Урок биологии 8 класс "Органы пищеварения" учитель Воротнёва Н.А.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.
Урок по биологии 8 класс
по теме «Органы пищеварения. Зубы.»
Подготовил и провел:
учитель биологии
Воротнёвой Н.А.
Цели:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:
механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_8_klass.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.
Урок по биологии 8 класс
по теме «Органы пищеварения. Зубы.»
Подготовил и провел:
учитель биологии
Воротнёвой Н.А.
Цели:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:
механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.
Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:
осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
навыков частично-поисковой деятельности;
умение применять полученные знания в собственной жизни.
Воспитательные:
формировать умение вести диалог, выслушивать друг друга;
познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней и пищеварение в ротовой полости.
Оборудование: рельефная таблица “Строение пищеварительной системы”, расческа с начесанной ватой, зубная щетка, ломтики лимона.
На доске:
Эпиграф: “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).
Афоризм: Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Учитель:
Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились со значением пищи и ее составом. Давайте вспомним то, что вы уже узнали.
1.Зачем нашему организму необходим кислород?
2.Что такое пищеварение?
3.Какая система в организме человека переносит питательные вещества к клеткам и тканям?
4.Рассмотри рисунок, назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами.
5. Подумайте, и ответьте на вопрос: какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в химической обработке?
6. Выполнение тестирования
Изучение нового материала.
Учитель:
Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какова тема урока? (ответы детей) Какой первый отдел пищеварительного канала? (ответы детей) Правильно, ротовая полость. Запишем тему нашего урока «Органы пищеварения. Зубы.» (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).
Учитель рассказывает о строении ротовой полости:
Работа с учебником: с.126: Какую роль выполняют губы? Ответы детей (Захватывание пищи, определение её качества)
Учитель: Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи)
Учитель: Переходим к рассмотрению второго вопроса плана. Каково же строение челюстей у человека? Работа с таблицей и рисунком 62 учебника.
Выполняют задание: работа с учебником (прочитать текст на стр.129 и ответить на вопрос) Вопрос: Сколько у человека зубов? Дайте классификацию зубов по форме и функциям.
Учитель: п/р Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный. (Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу)
Рассматриваются типы зубов, их значение.
Учитель: Рассмотрим строение зуба (рисунок в учебнике стр. 65). Внимательно прослушав текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.
Текст: Части зуба: коронка, шейка, корень. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости, покрыт цементом. Коронка зуба покрыта эмалью – самым прочным веществом в организме человека, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий. Основная масса коронки и корня зуба состоит из дентина. Внутри зуба находится полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. Через неё осуществляется питание ткани зуба.
Вопросы: Где расположен корень зуба? (В ячейке челюстной кости)
Чем покрыт корень зуба? (Цементом)
Чем снаружи покрыта коронка зуба? (Эмалью)
Как называется самое прочное вещество в организме человека? (Эмаль)
Какие функции выполняет эмаль зуба? (Предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий)
Из какого вещества состоит основная масса коронки и корня зуба? (Из дентина)
Что такое пульпа? (Полость внутри зуба, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания)
Каково значение пульпы зуба? (Питает ткани зуба)
Учитель: Как же нужно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми и красивыми?
Сообщение «Уход за зубами»
Учитель: Давайте вспомним, из каких этапов состоит процесс пищеварения?
Ответы детей: (Механической и химической обработки пищи)
Учитель: Где происходит механическая обработка пищи? (В ротовой полости)
Учитель: Какие железы нашего организма участвуют в химической обработке пищи?
Рассказ учителя с использованием таблицы
Железы пищеварительной системы:
А) печень
Б) поджелудочная железа – железа смешанной секреции
Какой гормон она выделяет в кровь? Какое заболевание развивается у человека, если поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина? О том, как поджелудочная железа и печень участвуют в пищеварении, вы узнаете через урок.
В) мелкие железы слизистой оболочки полости рта, желудка и кишечника
Г) слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные; (п/р находят местоположение слюнных желез)
Все слюнные железы человека выделяют более 1 л слюны в сутки.
Работа с учебником: с.153: Вопрос: Какие функции выполняет слюна? Ответы детей: (Смачивает пищу, убивает бактерии, расщепляет крахмал до глюкозы). Вопрос: Благодаря каким веществам слюна может выполнять такую роль в организме? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим её состав.
Обучающиеся записывают в тетрадь состав слюны, затем разбираются понятия: ферменты, катализаторы.
На доске схема рефлекторной дуги
Учитель: Вспомните какие рефлексы мы изучали в 7 классе?
Учитель приводит примеры рефлексов:
1) Один берет в рот ложку, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный рефлекс.
А вот другой пример. 2) Представьте, что вам принесли чай с ароматным лимоном. (учитель показывает лимон, затем его разрезает).Вопрос: Что вы чувствуете? (Ответы детей: приятный цитрусовый запах!) Вы почувствовали, что во рту скопилась слюна? Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. Итак, слюна выделяется рефлекторно.
Учитель: Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку.
Рассматривается акт глотания и передвижение пищи по пищеводу в желудок. (по таблице рассматривают, где находится желудок), затем продвижение пищи в кишечник и прямую кишку.
Закрепление.
Проблемный вопрос: Давайте вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен? (ответы детей)
1) Выполнение тестового задания (взаимопроверка)
2) Работа с таблицей. Перечислите и покажите на рельефной таблице органы, образующие пищеварительный канал. (Пищеварительный канал состоит из ротовой полости - глотки - пищевода - желудка -тонкого кишечника - толстого кишечника).
3) Какие органы и вещества в ротовой полости человека выполняют следующие функции:
механическое измельчение пищи (язык, зубы);
образование пищевого комка (слюна, язык);
частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);
определение качества пищи и ее температуры (язык);
орган речи у человека (язык, зубы, губы).
4)Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы:( Один учащийся находит лишний орган, а другой объясняет, почему он лишний. Затем показывает органы пищеварения на таблице):
рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как это пригодится вам в жизни?
Д/з п.30, 31, проверить свои знания, ответив устно на вопросы стр.128, 131. Зарисовать строение коренного зуба человека и подписать его части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Урок биологии "Витамины" учитель Воротнёва Н.А.
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка. Тема: Витамины и их роль в организме человека. Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цель:...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...