Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс
материал по биологии (5 класс)

Лобачева Татьяна Владимировна

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_biologiya_5_klass_didakticheskiy_material.docx908.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Биология-наука о живой природе»

????- Какую науку мы будем изучать в этом году?

Биология – наука

О букашках и лесах,

Рыбах, птицах и прудах.

О грибочках на пеньке,

О цветочках на лужке.

Обо всем живом на свете,

Обо все, кто на планете!

  1. Игра «Угадай-ка»

Читаю цепочку слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы – хлопок в ладоши, если не живой - тишина.

(Учитель произносит слова: рысь, камень, дерево, стул, птенец, белка, воздух, вода, ромашка, человек, подберёзовик, молочно-кислые бактерии)

  1. Какие же существуют царства живой природы?

А) Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог (Бактерии)

Б).Загадай загадку папе:

Без штанов стоит, а в шляпе.

 Кто же этот странный тип?

Ну, кончено, это…грибы

В) Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал ..заяц (Царство животные)

Г) Во лугах стоят сестрички – золотой глазок, белые реснички (Ромашки. Растения)

  1. «Рассели организмы по царствам»

Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.

Царство бактерии

Царство грибы

Царство растения

Царство животные

Голубь, заяц, холерный вибрион, бабочка, рыба, гриб лисичка, тополь малина, шампиньон, земляника

  1. Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук. Объясните  значение терминов.

микробиология (бактерии),

микология (грибы),

ботаника (растения),

зоология (животные)  

5. Составьте рассказ «В моем доме есть кусочек живой природы»Или кроссворд, ребус по названиям бионаук

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Царства и свойства живых организмов»

  • 1 задание «Лови ошибку»

В предложенном тексте найдите ошибки, запиши верное предложение.

1.Живые организмы объединяют в 3 царства: Грибы, Растения, Животные.

2.Все организмы состоят из клеток.

3. Живые организмы могут жить изолированно, без доступа энергии и пищи.

 

  • 2 задание «Заполни слепой текст»:

Все живые организмы_____________(1), то есть увеличивают свои размеры и массу. Все организмы_________________(2), то есть воспроизводят себе подобных. Все живые организмы в процессе жизни приобретают новые качества, те есть _____________ (3). Совокупность этих свойств характерна для_______________ (4)

 

  • 3 задание «4 лишний». Найди лишнее слово в списке, объяснить свой выбор:

А) Лев, олень, ромашка, бабочка

Б) Рост, бактерии, развитие, размножение

  • 4 задание «Верно ли утверждение?» Поставьте буква, обозначьте напротив + или -

А) Вирусы состоят из клеток.

Б) Развитие – это воспроизведение себе подобных.

В) Рост организмов - это увеличение массы и размеров.

Г) Обмен веществ – важное свойство живых организмов.

 D:\k\Мама\6-klass-shkol-naia-olimpiada-po-biologhii_4.png

  • 5 задание «Царства живых организмов».

Составьте схему, распределите организмы

(от 1 до 12) в нужное царство

  • 6 задание «Свойства живых организмов».  О каком свойстве живых организмов идет речь?

1.Все живы организмы воспроизводят себе подобных.

2. Организмы бывают одноклеточные и многоклеточные.

3. У тюльпана на свету цветки раскрываются, а в темноте закрываются.

4. Растения поворачивают лист к солнцу.

5. Из яйца бабочка превращается в гусеницу, затем в куколку, а после - во взрослое насекомое.

6.Одни организмы используют для этого легкие, другие-жабры.

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Среды обитания живых организмов»

  • Задание 1.

Вспомните, что называют средой обитания и «поселите» перечисленных животных в подходящую для них среду обитания.

Тигр, белка, ромашка, сом, кенгуру, сова, кишечная палочка, лягушка, крот, крокодил, хеликобактер, дождевой червь, белый гриб, водоросли, кит, тюлень.

Почему некоторые животные могут находиться в двух средах, а некоторые только в одной? С чем это может быть связано?

  • Задание 2.

Прочитайте текстовую информацию о живых организмах.

Найдите приспособления животных и растений к среде обитания.

Организм

        Среда        

Приспособления

Стриж

Дождевой червь.

Хеликобактер пилори.

  • Стриж

Гнезда стрижи устраивают в дуплах высоких деревьев, растущих неподалеку от открытых пространств. Открытые пространства стрижам необходимы: вся их жизнь проходит в воздухе. В воздухе они ловят насекомых, в воздухе они находят материал для своих гнезд - поднятые ветром бумажки, волоски, кусочки ткани. Даже пьют стрижи налету, пролетая над самой водой и зачерпывая ее широко открытым ртом. Так же как ловок стриж в воздухе, так же беспомощен он на земле: на земле стриж не может двигаться – слишком короткие у него ноги и слишком длинные крылья. Из-за длинных крыльев он стриж и взлететь не может – они задевают о землю. Но стрижи редко нуждаются в отдыхе (из 24 часов стрижи отдыхают только 6 ч).

