Разработка урока по теме "Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Гамаюнова Мария Сергеевна

Подробная разработка урока по теме: "Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит" с таблицей "Действия учителя", "Действия учеников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie_v_kishechnike.docx149.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №36

Тема: Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит

Цели урока: Раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ пищеварительном канале, познакомить школьников с этапами пищеварения в тонком кишечнике.

Оборудование: Таблица «Строение пищеварительной системы»,  модель «Строение ворсинок тонкого кишечника», карточки « Органы пищеварительной системы», наглядный материал для самопроверки «Функции печени».

  • СТРУКТУРА УРОКА 
    Организационный этап ………………………………………………………....2 мин
    Контроль  ранее изученного………………………………………………10мин
    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. …..2мин 
    Изучение нового материала           …………………….…..20мин 
    Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       ……………..10мин 
    Подведение итогов урока   ……………………..….1 мин 
    Домашнее задание………………………………………………………...….1мин

Ход урока

Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

проверка общей готовности учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

  1. Проверка знаний. 

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная сверху.

Тонкая кишка---- Рот --- Анальное отверстие--- Глотка---Пищевод --- Желудок ---Толстая кишка.

 

 За правильно выполненное задание дается жетон

II. Ответьте на вопросы быстро, письменно, если согласны с утверждениями, высказанными в них, поставьте рядом (+), если нет – поставьте (-)

  Вопросы зачитываются

1.Ферменты - особые вещества, способствующие  перевариванию пищи.  (+)

2. Белки, жиры, углеводы – это неорганические  вещества  клетки.            ( - )

3. Пищеварение в желудке может проходить только при t-ре 35- 37 С.       (+)

4. Соляная кислота обладает бактерицидным действием.                              (+)

5. В 12-пёрстной кишке – кислая среда.                               (слабощелочная) (-)

6. желть расщепляет углеводы (-)

7.У взрослых людей в норме 32 зуба.                               (+)

8. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.                           (-)

9.В слюне находятся ферменты которые расщепляют белки) (-)

10.В  состав  эмали зубов входят соли кальция.                                              (+)

В скобках  правильные ответы  (    )

Итог:  на доске правильные ответы.

Самопроверка    ,,5”- без ошибок, ,,4”- 1-2 ошибки, ,,3”-3,4,5 ошибок.

Без ошибок «5» 3 –жетона

«4» - 2 жетона

«3» - 1 жетон

Отчет дежурного об отсутствующих

Работают с карточками

Осуществляют самопроверку.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. …..2мин 

На прошлом уроке мы изучали процесс пищеварение в желудке и 12 перстной кишке, следующим этапом пищеварения является кишечник. Запись темы.

Давайте поставим цели нашего урока: Мы сегодня на уроке должны,,,,

Ставят цели совместно с учителем

  1. Изучение нового материала

Тонкий кишечник.

 В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ. Если вывернуть тонкий кишечник, то можно увидеть, что вся его внутренняя поверхность имеет выросты, как петли у полотенца - это ворсинки тонкого кишечника, с помощью которых происходит всасывание. Давайте рассмотрим строение ворсинки. По таблице рассказывает о строении ворсинки.

Как происходит всасывание питательных веществ, вы отразите в схеме. Прочитайте учебник на стр. 171. Подпишите какое строение имеет ворсинка, обозначьте ее части, дополните схему указав в кружочках какие вещества и куда поступают.

 

(Проверка результатов)

Кто правильно выполнил все задание 2 жетона

Слушают учителя смотрят на таблицу

 Читают учебник дополняют схему.

Печень и ее роль в организме.

Функции печени записываем, после изучение пункта «Печень и ее роль в организме» стр. учебника 172.

Для проверки

  1. Обезвреживание вредных веществ;
  2. Отбор веществ, нужных организму;
  3. Задерживает разрушенные эритроциты;
  4. Участвует в поддержании постоянного состава глюкозы в крови

Без ошибок выписали - жетон

Работают с учебником, делают записи в тетрадь.

