Авторская программа. Защита растений. Элективный курс для 10-ого класса
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Элективный курс "Защита растений" дает представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa_na_konkurs_50_innovatsiy.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
ЗДУВР:______ Г. Р. Нургазизова Директор школы:_______А. Р. Сафин
Республика Татарстан
Высокогорский муниципальный район
Озерная средняя общеобразовательная школа.
Авторская программа.
Защита растений.
Элективный курс для 10 -х классов.
Шипшова Раиса Яковлевна
учитель биологии – химии.
Рассмотрена на заседании
методического совета школы.
Протокол № 5 от 11. 01. 15 г.
______ С.А. Шигапова
п. Озерный
2015 г.
Номинация конкурса
« Опытные педагоги со стажем свыше 5 лет».
Сведения об авторе.
Ф.И.О. Шипшова Раиса Яковлевна
Год рождения.-1948
Образование Высшее
Место работы- Озёрная средняя общеобразовательная школа.
Должность- учитель биологии и химии.
Адрес: РТ Высокогорский муниципальный район
п. Озёрный, улица Молодёжная д.5, кв.2
Аннотация.
Элективный курс «Защита растений»даёт представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества, одним из основных звеньев- является защита растений от вредителей, болезней и сорняков.
Успешная работа с вредными объектами невозможна без определения видового состава вредителей, болезней и сорняков, знания особенностей их развития и мер борьбы с ними.
Содержание элективного курса знакомит с выбором методов и сроков борьбы с вредителями. При этом необходимо знать, в какой фазе развития вредитель наносит повреждения растениям, тип его ротового аппарата, число поколений, цикл развития вредителя, места сохранения зимующей стадии вредителей. На основании биологических особенностей развития вредителя определяет наиболее уязвимый период его жизни.
Знакомство с темами курса ведёт к пониманию о необходимости учитывать условия внешней среды, под влиянием которых ускоряется или, наоборот, замедляется развитие вредных организмов и изменяется их вредоносность. Формируется восприятие особого значения агротехнического метода, который направлен, с одной стороны на усиление развития растений, что способствует повышению устойчивости растений, а с другой стороны- на снижение численности вредителей и болезней путём создания неблагоприятных условий для их развития.
Такие агротехнические приёмы, как обработка почвы, применение удобрений и система ухода за растениями, использование оптимального срока сева, уничтожение сорняков и после уборочных остатков, возделывание устойчивых сортов, позволяет снизить степень поражения растений вредителями и болезнями. Формируется понимание экологических проблем при использовании биологического и химического методов борьбы с вредителями и болезнями растений.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Защита растений» предназначен для учащихся 10-х классов, интересующихся биологией, на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях разных типов как в рамках предметов по выбору школы, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Как правило, курс биологии растений и животных в школе изучают в 6-7-х классах, причём курс биологии растений сокращен на 1 час, когда ученики ещё не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, экологии, химии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, поступающих в биологические, медицинские или сельскохозяйственные вузы, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических и химических знаний, что позволяет им изучать биологию на более глубоком уровне реализуя межпредметные связи.
Программа готовит учащихся для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приемов: лекционно – семинарские занятия, дискуссии, ролевые игры в реализации комплексного подхода к усвоению учащимися методов и способов проведения проектных работ, от теоретических умений узкопрактических навыков (оформление рефератов, исследовательских работ, проектирование и т.д.). Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
На школьной лекции предусматривается крупноблочное обобщение изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности составляет 1:3.
Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и из электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводится в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, ролевых игр. На базе программы предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным биологическим проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности. При изучении программы предполагается соотнесение отдельных тем элективного курса с базовым разделом «Общая биология» и «Неорганической и органической химии». В этом случае учебный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов и проектов по соответствующим темам.
Разнообразие лабораторных и практических работ даёт возможность вариативности выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резервы времени. На практических занятиях учащиеся знакомятся с методами борьбы с вредителями и болезнями, с учётом особенностей их развития, типов ротового аппарата, в какой фазе развития вредитель наносит повреждения растениям.
Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий, в том числе 8 практических занятий в10-х классах средней школы.
Цель курса.
Формирование у учащихся знаний о вредителях и болезнях растений, о системе мероприятий по защите плодовых, овощных и ягодных культур, понимания роли агротехнических, биологических и химических методах борьбы против болезней и вредителях.
Задачи курса.
Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека вредителей сельскохозяйственных культур.
Сформировать понятия о циклах развития насекомых - наиболее многочисленных групп вредителей сельскохозяйственных растений.
