урок на тему "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Абдуллина Раушания Юнировна

1.     История исследования.

2.     Название

3.     Наука лихенология

4.     Место заселения

5.     Строение

6.     Типы строения слоевища

7.     Размножение

8.     Практическое значение лишайников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лишайники.

Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.

Задачи:

  1. Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.
  2. Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.
  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.

Оборудование: коллекция лишайников, учебник 7 класса, тетрадь, карандаш простой.

Ход урока

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

  1. История исследования.
  2. Название
  3. Наука лихенология
  4. Место заселения
  5. Строение
  6. Типы строения слоевища
  7. Размножение
  8. Практическое значение лишайников

IV. Закрепление материала

V. Домашнее задание

I. Организационный момент

Приветствие ребят. Учитель  отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Учитель (демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу): К какому царству живых организмов относится данный объект?

Ответ учащихся: Это растение.

Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?

Учитель: Это лишайник. Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» 

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала

  1. История исследования.

Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.

  1.  Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе «Система природы» описал 90 видов лишайников и включил их в состав  водорослей.
  2.  Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году  немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
  3.  В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.

2.      Название.  Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

3.   Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

4. место заселения

       Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению).

5. Строение лишайников          

     Тело лишайника – слоевище -  состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).

Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.                                                                                                                                                                                                                   

6 . По типу строения слоевища лишайники поделены на 3  группы:

     Накипные

Характерной их особенностью является похожесть на корочку («накипь»). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис, умбиликария цилиндрическая, бацидия.

     Листоватые

  Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризины. Представители: пармелия, ксантария

. 

    Кустистые

Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: кладония, ягель или «олений мох», вислянка или «бородатый мох», алектория, цетрария исландская или «исландский мох».

7.Размножение лишайников:

  1. Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.
  2. Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

          Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.

  1. Значение лишайников.

                                          Значение в природе:

А)  Играют  роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б)  Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются  северными оленями,  маралами,  косулями, лосями, беспозвоночными животными.

В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

                                       Значение в жизни человека:

 А)  Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

Б)  Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу

В)  Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г)  Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

 Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка

IV. Закрепление материала

  1. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

(состоят из двух организмов)

V. Домашнее задание:

     Подготовить сообщения по теме:

   «Лишайники, занесенные в Красную книгу»



Предварительный просмотр:

Сказка о значении лишайников.

Автор: Бежал, бежал Дима и вдруг увидел крошечное «деревце», такое маленькое, как будто пришло оно из сказки про лилипутов.

Дима: А это что за чудо? Неужели здесь живут гномы?

Олений мох: Нет, ты ошибся, мальчик. Я не из сказки. Я издавна расту в тундре,
только расту очень медленно - по несколько миллиметров в год. Поэтому я такой маленький. А зовут меня «олений мох», или ягель. И между прочим, из всех моих родственников я самый большой -15 см высотой, чем и горжусь.

Дима: И это ты называешь «большой»? Тогда я великан.

Олений мох: А ты надо мной зря смеешься. Из-за того, что я маленький, мне не
страшны ни лютый мороз, ни сильный ветер. А олени без меня жить не могут, даже под снегом находят зимой по запаху. Но так как я расту очень медленно, оленям все время приходится менять место выпаса. И возвращаются они назад только через 10-15 лет. Также нас в пищу могут использовать и другие животные: это свиньи и овцы, поедающие кладонию листоватую и оленевидную.

Гирофора съедобная: Что ты хвастаешься?

Дима: А ты кто?

Гирофора съедобная: Я, гирофора съедобная, листоватый лишайник, растущий на скалах. Меня тоже употребляют в пищу. В Японии из меня изготовляют различные блюда.

Аспицилия съедобная: я , аспицилия съедобная, листоватый лишайник, обитаю в степной и полупустынной зонах, меня употребляли в пищу древнегреческий народ, которые странствовали по пустыне и  бедствовали от нехватки пищи ( варили кашу и пекли лепешки. )

Автор: Лишайники поселяясь на голых скалах, выделяют лишайниковые кислоты и разрушают их. Разрушая и разъедая горные породы, лишайники начинают создавать почву для других растений. Климент Тимирязев писал «Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, выпашется ли валун, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник..».


Дима:  Какие это лишайники?

Гирофора: Это неприхотливые накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки.

Дима:  Теперь мне понятно, почему вас называют первопроходцами, пионерами - растительности. Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение.
Я слышал, что еще в древние времена лишайники являлись
чудодейственными лечебными растениями. Так ли это?

Автор:  Да, лишайниковые кислоты обладают антибиотическим действием.

Усиновая  кислота: Я усиновая кислота, - сильный антибиотик  (при ангине), который используют в медицине и  в ветеринарии. Индейцы и китайцы употребляют некоторые виды лишайников как отхаркивающее средство, в Индии пельтигеру собачью используют от болезней печени, в северных странах пьют отвар из цетрарии исландской при воспалении дыхательных путей.

Эверния сливовая (дубовый мох): Я эверния сливовая или дубовый мох. Из меня извлечено вещество резиноид, который используют в парфюмерной промышленности для закрепления аромата. Поэтому меня добавляют в духи, одеколоны и душистые мыла. Кроме этого меня применяют в странах Северной Африки для ароматизации хлеба.

Автор: Охролехию виннокаменную, растущую на скалах и почве в северных районах местные жители используют как красители, а из некоторых получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория.

Дима: Я слышал, что иногда вас называют «чистюли». Почему? объясните

Эверния сливовая: Да, потому что мы не выносим дыма, копоти, сернистых газов.

Олений мох: Мы индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Чем больше индустриализирован город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается в нем различные виды лишайников, тем меньшую площадь они покрывают на стволах деревьев, и тем ниже их жизнеспособность.

Усиновая кислота: При повышенной степени загрязненности воздуха первыми исчезают

кустистые лишайники, за ними - листовые и последними - накипные.

Автор:  Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы познакомились с

удивительной группой низших растений - лишайники. Берегите нас. Не сдирайте с коры

деревьев. Ведь лишайники создают

неповторимый ландшафт наших лесов, тундр, горных районов.

Вспомните, как медленно мы растем, какие героические усилия

прикладываем, чтобы выжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...