программа спецкурса "Экология растений"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

        Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Экология растений   (6 класс, 35 часов).

Пояснительная записка

        Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов,  произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

        Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

       Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.                                        

 Задачи курса:

     1.  показать единство жизни растений с живой и неживой природой;

  1. показать приоритет экологических ценностей;

     3.  удовлетворить интерес учащихся к многообразию  растений, условиям их

         обитания;

     4. научить использовать знания в повседневной жизни

Содержание программы курса.

Введение – 1 час

    Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.

Свет в жизни растений – 3 часа.

      Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.

Тепло в жизни растений – 3 часа.

    Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.

Вода в жизни растений – 3 часа.

      Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.

Воздух в жизни растений – 2 часа.

          Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

Почва в жизни растений – 2 часа.

    Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.

Практические работы:

   Влияние состава почвы на рост и развитие растений.

Растения и животные – 3 часа.

    Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.

Влияние растений друг на друга – 2 часа.

     Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.

Практические работы:

     Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).

Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

    Способы питания грибов и и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.

Сезонные изменения растений – 2 часа.

       Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетниеи. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы.  Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.

Экскурсия: Растения зимой.

Изменения растений в течение жизни – 2 часа.

      Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.

Практическая работа:

  1. Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
  2. Определение возраста сосны по веткам.

Разнообразие условий существования и их влияние на     растения – 2 часа.

   Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.

Жизненные формы растений – 2 часа.

   Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.

Растительные сообщества – 4 часа.

     Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном  сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.

Экскурсия: Сообщество водоёма.

Охрана растительного мира – 3 часа.

   Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.

     


Календарно – тематическое  планирование на 2012-2013 учебный год

     №

Заня-тия

    Дата

проведения

                   Тема занятия                          

Форма занятия

1.

8.09

 Введение.                                          

                                                   Свет в жизни растений – 3 часа.

2.

15.09

Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле

3

22.09

Экологические группы растений по отношению к свету.

4

29.09

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

                                                  Тепло в жизни растений – 3 часа.

5

6.10

Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.

6

13.10

Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

7

20.10

Приспособления растений к высоким и низким температурам.

Вода в жизни растений – 3 часа.

8

                        27.10                      

Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход  воды в растении.

9

10.11

Экологические группы растений по отношению к воде.

10

17.11

Обеспечение растений водой.

                                                           Воздух в жизни растений – 2 часа.

11

24.11

Газовый состав воздуха в жизни растений

12

1.12

Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков.

                                                   Почва в жизни растений – 2 часа.

13

8.12

Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.

14

15.12

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.

                                             Растения и животные – 3 часа.

15

22.12

Животные – опылители, распространители плодов и семян

16

29.12

Растения и растительноядные животные.

17

12.01

Растения – хищники

                                            Влияние растений друг на друга – 2 часа.

18

19.01

Прямые влияния растений друг на друга.

19

26.01

Влияние растений друг на друга через изменения среды

                                            Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

20

2.02

Сожительство растений с грибами и бактериями. Бакт

ериальные и грибные болезни растений.

                                   Сезонные изменения растений – 2 часа.

21

9.02

Осень и зима в жизни растений

22

16.02

Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы.

                                    Изменение растений в течение жизни – 2 часа.

23

2.03

Продолжительность жизни растений

24

9.03

Периоды жизни растений и возрастные состояния растений.

                         Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.

26

16.03

Где и как обитают растения

27

6.04

Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений.

                                          Жизненные формы растений – 2 часа.

28

13.04

Разнообразие жизненных форм растений.

29

20.04

Разнообразие деревьев.

                                            Растительные сообщества – 4 часа.

30

27.04

Состав растительных сообществ

31

4.05

Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

32

11.05

Строение растительных сообществ

33

18.05

Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество.

                                             Охрана растительного мира – 2 часа.

34

25.05

Редкие и охраняемые растения. Красная книга.

35

Охраняемые территории и их значение

Учебно – методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.