Ознакомить с характеристикой вредителей и болезней с/х культур.
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно- следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- классификацию вредителей и болезней;
- особенностей строения вредителей;
- особенностей строения ротового аппарата;
- характеристику цикла развития насекомых;
- характеристику мест сохранения зимующей стадии вредителей и возбудителей болезней;
- многообразие и распространение вредителей и возбудителей болезней.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать и описывать вредителей плодово-ягодных культур на живом материале и коллекциях;
- распознавать и описывать вредителей овощных культур на живом материале и коллекциях;
- распознавать и описывать болезни сельскохозяйственных культур;
- сравнивать общие черты организации и строение, циклы развития вредителей;
- схематично изображать циклы развития вредителей;
- характеризовать методы борьбы с вредителями и болезнями с/х культур;
- изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно- популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории;
- оценивать экологическую деятельность.
Ожидаемые педагогические результаты:
- профессиональная ориентация в области естественных наук, в сельском хозяйстве, экологии, биологии;
- развитие умений организации практических работ;
- развитие навыков системного анализа.
Диагностика результативности работы:
- оценка количества, качества и уровня творческих работ учащихся по элективным курсам.
Способы оценивания достижений учащихся:
- защита рефератов, исследовательских работ;
- защита проектов;
- практических работ.
На основании созданного материала библиотека творческих работ учащихся.
Содержание курса
(общее количество часов- 17)
Введение(1ч.)
Краткая история возникновения и развития защиты растений. Современное состояние защиты растений в сельском хозяйстве. Задачи современной защиты растений.
Характеристика вредителей и болезней.(1ч.)
Насекомые- наиболее многочисленная группа вредителей сельскохозяйственных растений. Отряды основных вредителей сельскохозяйственных растений. Прямокрылые: кузнечики, саранча, сверчки, медведки. Равнокрылые: тли, цикады, щитовки, листоблошки. Клопы: крестоцветные клопы, ягодный клон. Трипсы. Жуки. Перепончатокрылые: пилильщики (вредные), наездники, пчёлы, муравьи (полезные). Мухи: капустная муха. Клещи. Слизни. Нематоды. Грызуны.
Болезни. Инфекционные болезни, вызываемые микроорганизмами, грибами, бактериями, вирусами. Грибы - возбудители грибных болезней. Бактериальные болезни вызываемые одноклеточными организмами.
Прогноз развития вредителей и болезней (1 ч.)
Три направления влияния внешней среды: повышение устойчивости растений к вредителям и болезням при применении оптимальной агротехники; сохранение и размножение вредителей и возбудителей заболеваний; увеличение вредоносности и скорости развития болезней. Отношение вредителей к погодным условиям: температуре, влажности воздуха и почвы. Прогноз появления болезней и меры борьбы с ними. Развитие гриба- возбудителя фитофтороза картофеля при высокой влажности. Сумма эффективных температур и расчёт её величины.
Методы защиты растений от вредителей и болезней. (1 ч.).
Агротехнический метод, его профилактический характер. Правильный выбор участка и размещение сельскохозяйственных культур. Севообороты. Качество семенного и посадочного материала. Обработка почвы. Применение удобрений. Влияние фосфорных и калийных удобрений на химический состав растений. Борьба с сорняками. (1 ч.).
Физико–механический метод – применение различного рода ловушек, термическое обеззараживание и посадочного материала. Использование ловчих поясов для защиты плодовых деревьев. Виды ловчих поясов. Отпугивающие средства против грызунов. (1 ч.).
Биологический метод – создание благоприятных условий для развития энтомофагов вредителей. Хищные животные: насекомоядные птицы, лягушки, жабы, ежи, муравьи, божьи коровки. Паразиты – энтомофаги: трихограмма. Повышение эффективности энтомофагов. Активизация деятельности некоторых полезных микроорганизмов, подавляющих возбудителей болезней. Биопрепараты. Техника безопасности при работе с биопрепаратами.
(1 ч.)
Использование препаратов и других натуральных веществ. Инсектицидные свойства растений, способы сбора и приготовление настоев и отваров из растений. Обработка культурных растений настоями и отварами, повторность обработки. Настои и отварами растений: алоэ – для обеззараживания семян овощных культур от болезней ; бузина – для борьбы с тлями; календула; для опрыскивания против вредителей; лук – против паутинного клеща. (1 ч.).
