Разработка урока "Пресмыкающиеся" (урок-обобщение)
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Гончарова Ирина Евгеньевна

Цель:  - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;

  • показать их роль в природе и жизни человека;
  •  общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
  • создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon presmykayushchiesya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Пресмыкающиеся.

                                                             

                                                   

7 класс.

                                   

Цель:  - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;

  1. показать их роль в природе и жизни человека;
  2.  общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
  3. создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.

Оборудование:  - таблицы «Пресмыкающиеся»;

  1. цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги;
  2. информационные тексты, вопросы.

Ход урока: учащиеся начинают работать в группах по 5 человек. Это «рабочие группы».

  1. Рабочим группам предлагается ответить на ряд вопросов «Верите ли вы, что…»

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. в год от рук браконьеров погибает 2500 крокодилов.
  2. в одном змееприемнике ежегодно получают 800 г яда в сухой массе.
  3. крокодил может  почти 2 года прожить без еды.
  4. масса взрослой гигантской черепахи в 3000 раз превышает массу новорожденной.
  5. чтобы оторвать хвост у ящерицы весом 10Н, нужно приложить силу 50Н.
  6. отряд чешуйчатых объединяет 8000 видов.
  7. все черепахи растительноядные животные.
  8. предки крокодилов жили на суше.
  9. из кожи змей изготовляют обувь.
  10. крокодилов истребляют из-за их мяса, т.к. оно обладает лечебными свойствами.

  1. Результаты обсуждения заносятся в таблицу.
  2. Группам предлагается набор текстов. Каждый ученик берет свой текст и изучает его.
  3. Формируем «экспертные группы». За отдельные столы собираются ученики с одинаковыми текстами:

                                ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫХ.      №1.

      Объединяет в основном ящериц (около 3500видов) и змей (около 2500 видов). Один из общих признаков отряда – наличие на теле животных роговой чешуи. Представители отряда – прыткая и живородящая ящерицы, вараны, гекконы, агамы, безногие ящерицы желтопузик и веретеница и др.

       Гекконы распространены в жарких пустынях, тропиках и субтропиках. Агамы и вараны тоже жители южных широт. В пустынях Средней Азии обитает степная агама, встречается серый варан. Агама чаще всего поселяется на участках с редкой кустарниковой растительностью и ведет древесно-наземный образ жизни. Серый варан – один из самых крупных видов ящериц (массой до 3,5 кг). Он быстро бегает, может плавать и залезать на кустарники. Серый варан подлежит охране как редкий и интересный вид нашей фауны.

       В отличие от ящериц, змеи не имеют ног и подвижных век. Их глаза затянуты прозрачной роговой пленкой. В нашей стране из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов поступает в жертву.

       Почему же у ящерицы отламывается хвост? Может быть, он просто непрочен? Нет, хвост у ящерицы вовсе не хрупкая конструкция, как думают многие. Чтобы его оторвать у мертвой ящерицы, нужно приложить силу в 25 раз большую, чем вес ее самой.

ОТРЯД ЧЕРЕПАХ.       №2.

       Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, покрытого роговыми пластинами. В панцирь заключено тело, свободными остаются только голова, конечности и хвост. В нашей стране из черепах наиболее распространены среднеазиатская и болотная черепахи. Среднеазиатская черепаха – растительноядное животное. Болотная черепаха питается в основном различными беспозвоночными, мелкой рыбой, головастиками и лягушками. У болотной черепахи на ногах развиты плавательные перепонки. В морях встречаются морские черепахи, длиной до 2 м. Их конечности превратились в ласты. В настоящее время известно около 200 видов черепах.

         Морская черепаха дермохелис – одна из самых крупных по габаритам среди современных черепах: длина ее панциря достигает 2 м, а масса 500 кг. Галопогосская  гигантская черепаха весит 3 центнера, а новорожденная…100г.

ОТРЯД КРОКОДИЛОВ.       №3.

       Отряд крокодилов включает пресмыкающихся, похожих на огромных ящериц, длиной до 8 м. Их тело покрыто прочными роговыми щитками, под которыми находятся костные пластины. Живут крокодилы в воде. На сушу выходят редко. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении. Крокодилы – хищники. Известны случаи нападения на людей.

       Предки крокодилов жили на суше. На это указывают такие особенности, как дыхание атмосферным воздухом, размножение на суше. Крокодилы, как и черепахи, - древняя группа пресмыкающихся. В настоящее время известно около 20 видов крокодилов.

      Крокодил может прожить без пищи 700 дней, черепаха – 500, лягушки – 400, карась – 150.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.       №4.

       Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает на численность моллюсков, насекомых, различных мышевидных грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, например лисицам и хорькам.

        Люди разных стран издавна используют кожу крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления портфелей, чемоданов, обуви, ремней и др. Особенно ценится кожа крокодилов, численность которых в некоторых местах их распространения настолько сократилась, что пришлось взять под охрану и наладить разведение на специальных фермах.

       С давних времен используются роговые пластины панцирей некоторых видов черепах. Путем специальной обработки из них делают красивые оправы для очков, гребни и другие предметы. В некоторых странах употребляют в пищу мясо и яйца черепах.

       Широко применяют в медицине змеиный яд. Он идет на изготовление различных лекарств. Для получения яда созданы питомники змей – серпентарии. Только в одном питомнике ежемесячно получают около 125 г.

ОХРАНА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.       №5.

       В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана. В России запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.

  Кожа змей приносит большие доходы. Не меньше, а может быть, больше доходов приносит кожа крокодилов. По подсчетам американской службы охраны животных и природы, лишь в одном районе Майами доход от продажи крокодиловой кожи приближается к миллиону долларов. Не удивительно, что только с 1881 по 1981 год убито 2500000 крокодилов. Естественно, что число их стремительно уменьшается.

  1. «Экспертные группы» обсуждают предложенный текст и решают, как представить материал своим «рабочим группам».
  2. Переход экспертов в «рабочие группы». Тексты забираются.
  3. Каждый член группы доносит информацию, полученную в «экспертных группах» своей команде. Обсуждается форма проекта.
  4. Группам предлагается внести изменения в таблицу.
  5. Презентация проектов группами.
  6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....