Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний. | 1. Диалог Антошки и биолога на с. 96. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Какова роль грибов на нашей планете? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1 – Почему собирать грибы на одном месте можно много лет? Версии школьников. 2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». – Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2) – Что такое симбиоз? (§ 13) – Какое строение имеют грибы? (§ 15) – Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.) | Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла. | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
II. Совмест-ное откры-тие знаний. | 1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши. – Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл? – Какова же роль грибов в этих примерах? 2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии? 3. Работа в группах с текстом § 17. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы». 1 2 1 4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). – Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.) 5. Работа с рис. 17.3 на с. 98. – Определите съедобные и ядовитые грибы; определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 1 6. Мои биологические исследования (с. 100). Работа по инструкции. 2 Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики». 2 Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы. 2 | На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения». Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики». | Личностные УУД 1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД 2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
III. Само-стоятель-ное примене-ние знаний. | Вопросы 1–7 на с. 99. Задачи 18.2–18.8, 18.11–18.16 (на выбор) из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму. 2 На этом уроке целесообразно решить жизненную (компетентностную) задачу и предложить заинтересованным ученикам тему биологических исследований. 3 4 | ТОУУ Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Познавательные УУД 3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | |
IV. Итог урока. | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Домашнее задание: § 17, вопрос 8 , подготовиться к тесту «Грибы», повторить § 16–18. Задача 17.1–17.3, 17.5–17.8, 17.10–17.14 (на выбор) из задачника-практикума. |
© ООО «Баласс», 2012 Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Грибы в биосфере и жизни человека"
Конспект урока с презентациейю Биология 5 кл , школа 2100...
Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.
Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Урок по теме "Роль грибов в биосфере и жизни человека" 6 класс ФГОС ООО
Урок разработан в рамках внедрения ФГОС ООО по биологии для 6 класса...
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»...
Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека.
Открытый урок...
Комментарии
Автор урока Котова Галина
Автор урока Котова Галина Николаевна.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/07/30/urok-po-teme-rol-...
http://www.metod-kopilka.ru/5_klass_biologiya_fgos_ooo-24764.htm