Химический метод – использование химических средств защиты растений – пестицидов. Инсектицидные – препараты для борьбы с вредными насекомыми. Акрациды – для борьбы с клещами; моллюскоциды - для уничтожения слизней и других моллюсков. Фунгициды – для борьбы с болезнями растений. Препараты контактного действия – диазинон, дибром, дихлор. Препараты комплексного действия – нитрофен, сера коллоидная. Препараты против грибных заболеваний – бордосская смесь, железный купорос. (1 ч.)
Правила применения пестицидов. Норма расхода пестицидов. Ручные опрыскиватели: ранцевые, ручные, гидропульты. Индивидуальные средства защиты при работе с пестицидами. Техника безопасности при работе с пестицидами. (1 ч.)
Практическая часть курса.( 8 ч.).
Система защиты садов и огородов от вредителей и болезней.
- Определение вредителей смородины и крыжовника. Меры борьбы с вредителями.
- Определение вредителей яблони, груши, сливы, вишни. Меры борьбы с вредителями.
- Определение вредителей малины. Меры борьбы с вредителями.
- Определение вредителей луковичных цветочных культур. Меры борьбы с вредителями.
- Определение болезней рака коры. Меры борьбы с болезнями.
- Определение капустной тли на кочерыгах капусты. Меры борьбы.
- Защита всеядного вредителя – щелкуна (проволочника).
- Мероприятия по защите овощных культур. Проектная работа.
Тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Вид занятия |
1 | Введение. | 1 | Лекция. |
2 | Характеристика вредителей и болезней растений. | 1 | Лекция. Сообщения учащихся. Лабораторная работа. |
3 | Прогноз развития вредителей и болезней. | 1 | Лекция. Сообщение ученика о фитофторозе. Лабораторная работа. |
4 | Методы защиты растений от вредителей и болезней. Агротехнический метод. | 1 | Лекция. Доклад. |
5 | Физико – механический метод защиты растений от вредителей | 1 | Практическая работа. |
6 | Биологический метод защиты растений от вредителей. | 1 | Лекция. Лабораторная работа. |
7 | Использование препаратов из растений и других натуральных веществ. | 1 | Лекция. |
8 | Контроль сорняков, вредителей и болезней. | 1 | Ролевая игра. |
Практическая часть | |||
10 | Определение вредителей смородины и крыжовника. Меры борьбы с вредителями | 1 | Практическая работа |
11 | Определение вредителей яблони, груши, сливы, вишни. Меры борьбы с вредителями | 1 | Практическая работа |
12 | Определение вредителей овощных культур. Меры борьбы с вредителями | 1 | Практическая работа |
13 | Определение вредителей луковичных цветочных культур. Меры борьбы с вредителями. | 1 | Практическая работа |
14 | Определение болезней- рак коры. Меры борьбы с болезнями. | 1 | Практическая работа |
15 | Защита от многоядного вредителя- щелкуна (проволочника) | 1 | Практическая работа |
16 | Мероприятия по защите овощных культур. | 1 | Семинар. Защита проектных работ. |
17 | Итоговое занятие. | 1 |
Методические рекомендации.
1.Тема.Введение.
Планируемые результаты: учащиеся понимают особенности вредителей и болезней, их отличии; узнают о содержании курса «Защита растений».
Личная значимость изучаемого для школьника: человек- частица прекрасного мира природы, и на нём лежит ответственность за его многообразие.
План:
- Плодово- ягодные, овощные культуры их многообразие.
- Краткая история возникновения и защиты растений.
- Современное состояние защиты растений в сельском хозяйстве.
- Задачи современной защиты растений.
- Закрепление изученного.
Форма организации учебной деятельности: вводное занятие.
Приёмы деятельности учителя: беседа с учащимися, постановка проблемы, её обсуждение, организация работы в группах, подведение итогов.
Организация деятельности учащихся: высказывают своё мнение, сравнивают, записывают в тетрадь; работая в группах дают характеристику плодово-ягодным культурам, предлагают свой задачи по защите растений, обсуждают изученное.
Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать проблему, работать в группах.
2.Тема. Характеристика вредителей и болезней растений.
Планируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях вредителей и болезней с/х культур, классификацию вредителей с/х культур.
Личная значимость изучаемого для школьника: великий Дарвин в анкете написал «Я сделал выводы относительно фактов, всем известных ». Дерзайте!
План:
1. Общая характеристика насекомых- вредителей с/х культур.
2. Отряды вредителей сельскохозяйственных растений, их характеристика, представители.
3. Болезни: инфекционные болезни, вызываемые микроорганизмами, грибами, бактериями, вирусами.
4. Лабораторная работа. Изучение представителей отряда насекомых по коллекциям «Вредителя поля», «Вредители садов и огородов».
5.Сообщения учащихся об отряде прямокрылых.
