урок по теме "Строение цветка"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Огородникова Виктория Васильевна

Урок знакомит учащихся со строением цветка и видами цветов, формирует экологическую культуру и эстетичность. Урок с использованием ИКТ, позволяет формировать навыки работы с интерактивными тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_tsvetka.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Огородниковой Виктории Васильевны  учителя биологии

МКОУ Черчетской СОШ

По программе В.В. Пасечник. Биологи. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс

Тема урока: «Строение цветка»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : модель цветка, проектор, компьютер, учебник, карточки с дополнительными заданиями, 1С: Репититор  Биология, Мультимедийное учебное пособие Биология 6 класс

Список литературы и Интернет-ресурсы:

В.В.Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс Дрофа 2012 год

 http://art-apple.ru/displayimage.php?album=toprated&cat=6&pos=667,

http://festival.1september.ru/articles/509624/, http://galereika.net/, WWW. Pmedia.ru, http://ru.wikipedia.org, http://www.krugosvet.ru/

Учебно-лабораторное оборудование: чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, лупы, цветки шиповника

Целесообразность применения средств ИКТ.  Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий  в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В их числе:

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса;
  • создание учителем  мультимедийных презентаций к разным разделам программ;
  • создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода материалов;
  • создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении  различных тем;
  • создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;
  • использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий;

       Информационно-коммуникационные  технологии  позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

      В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют   развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время  эффективно работают электронные учебники и программы:

  • «Биология.1С Репетитор»
  • «Школьный курс биологии»
  • «Анатомия»
  • энциклопедия Кирилла и Мифодия
  • лабораторный практикум «Биология. 6-11 класс»
  • электронный атлас по ботанике и зоологии

      Все они  содержат обширный материал по всем разделам курса биологии.   В них представлены  фотографии, озвученные видеофрагменты, анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, интерактивные трехмерные модели, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, обширный справочный материал.  Также, совместно с учащимися, разработаны 68   мультимедийных презентаций для  5 – 9 классов, которые используются на уроках. Ребята получают представления о таких явлениях  которые вживую наблюдать невозможно, а так же  экзотических и редких видах животных и растений.  Применение компьютера на уроках биологии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который  делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. 

Описание хода урока:

Тема «Строение цветка»

Цель: углубить знания учащихся о строении растительного организма

Задачи:

Образовательные – Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.

Начать формирование знаний о функциях частей цветка.

Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.

Воспитательные – формирование  любознательности, эстетического вкуса. Бережного отношения к природе

Развивающие – развитие предметно-речевых навыков, обучение приемам аналитическо-синтетической деятельности, развитие навыков работы на компьютере, работы с лабораторным оборудованием.

        Ход урока:

  1. Организация класса

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. У нас в кабинете будет работать аппаратура, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности: не трогать шнуры и приборы.

  1. Актуализация знаний: работа с анимированными тестами за компьютером (слайд  3,4)
  2. Проверка домашнего задания: решение тест-тренажеров в Мультимедийное учебное пособие Биология 6 класс
  3. Изучение нового материала:  тема сегодняшнего урока- «Строение цветка», начать урок хочу со строк стихотворения (слайды 5-8)

Полевые цветы….Полевые…

Васильки и ромашки в лугах…

Ярко-синие и голубые –

На бескрайних Российских полях

Сколько нежности, яркости, света

Вы храните в себе летним днем

Теплым солнцем, весною согреты,

И умытым осенним дождем…

Разукрашены радуги краской

Снежной шубой укрыты зимой

Мать – Земля напоила вас лаской,

Наградила небесной красой.

Красотой цветов любуются люди, красоту цветов воспевают поэты, о цветах много легенд, они имеют символические характеристики. Мы встречаем в своей жизни разные цветы: большие и маленькие, яркие и не очень, ароматные и дурно пахнущие.

  1.Что же такое цветок? Что придает ему все перечисленные качества?

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из почки (слайд 9)

В цветке выделяют следующие части:  цветоножка, цветоложе, чашелистики, венчик состоит из лепестков, тычинки состоят из тычиночной нити и пыльника, пестик состоит из завязи, рыльца и столбика. (слайд10)

Цветоножка и цветоложе образованы стеблевой частью побега, чашечка, венчик,  тычинки и пестик – видоизмененные листья. (слайд 11)

2. Классификация цветов. При просмотре презентации, учащиеся заполняют схему

Классификация цветов

 

3. Строение цветка записывают при помощи формулы (слайд 16)

  1. Закрепление
  1. Выполнить лабораторную работу

Тема «Изучение строения цветка»

Цель: изучить строение цветка на примере цветов шиповника

Оборудование: чашки Петри, препаровальные иглы, лупа, пинцет, цветы шиповника.

Ход работы

  1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик.
  2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.
  4. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.
  5. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?
  6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
  7. Составьте формулу изученного цветка.

Вывод.

  1. Собрать цветок (анимационное задание на компьютере)
  1. Заключение:

В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вам символический подарок. Это пакетики с семенами цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды.

Кроме того, посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашего села, нашей страны, нашей планеты. А если вам нужен будет букет, чтобы подарить маме, вы имеете полное право нарвать букет посеянных вами цветов, потому что вырастили его сами и не наносите урона природе. А еще можно просто позвать маму в сад и сказать: смотри, какие красивые цветы, я их вырастил для тебя и я тебе их дарю – всю клумбу. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Урок- презентация "Строение цветка"

Урок « Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Опыление растений» развивает познавательный интерес, формирует новые знания учащихся.Задачи урока:Сформировать у учащихся знания о цв...

Открытый урок "Выполнение обвязки цветка гвоздики"

Открытый урок проведен в 8 классе с целью закрепления знаний в области вязания крючком по индивидуальным схемам...

Презентация по теме: "Строение цветка. Многообразие цветков"

Данный материал отражает особенности строения цветка (органа, участвующего в половом размножении) поктытосеменных (цветковых) растений, разнообразие цветков, строение  главных частей цветка (пест...

открытый урок тема: " Строение цветка " 6 класс

техналогическая карта к уроку по биологии 6 класс Тема: " Строение цветка"презентация "Строение цветка"...