  • Дождевой червь

Дождевой червь или земляной, живут в земле богатой перегноем и хорошо увлажненной почве. Тело червя сильно вытянуто и состоит из большого числа колец. Верхняя сторона более выпуклая и более темная. Тело покрыто влажной и слизистой оболочкой (кутикулой). По телу червя проходят четыре двойных ряда щетинок, направленных назад, которые помогают червю цепляться всем телом за неровности почвы. Движения, производимые каждым участком тела, состоят в том, что составляющие его сегменты то вытягиваются и при этом становятся тоньше, то сокращаются и становятся более толстыми, делая ходы в почве червь заглатывает частички почвы и пропускает их через себя, извлекая питательные вещества, они также питаются листьями. Особых органов чувств у червя не найдено. Однако воспринимает световые раздражения и пахучие объекты.

  • Хеликобактер пилори.

Она хитра и коварна. Большинство из известных на сегодняшний день микроорганизмов не могут выжить в кислой среде желудка, но для этой бактерии такая среда наоборот является предпочтительной. Хеликобактер пилори имеет спиралевидную форму и снабжена несколькими жгутиками, которые помогают ей передвигаться по стенкам внутренних органов. Она отлично умеет приспосабливаться к любым условиям, везде чувствует себя «как рыба в воде», требует совсем мало кислорода и при необходимости может даже изменить форму – стать шарообразной или овальной.

  • Лягушка

Тело приземистое. Голова широкая без шеи, слита с туловищем. Хвоста нет. Кожа голая, снабжена множеством желез. Слизь обильно увлажняет кожу и защищает ее от пересыхания. На голове имеется пара подвижных глаз с мигательными перепонками и пара ноздрей на кончике морды. Дышат атмосферным воздухом с помощью легких и через кожу. Передние конечности короче задних, при плавании прижимаются к туловищу. На земле лягушка предпочитает двигаться прыжками.

  • Задание 3. Выбери лишнее и объясни почему.
  1. Крот  Дождевой червь   Землеройка   Сова
  2. Морская капуста  Рябина  Картофель  Подберёзовик
  3. Белка  Дельфин  Акула  Щука
  4. Страус  Кенгуру  Крот  Волк

  • Задание 4. Соотнесите виды среды с характеристикой среды.

Среда

Характеристика

а. наземно-воздушная

б. водная

в. организменная

1. мало света

2. нет кислорода

3. значительные перепады температур.

4. условия постоянные

5. вязкость

6. высокая концентрация кислорода

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Увеличительные приборы»

По следам Роберта Гука

  • Работая с п. 6, выполните следующие задания.
  1. Какие увеличительные приборы вы знаете? Каково их назначение?
  2. Заполните таблицу «Увеличительные приборы»

Увеличительный прибор

Во сколько раз увеличивает

 

 

 

 

 

 

  1. Рассчитайте увеличение микроскопа – умножив число, указанное на окуляре, на число, указное на объективе

Увеличение окуляра

Увеличение объектива

Увеличение микроскопа

8

20

 

12

40

 

  1. Повторите по рисунку 17 (стр. 32) «Строение светового микроскопа», спишите текст, вставляя пропущенные слова.

А) На штативе крепится ___ который соединяет две группы линз – ______и _____ .

Б) Рассматриваемый объект (микропрепарат) размещается на _______столик.

В) Улавливает и направляет свет в отверстие предметного столика______ .

Г) Чтобы сделать изображение чётким, положение тубуса регулируется _________ .

  1. Выполните тест. Выберите правильный ответ.

1. Увеличительные приборы используют для:

а) исследования любых объектов; б) исследования только биологических объектов;

в) исследования объектов очень маленьких размеров.

2. Какой из микроскопов увеличивает изображение объекта в 3600 раз:

а) световой; б) электронный; в) микроскоп  Р. Гука?

3. Какая цифра должна быть на окуляре, чтобы микроскоп, на объективе которого стоит цифра 15, давал увеличение в 120 раз: а) 10;  б) 8;  в) 6?

4. Чтобы получить максимально четкое изображение с помощью микроскопа, надо: а) передвинуть микроскоп к более освещенному месту; б) улучшить освещение с помощью зеркала и регулировочных винтов; в) поменять окуляр.