6. Закрепление изученного.
Метод обучения: проблемный- почему мир насекомых многообразен и все они приспособлены к разным условиям питания?
Формы организации учебной деятельности: диалог, комбинированный.
Приёмы деятельности учителя: актуализация имеющихся знаний, обсуждение проблемы, привлечение знаний и опыта учащихся, подведение итогов.
Организация деятельности учащихся: отвечают устно на вопросы; анализируют рассказ; используя коллекции вредителей, группируют насекомых на отряды; работая в группе, формируют отличительные черты всех фаз развития групп вредителей; делают выводы, обмениваются мнениями.
Развитие умений учащихся: использовать в процессе диалога личный опыт, строить и обсуждать тему, делать выводы и оценивать, уметь слушать и уважать мнения другого.
3. Тема. Прогноз развития вредителей и болезней.
Планируемые результаты: учащиеся получают представления о прогнозе развития вредителей и болезней.
Личная значимость изучаемого для школьника: используя данные науки можно понять то что раньше люди получали очень низкий урожай плодово-ягодных и овощных культур.
План:
- Влияние климатических условий и хозяйственной деятельности человека на развитие вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
- Прогноз появления вредителей в связи с погодными условиями.
- Развитие гриба – возбудителя фитофтороза картофеля и томатов при высокой влажности воздуха (сообщение учащихся).
- Взаимосвязь между наступлением ранней весны и вредоносности перезимовавших вредителей.
- Лабораторная работа. Расчет суммы эффективных температур.
Методы обучения: проблемный – почему развитие вредителей зависит от погодных и климатических условий?
Формы организации учебной деятельности: работа в группах с использованием карточек для индивидуальных занятий.
Приемы деятельности учителя: организация дискуссии, решение проблемы, работа с раздаточным материалом, эвристическая беседа.
Организация деятельности учащихся: отвечает на вопросы выполняет лабораторную работу , решает проблему, дополняют ответы, слушают сообщения, выполняют расчеты.
Развитие умения учащихся: использовать имеющиеся знания, обсуждать проблему, работать с текстом, сравнивать, прогнозировать.
4. Тема. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Агротехнический метод.
Планируемые результаты: учащиеся узнают об агротехническом методе защиты растений от вредителей и болезней.
Личная значимость изучаемого для школьника: методов защиты растений много, почему предпочтение отдается агротехническому методу?
План:
- Профилактический характер агротехнического метода защиты растений.
- Севообороты, их значение.
- Почва – среда обитания многих вредителей и паразитических микроорганизмов, вызывающих болезней растений.
- Приемы и способы основной обработки почвы.
- Применение минеральных удобрений – повышает устойчивость растений к вредителям и болезням.
Методы обучения: частично – поисковый.
Фома организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Примы деятельности учителя: организация диалога, работа с текстом, эвристическая беседа, рассказ.
Организация деятельности учащихся: используют имеющиеся знания, пишут рекомендации о правильной обработки почвы, сравнивают свои рекомендации с другими, делают обобщение.
Развитие умений учащихся: высказывать собственное мнение, обосновать его, анализировать и обобщать информацию.
5. Тема. Физико – механический метод защиты растений от вредителей.
Планируемые результаты: учащиеся расширяют свои знания о методах защиты растений от вредителей и болезней.
Личная значимость изучаемого для школьника: роль физико – механического метода защиты растений велико, зная об этом можно спасти будущий урожай.
Методы обучения: проблемный – отвары и настои из трав лечит людей, а лечат ли они и самих растений?
План:
- Сущность физико – механического метода.
- Термическое обеззараживание семян и посадочного материала.
- Индивидуальный отвар для каждого вредителя. Способы приготовления.
- Разновидности ловчих поясов для защиты плодовых деревьев.
- Практическая работа. Способы накладывания ловчих поясов.
- Весенние и осенние работы в саду для защиты плодовых деревьев от мышевидных грызунов.
Форма организации деятельности учащихся: практическое занятие, комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: актуализация знаний учащихся, постановка проблемы.
Организация деятельности учащихся: отвечают на вопросы, дополняют ответы, выполняют практическую работу, обсуждают проблему урока, составляет свои рецепты приготовления и использования отваров и настоев.
6. Тема. Биологический метод защиты растений от вредителей.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют свои знания о полезных животных, уничтожающих вредителей культурных растений.
Личная значимость изучаемого для школьника: привлечение полезных насекомых, животных и птиц – создают благоприятные условия для защиты растений.
План:
- Хищные животные – насекомоядные птицы, лягушки, жабы, ежи, муравьи, божьи коровки, жужелицы.
