урок по теме "Ветер"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Телегина Наталья Ивановна

Урок по биологии 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок раскрывает основные понятия темы, построен с учётом мыслительных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_veter.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: " Ветер "

Цель:

Формирование новых понятий: ветер, бриз

Выяснить: механизм образования ветра

Задачи:

1. Образовательная:

сформировать у учащихся понятие ветер;

представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;

выявить характерные признаки ветра – сила, скорость;

продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.

2. Развивающая:

развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи; развивать мышление, познавательный интерес к предмету

3. Воспитательная:

продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе;

3. Коррекционные:

Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности, коррекция познавательной сферы, внимания, и мыслительных процессов, умения работать в должном темпе.

Тип урока: формирование и обобщение знаний.

Вид: комбинированный урок

Методы: иллюстративно-объяснительный, проблемный.

Оборудование: компьютер, проектор, познавательные картинки, раздаточный материал, презентация

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Планируемые результаты урока: 

Учащиеся формируют понятия ветер, бриз;

представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;

Проблема урока:

Ветер может быть другом, а может приносить беды и несчастья

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент, включающий:

1.Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

1. Организация

Приветствие учеников.

Эмоциональный настрой. 

Добрый день, ребята!

Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо!

Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть.

Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Мотивационный момент.

Улыбайся, освещая всех улыбками!

Ошибайся - веселее жить с ошибками.

Не пугайся - в жизни всякое случается.

Не сдавайся! Всё не сразу получается.

Приветствие учителя

Дети слушают, настраиваются на работу.

  1. мин

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

1.Дидактическая задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
2. Содержание этапа: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
3. Условия достижения положительных результатов: Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

1.Из предложенных свойств исключи лишнее:

а) Не имеет постоянной формы; газообразное тело; принимает форму сосуда, в котором находится; сжимаемость; упругость; имеет цвет; текучесть; при нагревании расширяется; теплопроводность.

б) Какое свойство воздуха показано на слайде?

2.Вставь пропущенные слова.

1 уровень

Что же заставляет воздух перемешиваться? Это различия в температуре воздуха. Тёплый воздух легче, он всегда стремится подняться вверх, а холодный воздух тяжелее, он всегда стремится опуститься вниз. Когда тёплый воздух поднимается, его место занимает холодный.

2 уровень

Что же заставляет воздух перемешиваться? Это различия в температуре воздуха. Тёплый воздух легче, он всегда стремится подняться вверх, а холодный воздух тяжелее, он всегда стремится опуститься вниз. Когда тёплый воздух поднимается, его место занимает холодный.

Учащиеся выполняют предложенное задание, проверяют правильность выполнения.

Учащиеся дают характеристику свойства.

Учащиеся выполняют предложенное задание, проверяют правильность выполнения.

Учащиеся делают вывод на основе повторенного материала.

Вывод: Воздух постоянно движется: тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

3.Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

1.Дидактическая задача этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа: Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
3. Условия достижения положительных результатов: Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

3. Сообщение т/у, постановка цели и задач

Тему урока вы назовете, если правильно угадаете звук.

Что это за звук?

Как будет звучать тема урока?

Целепологание.

Что? Почему? Какой? Как?

Проблемные вопросы урока.

-Что такое ветер?

-Причины образования ветра.

-Виды ветров.

-Как определить направление и силу ветра?

-Значение ветра.

Учащиеся прослушивают запись звука, называют характер звука, формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся, используя вопросы – подсказки определяют проблемные вопросы урока.

4.Введение новых знаний

А) Тактильные ощущения: положите ладонь на различные предметы, лежащие на столе, что вы ощущаете, почему одни предметы на ощупь холоднее, а другие теплее?

Б) Давайте вспомним лето, представьте жаркий июльский день, солнце на небе, зной. Перед вами рисунки различных предметов и объектов, которые нагревает солнце (трава, дерево, асфальт, лист металла, фонтан).

Какие предметы солнце нагревает сильнее?

Вывод: Разные тела нагреваются по-разному.

- Почему в жару хочется искупаться в фонтане?