 И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др.  Биологические экскурсии. –                        

                                                                                                                        М.:Просвещение, 1983.

Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для       учителей. – М.:

                                                                                                                    Просвещение, 1985.

Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.

Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.

 Набор открыток «Удивительные растения».

Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы  

                                                                       на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и  К, 1994.

Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995

Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для

                                                                                                 учителей. – М.: Просвещение,1980

Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.

 Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994                                                                                                                    .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.                                                                              

                                                                                                  – М.: Педагогика,1983.                                                                                                    

Список литературы для учащихся:

Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972

Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978

Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984

Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986

Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982

Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.

Энциклопедия для детей. Экология. –  М., Аванта +, 2003.

Иллюстративный материал:

 рисунки, картины с изображением растений разных видов;

 гербарные экземпляры;

диафильмы.



Предварительный просмотр:

       Экология растений   (6 класс, 35 часов).

Пояснительная записка

        Содержательной основой курса является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 35 часов,  произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

        Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

       Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.                                        

 Задачи курса:

     1.  показать единство жизни растений с живой и неживой природой;

  1. показать приоритет экологических ценностей;

     3.  удовлетворить интерес учащихся к многообразию  растений, условиям их

         обитания;

     4. научить использовать знания в повседневной жизни

Содержание программы курса.

Введение – 1 час

    Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.

Свет в жизни растений – 3 часа.

      Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.

Тепло в жизни растений – 3 часа.

    Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.

Вода в жизни растений – 3 часа.

      Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.

Воздух в жизни растений – 2 часа.

          Газовый состав воздуха в жизни растений. Значение азота, кислорода, углекислого газа, некоторых примесей в воздухе. Ветер в жизни растений. Отрицательное воздействие ветра на растения. Положительное влияние ветра: опыление ветром, разнос спор ветром, распространение и плодов и семян. Перекати – поле. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

Почва в жизни растений – 2 часа.

    Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв, растения засолённых почв. Солевыносливые растения. Растения – соленакопители. Солевыводящие растения. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление, рассоление. Охрана почв.

Практические работы:

   Влияние состава почвы на рост и развитие растений.

Растения и животные – 3 часа.

    Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.

Влияние растений друг на друга – 2 часа.

     Формы влияния растений друг на друга. Прямые влияния. Лианы. Эпифиты. Растения – полупаразиты. Растения – паразиты. Влияния растений друг на друга через изменения среды. Фитоклимат. Конкуренция. Выделение веществ, угнетающих рост.

Практические работы:

     Угнетение растениями друг друга ( на примере сирени и нарциссов).

Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

    Способы питания грибов и и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. клубеньковые бактерии. Бактериальные и грибковые болезни растений.

Сезонные изменения растений – 2 часа.

       Осень и зима в жизни растений. Подготовка растений к зиме. Листопад и его роль в жизни растения. Подготовка к зиме вечнозелёных хвойных деревьев. Озимые однолетниеи. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье, ранняя весна, поздняя весна. Весна в жизни вечнозелёных хвойных деревьев. Яровые однолетники. Лиственные леса. Фенологические фазы.  Особенности фенологических фаз у разных растений. Влияние климата и погоды на фенологические фазы.

Экскурсия: Растения зимой.

Изменения растений в течение жизни – 2 часа.

      Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.

Практическая работа:

  1. Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
  2. Определение возраста сосны по веткам.

Разнообразие условий существования и их влияние на     растения – 2 часа.

   Условия существования растений. Различия растений в зависимости от условий существования. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния.

Жизненные формы растений – 2 часа.

   Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья лесной зоны, деревья пустынь, деревья саванн, деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья – удушители и деревья – рощи.

Растительные сообщества – 4 часа.

     Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном  сообществе. Строение растительных сообществ. Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Воздействие человека на растительность.

Экскурсия: Сообщество водоёма.

Охрана растительного мира – 3 часа.

   Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории и их значение.