- Паразиты – энтомофаги.
- Биопрепараты. Техника безопасности при применении биопрепаратов.
- Определение оптимальных сроков проведения обработки химпрепаратами. Лабораторная работа.
- Закрепление пройденного.
Методы обучения: частично – поисковый.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: привлечение личного опыта учащихся, организация дискуссии, работа с раздаточным материалом, эвристическая беседа.
Организация деятельности учащихся: используют имеющиеся знания, составляют список энтомофагов, работают с раздаточным материалом, составляют памятку по технике безопасности при работе с биопрепаратами.
Развитие умений учащихся: высказывать собственное суждение обосновывать его, выделять общие признаки, использовать личный опыт, опыт эмоционального общения.
7. Тема. Использование препаратов из растений и других натуральных веществ. Химический метод борьбы.
Планируемые результаты: учащиеся узнают способы приготовления отваров и настоев из растений; узнают химические методы борьбы.
Личная значимость изучаемого для школьника: можно ли обойтись без химического метода борьбы?
План:
- Инсектицидные свойства растений.
- Отвары и настои из растений.
- Методы обработки культурных растений настоями и отварами.
- Химический метод борьбы.
- Средства для отпугивания грызунов.
Методы обучения: частично – поисковый.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа работы с раздаточным материалом, организация дискуссии, актуализация знаний.
Организация деятельности учащихся: выполняют тесты, составляют схемы, знакомятся с инсектицидными растениями, используют имеющиеся знания, делают выводы.
Развитие умений учащихся: работать с текстом, обосновывать предложения, анализировать, обобщать, делать выводы.
Тема: Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней.
Цель : - усвоение знаний по теме
«Контроль сорняков, насекомых - вредителей и болезней», познакомить со способами борьбы с вредителями с/х культур; создание условий, побуждающих учащихся к использованию различных дополнительных информационных источников знаний;
Задачи :
- показать закономерности экологического равновесия в агроэкосистемах; - продемонстрировать методы практического использования полученных знаний; - развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, обобщать, публично выступать, работать с дополнительной литературой.
Развитие способности критически и объективно оценивать свои знания.
Оборудование: проигрыватель грампластинок, магнитофон, тексты-тесты, таблицы «Вредители сада, огорода, поля», «Сорные растения», «Болезни сельскохозяйственных культур», «Агротехнические меры борьбы с сорняками, болезнями, вредителями», «Химические меры борьбы с вредителями, болезнями, сорняками», «Коллекция насекомых-вредителей поля, сада, огорода, леса».
Конспект .
Занятие проводится в виде ролевой игры по плану:
- Вступительное слово учителя.
- Ролевая игра.
- Работа с терминологией.
- Лабораторная работа «Определение заражённости смородины вредителями».
- Работа с карточками. Используя знания биологии насекомых-вредителей, выбрать наиболее эффективные меры борьбы с ними.
- Закрепление материала, ответы на вопросы.
- Тестирование, проверка тестовых знаний.
- Работа с дидактическим материалом 5.12, 5.14.
- Итоги .
- Домашнее задание: наблюдать заражённость ягодников, плодовых деревьев насекомыми - вредителями.
Главные действующие лица ролевой игры:
- Министр сельского хозяйства
- Научный сотрудник сельскохозяйственного института
- Директор совхоза
- Агроном
- Экономист
- Эколог
Этапы игры
- Подготовительный - распределение ролей, вводная лекция по теме, работа учащихся с дополнительной литературой, консультации по вопросам.
- Основной – проведение ролевой игры с элементами интеграции.
- Заключительный – подведение итогов игры.
Ход ролевой игры.
I Вступительное слово учителя.
Россия – страна с развитым сельским хозяйством, сельскохозяйственные земли (пашни, луга, пастбища, сады) занимают 40% ее территории. А как обстоят дела в нашей республике?
Татарстан – республика с хорошо развитым агропромышленном комплексом. Вспомним 2007 г. Мы отметили поистине историческое событие. Сбылась мечта хлебороба всех времён.
Впервые Республика Татарстан обеспечила валовой сбор зерна в объеме 6,2 млн. тонн пшеницы. Наш Высокогорский район шел в числе передовиков. Как же мы достигли таких высот? Для этого нужно знать вопросы правильного выращивания культурных растений и их защиты. Сегодня мы посвятим урок изучению этих вопросов.
Тема : Контроль сорняков, насекомых – вредителей, болезней.
Занятие проведем в виде ролевой игры.
