Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения
статья по биологии по теме
В статье отражены проблемы и пути их преодоления при переходе на ФГОС второго поколения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Останина Светлана Константиновна, учитель биологии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Мы живем в обществе, которое характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих нашу жизнь. Начиная с конца 80-х годов XX века, постепенно нарастает неудовлетворённость результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. Ориентирами школьного образования были конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.[2] Задача современной школы уже не может состоять в том, чтобы просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику. Таким образом, появилась необходимость в реформирование системы образования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Все это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
В 2012-2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по апробации ФГОС второго поколения в пятых классах. Согласно новому стандарту изучение биологии начинается теперь не с шестого, а с пятого класса. Стандартом также определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета. [4]
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ, питание, дыхание, рост, размножение);
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
- различение на таблицах частей клетки, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Достижение данных результатов становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). [1] В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся, а в основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. [3]
Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Вот перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в пятом классе:
- Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным, так как бюджетные деньги, выделенные, для этой цели пришли в январе 2011 года, когда учебники всех линий находились в разработке. Соответственно пришлось заказать линию того автора, по которому работала ранее (Пасечник В.В., издательство «Дрофа»), хотя не все в этой линии устраивает.
- Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец – то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось, что он не совсем соответствуют ожиданиям:
Достоинства учебника | Недостатки учебника |
|
|
Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ в середине мая текущего года, когда учебный год подошел к концу. Рисунки в рабочей тетради не соответствуют рисункам учебника. Возникает вопрос, как Министерство образования рекомендует УМК и ставит гриф соответствия ФГОС?
- Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?
- Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?
Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем:
- Курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогло разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения;
- Разработка собственной рабочей программы по биологии для 5-ого класса в соответствии с требованиями ФГОС;
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. [5]
- Применение на уроках активных методов обучения. К ним относятся методы проблемного обучения; разные формы совместной работы (групповой, парной); использование ИКТ и другие. ИКТ в процессе обучения биологии не только повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, но и способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
- Создание программы формирования универсальных учебных действий для всей школы, рабочей группой из учителей-предметников и учителей начальной школы под руководством администрации. Такая программа позволит избежать разногласий и обеспечит системно-деятельностный подход.
В результате моей работы я пришла к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок, не ограничивает учителя в выборе средств и методов преподавания. Но пока стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. В заключении хочется сказать, что стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся образовательной системы.
Литература
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.
- Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальной ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение. 2011. – 54 с.
- Федеральный государственный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 50 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
"Трудности при переходе на ФГОС второго поколения и пути их преодоления"
Презентация для выступления с основными тезисами по теме....
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Презентация по теме:Проблемы и ипути их решения в преподавании биологии при переходе на стандарты второго поколения в основной школе
Презентация рассматривает проблемы в преподовании предмета биологии при введении ФГОС ООО...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...