5. При работе с микроскопом человек смотрит в: а) окуляр, а объектив направлен на изучаемый объект; б) окуляр, а объектив направлен на предметный стол; в) объектив, а окуляр направлен на изучаемый объект.

6. Найдите соотношение между данными 2-х столбцов:

Часть микроскопа

Назначение

1.Окуляр

А. Движение тубуса

2. Зеркало

Б. Получение изображение объекта

3. Винт

В. Закрепление препарата на предметном стекле

4. Зажим

Г. Освещение препарата

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Клетка»

Головоломка “Расшифруйте фразу”.

  1. 1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

 

Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”.

  1. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

 

3. Кроссворд “Растительная клетка”

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Кроссворд “Растительная клетка”

Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ребус.

4. Ребусы

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

 

5. Кроссворд “Наука о клетке”Кроссворд “Наука о клетке”

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология).

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Жизнедеятельность клетки»

Задание 1. Рассмотрите и зарисуйте примеры движения цитоплазмы в клетках растений. Объясните, в чём значение движения цитоплазмы?

https://bio-geo.ru/wp-content/uploads/2019/08/9-2-1.jpgD:\k\Мама\19-20\5 класс\К5-3\9-2-1.jpg

Задание 2. Изучите схему «Жизнедеятельность клетки».  Ответьте на вопросы:

  1. В чём значение дыхания?
  2. Как называется процесс поступления в клетку растворов необходимых веществ?
  3. Как происходит процесс размножения клетки?
  4. Что такое рост клетки?

D:\k\%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0\19-20\5 %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81\%D0%9A5-3\fb9bbad0109e084c06c8aaabc7605a61.webphttps://bio-geo.ru/wp-content/uploads/2019/08/9-2-2.jpgD:\k\Мама\19-20\5 класс\К5-3\2017-01-18_114603.jpg

Задание 3.

Прочитайте в учебнике текст «Как делится клетка», рассмотрите рисунок учебника № 25 на странице 44, затем соотнесите приведённые ниже рисунки с описанием этапа деления.

Ответы запишите в виде таблицы, в нижнем ряду укажите букву, соответствующую описанию процесса, изображенного на рисунках 1-6.

1

2

3

4

5

6

D:\k\Мама\19-20\5 класс\К5-3\9-2-2.jpg

А– образуется нитевидное веретено, половинки хромосом начинают расходятся к разным полюсам клетки;

Б – хромосомы собрались на разных полюсах, начинается разделение цитоплазмы;

В –клетка находится в состоянии покоя;

Г – размеры ядра увеличиваются, хромосомы, имеющие вид нитей, копируются;

Д – спирализованные, хорошо различимые хромосомы движутся к разным полюсам

Е – сформированы две клетки.

Задание 4.

  • ПОЧЕМУ ПРИ ВАРКЕ КЛУБНИ КАРТОФЕЛЯ СТАНОВЯТСЯ РАССЫПЧАТЫМИ?

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Царство бактерии»

1. Какая наука изучает бактерии?

Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка.

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами. Микроорганизмы изучаются наукой (А)_________.  Часть микробиологии, исследующая бактерии, называется (Б)_________. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

Слова: Бактериология, Микробиология.

2. Форма бактерий

В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка», но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме. Соотнесите название бактерий и их форму.

А. Шаровидные

1. Стрептококки

Б. Цепочка шаров

2. Кокки

В. Гроздь шаров

3. Вибрионы

Г. Палочки

4. Бациллы

Д. Спираль

5. Стафилококки

Е. Изогнутые (в виде запятой)

6. Спириллы

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Спор

Два ученика поспорили: один утверждает, что тип питания бактерий такой же как у животных, другой считает, что как у растений. Как вы разрешите спор?

4. Молокоhttp://img6.minus50.net/4cf778e41115_336x478.jpg

На упаковке молока можно увидеть надпись, представленную на рисунке. Что означает эта надпись?

1) Молоко произведено фирмой, названной в честь знаменитого французского ученого Луи Пастера.

2) Молоко не кипятилось, а нагревалось до такой температуры, которая позволяет уничтожить живые бактерии, но сохранить полезные свойства молока.

3) Молоко на заводе обеззараживали путем облучения специальным пастеризующим светом

5. Почему для увеличения срока годности молочных продуктов их советуют хранить в холодильнике?

6. Признаки бактерий.

Что из перечисленного характерно для бактерий? Запишите номера выбранных ответов.

  1. бесполое размножение
  2. многоклеточность
  3. наличие ядра
  4. превращение в спору
  5. молочнокислое брожение
  6. образование гифов

Ответ: _______________________________

7. Санитары планеты.

Какую группу бактериальных организмов принято считать «санитарами» планеты Земля?

