программа спецкурса "Экология растений"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya_rasteniy_6_klass.doc | 92.5 КБ |
programma_ekologiya_rasteniy_6_klass.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология растений (6 класс, 35 часов).
Пояснительная записка
Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов, произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса:
1. показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
- показать приоритет экологических ценностей;
3. удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений, условиям их
обитания;
4. научить использовать знания в повседневной жизни
Содержание программы курса.
Введение – 1 час
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Свет в жизни растений – 3 часа.
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
Тепло в жизни растений – 3 часа.
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
Вода в жизни растений – 3 часа.
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
Воздух в жизни растений – 2 часа.
Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Почва в жизни растений – 2 часа.
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.
Практические работы:
Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
Растения и животные – 3 часа.
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
Влияние растений друг на друга – 2 часа.
Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.
Практические работы:
Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).
Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.
Способы питания грибов и и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.
Сезонные изменения растений – 2 часа.
Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетниеи. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.
Экскурсия: Растения зимой.
Изменения растений в течение жизни – 2 часа.
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:
- Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
- Определение возраста сосны по веткам.
Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.
Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.
Жизненные формы растений – 2 часа.
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.
Растительные сообщества – 4 часа.
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.
Экскурсия: Сообщество водоёма.
Охрана растительного мира – 3 часа.
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.
Календарно – тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
№ Заня-тия | Дата проведения | Тема занятия | Форма занятия |
1. | 8.09 | Введение. | |
Свет в жизни растений – 3 часа. | |||
2. | 15.09 | Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле | |
3 | 22.09 | Экологические группы растений по отношению к свету. | |
4 | 29.09 | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения | |
Тепло в жизни растений – 3 часа. | |||
5 | 6.10 | Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. | |
6 | 13.10 | Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | |
7 | 20.10 | Приспособления растений к высоким и низким температурам. | |
Вода в жизни растений – 3 часа. | |||
8 | 27.10 | Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении. | |
9 | 10.11 | Экологические группы растений по отношению к воде. | |
10 | 17.11 | Обеспечение растений водой. | |
Воздух в жизни растений – 2 часа. | |||
11 | 24.11 | Газовый состав воздуха в жизни растений | |
12 | 1.12 | Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков. | |
Почва в жизни растений – 2 часа. | |||
13 | 8.12 | Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком. | |
14 | 15.12 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. | |
Растения и животные – 3 часа. | |||
15 | 22.12 | Животные – опылители, распространители плодов и семян | |
16 | 29.12 | Растения и растительноядные животные. | |
17 | 12.01 | Растения – хищники | |
Влияние растений друг на друга – 2 часа. | |||
18 | 19.01 | Прямые влияния растений друг на друга. | |
19 | 26.01 | Влияние растений друг на друга через изменения среды | |
Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час. | |||
20 | 2.02 | Сожительство растений с грибами и бактериями. Бакт ериальные и грибные болезни растений. | |
Сезонные изменения растений – 2 часа. | |||
21 | 9.02 | Осень и зима в жизни растений | |
22 | 16.02 | Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы. | |
Изменение растений в течение жизни – 2 часа. | |||
23 | 2.03 | Продолжительность жизни растений | |
24 | 9.03 | Периоды жизни растений и возрастные состояния растений. | |
Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа. | |||
26 | 16.03 | Где и как обитают растения | |
27 | 6.04 | Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений. | |
Жизненные формы растений – 2 часа. | |||
28 | 13.04 | Разнообразие жизненных форм растений. | |
29 | 20.04 | Разнообразие деревьев. | |
Растительные сообщества – 4 часа. | |||
30 | 27.04 | Состав растительных сообществ | |
31 | 4.05 | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | |
32 | 11.05 | Строение растительных сообществ | |
33 | 18.05 | Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество. | |
Охрана растительного мира – 2 часа. | |||
34 | 25.05 | Редкие и охраняемые растения. Красная книга. | |
35 | Охраняемые территории и их значение |
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.
И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –
М.:Просвещение, 1983.
Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1985.
Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.
Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.
Набор открыток «Удивительные растения».
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы
на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.
Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995
Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1980
Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.
Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.
– М.: Педагогика,1983.
Список литературы для учащихся:
Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972
Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984
Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982
Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.
Иллюстративный материал:
рисунки, картины с изображением растений разных видов;
гербарные экземпляры;
диафильмы.
Предварительный просмотр:
Экология растений (6 класс, 35 часов).
Пояснительная записка
Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов, произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса:
1. показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
- показать приоритет экологических ценностей;
3. удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений, условиям их
обитания;
4. научить использовать знания в повседневной жизни
Содержание программы курса.