(Работа с текстом на странице 63 найдите подтверждение нашего с вами вывода)

Разные тела нагреваются по-разному. Твердые тела обычно нагреваются быстрее, чем жидкие, а тела тёмного цвета – быстрее, чем светлого. Тёмный асфальт под лучами солнца раскаляется и сильно нагревает воздух. Поэтому в городе так душно и жарко летом.

Физкультминутка.

В) Движение воздуха днем и ночью 

1. Движение воздуха днем. (Объяснение учителя с использованием презентации.)

Речевая гимнастика

определенное пространство

не может преодолеть

двигаясь сверху вниз

двигается с боков

 вдоль поверхности земли

- работа с текстом учебника на стр. 63 найдите абзац, в котором говорится о перемещении воздуха днём; (Алина зачитывает вслух)

Днём тёплый воздух, нагретый над сушей, поднимается вверх, а его место занимает более холодный воздух. Но тёплый воздух занимает определенное пространство, которое холодный воздух не может преодолеть, двигаясь сверху вниз. Поэтому он двигается с боков вдоль поверхности земли, перемещаясь со стороны воды. Так возникает дневной ветер, дующий с поверхности моря, озера, пруда на сушу.

- Используя полученные знания, расставьте стрелочками путь движения воздуха днем. (Расставляют в тетради, затем один выходит к доске)

2.Движение воздуха ночью. (Объяснение учителя с использованием презентации, работа с текстом учебника)

- работа с текстом учебника на стр. 63 прочитайте абзац, в котором говорится о перемещении воздуха ночью; (Дима зачитывает вслух)

Ночью, когда заходит солнце, земля остывает быстро. Вода же сохраняет тепло дольше. Если вы когда – нибудь купались вечером или ночью, то знаете, что в это время суток вода значительно теплее прибрежного песка. И воздух над водой более тёплый, поэтому он поднимается вверх. На его место с суши перемещаются потоки более холодного воздуха. Теперь воздух движется в другом направлении – с суши на водную поверхность.

- Используя полученные знания, расставьте стрелочками путь движения воздуха ночью. (Расставляют в тетради, затем один выходит к доске)

- Расскажите о движении воздуха днем.

- Расскажите о движении воздуха ночью.

Учащиеся выполняют задание, делают вывод.

Вывод: Предметы нагреваются неодинаково.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Учащиеся находят в тексте учебника материал, зачитывают его.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

Учащиеся проговаривают предложенные словосочетания.

Учащиеся находят в тексте учебника материал, зачитывают его.

Учащиеся выполняют задание на листочках, затем проверяют работу.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

Учащиеся находят в тексте учебника материал, зачитывают его.

Учащиеся выполняют задание на листочках, затем проверяют работу.

Учащиеся рассказывают о движении воздуха днём и ночью.

4.Закрепление учебного материала, предполагающее:

Этап проверки усвоения новых знаний
1.Дидактическая задача этапа: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
2. Содержание этапа: Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

1.Сила ветра. Подбери прилагательные характеризующие силу ветра.

1.ветерок

2.ветер

3.ветрище

(сильный, слабый, тихий)

Эти прилагательные указывают на одну из характеристик ветра – силу ветра. В зависимости от силы ветер может приносить пользу, а может вред. Используя жизненный опыт, и рисунки на слайде расскажите, когда ветер друг, а когда приносит несчастья?

2.Причины образования ветра (исключи лишнее).

Образование ветра.

Разница в нагревании участков суши.

Разница в давлении.

Солнечное излучение.

Учащиеся подбирают прилагательные, объясняют свой выбор.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, используя слайд презентации и свой жизненный опыт.

Учащиеся выполняют задание.

6.Анализ и оценка итогов работы

Обсудить результаты работы и объявить отметки

-выставление отметок в дневник

2 мин.

5.Задание на дом, включающее:

1.Дидактическая задача этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы .
2. Содержание этапа: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
3. Условия достижения положительных результатов: Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

7.Определение и разъяснение домашнего задания

1.Ответить на вопросы стр.63;

2.Творческое задание: найти пословицы о ветре.

- Запись в дневники

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...