Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения
статья по биологии по теме

Останина Светлана Константиновна

В статье отражены проблемы и пути их преодоления при переходе на ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Останина Светлана Константиновна, учитель биологии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

                Мы живем в  обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80-х годов XX века, постепенно нарастает неудовлетворённость  результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного образования были конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.[2] Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в реформирование системы  образования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

              В 2012-2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации ФГОС второго поколения в пятых классах. Согласно новому стандарту изучение биологии  начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета. [4]

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

   

Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). [1] В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития УУД  лежит системно-деятельностный подход. [3]    

         Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?  Вот перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:

  1.  Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным, так как бюджетные деньги, выделенные,  для этой цели пришли в январе 2011 года, когда учебники всех линий находились в разработке. Соответственно пришлось заказать линию того автора, по которому работала ранее (Пасечник В.В., издательство «Дрофа»), хотя не все в этой линии устраивает.
  2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют ожиданиям:

Достоинства учебника

Недостатки учебника

  • Введение дает правильное представление о биологии
  • Хорошо иллюстрированный, много фотографий, схем
  • Тексты параграфов структурированы
  • Удобный формат
  • Некоторые определения даны очень сложно для пятиклассников
  • Мало разноуровневых заданий
  • Практически не встречаются задания на развитие УУД

      Кроме того, методические рекомендации и  электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу. Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает вопрос, как Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС?

  1. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?
  2. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?

 Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем:

  1. Курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогло разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения;
  2. Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5-ого класса в соответствии с требованиями ФГОС;

 Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. [5]

  1. Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной); использование  ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
  2. Создание программы формирования универсальных учебных действий для всей школы, рабочей группой из учителей-предметников и учителей начальной школы под руководством администрации. Такая программа позволит избежать разногласий и обеспечит системно-деятельностный подход.

В результате моей работы  я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания. Но пока стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. В заключении хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся образовательной системы.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.
  2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение. 2011. – 54 с.
  5. Федеральный государственный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

"Трудности при переходе на ФГОС второго поколения и пути их преодоления"

Презентация для выступления с основными тезисами по теме....

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Презентация по теме:Проблемы и ипути их решения в преподавании биологии при переходе на стандарты второго поколения в основной школе

Презентация рассматривает проблемы в преподовании предмета биологии при введении ФГОС ООО...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...