Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение цветка.
Цели урока: сформировать у учащихся понятия о строении и взаимосвязи частей цветка и его формуле.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка, дать понятие обоеполых и раздельнополых цветков, однодомных и двудомных растениях, сформировать понятие о формуле цветка.
Развивающие: формировать умения учащихся определять типы цветков по их внешнему виду; составлять формулы цветка.
Воспитательная: стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер,экран, школьная доска, иллюстрации цветков.
Оформление доски: записанные на доске дата, тема урока, во время объяснения некоторые термины прописываются на доске.
ХОД УРОКА.
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания (Тест на тему «Строение стебля»)
- Формирование новых знаний.
-Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
Сегодня мы отправляемся в удивительное прекрасное путешествие в царство цветов.
«Цветы – удивительное лекарство для души», одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека.
Но ведь природа создала цветы не только для нас, а скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.
«Чтобы жить – нужны: Солнце, свобода и маленький цветок». Как можно объяснить эти слова знаменитого сказочника Андерсена (необходимо выйти на определение цветок – генеративный орган растения).
- Итак сегодня мы будем говорить о цветах. А у всех ли растений они образуются? (Дети отвечают) Цветки образуются только у цветковых растений. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, а третьи поздней осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения. Давайте более подробно познакомимся с их строением.
-Что же такое цветок? (Ответы детей)
Цветок – это генеративный орган цветкового растения.
Цветок – это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления, полового процесса и образования семян и плодов.(Приложение 1) (Определение записывают в тетрадь)
Цветок - генеративный орган, то есть орган семенного размножения. Однако есть растения, для которых этот утверждение неверно. Это чеснок, живородящие луки. Эти растения размножаются вегетативно - их цветок в процессе развития трансформировался в почку , которая опадает и прорастает. Яркая окраска цветка и запах необходимы для привлечения опылителей. При вегетативном же размножении опылители не нужны. Они также не нужны для ветроопыляемых растений.
Главные части цветка - тычинки и пестик.
Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Она обозначается символом «марса» . Внутри пыльников развивается пыльца, а в каждом пыльцевом зерне находятся 2 спермия – мужские половые клетки. Снаружи пыльца покрыта плотной оболочкой с бугорками, шипами, зубчиками, бороздами. По внешнему виду пыльцы можно определить растение к которому она принадлежит.
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи расположены семязачатки. Из них развиваются семена, а из завязи – плод. Пестик обозначается символом «зеркало Венеры» .
Рыльце – обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Служит для восприятия пыльцы.
Столбик – поднимает рыльце над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливает пыльцу.
Завязь – нижняя, расширенная часть пестика. Содержит семязачаток в котором формируются женские половые клетки –яйцеклетки.
-Ребята , посмотрите на цветок и определите самую заметную часть цветка.
-Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется свободнолепестным. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным.
Свободнолепестные цветки – лепестки венчика раздельные (вишня, яблоня, тюльпан)
Сростнолепестные – лепестки венчика срослись (ландыш, картофель) (Определение записывают в тетрадь)
Чашечка может быть раздельнолепестная и сростнолистная.
Двойной околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположены чашелистики и венчик из лепестков.
Простой околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположен только венчик из лепестков.
-Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и как правило зелёного цвета.
-Ребята, давайте вспомним, что является главными частями цветка? (Ответы детей)
-Как вы думаете, почему околоцветник так назвали? (Ответы детей). Околоцветник получил свое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.
-Ребята, устали? Давайте проведём физкультминутку. (Открывается презентация с зарядкой для глаз)
- Ребята, большинство цветков имеют и тычинки и пестики. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо тычинки, либо пестик называется однополым. Если в цветке только пестики – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например кукуруза, огурец, тыква. Тогда они будут называться однодомными растениями. Вы наверняка слышали от мамы или бабушки: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Что это выражение обозначает? (Ответы детей)
Правильно у огурцов мужские цветки плодоносить не могут, так как у них нет пестика. Они отцветают, а огурчиков нет.
- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые жёлтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если присмотреться внимательно, то где то недалеко находиться другое дерево с невзрачными серовато-зелёными шишечками. Это женские цветки. Эти ратения называются двудомными, так как мужские и женские цветки располагаются на разных растениях. Можно привести ещё один интересный пример. В июне мы все страдаем от тополиного пуха,но не все тополя его пускают. А какие? (Ответы детей)
Правильно, только женские растения тополя . В Древней Греции тоже любили выращивать тополь, так как его крона очень хорошо задерживает пыль. Но они знали об особенности тополя «пылить пухом», поэтому сначала выращивали растения в питомнике. Когда тополь зацветал, греки вырубали женские растения, а мужские растения высаживали в городах и парках.
-Ребята, давайте повторим основные части цветка. Посмотрите на экран и назовите части цветка. (Ответы детей)
-Особенности строения цветка можно записать сокращённо в виде формулы. На экране даны условные обозначения.
О – простой околоцветник
Ч – чашечка
Л – лепестки
Т – тычинки
П – пестик
*- правильный цветок
↑- неправильный цветок
-множество
Количество частей цветка записывается в виде индексов рядом с буквой, обозначающей элемент цветка.
Рассмотрим формулу цветка вишни.
Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика. |
4. Закрепление материала
-Ребята, давайте выполним лабораторную работу «Строение цветка». Открыли тетради для лабораторных работ, записали число, тему, цели и оборудование. План работы на экране.(По иллюстрациям цветков дети выполняют работу).
1.Рассмотрите иллюстрацию цветка. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
2.Подсчитайте число частей цветка.
3.Определите какой у данного цветка околоцветник.
4.Определите какая чашечка и венчик.
5.Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
6.Составьте формулу цветка
5. Домашнее задание
- §28, читать, отвечать на вопросы.
- Рисунок 97 зарисовать.
- Составить формулу цветков, изображенных на рисунке 168,170
Приложение №2
- Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
- Маркова Наталья Леонидовна.
- Лучшая учебно – методическая разработка по предметам естественно- научного цикла.
- Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»
5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?
Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.
-применение на уроке ИКТ предполагает:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
- при активной поддержке учителя;
- постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
- ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.
- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.
- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...
Методическая разработка "Изготовление объёмного цветка из ткани"
методическая разработка...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...