Урок по теме "Роль грибов в биосфере и жизни человека" 6 класс ФГОС ООО
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок разработан в рамках внедрения ФГОС ООО по биологии для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby-labirint_4.doc | 175 КБ |
rol_gribov_v_biosfere_i_zhizni_chelovekad.doc | 57.5 КБ |
proverochnyy_test_po_teme_griby.doc | 31 КБ |
fizminutkad.doc | 22.5 КБ |
rol_gribov_v_biosfere_1.ppt | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок 18. «Грибы в биосфере и жизни человека».
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проблемная ситуация и актуали-зация знаний. | Начало стихи о грибах. (добавь слово) 1. Диалог Антошки и биолога на с. 96. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Какова роль грибов на нашей планете? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1 – Почему собирать грибы на одном месте можно много лет? Версии школьников. 2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». – Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2) – Что такое симбиоз? (§ 13) – Какое строение имеют грибы? (§ 15) – Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.) Какова тема сегодняшнего урока? Какие умения нам необходимы? (на доске) В тетради число, тему урока. | Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла. 5 мин. | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
II. Совместное открытие знаний. | 1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши. – Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл? – Какова же роль грибов в этих примерах? 2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии? 3. Работа в группах с текстом § 17. 1. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы». 1 2 1 1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97. 2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98. 3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника. 5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2) 6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов. (выступление представителей групп) 4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). – Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.) Физминутка. Влез опенок на пенек, Простоял один денек. На ветру качался, Резко наклонялся. Тоненький, тоненький, Ножка, что соломинка! А потом склонился И совсем свалился. Проверка схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы Дополнительно 3. Презентация «Грибы нашей местности» 4. Интервью грибника. Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики». 2 Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы. 2 | На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения». Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики». 7 мин. Обсуждение По 3 мин=18 мин. Самоанализ Выводы. 1 -2 мин. 3 мин. Самооценка | Личностные УУД 1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД 2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
III. Само-стоятельное применение знаний. | Задание 3 : Закончи предложение, одним словом. Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). 1 вариант -17.1, 17.5 2 вариант - 17.2, 17.5. Самооценка по алгоритму. 2 | 2-3 мин. Самопроверка. самооценка | ТОУУ Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Познавательные УУД 3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
IV. Итог урока. | Домашнее задание: Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме «Грибы»
1.Закончи предложение, одним словом
- Тело гриба образовано ……………………………………
- В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
- В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
- Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ………
- Пример плесневого гриба………………………………...
- Гифы гриба это………………………………..
- Устройство для вынашивания спор………………………
- Корни сросшиеся с грибами……………………………..
Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,
мукор, мицелий, плодовое тело.
2. Выбери правильный ответ
1 вариант:
1. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что:
А) они неподвижны, но способны к фотосинтезу,
Б)они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами
В) они не размножаются спорами и не имеют органов,
Г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества
2. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов является:
А) способность к образованию спор
Б) наличие клеточной стенки
В) отсутствие ядра
Г) отсутствие хромосом
2 вариант:
1. Грибы обитают:
А) только в почве и на теле животных и человека,
Б)только в воде, почве и на продуктах питания,
В) в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека и животных, в жилищах,
Г) только на деревьях, продуктах и почве.
2. Грибы размножаются:
А) только спорами,
Б) только грибницей
В) только половым путём
Г) всеми способами
Закончи предложение, одним словом.
1. Тело гриба образовано ……………………………………
2. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
3. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
4. Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ……………………………………
5. Пример плесневого гриба………………………………...
6. Гифы гриба это………………………………..
7. Устройство для вынашивания спор………………………
8. Корни сросшиеся с грибами……………………………..
Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,
мукор, мицелий, плодовое тело.
Фамилия ученика…………………………………………………..
Закончи предложение, одним словом.
1. Тело гриба образовано ……………………………………
2. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
3. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
4. Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ……………………………………
5. Пример плесневого гриба………………………………...
6. Гифы гриба это………………………………..
7. Устройство для вынашивания спор………………………
8. Корни сросшиеся с грибами……………………………..
Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,
мукор, мицелий, плодовое тело.
Предварительный просмотр:
ПИЩА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
И ЖИВОТНЫХ
5. Физкультминутка.
Трое учащихся выходят к доске и рассказывают стихи о грибах, сопровождая их движениями, остальные за ними повторяют.
Загадки (начало урока)
1.Только вышел из пеленок,
А плясать уже горазд.
Это луговой опенок
Водит хоровод для нас (стоя, ноги вместе, руки на поясе, поворот туловища влево и вправо)
2. Кто там, в солнечном наряде
Шествует, как на параде?
Это ростом невелички
Золотистые лисички (стоя, ходьба на месте).
3.Подосиновик- красавец
Подарил мне свой румянец:
Мускулистой ножкой
Гол забил в лукошко (стоя, руки на поясе, ноги на цыпочках, поднимания, опускания)
4. Чтоб не спутать шампиньон
С бледною поганкой,
Загляни под капюшон –
Розова ль изнанка? (стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед)
5. В быстром вальсе на опушке
Кружатся, смеясь, волнушки.
Все явились на смотрины –
Прямо прима-балерины (стоя, ноги на ширине плеч, повороты головы влево, вправо, вперед, назад)
6.Вся березовая Русь
В радостном волненье:
Появился белый груздь –
Царский гриб в соленье (стоя, ноги на ширине плеч, приседания).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какую роль в экосистемах играют разрушители? Что такое симбиоз? Какое строение имеют грибы? Какая часть гриба используется людьми в пищу? Вспоминаем то, что знаем.
ГРИБЫ В БИОСФЕРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Совместное открытие знаний
Грибы – паразиты растений ГОЛОВНЯ ПАРША ФИТОФТОРА МУЧНИСТАЯ РОСА
Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии? Культивирование грибов в лабораторных условиях для получения антибиотиков Биореактор для промышленного получения антибиотиков
Работа в группах с текстом § 17. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы». 1 группа : Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97. 2 группа : Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр 97-98. 3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника. 5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2) 6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов. Совместное открытие знаний
Грибы – разрушители вещей Плесневые грибы на стене здания ТРУТОВИКИ НА КИРПИЧНОЙ СТЕНЕ И ДЕРЕВЕ
Что вызывало это заболевание? Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные з лаки .
Болезнетворные грибы «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал древний летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огн ё м». Эта болезнь только во Фра н ции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прош ё л, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). Больной «антониевым огнём» — деталь нижней части правой створки Изенгеймского алтаря , художник Маттиас Грюневальд
Грибы-сапрофиты разлагают (разрушители) перегной на более простые составные части, улучшая структуру почвы Навозник серый Шампиньон
Грибы-симбионты участвуют в образовании микоризы. Это симбиоз корней высших растений с грибами (грибницей) Фотография микоризы Корни дерева Корни дерева, вступившие в симбиоз с нитями грибницы
М И К О Р И З А КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ МИКОРИЗА ДЛЯ РАСТЕНИЙ?
Грибы – помощники хлебопёков Пекарские дрожжи Установка для производства дрожжей
В экосистемах грибы играют роль разрушителей. Присоединяясь к корням растений, грибы обеспечивают их водой и минеральными солями, получая взамен органические вещества. Многие грибы вызывают болезни растений и животных. Люди используют грибы в пищу и для получения лекарств. Делаем вывод по проблеме урока.
Повторить § 14-16. Изучить § 17, подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Биосфера. Границы жизни. 11 класс."
Кобинировынный урок (лекция практикум) с использованием ИКТ....
Презентация к уроку английского языка по теме "Здоровый образ жизни" 5 класс
В данной презентации отражены основные моменты для проведения обобщающего урока по теме "Здоровый образ жизни" в 5м классе.(пословицы о здоровье, названия болезней, врачей, советы по сохранению здоров...
Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)
Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...
Урок по теме "Грибы в биосфере и жизни человека"
Конспект урока с презентациейю Биология 5 кл , школа 2100...
Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».
Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»
Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»...
Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека"
Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека" может быть использован при организауии трансформированных уроков биологии....