Разрешите представить вам участников игры:
Министр сельского хозяйства: перед нами стоит задача увеличить среднегодовой объем производства сельскохозяйственной продукции и обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и промышленности в сырье. Большая роль в решении этой задачи отводится повышению эффективности сельскохозяйственного производства, культуры земледелия, наиболее полному использованию достижений науки и техники.
Финансовые трудности, испытываемые подавляющим большинством сельскохозяйственных предприятий в период рыночных отношений, вынуждают заниматься расширением отрасли, приносящий максимальную выгоду, и свертывать производство убыточной продукции. В настоящее время многие хозяйства стремятся увеличить денежную выручку за счет развития растениеводства, поскольку рентабельность производства зерна и других продуктов земледелия приносит им большую прибыль. Нужно отметить, что большие резервы в повышении эффективности сельскохозяйственного производства имеются и у службы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков.
Экономист: экономическое значение потерь от повреждений растений вредителями, поражений болезнями очень велико. Так общие мировые потери всех сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней в период вегетации и хранения составляет 13,8% от потенциального урожая и оценивается 774,9 млрд. долларов. Из-за повреждений вредителями человечество ежегодно недополучает 203,4 млн.тонн зерновых, 228,4 млн.тонн сахарной свеклы, 23,8 млн.тонн овощей.
Директор совхоза: в нашем хозяйстве выращиваются как зерновые культуры, так и плодовые. Сейчас напряженная пора. Идут весенние – полевые работы. Наша задача – своевременно и качественно провести весенние – полевые работы, как можно с наименьшими потерями. Хотелось бы заслушать наших агрономов. Как у нас обстоят дела по защите растений от вредителей, болезней, сорняков?
Агроном: для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков мы используем как агротехнические, так и биологические и химические методы борьбы. Приемы агротехники в сочетании с другими методами борьбы обеспечивают уничтожение вредителей, предупреждает массовое накопление их, создает благоприятные условия для роста и развития растений. Из агротехнических мероприятий наибольшее значение, с точки зрения защиты растений, имеют севообороты, система обработки почвы, система удобрений, борьба с сорняками, сроки и способы посева, а также сроки и способы уборки урожая.
Биологический метод борьбы основан на использовании естественных врагов вредителей: различных насекомых, млекопитающих и птиц, хищных и паразитических насекомых и клещей для предупреждения и подавления массового размножения вредных видов.
Химический метод борьбы – сущность его заключается в том, что при его применении используется различные химические, большей частью ядовитые для вредителей, вещества, так называемые пестициды. Химический метод борьбы с вредителями весьма эффективен и может осуществляться почти во всех сельскохозяйственных культурах против большинства повреждающих эти культуры вредителей. Это метод отличается высокой производительностью, т.к. для его осуществления используется целый комплекс машин и механизмов.
Пестициды, применяемые против вредных насекомых, называются инсектицидами, против клещей – акарицидами, против нематод – нематициды, против грызунов – зооциды, против сорняков – гербициды.
Эколог: почти все препараты, применяемые в сельском хозяйстве, в той или иной степени ядовиты для человека. Поэтому для борьбы с вредителями и болезнями необходимо пользоваться только препаратами, разрешенными для продажи населению, строго руководствуясь инструкциями, приложенными к ним, и соблюдая технику безопасности.
Во время работы с пестицидами нельзя пить, есть, курить. Все работы с пестицидами нужно выполнять в специальном халате, а еще лучше – в комбинезоне, в резиновых перчатках и в очках, в марлевой повязке (из 5 слоев) на лице.
По окончании работ необходимо тщательно очистить одежду и обувь от остатков химикатов, вымыть руки, лицо мылом, рот прополоскать водой. Неиспользованные остатки пестицидов, растворов и воду после промывания аппаратов собирают в специальную яму, обязательно удаленную от колодцев и других источников питьевой воды, и закапывают. Нужно строго соблюдать установленные дозы.
Научный сотрудник сельскохозяйственного института - существует агрономическая наука сельскохозяйственная энтомология, которая, изучая закономерность развития насекомых и их вредность, разрабатывает методы и основы организации защиты культурных растений с целью снижения численности вредителей до уровня, при котором ликвидируются потери, имеющие хозяйственное значение.
Разработка мер борьбы с болезнями на основе изучения причин и закономерностей их развития составляет задачу сельскохозяйственной фитопатологии – науки о болезнях сельскохозяйственных растений. Хотелось бы сказать и о том, что существуют пестициды, которые сняты с производства и прекращено их применение в сельском хозяйстве.
