вопросов. Рассмотрите живой объект. На экран выводится изображение живой культуры плеснего гриба – мукора, (выращенного заранее) с помощью документ - камеры.
Какой это гриб? Какие органы гриба здесь хорошо видно? К какой систематической группе относятся подобные грибы?
- Актуализация знаний
Определяем исходный уровень знаний.
Царство грибов, хотя и не такое многочисленное, как некоторые другие царства, тем не менее, оно имеет свои особенности. Ответьте на вопросы теста «Общая характеристика грибов»:
Вариант I
- Большинство грибов питаются:
А) фотосинтезом; Б) поселяясь на продуктах питания;
В) органическими веществами живых организмов;
Г) готовыми органическими веществами;
- Грибы размножаются:
А) спорами; Б) семенами;
В) частью корня; Г) частью стебля;
- С растениями грибы имеют схожие черты:
А) прикрепленный образ жизни; Б) постоянный рост;
В) имеют клеточную стенку; Г) верны все ответы;
- К одноклеточным грибам относят:
А) подберезовик; Б) мукор;
В) дрожжи; Г) мухомор;
5. Вегетативное тело гриба называют:
А) споры; Б) мицелий;
В) гифы; Г) плодовое тело;
Вариант II
- Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
А) живут в почве; Б) не имеют хлорофилла;
В) паразитируют на других живых организмах;
Г) имеют небольшие размеры;
- К сапрофитам могут быть причисленны:
А) мхи; Б) грибы;
В) покрытосеменные растения; Г) водоросли;
- Тонкие ветвящиеся трубчатые нити, образующие тело гриба называют:
А) грибница; Б) мицелий;
В) гифы; Г) плодовое тело;
- В разложении органических веществ особую роль играют грибы:
А) хищники; Б) симбионты;
В) паразиты; Г) сапротрофы;
- С животными грибы имеют схожие черты:
А) прикрепленный образ жизни; Б) постоянный рост;
В) гетеротрофное питание; Г) верны все ответы;
Проводится взаимопроверка по образцу: (слайд 4)
Вариант I
1Г; 2А; 3Г; 4В; 5Б;
Вариант II
1Б; 2Б; 3В; 4Г; 5В;
Проводится рефлексия с целью коррекции знаний, с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации. У кого ответы совпали с образцом? Где допущены ошибки? Что необходимо запомнить особо?
- Изучение нового материала.
Итак, тема нашего урока: «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека». (слайд 5)
Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые и на грибы совсем не похожи.
Дрожжи – это тоже организмы, обладающие основными свойствами грибов. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это живые организмы. Если их небольшое количество развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть разнообразные клетки. А добавив в воду немного сахара, клетки начнут расти и размножаться.
Плесневые грибы живут рядом снами, в наших квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком активно.
Высшие грибы - все многоклеточные организмы. Многие растущие у нас крупные грибы имеют плодовое тело с характерной шляпкой на ножке, они так и называются – шляпочные.
Низшие грибы | Высшие грибы | ||
Дрожжевые грибы | Плесневые грибы | Трутовики | Шляпочные грибы |
Одноклеточные грибы-сапротрофы, питаются сахаристыми веществами | Одноклеточные или многоклеточные грибы, поселяются на органическом субстрате. | Паразиты, поселяются на стволах деревьев. | Поселяются на лесной подстилке, могут образовывать микоризу – симбиоз с корнями деревьев. |
(слайд 6; появляется первая половина таблицы)
Перед вами несколько русских пословиц и выражений, распределите их соответственно группам
грибов в таблице и предположите их значение из текста пословицы.
- Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко – кланяется низко.
- Есть они, и не в лесу: в тесте, пиве и квасу.
- Без зубов, а дерево грызёт.
- Выросли на полочке кисточки-метёлочки, кисточки зелёные – лекари хвалёные.
Организация эвристической беседы. Можно ли предположить значение грибов из пословицы? Почему? Что вам известно о этих грибах?
|
|
|
|
(слайд 6; появляется вторая половина таблицы)
Среди шляпочных есть и съедобные и несъедобные виды. Отравление ядовитыми грибами вызывает быструю смерть человека.
Какие грибы нашей Республики, вам известны? Назовите съедобные и ядовитые грибы? Какие грибы вы узнали, которые растут в Воркутинском районе. (слайд 7,8,9,10)
- Закрепление изученного материала.
Организация работы в группах.
Работая с текстом учебника § 53, составьте памятку грибнику. Какие правила надо помнить, собираясь на «тихую» охоту? (слайд11)
Дополнительно, если работа выполнена быстро, предлагаем дать объяснение пословицам:
У мухомора свое назначение, он для зверя лесного печенье.
Гриб в банки закатал – опасность для здоровья создал. (слайд11)
Организация обсуждения Памяток грибников – представители групп озвучивают результаты своей работы.
Выполнение задания сравнивается с образцом (слайд №12)
Рефлексия проводится с целью коррекции знаний и самоцелей: У кого утверждения совпали с образцом? Что необходимо запомнить особо?
VI. Подведение итогов урока.
Подача и комментарии к домашнему заданию. §53, п/т §53 Найти народные приметы о грибах. (слайд 13)
Рефлексия проводится с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации: Кто частично удовлетворил свое любопытство? У кого появилось желание, поработать с дополнительной литературой и по какому вопросу?
Загадки о грибах
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин... (табак)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"
Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....
Урок по теме "Роль грибов в биосфере и жизни человека" 6 класс ФГОС ООО
Урок разработан в рамках внедрения ФГОС ООО по биологии для 6 класса...
Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».
Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека.
Открытый урок...