Практическая биология
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предлагаю свой вариант увеличения количества часов на изучение биологии в 6 классе за счет параллельно идущего спецкурса " Практическая биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Решением кафедры естественно-математических дисциплин Томского физико-технического лицея Протокол № ____ от «______»______________________2013 г. Зав.кафедрой ____________ Н.К.Кишкина | Зам.директора по УВР Томского физико-технического лицея __________________________ Г.В. Гурских «_____» ________________________ 2013 г. |
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО БИОЛОГИИ
Практическая биология
Общее количество часов: 17 часов (1 час в неделю в течение первого полугодия)
Класс: 6
Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования по биологии, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по биологии, базисный учебный план, учебный план школы.
Автор-составитель: учитель биологии первой квалификационной категории Злобина Нелли Фаритовна
Пояснительная записка
Данный курс дополняет содержание курса биологии 6 класса. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса биологии. Актуальность программы обусловлена необходимостью реализации практико-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом. На изучение биологии на базовом уровне в 6 кл. отводится 34 часа, что совершенно недостаточно для формирования базовых знаний, умений по биологии. Курс позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме, а также расширить знания учащихся о растениях, произрастающих в Томской области.
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа спецкурса позволяет
- прочно закрепить базовые знания и умения, применить их на практике и в нестандартных ситуациях;
-расширить представления 6-классников о строении и функциях растительного организма, взаимосвязи функций и строения организма;
- приобрести знания по экологии растений;
- приобрести навыки агротехники выращивания растений;
- использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Цель курса: формирование у учащихся научных преставлений о живых организмах их строении и значении в жизни человека, овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности
Задачи:
- углубить и расширить знания о строении живого организма;
-научить работать с увеличительными приборами, препаратами;
-отработать элементарные приемы лабораторных исследований;
-познакомить с приемами приготовления микропрепаратов;
-научить планировать и проводить научный эксперимент, анализировать полученные результаты, делать выводы;
Программа содержит понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования. Курс «Практическая биология» предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 17часов (1 час в неделю в первом полугодии). В основу курса легли разработки следующих авторов: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, Н.И.Сонин. Материал курса может быть использован для различных групп школьников, с разным уровнем общих знаний по биологии. Результаты обучения позволят не только улучшить качество знаний по биологии, экологии, но и заложить основы профориентации школьников.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся будут знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток, тканей
- сущность биологических процессов: прорастания семян , роста растений;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников, животных
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся будут уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов;
- планировать , проводить и анализировать собственный эксперимент: задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент , делать выводы;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
- представлять результаты индивидуальной и групповой работы: оформлять рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
1) словесный (рассказ, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический (практические работы, доказательство на основе опыта).
Формы обучения:
1) коллективные (рассказ, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
6) лупы, микроскопы и др. лабораторное оборудование
Содержание программы
(17 ч, 1 ч в неделю на полугодие)
- 1. Введение(1 ч)
Знакомство с основными методами изучения природы
,
- 2. Строение живых организмов(15 ч)
Живое и неживое: наблюдение, сравнение, анализ ( работа в группах).
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества (определение состава семян пшеницы).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды( кожица чешуйки лука)
Изучение микропрепаратов различных растительных и животных тканей.
Вегетативные органы цветковых растений. Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня. Видоизменение корней растений. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Клеточное строение стебля.
Генеративные органы цветковых растений. Цветок. Соцветие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Планирование эксперимента , проведение и анализ результатов.
Органы и системы органов позвоночных животных. Конструирование систем.
3. Заключение (1 час)
Подведение итогов курса.
- Литература
1) Цингер А.В. Занимательная ботаника., М., «Советская наука», 1951.- 245с.
для учащихся:
2) Акимушкин И. И. Занимательная биология. М, «Молодая гвардия», 1972. - 304с. 6 ил.;
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М: Агропромиздат, 1991. 336с.;
4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк.! Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -28с.: ил.;
5) Биология. Энциклопедия для детей. - М: «Авента+», 1994, с. 92-684.;
6) Верзuлин Н.М По следам Робинзона: книга для учащихся сред ист. шк. возраста. - М:
росвещение, 1994. - 218с.;
7)Курс «Новая биология» Авторы: В.Е.Зайцева, Е.В.Чудинова, О.А.Красных, Е.А.Ковальчук
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебная неделя (по календарю) | № урока | Тема | Кол-во ч. | *Контрольная, самостоятельная, проверочная работа (не менее урока)** | Лабораторные и практические работы |
Введение(1 час) | |||||
02.07.09 | 1 | Методы изучения природы | 1 | ||
Строение живых организмов (15 часов) | |||||
09-14.09 | 2 | Живое и неживое. Наблюдение | 1 | ||
16-21.09 | 3 | Определение состава семян пшеницы | 1 | ||
23-28.09 | 4 | Строение клеток | 1 | ||
30.9-5.10 | 5 | Ткани растений | 1 | ||
07.12.10 | 6 | Ткани животных | 1 | ||
14-19.10 | 7 | Вегетативные органы цветковых растений. Корень | |||
21-26.10 | 8 | Вегетативные органы цветковых растений. Видоизменения побегов. | 1 | ||
05.11-09.11 | 9 | Вегетативные органы цветковых растений. Почки | |||
11.11-16.11 | 10 | Генеративные органы растений. Цветок | 1 | ||
18.11-23.11 | 11 | Генеративные органы растений. Соцветия. | 1 | ||
25.11-30.11 | 12 | Строение семян . Условия их прорастания. | 1 | ||
03.12-07.12 | 13 | Условия прорастания семян .Планирование эксперимента. | |||
09.12-14.12 | 14 | Анализ результатов эксперимента.Выводы | 1 | ||
16.12-21.12 | 15 | Органы и системы органов животных. | 1 | ||
23.12-28.12 | 16 | Распознавание органов животных. Конструирование систем органов. | 1 | ||
Заключение (1 час) | |||||
30.12-31.12 | 17 | Подведение итогов курса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Практическая биология"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов...

Методические рекомендации самостоятельные/практические Биология
Методические указания по выполнению практических работ разработаны в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, рабочей п...

Программа учебного курса "Практическая биология"
Программа учебного курса "Практическая биология" ориентирована на обучающихся основной школы (5,6,8,9 классы)...

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс
Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс...

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 6 класс
Дидактический материал для курса "Практическая биология", 6 класс...

Программа учебного курса Практическая биология 10-11 базовый уровень
Программа учебного курса Практическая биология 10-11 базовый уровень ...

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...