Это инсектицид ДДТ (дихлор – дифенил – трихлорэтан). В природных условиях очень стабильно, накапливается в окружающей среде, жировых тканях и молоке. Структурная формула имеет вид:
Сl - С С – СН – С С - Сl
СН СН Cl С Cl НС СН
Сl
Наука не стоит на месте. Генетики выводят устойчивые к болезням и вредителям сорта растений. Например, рожь сорта «Чулпан» устойчива к стеблевым паразитам – личинкам мух. Хотя у части побегов, поврежденных этим паразитом, не образуется колосьев, урожай не снижается, более крупные колосья формируются на здоровых побегах. Сорт «Чулпан» считается шедевром растениеводства.
Ученик - общественно – полезная роль многих насекомоядных млекопитающих, таких как еж, барсук, землеройка, летучая мышь. Охрана этих животных от истребления, создание условий для их размножения являются очень важными мероприятиями, способствующими снижению вредоносной деятельности многих сельскохозяйственных вредителей. Огромна также роль насекомоядных и хищных птиц в истреблении вредных насекомых и грызунов. Пищуха, поползень, синица являются активными истребителями яиц многих вредных насекомых в садах и лесных насаждениях. Скворцы, дятлы, грачи и многие насекомоядные птицы уничтожают личинки и гусеницы различных насекомых. Некоторые хищные птицы – совы, филин, сокол - являются активными истребителями вредных грызунов. По этому все работы, связанные с охраной полезных птиц, устройством для них гнездовий, кормушке, созданием кустарниковых зарослей, в которых многие птицы гнездятся, и другие мероприятия проводятся и в нашей школе. Мы каждый год заботимся о птицах, привлекаем их в сады и леса. И в этом году у нас в школе был объявлен конкурс скворечников ко Дню Птиц: 2 класс занял первое место. Каждый ученик этого класса сделал по одному скворечнику. Этот способ защиты растений наиболее приемлем для школьных садов, т.к. допускать к работе с пестицидами школьников нельзя, я предлагаю использовать препараты против вредителей сада, изготавливаемые из растений (показывает карточки, рассказывает).
Эколог – действие некоторых отваров и настоев еще недостаточно известно. Многие из них в той или иной степени ядовиты для человека, поэтому при работе с ними (сборе, сушке, приготовлении, применении) необходимо соблюдать меры предосторожности, обязательные при работе с химическими препаратами промышленного производства. Плодовые деревья обрабатывают настоями и отварами до и после цветения, за 10 – 25 дней до уборки урожая. Землянику и малину обрабатывают только до цветения и после сбора урожая.
Директор совхоза – если мы будем придерживаться всех указанных мероприятий по защите растений, то есть возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур, и осуществить контроль над вредителями, болезнями и сорняками.
Учитель - итак, ребята, мы прослушали мнение многих специалистов по контролю над вредителями, болезнями и сорняками. Действительно, используя достижения науки, соблюдая меры предосторожности, можно применять все методы борьбы с вредителями, сорняками и болезнями.
В естественных экосистемах проблемы, связанные с вредителями, болезнями и сорняками не так остры, как в искусственных. Плотность популяции разных организмов регулируется за счет механизмов поддержания экологического равновесия. В создаваемых человеком агроэкосистемах такое экологическое равновесие поддерживается естественно человеком.
II
- Повторение терминов урока.
- Лабораторная работа. Определение заряженности смородины
вредителями.
а. Оборудование – стеклянные баночки с почками смородины.
б. Определители.
(Учащиеся определяют заряженность смородины почковым
клещом). Учитель кратко дает описание почкового клеща.
3. Работа с карточками. Используя знания биологии вредителей – выбрать наиболее эффективные меры борьбы с ними.
4. Тестирование. (по вариантам).
I вариант.
- Какие методы борьбы с насекомыми – вредителями основаны на естественных взаимоотношениях организмов?
А. Агротехнические
Б. Химические
В. Селекционные
Г. Биологические
- Когда сорные растения не удается контролировать агротехническими и биологическими методами, применяются:
А. Гербициды
Б. Инсектициды
В. Зооциды
Г. Акарициды
- Агротехнический метод борьбы включает в себя следующие мероприятия:
А. Севооборот
Б. Система обработки почвы
В. Система удобрений
Г. Сроки и способы посева
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать при работе с пестицидами:
А. Можно есть, курить, пить
Б. Нельзя есть, курить, пить
В. Тщательно мыть руки, лицо с мылом
Г. Соблюдать установленные дозы
- Пестицидам можно обрызгивать в следующие сроки:
А. Во время цветения
Б. Ранней весной в стадии покоящейся почки
В. Перед дождем
Г. В утренние часы ( после того, как высохнет роса )
II вариант.