Функции толстого кишечника

Содержимое толстого кишечника по мере продвижения становится вязким. Что происходит с водой?

Правильно в толстом кишечнике происходит всасывание воды, непереваренные остатки пищи удаляются из организма.

 Рассказ учителя «Аппендицит»

Отвечают на поставленный вопрос

Обобщение и систематизация знаний: Разгадай кроссворд и заполни клетки

    1.Самая большая железа ( печень).

2.Червеобразный отросток кишечника.(аппендикс).

3.Вслед за глоткой следует       ( пищевод).

 4.Способствует перевариванию жиров  (желчь).

5.Защитная реакция организма ( воспаление).

6.Заболевание слизистой оболочки желудка ( гастрит).

 7.Говорящий аппарат, за который  не надо платить деньги.( рот).  8.Блюдо из размятых или протёртых овощей.(пюре).

  9.Наука о строении организмов (анатомия).

 10.Повреждённый зуб  ( кариес).

 11.Ощущение потребности в определённой пище (аппетит) .

П

е

ч

е

н

ь

А

п

п

е

н

д

и

к

с

П

и

щ

е

в

о

д

Ж

е

л

ч

ь

в

о

с

п

а

л

е

н

и

е

Г

а

с

т

р

и

т

р

о

т

П

ю

р

е

А

н

а

т

о

м

и

я

К

а

р

и

е

с

А

п

п

е

т

и

т

Итоги уроков: Подсчитываем кол-во жетонов. Оценки

Д/З п.33 Словарная работа

Разгадывают кроссворд

Раздаточный материал:

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная с верхних.

тонкая кишка---- Рот --- анальное отверстие--- глотка.---пищевод --- желудок --- --- толстая кишка.  

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная с верхних.

тонкая кишка---- Рот --- анальное отверстие--- глотка.---пищевод --- желудок --- --- толстая кишка.  

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная с верхних.

тонкая кишка---- Рот --- анальное отверстие--- глотка.---пищевод --- желудок --- --- толстая кишка.  

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная с верхних.

тонкая кишка---- Рот --- анальное отверстие--- глотка.---пищевод --- желудок --- --- толстая кишка.  

Пронумеруйте в карточках органы пищеварительной системы, начиная с верхних.

тонкая кишка---- Рот --- анальное отверстие--- глотка.---пищевод --- желудок --- --- толстая кишка.  

1.Самая большая железа

2.Червеобразный отросток кишечника

3.Вслед за глоткой следует.

 4.Способствует перевариванию жиров .

5.Защитная реакция организма.

6.Заболевание слизистой оболочки желудка.

 7.Говорящий аппарат, за который  не надо платить деньги.

  8.Блюдо из размятых или протёртых овощей.

  9.Наука о строении организмов ).

 10.Повреждённый зуб .

 11.Ощущение потребности в определённой пище .

За каждое слово по жетону

 

Как происходит всасывание питательных веществ, вы отразите в схеме. Прочитайте учебник на стр. 171 и дополните схему, какие вещества и куда поступают.

Кто правильно ответил 1 жетон

Как происходит всасывание питательных веществ, вы отразите в схеме. Прочитайте учебник на стр. 171 и дополните схему, какие вещества и куда поступают.

Кто правильно ответил 1 жетон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функции тонкого и толстого кишечника

Урок содержит: - Презентацию. - Тест. Презентация разбита на архивы - извлеч их в одну папку....

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)

Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....

Разработка урока по литературе "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". 5 класс

Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...

Разработка урока "Исторические баллады А.К.Толстого"

Разработка урока по литературе в 7 классе "Исторические баллады А.К. Толстого" включает:1. Конспект урока.2. Презентацию.3. Видеозапись современных баллад.4. Видеоролик (чтение баллады артис...

Разработка урока на тему "А.К. Толстой", 10 класс

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя и поэта, направлен на формирование у учащихся представления о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого...