Разработка урока "Пресмыкающиеся" (урок-обобщение)
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Цель: - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;
- показать их роль в природе и жизни человека;
- общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
- создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
presmykayushchiesya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пресмыкающиеся.
7 класс.
Цель: - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;
- показать их роль в природе и жизни человека;
- общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитания;
- создать условия для развития коммуникабельности, ответственности учащихся.
Оборудование: - таблицы «Пресмыкающиеся»;
- цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги;
- информационные тексты, вопросы.
Ход урока: учащиеся начинают работать в группах по 5 человек. Это «рабочие группы».
- Рабочим группам предлагается ответить на ряд вопросов «Верите ли вы, что…»
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
- в год от рук браконьеров погибает 2500 крокодилов.
- в одном змееприемнике ежегодно получают 800 г яда в сухой массе.
- крокодил может почти 2 года прожить без еды.
- масса взрослой гигантской черепахи в 3000 раз превышает массу новорожденной.
- чтобы оторвать хвост у ящерицы весом 10Н, нужно приложить силу 50Н.
- отряд чешуйчатых объединяет 8000 видов.
- все черепахи растительноядные животные.
- предки крокодилов жили на суше.
- из кожи змей изготовляют обувь.
- крокодилов истребляют из-за их мяса, т.к. оно обладает лечебными свойствами.
- Результаты обсуждения заносятся в таблицу.
- Группам предлагается набор текстов. Каждый ученик берет свой текст и изучает его.
- Формируем «экспертные группы». За отдельные столы собираются ученики с одинаковыми текстами:
ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫХ. №1.
Объединяет в основном ящериц (около 3500видов) и змей (около 2500 видов). Один из общих признаков отряда – наличие на теле животных роговой чешуи. Представители отряда – прыткая и живородящая ящерицы, вараны, гекконы, агамы, безногие ящерицы желтопузик и веретеница и др.
Гекконы распространены в жарких пустынях, тропиках и субтропиках. Агамы и вараны тоже жители южных широт. В пустынях Средней Азии обитает степная агама, встречается серый варан. Агама чаще всего поселяется на участках с редкой кустарниковой растительностью и ведет древесно-наземный образ жизни. Серый варан – один из самых крупных видов ящериц (массой до 3,5 кг). Он быстро бегает, может плавать и залезать на кустарники. Серый варан подлежит охране как редкий и интересный вид нашей фауны.
В отличие от ящериц, змеи не имеют ног и подвижных век. Их глаза затянуты прозрачной роговой пленкой. В нашей стране из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов поступает в жертву.
Почему же у ящерицы отламывается хвост? Может быть, он просто непрочен? Нет, хвост у ящерицы вовсе не хрупкая конструкция, как думают многие. Чтобы его оторвать у мертвой ящерицы, нужно приложить силу в 25 раз большую, чем вес ее самой.
ОТРЯД ЧЕРЕПАХ. №2.
Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, покрытого роговыми пластинами. В панцирь заключено тело, свободными остаются только голова, конечности и хвост. В нашей стране из черепах наиболее распространены среднеазиатская и болотная черепахи. Среднеазиатская черепаха – растительноядное животное. Болотная черепаха питается в основном различными беспозвоночными, мелкой рыбой, головастиками и лягушками. У болотной черепахи на ногах развиты плавательные перепонки. В морях встречаются морские черепахи, длиной до 2 м. Их конечности превратились в ласты. В настоящее время известно около 200 видов черепах.
Морская черепаха дермохелис – одна из самых крупных по габаритам среди современных черепах: длина ее панциря достигает 2 м, а масса 500 кг. Галопогосская гигантская черепаха весит 3 центнера, а новорожденная…100г.
ОТРЯД КРОКОДИЛОВ. №3.
Отряд крокодилов включает пресмыкающихся, похожих на огромных ящериц, длиной до 8 м. Их тело покрыто прочными роговыми щитками, под которыми находятся костные пластины. Живут крокодилы в воде. На сушу выходят редко. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении. Крокодилы – хищники. Известны случаи нападения на людей.
Предки крокодилов жили на суше. На это указывают такие особенности, как дыхание атмосферным воздухом, размножение на суше. Крокодилы, как и черепахи, - древняя группа пресмыкающихся. В настоящее время известно около 20 видов крокодилов.
Крокодил может прожить без пищи 700 дней, черепаха – 500, лягушки – 400, карась – 150.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. №4.
Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает на численность моллюсков, насекомых, различных мышевидных грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, например лисицам и хорькам.
Люди разных стран издавна используют кожу крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления портфелей, чемоданов, обуви, ремней и др. Особенно ценится кожа крокодилов, численность которых в некоторых местах их распространения настолько сократилась, что пришлось взять под охрану и наладить разведение на специальных фермах.
С давних времен используются роговые пластины панцирей некоторых видов черепах. Путем специальной обработки из них делают красивые оправы для очков, гребни и другие предметы. В некоторых странах употребляют в пищу мясо и яйца черепах.
Широко применяют в медицине змеиный яд. Он идет на изготовление различных лекарств. Для получения яда созданы питомники змей – серпентарии. Только в одном питомнике ежемесячно получают около 125 г.
ОХРАНА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. №5.
В связи с истреблением промысловых и ядовитых пресмыкающихся численность некоторых из них настолько сократилась, что появилась угроза их исчезновения. Спасти виды редких и исчезающих пресмыкающихся может только их охрана. В России запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.
Кожа змей приносит большие доходы. Не меньше, а может быть, больше доходов приносит кожа крокодилов. По подсчетам американской службы охраны животных и природы, лишь в одном районе Майами доход от продажи крокодиловой кожи приближается к миллиону долларов. Не удивительно, что только с 1881 по 1981 год убито 2500000 крокодилов. Естественно, что число их стремительно уменьшается.
- «Экспертные группы» обсуждают предложенный текст и решают, как представить материал своим «рабочим группам».
- Переход экспертов в «рабочие группы». Тексты забираются.
- Каждый член группы доносит информацию, полученную в «экспертных группах» своей команде. Обсуждается форма проекта.
- Группам предлагается внести изменения в таблицу.
- Презентация проектов группами.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....