     


Календарно – тематическое  планирование на 2012-2013 учебный год

     №

Заня-тия

    Дата

проведения

                   Тема занятия                          

Форма занятия

1.

8.09

 Введение.                                          

                                                   Свет в жизни растений – 3 часа.

2.

15.09

Свет в жизни растений. Разнообразие условий освещения на Земле

3

22.09

Экологические группы растений по отношению к свету.

4

29.09

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

                                                  Тепло в жизни растений – 3 часа.

5

6.10

Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле.

6

13.10

Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

7

20.10

Приспособления растений к высоким и низким температурам.

Вода в жизни растений – 3 часа.

8

                        27.10                      

Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход  воды в растении.

9

10.11

Экологические группы растений по отношению к воде.

10

17.11

Обеспечение растений водой.

                                                           Воздух в жизни растений – 2 часа.

11

24.11

Газовый состав воздуха в жизни растений

12

1.12

Приспособления растений к опылению ветром и распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков.

                                                   Почва в жизни растений – 2 часа.

13

8.12

Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.

14

15.12

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы.

                                             Растения и животные – 3 часа.

15

22.12

Животные – опылители, распространители плодов и семян

16

29.12

Растения и растительноядные животные.

17

12.01

Растения – хищники

                                            Влияние растений друг на друга – 2 часа.

18

19.01

Прямые влияния растений друг на друга.

19

26.01

Влияние растений друг на друга через изменения среды

                                            Грибы и бактерии в жизни растений – 1 час.

20

2.02

Сожительство растений с грибами и бактериями. Бакт

ериальные и грибные болезни растений.

                                   Сезонные изменения растений – 2 часа.

21

9.02

Осень и зима в жизни растений

22

16.02

Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы.

                                    Изменение растений в течение жизни – 2 часа.

23

2.03

Продолжительность жизни растений

24

9.03

Периоды жизни растений и возрастные состояния растений.

                         Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 часа.

26

16.03

Где и как обитают растения

27

6.04

Жизненное состояние растений. Изменение размеров растений.

                                          Жизненные формы растений – 2 часа.

28

13.04

Разнообразие жизненных форм растений.

29

20.04

Разнообразие деревьев.

                                            Растительные сообщества – 4 часа.

30

27.04

Состав растительных сообществ

31

4.05

Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

32

11.05

Строение растительных сообществ

33

18.05

Изменения растительных сообществ, воздействие человека на сообщество.

                                             Охрана растительного мира – 2 часа.

34

25.05

Редкие и охраняемые растения. Красная книга.

35

Охраняемые территории и их значение

Учебно – методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.

 И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др.  Биологические экскурсии. –                        

                                                                                                                        М.:Просвещение, 1983.

Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для       учителей. – М.:

                                                                                                                    Просвещение, 1985.

Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.

Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.

 Набор открыток «Удивительные растения».

Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы  

                                                                       на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и  К, 1994.

Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995

Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для

                                                                                                 учителей. – М.: Просвещение,1980

Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.

 Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994                                                                                                                    .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.                                                                              

                                                                                                  – М.: Педагогика,1983.                                                                                                    

Список литературы для учащихся:

Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972

Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978

Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984

Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986

Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982

Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.

Энциклопедия для детей. Экология. –  М., Аванта +, 2003.

Иллюстративный материал:

 рисунки, картины с изображением растений разных видов;

 гербарные экземпляры;

презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Данное планирование предназначено для кружка или элективного курса. Рассчитано на 144 часа в год, 4 часа в неделю. Предусмотрены экскурсии, практические работы проектная деятельность....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Авторская программа. Защита растений. Элективный курс для 10-ого класса

Элективный курс "Защита растений" дает представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества....

Рабочая программа "Мир растений" 7 класс.

Алаптированная рабочаяя программа составлена для обучающихся с ТМНР в коррекционной школе 8 вида...

Рабочая программа Экология растений.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,    в соответствии с программой «Экология растений» авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Ве...