  1. клубеньковые бактерии
  2. бактерии гниения

  1. серобактерии
  2. железобактерии

8. Утилизаторы. http://www.belta.by/images/storage/news/000026_105538_big.jpg

С жизнедеятельностью некоторых бактерий связано биологическое разрушение многих промышленных материалов (дерево, бумага, картон и др.). А для разложения одноразовых пластиковых пакетов из полиэтилена может потребоваться сотни лет. При попадании в окружающую среду, они засоряют природу, загрязняют реки, озера и океаны.

Объясните, почему пластиковые пакеты в дикой природе не разрушаются?  Чем можно заменить полиэтиленовый пакет в повседневной жизни?

9. Долгожители.

Определите, сколько дней бактерии могут сохранять жизнеспособность в виде спор, если   известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз, туберкулеза – в 15 раз, а сибирской язвы – в 1626 раз дольше 

Ответ:

бактерии  чумы _______ дней

бактерии тифа ________ дней

бактерии туберкулеза ___ дней

бактерии сибирской язвы _____дней

10. Бомбаж (франц. bombage) консервов –

вздутие консервной банки - образование газов в связи с размножением в консервах микроорганизмов. Как Вы думаете, такие консервы можно употреблять в пищу или нет? Почему?

Дидактический материал для самостоятельной работы

по теме «Царство Грибы»

№ 1. Вставьте пропущенные слова в предложения текста «Грибы»

  1. В настоящее время известно____________ видов грибов.
  2. Грибы имеют признаки сходства с ____________и ______________.
  3. Оболочки клеток грибов содержат __________ .
  4. Тело гриба называется________ или__________, представлено тонкими ветвящимися нитями ___________.
  5. Грибы размножаются _______и ___________ путем.
  6. Бесполое размножение происходит с помощью______, частями  грибницы или_______ (у дрожжей) .
  7. Грибы питаются готовыми органическими веществами, среди них есть ______ и _______.

№2. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Многие грибы являются полезными и питательными. 2. Грибы богаты белком, углеводами. 3. Грибы содержат минеральные вещества: калий, фосфор, серу, магний, натрий, кальций, хлор. 4. Содержат они и витамины: А, витамины группы В, С, большие количества витамина D и витамина РР, которые необходимы для нормального обмена веществ. 5. В грибах также имеются ферменты, которые, ускоряя расщепление белков, жиров и углеводов, способствуют лучшему усвоению пищи. 6.Особенно ценны в пищевом отношении белый гриб, рыжик настоящий, груздь настоящий. 7. Моховик пёстрый, скрипица, опёнок луговой, вешенка, гриб-зонтик, мокруха, рядовки, дождевики - малоизвестные и редко собираемые съедобные грибы.

А) В каком предложении описывается, что грибы богаты органическими веществами?

Б) В каких предложениях говорится, что вещества, содержащиеся в грибах, необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

В) Перечислите все группы веществ, содержащиеся в грибах

№3. Тест

А) Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как

1) по способу питания они являются гетеротрофными организмами

2) их можно встретить в разных средах обитания

3) их клетки содержат органические вещества

4) их клетки имеют оформленное ядро

Б) В чем проявляется сходство в жизнедеятельности грибов и животных:

 1) всасывание минеральных веществ поверхностью гиф

2) питание готовыми органическими веществами

3) неподвижный образ жизни и расселение при помощи спор

4) рост в течение жизни

В) Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями:

 1) использование солнечной энергии при фотосинтезе

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) синтез органических веществ из неорганических

4) выделение кислорода в атмосферу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

Дидактический материал к урокам биологии

Дидактический материал к урокам биологии по теме "Эволюциия животного мира"  Автор:Деглан Светлана Владимировна,учитель биологии, МБОУ СОШ №6 х.Тельман,Гулькевичский район, Краснодарский край....

Дидактический материал ФГОС по биологии для 7 и 9 классов

Вся практика для 7 и 9 класса в соответствии ФГОС в двух документах. Удобно для подготовки к урокам...

Дидактический материал к урокам биологии и математики "Удивительный мир древнего моря в математических заданиях"

Дидактический материал включает в себя интеграцию тем по математики и биологии и может быть использован  в качестве заданий на разных этапах урока по эволюции живой природы....

Дидактический материал к уроку биологии в 8 классе на тему: "Витамины"

Данный материал является готовым продуктом.При изучении темы "Витамины" обучающимся может быть предложена самостоятельная работа по составлению характеристики витаминов, используя план:- сут...

дидактический материал к уроку биологии 5 класс

дидактический материал к уроку биология 5 класс Тема: Природные зоны Земли их обитатели...