- Какие птицы наиболее активные истребители грызунов?
А. Скворцы, дятлы, грачи
Б. Пищуха, поползень, синица
В. Сова, филин, сокол
Г. Все вместе
- Какие из перечисленных методов борьбы можно использовать против грызунов?
А. Обвязывание молодых деревьев с еловым лапником
Б. Отаптывание снега в дни оттепели
В. Использование мышеловок
Г. Все перечисленные
- Наука, изучающая насекомых:
А. Орнитология
Б. Фитопатология
В. Энтомология
Г. Биология
- Наука, изучающая болезни растений:
А. Экология
Б. Цитология
В. Фитопатология Г. Селекция
- К агроэкосистеме относится:
А. Городской парк
Б. Клеверное поле
В. Лиственный лес
Г. Детская площадка
5. Проверка тестов:
I вариант. – 1г; 2а; 3а, б,в,г; 4б,в,г; 5б,г.
II вариант. – 1в; 2г; 3в; 4в; 5б.
(Учащиеся, выполнявшие 1 вариант проверяют 2 вариант, а 2 вариант – 1 вариант).
6. Работа с дидактическим материалом: карточка 5.12 и 5.14
Методические рекомендации по разделу – практическая часть.
Тема. Определение вредителей овощных культур.
Цель: описать вредителей основных овощных культур по их внешним признакам и поврежденным растениям.
Оборудование: коллекция распространенных насекомых – вредителей овощных культур, поврежденные растения: лук, морковь; таблицы « Вредители овощных культур», лупы, лотки.
Ход работы:
- Пользуясь таблицей и определителями, коллекциями вредителей овощных культур, составить описание насекомых по следующей схеме:
Название вредителя | Внешний вид | На какой стадии вредит | Что повреждает и характер повреждения | |||
взрослое насекомое | яиц | гусеницы | куколки | |||
- Рассмотрите сначала взрослое насекомое (бабочку, муху или жука) и запишите характер расцветки крыльев. Определите цвет, форму и размер (по длине) яиц, их расположение (в одиночку, кучкой), цвет и расцветку гусениц, длину, количество ножек, цвет куколки, ее длину.
- Рассматривая поврежденные части растений, определите и запишите характер повреждений.
- Подборка материала к следующему занятию.
- Оформление практической работы.
Мониторинг результативности реализуемых авторских программ.
Динамика усвоения знаний:
Зачеты: 10 баллов – 90%
8 баллов – 10%
Защита рефератов: 100 баллов – 92%
90 баллов – 6%
80 баллов – 2%
Проектные работы: 100 баллов – 89%
90 баллов – 1%
80 баллов – 10%
Результаты смотров, конкурсов, творческих работ.
- Победители II республиканских юношеских научно – исследовательских чтений им. К. Насыри. (1 диплом, 2 свидетельства).
- Проектная работа «Квартира, как экосистема» - районный конкурс 1 место.
- Проектная работа «Зеленая архитектура» - лауреат.
- Исследовательская работа «Диагностика состояния здоровья школьников Озерной средней школы.»
Литература.
1. Гребенщиков С. К. Защита растений. М., Росагропромиздат,
2000 г.
2. Дольник В. Р. Зоология: учебник для учащихся. Специальная литература, 1996 – 240 с.
3. Дроздов Л. Н. Практикум по овощеводству. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М., Просвещение, 2001 г.
4. Наумова В. А. Садоводам добрые советы. Казань Татарское книжное издательство, 1972 г.
5. Русских Г. А. Технология проектного обучения. Биология в школе №3 – 2003 г.
6. Тарасов В. М. Практикум по плодоводству. М., Просвещение,
1998 г.
7. Устименко Г. В. Основы агротехники полевых и овощных культур. М., Просвещение, 1999 г.
8. Шаров И. Х. Зоология беспозвоночных: книга для учителя.
М., Просвещение, 1999 г
.
9. Яхонтов А. А. Зоология для учителя. М., Просвещение, 1968 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс
Авторская программа элективного курса для 9 класса...
Авторская программа элективного курса для 6-го класса "Секреты орфографии"
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русском...
Дополнительная презентация "Комнатные растения", элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
Дополнительная презентация "Болезни и вредители комнатных растений", к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
Дополнительная презентация "Декоративные растения в интерьере"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация "Декоративные растения в интерьере" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Европейская и русская геральдика » 7-8 КЛАСС
программа предназначена для предпрофильной подготовке учащихся 7-8 классов по истории....