Введение – 1 час
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Свет в жизни растений – 3 часа.
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
Тепло в жизни растений – 3 часа.
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
Вода в жизни растений – 3 часа.
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
Воздух в жизни растений – 2 часа.
Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Почва в жизни растений – 2 часа.
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.
Практические работы:
Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
Растения и животные – 3 часа.
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
Влияние растений друг на друга – 2 часа.
Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.
Практические работы:
Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).
Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.
Способы питания грибов и и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.
Сезонные изменения растений – 2 часа.
Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетниеи. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы. Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.
Экскурсия: Растения зимой.
Изменения растений в течение жизни – 2 часа.
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:
- Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
- Определение возраста сосны по веткам.
Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.
Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.
Жизненные формы растений – 2 часа.
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.
Растительные сообщества – 4 часа.
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.
Экскурсия: Сообщество водоёма.
Охрана растительного мира – 3 часа.
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.
Календарно – тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
№ Заня-тия | Дата проведения | Тема занятия | Форма занятия |
1. | 8.09 | Введение. | |
Свет в жизни растений – 3 часа. | |||
2. | 15.09 | Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле | |
3 | 22.09 | Экологические группы растений по отношению к свету. | |
4 | 29.09 | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения | |
Тепло в жизни растений – 3 часа. | |||
5 | 6.10 | Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. | |
6 | 13.10 | Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | |
7 | 20.10 | Приспособления растений к высоким и низким температурам. | |
Вода в жизни растений – 3 часа. | |||
8 | 27.10 | Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении. | |
9 | 10.11 | Экологические группы растений по отношению к воде. | |
10 | 17.11 | Обеспечение растений водой. | |
Воздух в жизни растений – 2 часа. | |||
11 | 24.11 | Газовый состав воздуха в жизни растений | |
12 | 1.12 | Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков. | |
Почва в жизни растений – 2 часа. | |||
13 | 8.12 | Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком. | |
14 | 15.12 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. | |
Растения и животные – 3 часа. | |||
15 | 22.12 | Животные – опылители, распространители плодов и семян | |
16 | 29.12 | Растения и растительноядные животные. | |
17 | 12.01 | Растения – хищники | |
Влияние растений друг на друга – 2 часа. | |||
18 | 19.01 | Прямые влияния растений друг на друга. | |
19 | 26.01 | Влияние растений друг на друга через изменения среды | |
Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час. | |||
20 | 2.02 | Сожительство растений с грибами и бактериями. Бакт ериальные и грибные болезни растений. | |
Сезонные изменения растений – 2 часа. | |||
21 | 9.02 | Осень и зима в жизни растений | |
22 | 16.02 | Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы. | |
Изменение растений в течение жизни – 2 часа. | |||
23 | 2.03 | Продолжительность жизни растений | |
24 | 9.03 | Периоды жизни растений и возрастные состояния растений. | |
Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа. | |||
26 | 16.03 | Где и как обитают растения | |
27 | 6.04 | Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений. | |
Жизненные формы растений – 2 часа. | |||
28 | 13.04 | Разнообразие жизненных форм растений. | |
29 | 20.04 | Разнообразие деревьев. | |
Растительные сообщества – 4 часа. | |||
30 | 27.04 | Состав растительных сообществ | |
31 | 4.05 | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | |
32 | 11.05 | Строение растительных сообществ | |
33 | 18.05 | Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество. | |
Охрана растительного мира – 2 часа. | |||
34 | 25.05 | Редкие и охраняемые растения. Красная книга. | |
35 | Охраняемые территории и их значение |
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.
И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –
М.:Просвещение, 1983.
Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1985.
Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.
Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.
Набор открыток «Удивительные растения».
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы
на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.
Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995
Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1980
Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.
Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.
– М.: Педагогика,1983.
Список литературы для учащихся:
Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972
Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984
Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982
Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.
Иллюстративный материал:
рисунки, картины с изображением растений разных видов;
гербарные экземпляры;
презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экология растений" 6 класс
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Данное планирование предназначено для кружка или элективного курса. Рассчитано на 144 часа в год, 4 часа в неделю. Предусмотрены экскурсии, практические работы проектная деятельность....
Дополнительная образовательная программа" Экология растений"
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...
Авторская программа. Защита растений. Элективный курс для 10-ого класса
Элективный курс "Защита растений" дает представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества....
Рабочая программа "Мир растений" 7 класс.
Алаптированная рабочаяя программа составлена для обучающихся с ТМНР в коррекционной школе 8 вида...
Рабочая программа Экология растений.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, в соответствии с программой «Экология растений» авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Ве...